В результате охарактеризованных выше глубоких и радикальных реформ к началу XXI в. в Республике Башкортостан формируется своеобразная экономическая система, имеющая, собственные черты, значительно отличающиеся от экономических систем других регионов и России в целом. Эта специфика определяется такими критериями как характер установившихся ведущих функциональных связей в экономической системе РБ, формы хозяйствования и производства, формационные и цивилизационные характеристики экономики, степень сложности и изменчивости экономической системы и т. д. [c.66]
Цивилизационный критерий характеризует экономическую систему не только по экономическим параметрам, но и по этапам ее исторического развития исходя из взаимодействия экономических и внеэкономических факторов этических, социально-творческих, религиозных, демократических ценностей, национальных традиций, географических, природно-климатических условий и т.д. С этих позиций экономическая система РБ является разновидностью специфической евразийской цивилизации, имеющей своеобразные черты как в мировом масштабе, так и в рамках Российской Федерации. [c.68]
Каково содержание экономической системы РБ с точки зрения ведущих функциональных связей в экономике, форм хозяйствования, фор-мационной принадлежности и по цивилизационному критерию [c.78]
Во всех экономических системах - и формационных и цивилизационных, во всех видах экономики - традиционной, рыночной, командно-регулируемой и смешанной, при всех формах хозяйствования - и натуральной, и товарной, -существует один экономический фактор, который предопределяет содержание функционирования этих систем, все правила игры во всякой хозяйственной деятельности. Этот фактор - собственность. [c.49]
Формация — основа. Цивилизация — диалектика формационных структур, их окультуривание, одухотворение, возведение в ранг человеческих ценностей. Формация — фундамент. Цивилизация — современная общественная форма ее существования с учетом и синтезом всех ценностей, богатств человеческой истории. Поэтому я могу совершенно однозначно и ясно выразить свою точку зрения. Цивилизация не снимает, не оттесняет Формацию. Тем более не должна противопоставляться ей. Это диалектическое единство. И именно оно говорит о том, что цивилизационный подход может заменить фор-мационный, только вобрав в себя формационный, приобретя тем самым его стройность, логичность, превратившись в субординированную систему, а не отвергая и отметая его. Только тогда указанная система сможет показать закономерности смены одной цивилизации другой, а следовательно, исторически и логически объяснить восхождение человеческого общества от первобытного стада до современного его состояния. Чтобы заменить формационный подход, цивилизационный, как минимум, должен стройно и логично объяснять историю человечества. [c.38]
Происхождение налоговой системы. Вопрос о происхождении налоговой системы в финансовой науке дискутировался, используя современную терминологию, в рамках цивилизационного и формационного подходов. Сторонники первого, прежде всего А. Вагнер, считали, что эволюция податной системы была исключительно результатом экономической эволюции. К этому следует прибавить, что в соответствии с эпохой немецкий финансист Ланг в работе Развитие немецкого налогового законодательства (1793) высказал идею, что развитие податной системы есть необходимый продукт эволюции военной организации, и что каждое изменение первой тесно и причинно связано с переменами во второй 1. [c.196]
Более современным подходом, отражающим сложность развития с точки зрения глобальных критериев сравнения экономических систем, является цивилизационный подход. В нем выделяется семь цивилизаций, отражающих прогресс экономической системы неолитическая, продолжительность которой составляет 30-35 столетий (в России — 20-30 столетий) восточно-рабовладельческая (бронзовый век) с продолжительностью 20-33 столетия (в России— 15-16) античная (железный век)—- 12-13 (в России 11-12) раннефеодальная — соответственно 4,5 (и 2,5) столетия индустриальная — соответственно 2,3 (и 1,5) столетия постиндустриальная — с продолжительностью 1,3 (в России 1,4). Графически это изображено на рис. 11.6. [c.256]
Цивилизационный подход в современной системе социальных наук еще не устоялся, хотя заявил о себе достаточно убедительно. Отдельные социологи и историки в основу цивилизационного подхода кладут не экономические, а духовные ценности. Так, английский историк и социолог Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) основной единицей исторического процесса считал локальную цивилизацию - общность людей, объединенных духовными традициями и проживающих на данной территории. Исторически он выделяет первичные, вторичные и третичные цивилизации. Всего в истории человечества он насчитывает свыше двух десятков цивилизаций, из которых к середине XX в. сохранилось семь западная христианская, православная христианская, исламская, индуистская, дальневосточная, буддистская и христианско-иудаистская. При этом каждая цивилизация может пройти четыре этапа генезис, рост, упадок, дезинтеграция. Основной критерий этого подхода -прогресс в сфере духовности, понимаемый как становление и развитие религий. [c.44]
Критерии производственно-экономический, по способу производства и фор-мационный подход к развитию системы — являются в принципе родственными. Каждый последующий подход есть развитие предыдущего. С другой стороны, А. Тойнби, хотя и упоминается третьим в списке, по существу, является классиком цивилизационной теории развития системы. А. Смит и Д. Юм не знали категории способа производства, но их анализ развития общества как системы соответствует именно этому подходу. [c.497]
