Прочие прямые налоги либо оставались в прежних размерах, либо понижались. В частности, уменьшению подвергся государственный поземельный налог, взимавшийся со всех земель, облагаемых на основании Устава о земских повинностях 1851 г. местными сборами, кроме земель казенных. Общая сумма налога с каждой губернии и области определялась умножением общего числа десятин подлежавшей обложению земли на средний по губернии или области оклад налога с десятины удобной земли и леса, утверждаемый в законодательном порядке. Величина этих окладов колебалась от /4 до 17 коп. с десятины. Губернское земское собрание распределяло причитающуюся на губернию сумму поземельного налога между уездами, соответственно ценности или доходности земель каждого из них, а уездные земские управы распределяли его между отдельными владельцами на тех же основаниях, как и остальные земские сборы. [c.125]
Орт Э. О королевской казне и земельном кадастре. Развитие налогов во Франкском государстве. В сб. Все начиналось с десятины этот многоликий налоговый мир.—М. Прогресс, 1992—С. 129. [c.495]
Спрашивается, в какой же мере такая тенденция подтверждается фактами из области нашей российской экономики. О том, что земледелие у пас сделало за последние десятилетия немалые завоевания на пути интенсификации, можно судить хотя бы по тому подъему уровня урожайности, т. е. сборов со средней десятины посева, какой мы уже отмечали выше. Но как же обстоит дело с динамикой тех же сборов из расчета на единицу затраченного труда [c.269]
Между тем мы часто наблюдаем, что в иных случаях люди уплачивают одновременно ренты со своих земель, со своих дымовых труб, со своих титулов, а также и пошлины (которые уплачиваются всеми людьми, хотя купцы более всего говорят о них). Они уплачивают также добровольные взносы и десятины. Между тем при акцизе никто не должен, собственно говоря, платить еще и другим способом и больше чем один раз. [c.16]
Так как Ирландия в целом имеет недостаточное население и так как правительство здесь никогда не будет в безопасности без наличия дорогостоящих армий до тех пор, пока большая часть населения не будет состоять из англичан вследствие ли привоза их или высылки ирландцев, то я думаю, что лучшим поощрением для англичан к переселению их сюда было бы осведомление о том, что королевский доход составляет свыше одной десятой части всего богатства, всех рент и дохода страны, что государственные расходы в ближайшем столетии не будут чувствоваться в Ирландии тяжелей, чем десятина в Англии, и что, по мере того как доходы короля будут возрастать, причины его расходов будут соответственно уменьшаться, а это — двойная выгода. [c.6]
Если бы я не питал отвращения к предложению о сокращении церковных средств, я бы мог сказать, что урезка части десятины и содержания причитающихся каждому из оставшихся пастырей и предоставление им взамен этой части свободных сборов с их паствы послужили бы на пользу делу распространения слова божьего и такой порядок меньше оскорблял бы тех, кто считает, что все их содержание должно покрываться этим способом. [c.14]
Итоги С. а. р. свидетельствовали о её провале. Несмотря на нажим пр-ва, из общин вышло к 1 янв. 1916 всего 2478 тыс. домохозяев с 16 919 тыс. десятинами земли, что составило всего 26% числа общинных дворов и ок. 15% площади крестьянского общинного землевладения. [c.74]
Были ли эти деньги получены, мы не знаем, как не знаем и того, на какой период эти поступления были рассчитаны. Лишь церковная десятина соответствовала годовой сумме. Из займов в 1295 году было получено 632 000 нл, причем не всегда и не везде ненасильственным путем. В целом королевский призыв помочь казне в оборонительной борьбе имел большой успех. О том, что планировалось начать войну самое позднее в 1292 году, народ, естественно, не знал. [c.30]
Субъектами и объектами церковного права являлось духовенство и подведомственные церкви лица и учреждения. Митрополит назначался византийским патриархом и был главой русской церкви. Ему были подчинены епископы и все русское духовенство. Он имел большие земельные владения и города, получал огромные доходы от десятины, от судных дел, кроме того, он получал дань и пошлины со всех подчиненных ему церквей и причтов. Уважение к митрополиту у русского общества было очень велико - князья называли его не иначе, как своим отцом. Но все это не доставляло митрополиту власти более той, какая была ему предоставлена церковными правилами и уставами князей. До монгольского ига все митрополиты, кроме Иллариона и Климента, были греки, присылавшиеся константинопольским патриархом. И они не могли иметь других связей с русским обществом, кроме служебных. Притом от князя всегда зависело - принять или не принять митрополита. Все это ставило последнего в положение не очень сильное и зависимое. Однако такое положение не препятствовало им принимать большое участие в общественных делах и оказывать на них свое влияние. Летописи представляют много случаев, свидетельствующих о влиянии митрополита на дела общественные и государственные, на решения, принимаемые князем. [c.260]
