Меновая ценность

Норма процента на деньги - как мы можем напомнить читателю - это не что иное, как процентное превышение суммы денег, законтрактованной с отсрочкой поставки, например, на год, над тем, что мы можем назвать "немедленной", или кассовой, ценой этой суммы, законтрактованной для поставки на будущую дату. Поэтому, казалось бы, для каждого вида капитальных товаров должна быть норма, аналогичная норме процента на деньги. Пусть имеется определенное количество, например, пшеницы, предназначенной для поставки через год, которое имеет на сегодня такую же меновую ценность, как и 100 квартеров пшеницы с "немедленной" поставкой. Если первое количество равно 105 квартерам, мы можем сказать, что норма процента на пшеницу составляет 5% годовых, а если оно равно 95 квартерам, такая норма процента составляет минус 5% в год. Таким образом, для каждого товара Длительного пользования мы имеем норму процента в единицах этого товара - норму процента на пшеницу, норму процента на медь, норму процента на дома, даже норму процента на металлургический завод.  [c.96]


Второе отличительное свойство денег состоит в том, что они имеют эластичность замены, равную или почти равную нулю. Это означает, что когда меновая ценность денег возрастает, то не возникает никакой тенденции к замене их каким-нибудь другим фактором, кроме, возможно, тех маловажных случаев, когда денежный материал используется также в промышленности и ремеслах.  [c.100]

Из особенности денег следует, что их полезность целиком вытекает из их меновой ценности, так что и та, и другая возрастают и падают при прочих равных условиях так, что когда меновая ценность денег возрастает, то нет никакого мотива или тенденции, как, например в случае рентных факторов, заменять их другим фактором.  [c.100]

Во-вторых, цены измеряют относительное предельное значение различных товаров для покупателей, а благосостояние определяется общей полезностью, а не предельной. Причем в соответствии с теорией убывающей предельной полезности меновая ценность товара уменьшается по мере приближения общей полезности к максимуму.  [c.83]


Из теоретических вопросов наибольшее внимание Смит уделил проблеме меновой ценности благ, подходя к ней с разных сторон. Во-первых, он пытался объяснить это понятие затратами труда (или времени) на производство благ. Если убить бобра можно за два часа, а оленя за час, то один бобр должен естественно обмениваться на двух оленей . Но такая ситуация, по мнению Смита, была возможна только в первобытном обществе, где не было классов. При современной Смиту капиталистической экономике ценность блага складывается из издержек его производства, которые в конечном счёте можно разделить на доходы владельцев факторов производства заработную плату, прибыль и ренту.  [c.12]

Но центральное место в теории Маршалла занимает анализ влияния спроса и издержек на равновесную цену. Как отмечалось выше, классики считали, что меновая ценность блага определяется издержками производства, в то время как маржиналисты отводили главную роль спросу, который лежит в основе предельной полезности. Маршалл сделал попытку примирить враждующие точки зрения. Он указал, что влияние этих двух факторов зависит от длительности рассматриваемого периода чем он короче, тем больше влияние спроса, чем период длиннее, тем больше влияние издержек производства. Влияние издержек и спроса на равновесную цену Маршалл сравнивает с ролью двух лезвий ножниц в разрезании бумаги когда одно из лезвий неподвижно (фиксировано), то может сложиться обманчивое впечатление, что бумагу режет только второе.  [c.114]

Если ограничить чистую политическую экономию лишь определением цен при совершенной конкуренции, то легко прийти к выводу, что она является лишь частью математики. Его и сделал Л. Вальрас Если объектом математики в общем является изучение величин такого рода [измеримых. — ЭШ], то теория меновой ценности есть в действительности отрасль математики, которой математики до сих пор пренебрегали и оставили ее неразвитой .18 Конечно, спешит оговориться Л. Вальрас, нельзя утверждать, что эта чистая наука.представляет всю экономическую науку. Сила и скорость тоже измеримые величины, но математическая теория силы и скорости не представляет всей механики. Но все же чистая механика должна предшествовать прикладной. Аналогично, если существует определенная чистая экономическая теория, она должна предшествовать прикладной экономической теории и эта чистая экономическая теория есть наука, во всех отношениях подобная наукам физико-математическим... Если чистая экономическая теория или теория обмена и меновой ценности, т. е. теория общественного богатства, взятая сама по себе, есть физико-математическая наука, подобно механике или термодинамике, тогда экономисты не должны бояться использовать методы и язык математики .17  [c.231]


