Пышиип до недавнего времени видным идеологом ортодоксального неоклассич. течения Хиробуми Удзава теперь атакует традиционные неоклассич. постулаты об однородности и неограниченной делимости производств, капитала, о жёсткой связи между капиталовооружённостью и нормой прибыли, к-рые закрывают путь к теоретич. объяснению симбиоза инфляции и безработицы в сов р. условиях. [c.597]
Идеология ортодоксального металлизма (orthodox metallism ideology) — в эпоху металлических стандартов денежные власти придерживались так называемой идеологии ортодоксального металлизма, которая четко обозначала принципы и цели денежно-кредитной политики стабильность валютного курса, низкая инфляция и предсказуемая политика центрального банка. В сфере бюджетно-налоговой политики ортодоксальный металлизм также подразумевал предельно низкий объем государственных расходов по отношению к ВВП и ограничение финансирования госбюджета за счет денежной эмиссии. [c.100]
В Центральной Европе, в бывших странах народной демократии, люди оказались более мобильными, меньше жили при социализме, меньше связывали с ним свои надежды, и потом, там никогда не был под корень вырублен частный сектор, как у нас. И все же не только это. Казалось бы, уж до чего ортодоксальна компартия Китая, которая изо всех сил противится проникновению либеральных идей в свою страну. А на самом деле все куда проще в Китае нет и никогда не было коммунистической партии. Есть партия Гунчань-дан, иероглифы которой расшифровываются так гун — общий, чань — собственность, дан — партия. Партия общей собственности. КПК — это иероглиф исключительно для внешнего мира. Вот одно из обстоятельств, которое объясняет успех реформ Дэн Сяопина. Эта восточная изощренность поистине поразительна Причем традиционные этикетки западной идеологии — партия левая , партия правая тут оказываются как бы даже неуместными, лишними. [c.273]
Более того, применительно к России, имеющей богатый опыт, учитывая важность как инструментов плана, так и инструментов рынка, следует заставить их поработать на идею социализма, так и не осуществленную в нашей стране. Речь идет не о дискредитировавшей себя экономике неэффективной и безнравственной модели ортодоксального советского социализма и не о идее безрыночного коммунизма марксистского типа. Социалистическая идея — это доктрина высших нравственных ценностей и в первую очередь альтруизма высшего типа социальная справедливость, бескорыстная забота о благе других, не отрицающая рынок, которую можно без преувеличения противопоставить идее капитализма даже в самой совершенной ее форме — смешанной рыночной экономике с ее социальными достижениями. Безнравственность и кризисность абсолютизации рыночного направления развития экономики уже проявилась в так называемой мировой идеологии золотого миллиарда (группы наиболее развитых стран, обеспечивающих свои интересы за счет менее развитых стран). В этом отношении показательны высказывания вице-президента США А. Гора в недавно изданной книге Земля на чаше весов . Он пишет, что, несмотря на гигантское развитие экономики, американское общество потребления зашло в тупик. Потребительская цивилизация постепенно подводит нашу планету к гибели. Причину этого явления он видит в забвении нравственных начал [c.337]
Модели смешанной экономики, сформировавшиеся после второй мировой войны, проявляли в процессе своего развития все большие сходства. Эта тенденция развивалась до начала 70-х годов, но экономический кризис 1974-1975 гг. кардинально изменил ситуацию. Разочарования New E onomi s, пронизанной кейнсианской идеологией, охладили энтузиазм по отношению к планированию и централизованному согласованию действий. В результате вновь оживился интерес к концепциям ортодоксального монетаризма. [c.206]
Великой Октябрьской социалистической революции буржуазные идеологи пытались подвести теоретический фундамент под антикоммунистическую пропаганду, направленную против единственной тогда в мире страны социализма. Центральное место в буржуазной экономической литературе 20—40-х годов занимает вопрос о так называемом экономическом расчете (т. е. рациональном распределении ресурсов) при социализме. Ортодоксальные либералы Л. Мизес, Ф. Хайек (Австрия), немецкий социолог и экономист М. Вебер с позиций неприкрытой апологетики капитализма и частной собственности выступили с теорией логической и практической неосуществимости социализма . Обоснованием этого тезиса служило утверждение, что при социализме из-за ликвидации стихийного рынка факторов производства будто бы отсутствует экономический механизм, который должен обеспечивать рациональное распределение ресурсов. Экономисты-реформисты буржуазного и социал-демократического толка (А. Лернер в США, А. Пигу, Г. Ди-кинсон и Р. Холл в Англии и др.), напротив, предполагали возможность рационального использования ресурсов при социализме и его более высокую эффективность по сравнению с капитализмом. Однако, не мысля функционирование хозяйства без стихийного рынка, они конструировали механизм регулирования пропорций социалистического воспроизводства по образу и подобию механизма капиталистической конкуренции. Реальному социализму противопоставлялись гипотетические модели конкурентного социализма (например, модель И. Шумпетера). Характерной чертой этих моделей является утверждение о совместимости социализма с частной собственностью, искажение социалистических экономических категорий, механическое их перенесение в капиталистическую систему производственных отношений (особенно это характерно для таких кате- [c.386]