ИЗДОЛЬЩИНА — вид аренды (сдачи во временное пользование) земли, при которой землевладельцу уплачивается арендная плата в форме определенной доли урожая (половина, треть, десятина и т. п.). Издольщина возникла в рабовладельческом обществе, но получила широкое развитие при феодализме. Она характеризовала экономическую зависимость крестьянина, наделенного средствами производства, от феодала — собственника земли. Типичными формами издольщины в России и в Западной Европе были натуральный оброк и церковная десятина. Как пережиток феодализма издольщина сохранилась в России до XX в. В. И. Ленин отмечал, что к 1914 г. количество земель, обрабатываемых крестьянами исполу (за половину урожая), достигло по разным районам России 21—68% собственных [c.121]
Были ли эти деньги получены, мы не знаем, как не знаем и того, на какой период эти поступления были рассчитаны. Лишь церковная десятина соответствовала годовой сумме. Из займов в 1295 году было получено 632 000 нл, причем не всегда и не везде ненасильственным путем. В целом королевский призыв помочь казне в оборонительной борьбе имел большой успех. О том, что планировалось начать войну самое позднее в 1292 году, народ, естественно, не знал. [c.30]
Хроники сообщают, что Филипп не был доволен процессом, и не без оснований. Ему нужна была церковная десятина. [c.35]
Если бы я не питал отвращения к предложению о сокращении церковных средств, я бы мог сказать, что урезка части десятины и содержания причитающихся каждому из оставшихся пастырей и предоставление им взамен этой части свободных сборов с их паствы послужили бы на пользу делу распространения слова божьего и такой порядок меньше оскорблял бы тех, кто считает, что все их содержание должно покрываться этим способом. [c.14]
ДЕСЯТИНА церковная — десятая часть урожая и прочих доходов, взимавшаяся церковью в период раннего феодализма. [c.93]
ДЕСЯТИНА ЦЕРКОВНАЯ — десятая часть урожая и прочих доходов, взимавшаяся в Западной Европе церковью со.всего населения первоначально существовала период раннего феодализма. Крестьянство уплачивало десятину с зерна (большая десятина церковная), скота (десятина церковная крови ), а также с плодов, овощей, птицы (малая десятина церковная) и т.д. Во Франции десятина составляла около половины всех доходов духовенства, была отменена в 1789 г. В странах, принявших протестантство (Германия), у церкви была отобрана ее собственность и сбор десятины перешел в руки светской власти. Повсеместно отменена в 19 в. и лишь в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии сохранялась до 1936 г., но получила денежную форму. [c.78]
В ряде стран упразднение десятины осуществлялось с введением церковного налога. [c.78]
Субъектами и объектами церковного права являлось духовенство и подведомственные церкви лица и учреждения. Митрополит назначался византийским патриархом и был главой русской церкви. Ему были подчинены епископы и все русское духовенство. Он имел большие земельные владения и города, получал огромные доходы от десятины, от судных дел, кроме того, он получал дань и пошлины со всех подчиненных ему церквей и причтов. Уважение к митрополиту у русского общества было очень велико - князья называли его не иначе, как своим отцом. Но все это не доставляло митрополиту власти более той, какая была ему предоставлена церковными правилами и уставами князей. До монгольского ига все митрополиты, кроме Иллариона и Климента, были греки, присылавшиеся константинопольским патриархом. И они не могли иметь других связей с русским обществом, кроме служебных. Притом от князя всегда зависело - принять или не принять митрополита. Все это ставило последнего в положение не очень сильное и зависимое. Однако такое положение не препятствовало им принимать большое участие в общественных делах и оказывать на них свое влияние. Летописи представляют много случаев, свидетельствующих о влиянии митрополита на дела общественные и государственные, на решения, принимаемые князем. [c.260]
И все же принятие христианства Древней Русью явилось значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации. Несомненна роль принятия христианства в возникновении и укреплении земельной собственности. Если в IX— X вв. возникали личные земельные владения самого великого князя, возможно, местных князей, то с XI в. можно говорить о появлении боярской земельной собственности как массового явления, о землях монастырей и церкви в целом. Это, конечно, произошло не сразу, первоначально церковь существовала за счет отчисления десятины от княжеских доходов, как определил князь Владимир. Но постепенное возникновение церковных земель стимулировало появление и боярской собственности на землю. Да и распространение на Руси византийских сборников права неминуемо должно было ускорить эти процессы. [c.14]
Особое место в налоговой системе Древней и средневековой Руси занимает церковная десятина, под которой понималось отчисление десятой части доходов князя в пользу церкви. Впервые церковная десятина была установлена киевским князем Владимиром Святославичем (X в.). По мере роста феодального церковного землевладения и увеличения доходов церкви от ее земельных богатств сбор церковной десятины прекратился церкви и монастыри, не имевшие земельных наделов, содержались за счет средств, отпускавшихся государством (так называемого руга). [c.33]
В 1296 году Филипп требует от французской церкви удвоить взнос десятины в казну для поддержания защиты королевства. До сих пор Филипп никогда не отказывал церкви в ответных дарах , прежде всего в форме расширения ее земельных владений, учитывая, что церковная десятина в трудные годы составляла от четверти до трети всех государственных доходов. Однако в этот раз церковь требует от Франции больших привилегий. И неожиданно еще до начала переговоров в это дело вмешивается римский святой отец папа Бонифаций VIII, запрещающий в своей булле любые контрибуции с церкви и пользу мирских властителей. [c.33]