Охарактеризовав систему А. Смита как политэкономию меновых ценностей , Лист противопоставил ей политэкономию наци-  [c.141]

Последовательный и бескомпромиссный субъективизм. Австрийская теория ценности подчеркивала чисто субъективный характер этого феномена. Меновая ценность, т.е. меновое соотношение благ, лежащее в основе цен, выводилась представителями австрийской школы исключительно из субъективной важности или ценности, приписываемой им обменивающимися лицами. Даже категорию издержек австрийцы трактовали чисто субъективно как ценность наилучшей упущенной альтернативной возможности, от которой пришлось отказаться в процессе выбора. (В то время как Джевонс трактовал издержки как меру тягот труда, а Маршалл использовал в своем анализе реальные издержки производства.) Последовательный субъективизм проявился также в том, как австрийская школа решала вопрос о ценности производительных благ, которая полностью выводилась из субъективных оценок потребительских благ, произведенных с их помощью. Этот тезис историки считают большим достижением австрийской школы. Напомним, что классическая школа, напротив, объективизировала ценность потребительских благ, выводя ее из издержек производства.  [c.186]

Меновая ценность или цена является показателем полезности, которую люди признают за данной вещью, только до тех пор, пока на сделки между людьми не оказывается никакого воздействия, не связанного с этой полезностью.  [c.30]

Достаточно напомнить, что различие, которое мы предлагаем вашему вниманию, можно найти у доктора Смита, который признает две ценности в одном предмете его ценность в потреблении, то есть полезность, как мы ее понимаем, ценность для того, кто нуждается в данном продукте его меновая ценность, то есть полезность того же самого продукта для того, кому нужно его продать.  [c.33]

Таким образом, чтобы избежать ошибки в употреблении важного слова как ценность, будет лучше употреблять его только в значении меновой ценности и употреблять слово полезность для выражения способности того или иного продукта удовлетворять наши потребности или отвечать нашим желаниям .  [c.34]

Теория полезности является, прежде всего, попыткой объяснить образование цены с точки зрения психологии. В истории теории ценности можно обнаружить некоторые следы признания существования психологических факторов, определяющих цену. Но для нашей непосредственной задачи достаточно начать с английской классической школы. Экономисты-классики заимствовали из повседневного языка слово полезность и придали ему специальное значение способности товара удовлетворять желание. Они утверждали, что наличие полезности является фактором, предшествующим существованию меновой ценности. Однако окончательными факторами, определяющими меновую ценность, экономисты-классики считали издержки производства, и весьма неопределенно употребляли как психологические (тягость труда, воздержание), так и объективные (денежные затраты, рабочее время) понятия ценности. Под влиянием Джевонса, Вальраса и австрийских экономистов, работавших в 70-х и 80-х годах, а также их предшественников,2 которых современники игнорировали, акцент сместился в сторону спроса, и понятие спроса было получено из понятия полезности классической школы но последнее понятие теперь переработано  [c.78]

Теория полезности также обвинялась в наличии порочного круга объяснения меновой ценности при помощи меновой ценности, так как она утверждает, что ценность определяется не просто желанием, а желанием, подкрепленным покупательной способностью, то есть ценностью.38 Но подобное обвинение с таким же успехом может быть высказано в отношении простого объяснения образования цены с точки зрения спроса и предложения, так как в нем утверждается, что спрос является определяющим фактором ценности и спрос определяется через покупательную способность. Этот якобы порочный круг рассуждений, однако, является простым осознанием теоретиками полезности наличия взаимосвязи между меновыми ценностями. Теория полезности правильно представляет ценности как взаимосвязанные, причем каждая ценность является элементом в системе взаимозависимых ценностей. Полностью развитая теория могла бы объяснить, как при данном наборе графиков желания (и  [c.92]

