Литература по ораторскому искусству

В конце книги приводится рекомендуемая литература по деловому общению и ораторскому искусству, дополнительная литература к каждой главе и литература по конкретным вопросам делового общения, не вошедшим в книгу. Автор полагает, что самостоятельно освоить эти темы легче, овладев основами делового общения и ораторского искусства, на что нацелено данное пособие.  [c.4]


Литература по ораторскому искусству  [c.352]

Все три науки являются науками речевого воздействия, из которых наиболее ранняя — риторика. Классическая риторика была наукой наук, поскольку на нее опирались и музыка, и живопись, и литература, а не только ораторское искусство. Она оставалась такой до начала XIX века. В дореволюционной России риторика входила в школьные курсы, в советское время оказалась забытой, поскольку упала необходимость в том изощренном воздействии интеллектуального порядка, которое она давала. Нечто подобное произошло в средние века, еще один период упадка риторики сравнительно с античностью. В это время сила слова измерялась не вербальной изощренностью, а степенью его соответствия слову святому, то есть Библии. Считалось, что святое слово и так победит слова нечестивые, так что упражняться в риторике не имело смысла. Риторику еще определяют (уже в современных терминах) как науку об оптимальной коммуникации, как науку об эффективной коммуникации, что вполне соответствует интересам ПР. А. Ми-хальская напоминает о другом известном высказывании право на власть — это всегда право на речь1.  [c.531]


Риторика в классическом понимании задавала наиболее эффективные формулы речевого воздействия, в которых были заинтересованы как античность (что приводит к ораторскому искусству), так и средние века (что приводит к науке о построении проповеди — гомилетике). Гомилетику "Полный православный богословский энциклопедический словарь" (Т.1. — б.г. — С. 661) определяет как "церковно-бо-гословскую науку, излагающую правила церковного красноречия или проповедничества". Упоминание средних веков в этом контексте не противоречит предыдущему абзацу. Достаточно мертвым было содержание речи того периода при сохранении внимания к форме. Как написал Виктор Гофман, "основной категорией публичной речи была лекция-проповедь, содержанием которой в основном являлись теологические фикции. Публичная речь была ораторской только по форме. Здесь таится разгадка неоднократно констатированного в литературе факта поразительной непо-  [c.531]