И все же принятие христианства Древней Русью явилось значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации. Несомненна роль принятия христианства в возникновении и укреплении земельной собственности. Если в IX— X вв. возникали личные земельные владения самого великого князя, возможно, местных князей, то с XI в. можно говорить о появлении боярской земельной собственности как массового явления, о землях монастырей и церкви в целом. Это, конечно, произошло не сразу, первоначально церковь существовала за счет отчисления десятины от княжеских доходов, как определил князь Владимир. Но постепенное возникновение церковных земель стимулировало появление и боярской собственности на землю. Да и распространение на Руси византийских сборников права неминуемо должно было ускорить эти процессы. [c.14]
Майоратные имения нельзя было продавать, дробить, дарить, сдавать в аренду, т. е. превращать в объект всякого рода сделок. В России начало майорату было положено указом Петра I от 1714 г. о единонаследии. В 1845 г. было издано Положение о "заповедных" имениях, которыми награждались за верную службу наиболее преданные царю дворяне. Царским указом могли быть объявлены "заповедными" купленные и родовые земли. Это были крупные владения (от 10 тыс. до 100 тыс. десятин, приносившие ежегодный доход от 1200 руб. до 20 тыс. руб.). Владелец майората не мог сдавать земли и здания в аренду, не мог селить без разрешения министерства земледелия на своих землях поселенцев, должен был вносить особый денежный взнос при вступлении в управление майоратным имением и ежегодно уплачивать государству 3% с чистого дохода имения. При невыполнении этих условий имение поступало под присмотр казны. [c.119]
Источник сообщает нам все сведения в абсолютных показателях, т. е. сведения о количестве земли в десятинах, общей стоимости скота и инвентаря, совокупной затрате на рабочих в рублях и т. д. Как исключение, встречаются данные, отнесенные к десятине удобной земли. Например, сведения о валовом и чистом доходе, общем расходе по имению, так же как и данные об оценке земельных угодий и построек, сообщаются в двух формах в абсолютных показателях и в пересчете на десятину удобной земли. [c.157]
Что касается сведений о доходности общей и по отдельным статьям, то масса дохода, безусловно, определяется размером имения и высотой доходности десятины. Последняя обусловлена целым рядом причин, относящихся к внутренней структуре помещичьего хозяйства, которые возможно обнаружить путем анализа взаимосвязей этого показателя с остальными. Причем влияние размера имения на высоту доходности с десятины не элиминируется, ибо сведения об общей площади земельных угодий вводятся в анализ. То же справедливо и в отношении сведений об оценке земли и построек в имении. [c.158]
Уже при параллельном анализе взаимосвязей признаков, типичных для структуры земельных угодий обеих групп имений, с другими характеристиками выяснились основные отличия. Так," о производственном использовании усадебных и сенокосных угодий в имениях с хозяйством капиталистического типа говорят взаимосвязи доли усадьбы с высотой дохода с десятины усадьбы (г = 0,467) и доли сенокосов с валовым доходом с десятины сенокосов (г = = 0,674). В имениях же с хозяйством отработочного типа увеличение доли сенокосных угодий связано со сдачей их в аренду. Отрицательная взаимосвязь размеров имения с долей посевов владельца (г = —0,661) говорит о том, что увеличение размера имения ведет, с одной стороны, к свертыванию помещичьей запашки, с другой — к расширению сдачи земли в аренду. Последнее подтверждается взаимосвязью доли пашни, сданной в аренду, с размером имения (г = 0,720). [c.161]
