Декарт

О негативных последствиях массовой компьютеризации говорилось выше. Но здесь существует еще одна проблема недооценка и непонимание всесторонней культуры использования новых технологий. Немецкий психолог Фридрих Клике выдвигает положение, аналогичное критерию Декарта. Отмечая, что одну и ту же проблему  [c.82]


Структуризация и формализация подходов к анализу, понимаемому как синоним научного исследования в целом, на протяжении многих столетий традиционно занимала умы лучших мыслителей. Стали классическими сформулированные великим французским философом и математиком средневековья Рене Декартом (1596—1650) в его знаменитом труде Рассуждение о методе четыре общих правила, которым должен следовать аналитик (исследователь) и которые, по сути, относятся не только к анализу, но пригодны для всех методов познания [Цит. Арно, Николь, с.247]  [c.11]

Разделяя в целом идеи своего знаменитого современника, Арно и Николь справедливо указывают, что соблюдать правила Декарта нелегко, но всегда полезно держать их в уме и, насколько это возможно, следовать им, если мы хотим средствами разума найти истину в той мере, в какой наш ум способен ее познать [Арно, Николь, с.247].  [c.11]

Правила Декарта актуальны для понимания логики анализа что касается его практики, то, безусловно, аналитик обязан владеть разнообразными аналитическими методами и умело применять их.  [c.11]


Правила Декарта — 10 Право собственности — 235, 308 Прибыль — 230, 236, 332, 362, 364, 404  [c.547]

Декарт Р. Разыскание истины. — СПб Изд-во Азбука , 2000.  [c.555]

Декарт Я мыслю, следовательно, я существую .  [c.162]

Следующим в ряду философов , обосновывавших материалистическую картину мира, стал Бенедикт Спиноза. Спиноза был одним из первых тонических материалистов. В отличие от своих предшественников, например Декарта, который верил и в бога, и в душу, и в математику, Спиноза отверг существование бога и духовного мира.  [c.391]

Рене Декарт, французский математический гений семнадцатого столетия, известный своим афоризмом "я мыслю, следовательно, я существую", возможно,  [c.278]

Когда я говорю о своей собственной подверженности ошибкам, я выражаю убеждение - разумное убеждение, безусловно, вполне приемлемое для философских размышлений, но тем не менее, убеждение. Я не могу доказать его, как Декарт, который провозглашал, что может доказать свое собственное существование. Я пытался, и мне это не удалось. Есть какое-то внутреннее противоречие в попытках доказать, что ты можешь ошибаться. Аналогичным образом внутренне противоречивым является и тот факт, что доказать это невозможно. Таким образом, я счастлив, что могу убедиться в том, что в качестве убеждения мое утверждение является верным.  [c.230]

ЖИВОТНЫЕ НАСТРОЕНИЯ" РЕНЕ ДЕКАРТА  [c.81]

Какие существует связи и различия между умом и телом История этого вопроса уходит своими корнями в далекое прошлое, к древним грекам, но именно Рене Декарт, французский математик, философ и физиолог, живший с 1596 по 1650 годы, произвел первый систематичный расчет этих соотношений.  [c.81]

Математика - язык, на котором сегодня говорит любая точная наука. Современная физика, химия, астрономия не мыслимы без математики. В наши дни математика прочно вошла и в такие науки, как биология, психология, в науку о языке. Не отстает и экономика. Сбываются слова великого французского ученого, родоначальника рационализма Рене Декарта (1596-1650) "Все исследования, направленные на изучение порядка и меры, принадлежат математике".  [c.16]


Применим теорему Декарта к рассматриваемому многочлену (2.20)  [c.64]

Декарт сказал Определите значения слов, и вы избавите человечество от половины его заблуждений . Определим то, что является обязательным в работе маркетинговых служб. Рассмотрим основные функции маркетинговых структур на предприятиях (подробнее см. [1]).  [c.11]

Как вы понимаете выражение Рене Декарта Кто берется давать наставления, должен считать себя искуснее тех, кому он их дает малейшая погрешность заслуживает порицания  [c.16]

Впервые ее определил уже Декарт ( Я становлюсь независимым от чувственного мира и природы при помощи следующего приема редукции я стою выше всего этого, это они зависят от меня. Они включены в круг моего сознания ), а пользовались ей и Платон и Кант и др.  [c.267]