Нельзя, однако, отказать анализу полезности в том, что он внес некоторый положительный вклад в область теории цены. Прежде всего он дал удовлетворительное объяснение несоответствия между потребительной и меновой ценностями, над которым ломали головы экономисты-классики. Он представил гипотезу, находящуюся в соответствии с тем, что известно о человеческой природе, которая объясняет отрицательный наклон графика спроса и до сих пор является единственной в этой области. Теория полезности пролила некоторый свет на причины и типы взаимосвязи, которая существует между ценами на различные товары. Она ликвидировала разрыв, по крайней мере частично, между экономической теорией цены или меновой ценности и психологической общей теорией ценности в философии. Значителен этот вклад или нет, является делом индивидуального определения терминов или индивидуальных суждений, или интереса. В следующей статье я намереваюсь исследовать значение анализа полезности в области экономики благосостояния --.  [c.95]

Если предложить в качестве меры изменения благосостояния денежный доход, то возникает очевидное возражение, что денежная единица с точки зрения того, что она обычно измеряет, объективной меновой ценности, является мерилом, величина которого произвольно изменяется с течением времени. Если принимаются в расчет, по отношению к идеальному показателю, происходящие из года в год колебания меновой ценности денежной единицы, то фактически упускается из виду реальный или объективный доход, поток товаров и услуг в качестве меры благосостояния. Это является неприемлемым уже только по приведенным ниже причинам.  [c.101]

Суммирование различных товаров и услуг должно быть обязательно проведено в мере относительных цен. Если считать само собой разумеющимся, что удовлетворительный метод построен с учетом постоянного изменения относительных ценностей, цены измеряют относительное предельное значение различных товаров для покупателей, а благосостояние определяется общей полезностью (или общим удовлетворением), а не предельной. Это можно доказать, сославшись на парадокс ценности, который заключается в том, что меновая ценность уменьшается по мере приближения общей полезности к максимуму.  [c.101]

Основная цель настоящей статьи — изложить метод графического описания зависимости кривой затрат от возможных типов технологических ситуаций и ситуаций, связанных с денежными затратами, с учетом обычного в этом случае предположения о наличии атомистической конкуренции и рациональном экономическом поведении производителей. Автор не делает попытки реалистического описания существующих типов зависимости между затратами и предложением, моя задача скромнее представить формальные типы зависимости, которые возможны при определенных упрощающих предположениях. Анализ такого рода, очевидно, впервые был применен в работе Альфреда Маршалла Принципы экономики . Интерес к этому типу проблем до сих пор обнаруживался главным образом в англосаксонских государствах, причем в этих странах вплоть до последних лет экономисты имеют тенденцию принимать и воспроизводить основные направления анализа Маршалла без какой-либо критики и без сколь-либо значительной дальнейшей переработки. Я не подвергаю серьезной фундаментальной критике предложенный Маршаллом анализ проблемы меновой ценности в том ее аспекте, который касается предложения. Однако подход Маршалла представляется мне весьма неполным. Яркой иллюстрацией тенденции расширения его аргументации является тот факт, что на своих графиках он обычно использует одинаковые обозначения для кривой затрат и кривой предложения, применяя для этой  [c.94]

В основе всех приведенных определений лежит представление о договорном происхождении государства. В действительности никакой определенной связи между уплатой налогов и получаемыми от государства выгодами нет. Во-первых, здесь нет той добровольности и того свободного соглашения, которые имеют место во всякой купле-продаже, так что уплата налога ничем не похожа на уплату денег за купленный на рынке товар. Налоги собираются не на основании соглашения, а в силу принудительной власти государства. При этом нельзя установить какого бы то ни было равенства между суммой налога, уплачиваемой лицом, и той пользой, какую оно получает от деятельности государства. Наконец, услуги государства так неопределенны по отношению к отдельным лицам, что они никак не могут получить выражение меновой ценности. Поэтому определить выгоды, оценить услуги, доставляемые государством индивидууму, крайне трудно. Соглашаясь с этим, сторонники теории налога как обмена услуг могли утверждать, что существует коллективный обмен, что общая сумма услуг государства гражданам равна сумме их пожертвований. Но с этим мнением можно согласиться лишь в том случае, если допустить, что услуги, оказываемые государством, всегда соответствуют сумме сборов, что государство, по выражению Р. Стурма, разучилось брать много и давать мало .  [c.80]