Кроме того, стоимость всего скота была взаимосвязана (правда, слабо) с расходом на рабочую силу (г=0,378). Отсутствие взаимосвязи между стоимостью инвентаря и расходом на рабочую силу (г=0,140) и соответственно стоимостью скота и инвентаря с валовым доходом с десятины поля владельца (г=0,260, г=0,206) свидетельствует о крайне ограниченном производственном использовании владельческого скота и особенно инвентаря,, Однако уже наблюдается процесс замены крестьянского тягла и инвентаря помещичьим пока лишь в части рабочего скота. Наличие взаимосвязи валового дохода с поля владельца с расходом на рабочую силу (г=0,363) говорит об использовании пахотных угодий самим владельцем. [c.170]
Правовая жизнь славянских племен, основанная на нормах общинного права, изменилась в связи с военными походами в Византию (X в) и знакомством с западноевропейским миром, что привело к возникновению новых приемов в законодательстве и новых норм права. Принятие христианства в 988 г. произвело переворот во всех сферах правовой жизни Древнерусского государства и общества, так как обычное право славян во многом противоречило христианству, но благодаря его устойчивости замены местного права чужим не произошло. В результате появилась необходимость усвоения церковного права и рецепции некоторых кодексов византийского и западноевропейского светского права. К наиболее важным относили "Эклогу" Льва Исаврянина и Константина Копронима (739-741 гг.) "Прохи-рон" Василия Македонянина (870-878 гг.), называемый в кормчих законом градским , близким по духу и содержанию римскому праву Судебник царя Константина или "Законы судного людям" и др. Рецепция проявлялась в переработке содержания этих источников и приспособлений их к русскому праву. Пределы непосредственного действия реципированного права указывались в церковных уставах русских князей. После крещения Руси князь Владимир построил в Киеве Десятинную Церковь и издал указ о десятине, т.е. десятой части всех доходов в пользу церкви. Затем был составлен свод церковных правил Устав князя Владимира , где указывалось о разделении дел между княжеским судом и церковным и перечислялись дела и преступления, находящиеся в компетенции церковного суда осквернение храма, умыкание невест, кровнородственные браки и т.д. Таким образом, государство закрепляет роль церкви в жизни древнерусского общества, складывается политический, правовой, идеологический союз государства и церкви, получивший название симфонии двух властей [1. С. 74]. Как отмечает В.Г. Графский, в истории права все крупные перемены в области правовой традиции так или иначе были [c.258]
В 1920 г. в каждом совхозе работало по найму на круг по 21 сельскохозяйственному рабочему при общем наличном населении совхоза в 53 души на хозяйство23. Это было время натуральной оплаты труда, и на иждивении совхозов, проживая в них, состояли, по-видимому, не только сами рабочие, но и все члены их семей. Судя но количеству занятой рабочей силы, можно думать, что наши совхозы вдвое больше среднего размера частного владения 1917 г. Тем не менее вся обработанная в них" площадь посевов в 1920 г. не достигала и 400 тыс. десятин. На одного рабочего в совхозах приходилось при этом всего 2,7 десятины посева, в то время как в частных хозяйствах, по данным 1917 г., на одного батрака приходилось 7,5 десятины посева и даже, включая хозяев, на каждого члена семьи в рабочем возрасте и батрака — свыше 5,6 десятины посева, т. е. вдвое больше, чем в совхозах. Правда, данные переписи 1920 г. о посевах не очень достоверны. [c.280]
Проникновение капиталистических отношений в башкирскую деревню привело к разложению башкирского крестьянства. В конце XIX в. в земледельческих районах Уфимской губернии более половины дворов не занимались земледелием или сеяли лишь до 4 десятин, и на их долю приходилась только пятая часть всего посева. В то же время 14% многопосевных дворов сосредоточили в своих руках 42% посева и 36% рабочего скота. Это - кулачество, которое использовало в своем хозяйстве наемный труд. В горно-лесных районах примерно 58% были безлошадными, а 13-20% дворов имели 4-5 и более лошадей. В степной части Оренбургской губернии 59% дворов были безлошадными, однолошадными и двулошадными. В то же время 16% домохозяев имели 6 и более лошадей на хозяйство. В Оренбургской губернии 56-58% дворов вотчинников составляла беднота, 27-29% - среднее крестьянство и 15%о - кулачество. Таким образом, к концу XIX в. в башкирской деревне происходит резкая социальная дифференциация. Тысячи разорившихся башкирских крестьян покидают свои деревни и в поисках заработка уходят батрачить в кулацкие хозяйства, в заводские поселки и т.д. [c.27]
