Герменевтика

ПОНИМАНИЕ — способность осмыслить, постичь содержание, смысл, значение чего-либо, осознание, отражение в мозгу индивида связей между предметами и явлениями реального мира одна из сторон мышления, познание объективной действительности. Существует особая наука — герменевтика — искусство и теория толкования текстов. Без П. как осознанного состояния субъекта невозможно продолжение общения. Для П. характерно ощущение ясной внутренней связности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логическая упорядоченность, ясное "видение" причинно-следственных связей, когда ранее механически перечисляемые факты объединяются в единую логическую систему. Возможно ясное ощущение субъектом связности и осмысленности явлений и без усмотрения их логического каркаса. В этом случае явление выступает как направленное на некоторую цель, сопоставимую с целями данного субъекта человек понимает поведение др. человека, его мысли, мотивы. Возможно П. на основе сопереживания, обмена эмоциями. К психологическим механизмам П. относятся идентификация, проекция (сознательное или бессознательное перенесение субъектом собственных мыслей и чувств па др.), эмпатия (проникновение в переживания др. человека), инсайт (внезапное и невыводимое из прошлого опыта П. др. человека или ситуации), интуиция.  [c.261]


Герменевтика, теория литературы, теория мифа  [c.547]

Герменевтика представляет собой искусство понимания (истолкования). Человечество все время оперирует с текстами. Священные тексты прошлого требовали более внимательного прочтения, чем тексты массовой культуры сегодняшнего дня, поэтому возникновение герменевтики вполне объяснимо.  [c.547]

Мы стремимся перейти от знака к значению и ищем авторитетные пути такого перехода. В том числе прошлое обладало также традицией аллегорической интерпретации, когда в словах искался очень глубинный, часто мистический смысл. Поэтому Г. Шлет видит в истории два вида герменевтики "В первом случае слово как знак, подлежащий истолкованию, указывает на "вещь", предмет и на объективные отношения между вещами, которые вскрываются путем интерпретации, и сами эти объективные отношения, очевидно, связывают сообщающего о них во втором случае слово указывает только намерения, желания, представления сообщающего и интерпретация так же свободна и даже произвольна, как свободно желание сообщающего вложить в свои слова любой смысл или много смыслов, поскольку это соответствует его намерениям"1.  [c.547]


Герменевтика история и современность. — М., 1985  [c.551]

Михайлов А.А. Современная философская герменевтика. Критический анализ. — Минск, 1984  [c.551]

Герменевтика (в переводе с греческого - разъясняю, истолковываю)- это наука о понимании.  [c.14]

В герменевтике — понимание есть работа сознания, направленная на смысл, некоторое идеальное содержание воплощенных в материальных телах явлений культуры. Воплощая эти смыслы, идеальные содержания, становясь их носителями, соответствующие материальные тела приобретают знаково-символьную функцию.  [c.65]

В рамках этого направления возникает понятие герменевтического круга, это понимание части с точки зрения целого, а целого — с точки зрения частей. В принципе герменевтика стремится понимать текст даже лучше, чем сам его создатель. Или, как пишет Х.-Г. Гадамер "Художник, создающий образ, не является его признанным интерпретатором. В качестве интерпретатора он не является высшим авторитетом, не имеет никакого принципиального преимущества перед реципиентом, поскольку он сам себя осмысливает, он выступает как собственный читатель"2. Г. Шлет формулирует круг следующим образом нельзя интерпретировать без знания логики и грамматики, но сам говорящий облекает свою речь в форму логическую и грамматическую, уже заранее обладая пониманием того, что хочет сказать3. Он же приводит такие каноны герменевтики, сформулированные ее создателем Фр. Шлейермахером  [c.547]

Тип знаковости, с которой работает герменевтика, — это символ. П. Рикер так определяет его "Я называю символом всякую структуру значения, где один смысл, — прямой, первичный, буквальный, означает одновременно и другой смысл, косвенный, вторичный, иносказательный, который может быть понят лишь через первый". Соответственно, отталкиваясь от подобного понимания символа, он приходит к понятию интерпретации "это работа мышления, которая состоит в расшифровке смысла, стоящего за очевидным смыслом, в раскрытии уровней значения, заключенных в буквальном значении"10. Переход от знака к значению особенно неоднозначен в сферах, где код (грамматика) возникает в самом процессе восприятия, как это имеет место, к примеру, в кино. За счет этого расхождения в восприятии киноискусства столь часто звучат обвинения в элитарности, заумности.  [c.549]


В классической герменевтике речь идет о двух видах понимания — грамматическом и психологическом (как раз Шлей-ермахеру принадлежит заслуга в разработке последнего). В современных терминах это лингвистическое и историческое (как бы реальное понимание личности пишущего, цепи его поступков). В рамках грамматического понимания устанавливается основное значение слова и его данное контекстное употребление. И здесь мы выходим на сближение герменевтики и ПР на базе коммуникации. Ведь как пишет Г. Шлет "Сообщение есть та стихия сознания, в которой живет и движется понимание. Сообщаемое — сфера герменевтики. Data, которые ведут к предмету понимания и на которых организуется все его содержание, — слова, как знаки"11.  [c.549]