В борьбе за власть с Римом победителем оказывается Филипп IV. Но какой ценой В 1301—1303 годах его казна не получает церковной десятины, а это потеря почти 800 000 нл. Бенедикт XI, вновь избранный папа, настроен миролюбиво и готов дать согласие на взимание французским королем церковной десятины при условии, что Филипп на святом писании принесет клятву в непричастности к покушению в Ананьи. Филипп клянется, но это ложная клятва. [c.37]
По мере развития государства возникла светская десятина , которая взималась в пользу владетельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий от Древнего Египта до средневековой Европы. Так, в Древней Греции в VII—VI вв. до н.э. представители знати, закладывая основы государства, ввели налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, на возведение укреплений вокруг городов-государств, на строительство храмов, водопроводов, дорог, на З стройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели. [c.5]
ДЕСЯТИНА ЦЕРКОВНАЯ —1) Десятая часть урожая и пр. доходов, взимавшаяся в Зап. Европе церковью со всего населения первоначально существовала в период раннего феодализма. Основная тяжесть Д. ц. падала на крестьянство, к-рое уплачивало ее с зерна, (большая Д. ц.), скота (Д. ц. крови ), а также с плодов, овощей, птицы (малая Д. ц.) и т. д. В феодально-абсолютистской Франции составляла ок. половины всех доходов духовенства отменена в 1789 г. В странах, принявших протестантство (Германия), у церкви была отобрана ее собственность, и сбор десятины перешел в руки светской власти. Повсеместно отменена в XIX в. и лишь в Англии сохранялась до 1936 г., но получила денежную форму. 2) В Древней Руси — отчисление десятой части доходов князя в пользу церкви впервые установлена киевским князем Владимиром Святославичем (X в.). По мере роста феодального церковного землевладения и увеличения доходов церкви от ее земельных богатств сбор Д. ц. прекратился церкви и монастыри, не имевшие земельных наделов, содержались за счет руги (см.). [c.382]
КРЕСТОНОСНЫЙ СБОР —введен в нач. XIII в. папой Иннокентием III для покрытия издержек по организации 4-го крестового похода. Составлялся из отчислений части денежных доходов папской курии и /зо части доходов духовенства с церковных земель и от десятины. Впоследствии приобрел довольно регулярный характер и использовался на войны против неверных и еретиков служил источником обогащения католич. церкви, в первую очередь папства. [c.611]
Итак, десятина не является налогом, и я говорю о ней лишь как о modus e или образце налога, утверждая, что она очень близка к налогу, самому равномерному и беспристрастному, какой только может быть установлен для покрытия государственных расходов всей страны, а также церковных расходов ибо при ее помощи взимается доля всего зерна, скота, рыбы, птицы, фруктов, шерсти, меда, воска, масла, пеньки и льна, созданных в стране и являющихся продуктом земли, искусства, труда и капитала, которые произвели их. Десятина недостаточно регулярна, однако в отношении домов, одежды, напитков, кожи, перьев и разных изделий из них она настолько нерегулярна, что, если бы различие в десятине, уплачиваемой деревней по сравнению с городом, должно было бы теперь быть установленным de novo [заново], то я не вижу другого подобного этому мероприятия, которое бы могло так быстро вызвать крупное восстание. [c.63]
Лит.1 Д о О И а ш - Р о ж д о с Т в с и с к а я О. А., Десятины, в её кн. Церковное общество Франции в XIII веке, ч. 1, П., 1914. Ф. Я. Полянский. Москва. [c.426]
Правовая жизнь славянских племен, основанная на нормах общинного права, изменилась в связи с военными походами в Византию (X в) и знакомством с западноевропейским миром, что привело к возникновению новых приемов в законодательстве и новых норм права. Принятие христианства в 988 г. произвело переворот во всех сферах правовой жизни Древнерусского государства и общества, так как обычное право славян во многом противоречило христианству, но благодаря его устойчивости замены местного права чужим не произошло. В результате появилась необходимость усвоения церковного права и рецепции некоторых кодексов византийского и западноевропейского светского права. К наиболее важным относили "Эклогу" Льва Исаврянина и Константина Копронима (739-741 гг.) "Прохи-рон" Василия Македонянина (870-878 гг.), называемый в кормчих законом градским , близким по духу и содержанию римскому праву Судебник царя Константина или "Законы судного людям" и др. Рецепция проявлялась в переработке содержания этих источников и приспособлений их к русскому праву. Пределы непосредственного действия реципированного права указывались в церковных уставах русских князей. После крещения Руси князь Владимир построил в Киеве Десятинную Церковь и издал указ о десятине, т.е. десятой части всех доходов в пользу церкви. Затем был составлен свод церковных правил Устав князя Владимира , где указывалось о разделении дел между княжеским судом и церковным и перечислялись дела и преступления, находящиеся в компетенции церковного суда осквернение храма, умыкание невест, кровнородственные браки и т.д. Таким образом, государство закрепляет роль церкви в жизни древнерусского общества, складывается политический, правовой, идеологический союз государства и церкви, получивший название симфонии двух властей [1. С. 74]. Как отмечает В.Г. Графский, в истории права все крупные перемены в области правовой традиции так или иначе были [c.258]
Владимир I Святославович перенес мощи своей бабушки в Десятинную церковь, где поместил их открыто. Рассказывали в XVII в., что уже простое разглядывание их могло вызвать чудо. Было над мощами Ольги в церковной стене окошечко, и если кто с верой к нему подходил, оно распахивалось. Тогда можно было увидеть мощи, а иногда и некое сияние над ними больной при этом мог и выздороветь. Перед недостойным окошечко не открывалось вовсе. [c.29]