Национальная экономика не связана с какой-либо формой хозяйства, формацией или степенью индустриального развития. Она отражает разные ступени общества, придавая им национальное своеобразие. Ближе всего она соотносится с цивилизационными системами, во многом являясь своего рода выражением особенностей той или иной локальной цивилизации. В современных условиях национальная экономика выступает в форме национальных моделей смешанной экономики. Для национальной экономики характерно также особое целеполагание, иными словами, кроме обычных целей социально-экономического развития (эффективности, благосостояния и др.) перед экономикой каждой страны стоят и специфические цели, обусловленные условиями и уровнем ее развития. Функционирование национальной экономики должно содержать акцент на обеспечение национальной экономической безопасности страны и реализацию ее национальных экономических интересов. В числе последних — повышение конкурентоспособности национальной экономики и усиление ее роли в системе мирового хозяйства. Важнейшими аспектами национальной экономики являются обеспечение единого экономического пространства страны, установление оптимального соотдо-шения общенационального и регионального уровней экономики. [c.407]
СИСТЕМЫ СМЕШАННЫЕ. При соединении и переплетении различных форм хозяйства, цивилизационных систем, форма-ционных образований и других более сложных сочетаний разных элементов системы можно говорить о смешанных экономических системах. Отличительная особенность их — в гетерогенности (разнородности) входящих в них элементов. В различных исторических условиях существовали смешанные системы. К примеру, в свое время одной из таких систем был колонат, который возник в Древнем Риме на основе соединения рабовладельческих и феодальных отношений. В современных условиях смешанная экономика являет собой следующие укруп- [c.595]
Выделяют несколько классификаций цивилизационных систем в рамках, не выходящих за пределы предмета экономической теории. Их различия основаны на использовании тех или других критериев (если брать более узко — тех или других неэкономических факторов в их связи с экономикой). Первая классификация совпадает с классификацией по степени индустриального (индустриально-экономического) развития общества. Она представлена схемой доиндустриальная (традиционная) цивилизация — индустриальная (экономическая) цивилизация — постиндустриальная (постэкономическая) цивилизация. Эти цивилизации можно трактовать как глобальные и исторически последовательные (вертикальные) цивилизации. Вторая классификация ближе к первой в моментах глобальности и историчности цивилизаций с уклоном на взаимодействие экономических и социально-политических факторов. Так, выделяют традиционную (патриархальную, авторитарную) и либеральную (рыночную, демократическую) цивилизации, обращая внимание и на возможность промежуточной цивилизации. Третья классификация акцентирует внимание на роли социокультурного фактора и достаточно устойчивой системы ценностных ориентации различных обществ (народов, наций, религиозных и других общностей), связанной с ним. Цивилизации похожего вида можно интерпретировать как локальные, потому как они пространственно ограничены (например евразийская и западноевропейская цивилизации, цивилизация культурного конфуцианского региона, исламская цивилизация и т. п.), и как горизонтальные, так как они относительно устойчивы и обладают наибольшей степенью консерватизма, находясь при этом в состоянии сосуществования (несмотря на интенсивное их взаимодействие и взаимопроникновение), и в этом смысле не существуют строго на исторической (вертикальной) оси общественного развития. Важнейшим аспек- [c.595]
К сказанному следовало бы добавить, что в переходные периоды при смене цивилизационных, сверхдолгосрочных циклов общество как система (и экономика как его подсистема) становится неустойчивым, усиливается хаотичность в динамике, наблюдается волна кризисов, войн, революций, иных социальных потрясений. Так было в конце XVIII - начале XIX вв., в период 1830-1848 гг., в 70-е годы XIX в., в 1913-1920, 1929-1953 и 1939-1945 гг. Переход к пятому Кондратьевскому циклу ограничился мировым экономическим кризисом в 1971 — 1975 гг. в "Хронике человечества" отмечено 78 исторических событий против 79 в 1966-1970, 94 в 1961-1965 и 85 в 1956-1960 гг. Однако уже в 1981-1985 гг.. с началом повышательной волны пятого Кондратьевского цикла, число событий выросло до 104. в следующие два пятилетия — до 271 и 390 (20). Ожидавшееся успокоение на рубеже веков не наступило, — напротив, с первых лет нового столетия политическая нестабильность и число значительных исторических событий возросли. Остается надеяться, что наступившая понижательная волна пятого Кондратьевского цикла изменит эту тенденцию. [c.722]
Подходы к историко-экономическому анализу основных моделей развития обществ (формационный, цивилизационный, пассионарный и т.п.) появление и развитие рыночных отношений и институтов рынка на доиндустриальной стадии общественного развития (Месопотамия, Греция, Индия, Китай, Рим и Средневековая Европа) содержание и особенности промышленных переворотов в Англии, Франции, Германии, США, Японии, России влияние институтов рынка и исторических особенностей на развитие монополистического капитализма рост торговли, изменение структуры экономики, социальной структуры общества, технологической основы общества, рост корпораций экономика и право пространственное взаимодействие национальных экономик мировое хозяйственное развитие в XX веке развитие и совершенствование рыночных институтов и институтов регулирования социально-экономических процессов в индустриально развитых странах особенности системы государственного регулирования в развивающихся странах интернационализация [c.129]