Между тем необходим именно комплексный подход к оценке личности руководителя. Если оценивать его лишь по деловым признакам, то не исключена опасность того, что он окажется политически незрелым и лишенным необходимых морально-психологических качеств, неустойчивым. Но и политический подход не может служить панацеей было бы неразумным игнорировать нравственно-психологические качества работника. Признание человека умным вообще также не означает его безусловной годности к руководящей деятельности. Как писал Рене Декарт, мало иметь хороший ум, главное — хорошо его применять. В самых великих душах заложена возможность как крупнейших пороков, так и величайших добродетелей . Различного рода качества, характеризующие человека с разных сторон, не компенсируют друг друга, а потому наиболее полное представление о нем можно получить только при рассмотрении присущих ему качеств в их единстве и взаимосвязи. Причем объективные обстоятельства, прежде всего практическая невозможность отбора руководителя, удовлетворяющего всем требуемым качествам, нередко вынуждают согласиться с установлением приоритетности отдельных из этих качеств, хотя, строго говоря, среди них нет малозначащих .  [c.143]

Декарт Рене (1596—1650) — французский философ, математик, физик и физиолог — 78  [c.361]

Попробуем развести понятия "информатизация образования" и "эргономизация образования". Информатизация призвана обеспечить немедленный доступ к нужной информации любому пользователю в любой точке в любое время. Эргономизация должна повысить производительность умственного труда пользователя это значит - сделать информацию наглядной, доходчивой и качественной, чтобы минимизировать умственные затраты на процесс познания, понимания и решения задач в соответствии с критерием Декарта.  [c.83]

Несмотря на допущенную неточность, подход Л. Пачоли к изложению материала — исчерпывание задаваемых комбинаций—наиболее правилен. Из последующих исследователей это место у автора понял и оценил А. Дюпон [Dupont, с. 29—30]. Не без основания он назвал комбинации Л. Пачоли моделями, подход—моделированием и сравнил метод Л. Пачоли с методом Р. Декарта.  [c.129]

На логическом уровне процедура отображения использует законы аналитической геометрии, разработанной французским философом и математиком Рене Декартом в XVII в., согласно которой положение любой точки на плоскости (а экран дисплея - плоскость) задается парой чисел - координатами. Пользуясь декартовой системой координат, любое плоское изображение можно свести к списку координат составляющих его точек. И наоборот, заданные оси координат, масштаб и список координат легко превратить в изображение. Геометрические понятия, формулы и факты, относящиеся прежде всего к плоскому и трехмерному изображениям, играют в задачах компьютерной графики особую роль. Основой математических моделей компьютерной графики являются аффинные преобразования и сплайн-функции [45].  [c.117]

Изучение сложных объектов долгое время основывалось на убеждении, что свойства и особенности этих объектов в значительной степени детерминируются свойствами составляющих их элементов. Принцип Разделяй на части и изучай их в отдельности более двух столетий являлся господствующим в естественных науках и, по меткому выражению У. Росс Эшби, грозил превратиться в догму. Более того, ...это правило часто рассматривали как оселок, на котором оттачивался подлинно научный подход [135, 727]. Вторая максима Рассуждения о методе Декарта, например, гласит расчленить проблему на возможно большее количество составных частей и рассматривать каждую из них в отдельности. Аналогичный подход, сформулированный Галилеем под названием резолютивного метода, служил концептуальной парадигмой опытной науки от ее основания до современной лабораторной практики расчленять и сводить сложные феномены к элементарным частям и процессам [25, 22]. Такой подход был характерен не только для естественных наук. Он доминировал почти во всех прикладных исследованиях, в том числе в практике работы по организации и планированию изготовления изделий на заводах машиностроительной промышленности.  [c.6]

Итак, через слова Декарта, или работу Гарфилда Дрю, Марти Цвейга или автора, но правда рыночной активности была раскрыта или, по крайней мере, подтверждена большую часть времени, вы можете забыть про неинформированного инвестора или точку зрения большинства.  [c.279]