ДИРХЕМ (или дирхам) — 1) Старинная арабская серебряная монета, чеканка к-рой началась в 695 г. в Д. выражались десятинная подать и штрафы, о чем упоминается в Коране. Установленный законом вес Д. составлял 2,97 г, но фактич. содержание серебра в разных странах и в различные периоды было неодинаковым. Широко применялся в торговле арабов с народами др. стран. В IX— XII вв. в большом количестве проникал в Древнюю Русь. 2) Разменная монета Ирака, равная 50 фил. или Аю динара. 3) Денежная единица Марокко, введенная с 1 ноября 1960 г. вместо марокканского франка 1 Д. приравнен к 100 марокканским фр. 4) Мера веса драгоценных металлов, применяемая в Египте и Судане (3,12 г). [c.385]
Недавно я был приглашен на шоу Опры Уинфри (известной афроамериканской актрисы и телеведущей), где живейший интерес аудитории вызвал заданный мне вопрос Как вам удается платить сначала себе Я был потрясен, когда понял, что для многих взрослых идея платить сначала себе была абсолютно нова и трудна для понимания. Трудность заключалась в том, что слишком многие из них настолько глубоко увязли в долгах, что просто не в состоянии платить сначала себе. По дороге домой я думал о том, что с помощью системы трех копилок мой богатый папа приучил меня с малых лет платить себе в первую очередь. Сегодня, имея за плечами большой жизненный опыт, мы с женой по-прежнему держим три копилки на туалетном столике и все также отчисляем десятину церкви, откладываем и инвестируем деньги. [c.194]
Итак, десятина не является налогом, и я говорю о ней лишь как о modus e или образце налога, утверждая, что она очень близка к налогу, самому равномерному и беспристрастному, какой только может быть установлен для покрытия государственных расходов всей страны, а также церковных расходов ибо при ее помощи взимается доля всего зерна, скота, рыбы, птицы, фруктов, шерсти, меда, воска, масла, пеньки и льна, созданных в стране и являющихся продуктом земли, искусства, труда и капитала, которые произвели их. Десятина недостаточно регулярна, однако в отношении домов, одежды, напитков, кожи, перьев и разных изделий из них она настолько нерегулярна, что, если бы различие в десятине, уплачиваемой деревней по сравнению с городом, должно было бы теперь быть установленным de novo [заново], то я не вижу другого подобного этому мероприятия, которое бы могло так быстро вызвать крупное восстание. [c.63]
Третье неудобство заключается в том, о чем мы говорили выше, а именно в необходимости существования другого вида налога, который охватил бы производство тех товаров, за мате--риалы которых уплачивается десятинный налог. Между тем возможно, что имеется способ обложения, равномерный по своей собственной природе и который не нужно дополнять другим, так что чиновники, занятые его взиманием, могли бы быть полностью заняты тогда не было бы нужды в других чиновниках, продолжительные промежутки бездельничанья которых делают их похожими на трутней, подобно тому как они являются также гусеницами всякого государства. [c.64]
Лит.1 Д о О И а ш - Р о ж д о с Т в с и с к а я О. А., Десятины, в её кн. Церковное общество Франции в XIII веке, ч. 1, П., 1914. Ф. Я. Полянский. Москва. [c.426]
Еще Аристотель установил, что целое больше простой суммы своих частей . А. А. Богданов в подтверждение этого теоретического положения писал Например, элементарное сотрудничество, соединение одинаковых рабочих сил на какой-нибудь механической работе может вести к возрастанию практических результатов в большей пропорции, чем количество этих рабочих сил. Если дело идет, положим, о расчистке поля от камней, кустарников и корней и если один человек расчищает в день одну десятину, то два вместе выполнят за день не двойную работу, а больше, например, 2 /2 десятины [1 десятина + 1 десятина + /2 десятины как синер-гический эффект положительного взаимодействия психологически совместимых рабочих, сумевших хорошо организовать выполнение общей работы. — Прим. авт. . При трех, четырех рабочих отношение может оказаться еще более благоприятным — до известного предела, разумеется. Но и не исключена и та возможность, что трое, четверо рабочих совместно будут выполнять менее чем тройную, четверную работу. Оба случая всецело зависят от способа сочетания данных сил. В первом случае вполне законно утверждение, что целое оказалось практически больше простой суммы своих частей, во втором — что оно практически ее меньше. Первое и обозначается как организованность, второе — как дезор-ганизованность . [c.66]