Специфические продукты и услуги, которые доставляет государство и которые удовлетворяют особым нуждам человеческой жизни, составляют то, что так неопределенно называют государственными издержками, государственными расходами. Блага, которые доставляются государством, не могут быть подведены под понятие меновых благ, а следовательно, не могут оплачиваться меновой ценностью, если же некоторые и могут быть оценены, то по определенному тарифу я говорю о пошлинах. Но ведь и все остальные блага, доставляемые государством, должны быть оплачены, и для этой оплаты надо найти другое мерило соразмерности это налог , - писал М.М. Алексеенко1.  [c.88]

По учению Маркса, меновые ценности, производимые в современном обществе для массового сбыта на рынок, создаются только трудом, т. е. общественно полезной деятельностью человека, хотя труд отнюдь не рассматривается при этом как единственный фактор производства. Кроме труда в производстве используются силы природы, орудия, материалы, работа живых двигателей, например лошадей, энергия механических моторов. Но человек бережет только свои силы, ибо материя и силы природы неисчерпаемы, поэтому в каждом своем продукте он ценит только свои, человеческие, затраты труда. Ни работа яошади, ни механическая энергия двигателей не создают с этой точки зрения ни грана добавочной рыночной ценности. Конечно, ни лошадиная сила, ни механическая энергия не даются человеку даром. Они тоже стоят ему труда. Но лишь в этой мере они и расцениваются им в процессе обмена на другие блага. В процессе же производства они включаются в калькуляцию продукта лишь в размере своей рыночной оценки т. е. только переносят свою ценность в оценку продукта, не создавая новой.  [c.39]

Но проблема состоит в том, что в реальном мире ценности не заданы. В открытом обществе люди вправе самостоятельно делать выбор но при этом они не всегда знают, чего на самом деле хотят. В условиях быстрых перемен, когда традиции утратили былую власть, а людей со всех сторон осаждают предложениями, разменные меновые ценности вполне способны заменить подлинные. Сказанное особенно верно в отношении капиталистического строя, где делают упор на конкуренцию, а успех меряют деньгами. Люди хотят иметь деньги и готовы почти на все, чтобы их получить, потому что деньги — это власть, а власть может стать самоцелью. Те, кто преуспел, — могут даже не знать, что делать со своими деньгами, но они по меньшей мере могут быть уверены, что другие завидуют их успеху. Этого может оказаться достаточно, чтобы продолжать делать деньги до бесконечности, несмотря на отсутствие какого-либо иного мотива. Те, кто продолжает стремиться получить много денег, в конце концов приобретают большую власть и влияние в капиталистической системе.  [c.77]

Аристотель в своих экономических рассуждениях выходил далеко за рамки домоводства. Так, он впервые поставил проблему, волновавшую с тех пор экономистов всех времён,— чем определяется соотношение, в котором товары обмениваются друг на друга (их меновая ценность). Это соотношение должно быть справедливым , т.е. обмениваемые количества должны быть равноценными. Для этого, как пишет Аристотель, нужно, чтобы всё измерялось чем-то одним . Поскольку разные товары удовлетворяют разного вида потребности, то найти этот соизмеритель оказалось сложно. Аристотель в конечном счёте решил, что соизмеримыми товары делают деньги, но так и не пояснил, откуда берётся меновая ценность самих денег.  [c.109]

В классической экономической теории ( lassi al e onomi s) существование потребительной ценности является предварительным условием наличия у товара меновой ценности. Для того чтобы товар производился или обменивался, он должен обладать полезностью (utility). Меновая ценность товара определяется издержками его производства, т.е. заработной платой, при-  [c.514]

Билимович А. К вопросу о расценке хозяйственных благ. Ч. 1. Теория потребностей. Понятие субъективной ценности, цены и меновой ценности. Киев, 1914. С. 67.  [c.170]