Более важен тот факт, что меньшее количество предположений и меньшее количество параметров делает предсказание новых явлений более устойчивым. Подумайте, например, о двух конкурирующих объяснениях Декарта и Ньютона для регулярности планетарных движений Меркурия, Венеры, Земли, Марса, Юпитера и Урана по орбитам вокруг Солнца. Согласно Декарту, движение планет можно было бы объяснять сложной системой вихрей двигающихся в Эфире (гипотетическая материя, заполняющая космос). Напротив, Ньютон предложил свой известный универсальный закон гравитационной силы между любыми двумя массивными телами. Оба объяснения априори имеют силу и оба могут объяснять планетарные движения. Различие заключается в том, что Декартово объяснение не может экстраполироваться, чтобы предсказывать новые наблюдения, в то время как закон Ньютона вел к предсказанию существования необнаруженных планет, типа Нептуна. Мощь модели или теории, таким образом, заключается в предсказании явлений, которые не использовались для ее построения. Эйнштейн высказал это таким образом "теория тем больше внушительна, чем больше просторны ее помещения, чем более различны виды вещей, которые она связывает и чем шире диапазон ее применимости".  [c.76]

Я выразил бы эту идею в одном предложении я верю в свою собственную подверженность ошибкам. Это предложение играет для меня ту же роль, которую фраза ogito ergo sum (Я мыслю - значит я существую) играла для Декарта. Это утверждение важнее изречения Декарта, поскольку оно относилось только к мыслящему человеку, мое же относится ко всему миру. Заблуждения и ошибки, заключенные в наших решениях, влияют на события, в гуще которых мы живем. Осознание возможности собственной ошибки играет ту же роль в делах человеческих, что мутация в биологии.  [c.227]

Декарт родился в Торэйне и с восьми лет обучался в колледже иезуитов. Еще маленьким мальчиком он поражался резким контрастам между точностью математики и противоречивой сутью философии. Он заключил, что, по всей вероятности, возможно развивать философию в том направлении, чтобы она стала более точной наукой, как математика.  [c.81]

Он уехал из Франции в 1612 году и обосновался в Голландии (до 1628 года), где написал работы, приковавшие к себе внимание всех последующих поколений студентов, отдававших его идеям свои умы и сердца. Первая из этих работ, Deffomine, закончена в 1633 году, но Декарт не решился публиковать ее, так как боялся инквизиции. Однако когда уже после его смерти она была наконец опубликована, то оказала весьма существенное влияние. Она описывала, как внешние мотивы воздействовали на нервные клетки и как "животные настроения" могли бы определить направление воздействия их на подходящие нервы. Декарт утверждал в этой и последующих работах, что разумная душа, в бытие способная отделяться от тела и контактировать с ним в шишковидной железе, может или не может узнавать о потоке "животных настроений", идущих от нервов. Однако, когда эта осведомленность наступает, результатом является сознательное восприятие — тело повлияло на ум. Однако душа способна сама по себе инициировать различные потоки животных настроений. Другими словами, и ум может влиять на тело. Но они разделены.  [c.81]

Исследование — как мы думаем и накапливаем знания — проводилось на протяжении долгого периода времени. Одними из первых этим вопросом стали интересоваться Сэр Фрэнсис Бэкон (1561—1626), Галилео Галилей (1564—1642), Томас Хоббс (1588— 1679), Рене Декарт (1596—1650), Джон Лок (1632—1704), Дэвид Хьюм (1711-1776) и Эммануил Кант (1724-1804).  [c.105]

Антонио Р. Дамасио опубликовал книгу в 1995 году "Ошибка Декарта ", в которой утверждал, что Декарт сильно ошибается, допуская отчетливое разделение между телом и умом. "Наоборот, — писал он, — тело, на самом деле, очень сильно реагирует на эмоциональный стресс, и это создает обратную связь между телом и мозгом, которая делает их частью психологического целого".  [c.176]

Когда наука и техника обновляются революционно, то они быстро переходят в качественно иное состояние и наступает новый период в их истории. Происходит крупный прорыв в познание свойств и законов природы, изобретение принципиально новых поколений машин и других производственных средств. Революционные перевороты в науке начались в XVI—XVII вв. благодаря выдающимся открытиям в естествознании, которые были подкреплены экспериментами и придали накопленным до этого знаниям о природе системный характер (открытия Г. Галилея, И. Кеплера, У. Гарвея, Р. Декарта, X. Гюйгенса, И. Ньютона и др.). После этого наука стала ускоренно развиваться.  [c.248]