Что идея планирования является такой руководящей идеей -это мы хорошо знаем. Что планирование имеет у нас исключительно большое и ответственное значение — это мы тоже учитываем. С указания на это мы начали свою статью. Но именно исходя из этих идей, мы возражаем не против планирования, а против плохих и иллюзорных планов, на основе которых практически нельзя строить планирование. Да, практика планирования нуждается в возможно более определенных и детальных количественных исчислениях перспектив. Но она нуждается не в произвольных исчислениях, а в исчислениях достаточно серьезных, - это во-первых. Во-вторых, когда действительно практика нуждается в хороших и достаточно дробных количественных расчетах В таких расчетах практика нуждается преимущественно в процессе текущего планирования, то есть практика нуждается в них преимущественно тогда, когда имеет дело с оперативными планами. Но именно учитывая это, а также учитывая наши возможности предвидения, мы и утверждаем ниже, что наибольшее число количественных детальных расчетов должно найти место в оперативных лланах. Нуждается ли, однако, практика планирования в детальных всеобъемлющих количественных расчетах, когда речь идет о длительных перспективах на пятилетие и более Нуждается ли практика планирования действительно в том, чтобы в перспективных планах было подсчитано, какие будут цены на отдельные культуры через 5-10 лет, какова будет тогда урожайность этих культур с десятины, каков будет тогда же приток вкладов в банки и тл и т.д. Конечно, было бы лучше знать все эти явления в их будущем количественном выражении. И конечно, если бы мы могли научно обоснованно сказать об этом, мы бы должны были это сделать. Но если мы сделать этого не можем, если мы можем лишь подменить такой научно обоснованный прогноз субъективными, идущими часто от темперамента предположениями, то какое значение они могут иметь для практики Практика не только может, но и должна обойтись и обходится без них. При этих условиях в отношении длительных перспектив, как правило, практика прежде и больше всего нуждается не в таких [c.608]
Однако для нас интересен другой моральный аспект случившегося. Ведь Владимир, склоняя воеводу Блуда на предательство, обещал почитать его, словно второго отца, и воздать "честь великую". Исполнил ли он обещание Циничный флорентиец в главе трактата "Государь", названной "О том, как государи должны держать слово", приходит к выводу, что "разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание". Неизвестно, какова была дальнейшая судьба Блуда, но вот другого предателя, грека Анастасия Корсунянина, который помог ему захватить родной город, Владимир действительно наградил вывел его на Русь и поручил ему новопостроенную Десятинную церковь. [c.39]
Причисление крестителя Русской земли к лику святых затянулось не на одно столетие — и прежде всего потому, что уж слишком яркой была благодарная народная память о щедром и ласковом языческом князе, о "Владимире Красное Солнышко" древнерусских былин, а вот христианских чудес от него так и не дождались. Мощи св. Владимира (собственно, голова его, найденная в XVII в. митрополитом Петром Могилой в руинах уничтоженной монголами Десятинной церкви) взлетели на воздух в ноябре 1941 г. вместе с Успенским собором. Память о грешном и святом великом князе сохраняют в Киеве мрачный чугунный монумент над Днепром, Владимирский собор в неовизантийском стиле и прекрасная Владимирская улица, берущая свое начало там, где стояли возведенные им капище и церковь. [c.44]
Крупные расхождения в значениях коэффициентов корреляции в двух выборках между ключевыми признаками (рабочий скот, озимый посев) и другими показателями объясняются, надо думать, самим принципом конструирования выборок. Так, в выборке по числу лошадей в хозяйстве в трех группах из четырех (за исключением четвертой, где объединены хозяйства с 4 и более лошадьми) дворы имеют одинаковое количество рабочего скота 1, 2 и 3 лошади. Такая особенность и приводит к слабой корреляции между числом лошадей и другими признаками. То же самое можно сказать и о выборке по озимому посеву, четыре группы которой сделаны по интервальному признаку. Относительная узость интервалов (через полдесятины между 1-й, 2-й и 3-й группами и десятина между 3-й и 4-й группами) смазывает, затушевывает взаимосвязь между размером озимого посева и остальными характеристиками коэффициенты по большей части не значимы. [c.93]