Такая точка зрения на характер рыночной кривой спроса была впервые высказана французским экономистом-математиком О. Курно (1801-1877) Но чем обширнее рынок, чем разнообразнее комбинации потребностей, средств и даже капризов среди потребителей, тем более F(p) приближается к непрерывному изменению в зависимости от р (цит. по Билимович А. К вопросу о расценке хозяйственных благ. 4.1. Теория потребностей. Понятие субъективной ценности, цены и меновой ценности. Киев, 1914. С. 97).  [c.175]

Эти основные идеи и категории маржиналисты применяли при исследовании различных проблем, но в центре их внимания была проблема меновой ценности благ — пропорции их обмена. Эту проблему маржиналисты решали с помощью теории предельной полезности, объяснявшей ценность благ полезностью их дополнительной единицы и, таким образом, сочетавшей при объяснении ценности фактор полезности с фактором редкости. В дальнейшем маржиналистские теоретики освоили и другие области экономической науки теорию производства (фирмы), распределения дохода, благосостояния и т.д., но ядром и образцом маржи нал истс ко го подхода к экономическому анализу стала именно теория предельной полезности.  [c.180]

Из своей теории полезности Джевонс выводит теорию обмена, которая одновременно является и теорией ценности. Указывая на многозначность понятия ценность , под которым было принято понимать и потребительную, и меновую ценность, автор предпочитает свести его только к последней, т.е. к пропорции обмена одного блага на другое. Эта меновая пропорция на свободном и открытом рынке, где вся информация доступна всем его участникам10, должна быть в данный момент единой для данного однородного блага (так называемый закон безразличия, т.е. отсутствия ценовой дискриминации)".  [c.206]

Итак, как и меновая ценность в австрийской теории, цена топа ров у Джевонса определяется исключительно их предельными поле ( ностями. Издержки не принимают в этом процессе прямого участия Они (конкретно речь идет об антиполезности труда) лишь косвенж влияют на объемы предложения благ (величины а и и на рис. 1), oi которых зависит их предельная полезность. Джевонс формулирует эт цепочку зависимостей так  [c.210]

Слово ценность, — говорит Мак-Куллох, — часто употреблялось для обозначения не только меновой ценности продукта или его способности к обмену на другие предметы, добываемые только  [c.33]

В отношении отдельных положений мнения критиков расходятся то, что одни считают достижениями теории полезности, другие склонны считать ее главными ошибками. Но в одном вопросе критики едины они без конца повторяют, что теория полезности основывается на ложной психологии. Основой теории полезности является закон убывающей полезности, который утверждает, что любой человек, приобретающий или потребляющий последовательные единицы какого-либо товара через незначительные промежутки времени, извлекает из каждой последующей единицы меньше пользы , удовольствия , радости , удовлетворения или же выгоды , блаженства , способности удовлетворить желания , чем он извлекал из предыдущей.16 Чтобы использовать этот закон для объяснения способа определения конкретных меновых ценностей или цен, необходимо установить причинную последовательность от закона до цены. Представители теории полезности обычно делают это непоследовательно, прибегая к зачастую скрытым предположениям или доводам, что интенсивность желания иметь какие-либо предметы зависит от полезности и количественно является более или менее точным отражением полезности или способности этих предметов приносить удовлетворение. Именно этот скачок от полезности к желанию содержит в себе психологические рассуждения, которые критики считают якобы гедонистическими и рационалистическими. Причинная последовательность, в полном изло-  [c.81]

Чистая теория меновой ценности после периода интенсивного изучения экономистами поколения Джевонса и Маршалла привлекала сравнительно небольшое внимание со стороны их последователей в XX веке. Не считая нескольких очень интересных исследований о том, что можно было бы назвать динамикой предмета, принадлежащих современным авторам Венской школы,1 по-настоящему значительным было только одно достижение в этой области после 1900 г. Этим достижением являлась работа Парето, чей Manuel (а особенно его математическое приложение) содержал наиболее полную статическую теорию ценности, которую экономическая наука смогла создать до настоящего времени.  [c.117]

Курс экономической теории Изд5 (2006) -- [ c.5 ]