Если предшествующие века ассоциируются у нас с именами великих людей — Александра Македонского, Цезаря, Декарта, Ньютона, Наполеона, Пушкина, то XX столетие, скорее всего, останется в памяти как век организаций, в корне изменивших материальную основу человеческой жизни. Как справедливо отмечается в литературе1, в XX в. НАСА и Главкосмос проложили человечеству путь в межпланетное пространство, IBM компьютеризировала сначала наши офисы, а затем и наши квартиры, Форд и Дженерал Моторс превратили автомобиль из предмета роскоши в массовое средство передвижения, КБ Туполева и Боинг сделали трансатлантические перелеты таким же обычным делом, как поездка из Москвы в пригород.  [c.20]

Отмеченная тесная связь математических понятий с реальностью, вероятно, и является причиной того, что многие великие мыслители прошлого (Архимед, Паскаль, Декарт) были склонны наделять числа магическими и даже провиденческими свойствами, однако гармонию можно поверить алгеброй , но при помощи алгебры нельзя создать гармонию (Вышеславцев).  [c.261]

Э. Гуссерль обнаружил, что в этой новой сфере царит некая реальная целостность — мыслящее. Я , субъективное Я, — это мои мысли о том, как я осознаю себя через мир — это смысл (идея) меня, выраженный через мои мысли о мире. И оно в то же время есть реальное Я, так как осознать (осмыслить) себя — значит убедиться в своем несомненном Существовании, Самой очевидной реальностью для нас является наше Я . Я мыслю, значит я существую (Декарт) — Это абсолютная истина сознания, познающего самого себя (Сартр). Таким образом, в Я совпадают смысл (идея) и реальность (см. понятие субъект в п. 2.2), как в Боге, поэтому Я — самоочевидно и, следовательно, в подтверждении своего существования ни в ком (даже в Боге) не нуждается, — оно в этом смысле самодостаточно, т.е. оно абсолютоподобно. Так может Я и есть Абсолютное Действительно, я обладаю потенциально совершенным знанием и могуществом, ибо они постепенно возрастают и ничто не мешает им возрастать бесконечно, и значит я непрерывно становлюсь Богом —- идея Бога как проекция в бесконечность собственных потенций человека — пафос атеизма Фейербаха, Маркса. Но непрерывно бесконечное становление  [c.269]

К категории качества обращались философы различных школ механистического мировоззрения — Декарт, Локк, Гоббс немецкой классической философии — Кант, Гегель, Л. Фейербах марксистского материалистического мировоззрения — Ф. Энгельс, В.И. Ленин.  [c.48]

Ошибка в оценке допустима и по причине нередкой способности ограниченных людей преуспевать в учебе и даже добиваться успехов в профессиональной деятельности. Доказано, например, что такие люди зачастую наделены развитой памятью и старательны в познании преподаваемых дисциплин, однако в практической работе положительно проявляют себя только в повторяющихся и прочно освоенных ситуациях. Но, как говорил Гераклит Эфесский, многознание уму не научит. Еще более определенно эта мысль выражена Р. Декартом, который сказал, что для совершенствования ума надо больше размышлять, чем заучивать. Поэтому следует избегать того, чтобы оценка личности базировалась на смешении ума с некоторой суммой усвоенных человеком знаний и накопленным опытом.  [c.78]

РОЛЛЬ (Rolle) Мишель (1652 1719) — французский математик, член Парижской Академии наук. В 23 года решил одну из задач, которую не смог до конца решить известный в то время математик УК. Озанам. Впоследствии чисто алгебраическими средствами для случая многочлена доказал теорему, которая теперь носит его имя. Ролль долгое время критиковал анализ Р. Декарта и исчисление бесконечно малых Г. Лейбница. Хотя эта критика в большинстве случаев была бездоказательной, но она заставила Г. Лейбница внимательнее отнестись к обоснованию основ анализа.  [c.130]

Теория маркетинга (2002) -- [ c.48 ]