Почему ПР заинтересована в герменевтике Совершенно понятно, что интерпретация коммуникаций, проводимых в рамках ПР, должна строиться с учетом всех возможных вариантов. К примеру, предварительный просмотр рекламных предвыборных роликов включает работу десятка разных специалистов, которые пытаются предугадать различные возможные негативные последствия их не той интерпретации на экране. У герменевтики есть еще одна важная с точки зрения ПР особенность — это резкое завышение позиции интерпре-танта. Мы постоянно и в других направлениях старались подчеркивать именно этот аспект из-за того, что завышение роли аудитории весьма важно для ПР. Без точного знания своего сегмента аудитории невозможно создать вариант эффективного сообщения. И герменевтика, и ПР "центрированы" на сообщении и на аудитории. П. Рикер видел как бы две герменевтики одна направлена на восстановление пропущенного, другая — на создание новых символов. При этом он приходит к весьма важному для нас выводу "Необходимо еще понять, что система противонаправленных фигур фигур, устремленных вперед, и фигур, которые отсылают к символизируемому, к тому, что уже существует, — это одна и та же система"13. Это важно как тип руководства для ПР, когда создание новых символизации необходимо должно опираться на законы той же системы. И даже общая цель герменевтики весьма напоминает требование гармонизации отношений, нередко возникающее в том или ином из определений ПР. Как  [c.550]

Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. — М., 1995  [c.551]

Шпет Г.Г Герменевтика и ее проблемы // Контекст. 1989-1992. — М., 1989 - 1992.  [c.551]

Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы // Контекст. — М., 1989. — С. 234-235.  [c.568]

См. Габитова P.M. "Универсальная" герменевтика Фридриха Шлейерма-хера // Герменевтика история и современность. — М., 1985. — С. 82-84.  [c.568]

В этой работе объясняется, что такое паблик рилешнз, определяется сфера их деятельности, анализируются основные подходы, общие и конкретные стратегии, инструментарий этой науки. Кроме того, определяется коммуникативное пространство, дается обзор наук коммуникативного цикла, значимых для ПР, а именно теория коммуникации, герменевтика, теории переговоров и разведки, конфликтология, семиотика и др.  [c.624]

Герменевтика. Структура понимания. Потребление как текст. Социальное конструирование идентичности (принадлежности). Знак. Знак-объект. След. Символ. Фирменная марка. Лояльность фирменной марке. Интертекст.  [c.13]

Гадамер в своей работе Истина и метод занят методами изучения письменных текстов. Даже в этом узком объеме герменевтика имеет прямое отношение к поведению потребителей как читателей газет, журналов, книг, составляющих огромный рынок. Здесь возникает реальная проблема что писал автор и что прочел читатель, который на этом основании делает вывод о том, является ли прочитанное гениальным творением или чепухой.  [c.14]

Анализ интерпретации действий восходит к традициям герменевтики. Начиная с герменевтики Шлейермахера, замысел герменевтического подхода выходит за пределы толкования текстов и распространяется на понимание любого странного дискурса. Странность очерчивает границы непосредственного понимания и строящегося на его основе предположения. При ее появлении исключен обмен утверждениями предсказуемого и механического содержания. Возможным становится лишь дискурс, который претендует на реконструкцию оценок и намерений собеседника (S hleier-ma her, 1987/1826, pp. 156-162). Отношение между пониманием в общем и улавливанием деталей лежит в основе герменевтического размышления, это два симметричных движения, дополняющие друг друга в замысле знаменитого герменевтического круга. Прямые и обратные связи между общими принципами и конкретным дискурсом заставляют нас интерпретировать, и здесь уместна аналогия с противоречием между общими рамками действия и собственно действием, противоречием, с которым мы сталкиваемся при решении задачи координации действий. Охватывание сущности, целого может базироваться в письменном дискурсе на общих ориентирах (предисловии и содержании) и на методах общего восприятия (листание) (id., р. 176). Рикер продолжает эту традицию, переходя от толкования текста к толкованию действия. Он настаивает на внимании к отпечаткам, документам, памятникам , которые являются конституирующими элементами действия в той же мере, в какой  [c.99]

Унифицирующее понятие информации способно обеспечить анализ разнообразных проблем, возникающих по мере удаления от координации посредством чистой и совершенной конкуренции. С формулировки гипотезы о совершенной информации начинается движение, побуждающее исследователя заинтересоваться в том, что индивид знает и как он предвосхищает действия других. Именно на этом этапе исследовательская программа включает проблему интерпретации, которая является центральной для герменевтики, но игнорировалась ранее экономической теорией. Саймон озабочен проблемой построения индивидом рамок осуществления выбора и его избирательным вниманием к различным элементам ситуации, отраженном в суждениях (Simon, 1981/1962, pp. 206-207). Данная избирательность связана с потребностью в уместности и связности действий, эти требования трудно описать с помощью понятия информации, играющей роль всеобщего эквивалента. Понятие информации стирает различия в формах знаний, необходимых для интерпретации и вынесения суждений.  [c.106]

Теория маркетинга (2002) -- [ c.80 ]