Интеграция в СНГ опирается на такие объективные факторы, как сложившиеся в прошлом разделение труда, технологическая взаимозависимость, элементы общего культурно-цивилизационного пространства. [c.866]
Цивилизационный критерий характеризует экономическую систему не только по экономическим параметрам, но и по этапам ее исторического развития исходя из взаимодействия экономических и внеэкономических факторов этических, социально-творческих, религиозных, демократических ценностей, национальных традиций, географических, природно-климатических условий и т.д. С этих позиций экономическая система РБ является разновидностью специфической евразийской цивилизации, имеющей своеобразные черты как в мировом масштабе, так и в рамках Российской Федерации. [c.68]
Оба подхода - и формационный, и Цивилизационный -имеют право на существование в экономической и других социальных науках. Сильной стороной формационного подхода является учет экономических факторов развития, сильной стороной цивилизационного подхода - учет других чисто социальных факторов развития человеческого общества. [c.44]
Во всех экономических системах - и формационных и цивилизационных, во всех видах экономики - традиционной, рыночной, командно-регулируемой и смешанной, при всех формах хозяйствования - и натуральной, и товарной, -существует один экономический фактор, который предопределяет содержание функционирования этих систем, все правила игры во всякой хозяйственной деятельности. Этот фактор - собственность. [c.49]
В принципе надо ориентироваться не на чужой, "завозной", опыт, а на суть мировых цивилизационных тенденций, стремиться найти формы и стимулы их реализации в России, адекватные национальным ценностям и традициям. Анализ относящихся к этой проблеме факторов позволяет утверждать, что российские национальные особенности не будут серьезным препятствием для реализации основных направлений и тенденций трансформации современной экономики. Напротив, они могут способствовать укоренению последних на российской почве. Отметим некоторые из них. [c.501]
Выделяют несколько классификаций цивилизационных систем в рамках, не выходящих за пределы предмета экономической теории. Их различия основаны на использовании тех или других критериев (если брать более узко — тех или других неэкономических факторов в их связи с экономикой). Первая классификация совпадает с классификацией по степени индустриального (индустриально-экономического) развития общества. Она представлена схемой доиндустриальная (традиционная) цивилизация — индустриальная (экономическая) цивилизация — постиндустриальная (постэкономическая) цивилизация. Эти цивилизации можно трактовать как глобальные и исторически последовательные (вертикальные) цивилизации. Вторая классификация ближе к первой в моментах глобальности и историчности цивилизаций с уклоном на взаимодействие экономических и социально-политических факторов. Так, выделяют традиционную (патриархальную, авторитарную) и либеральную (рыночную, демократическую) цивилизации, обращая внимание и на возможность промежуточной цивилизации. Третья классификация акцентирует внимание на роли социокультурного фактора и достаточно устойчивой системы ценностных ориентации различных обществ (народов, наций, религиозных и других общностей), связанной с ним. Цивилизации похожего вида можно интерпретировать как локальные, потому как они пространственно ограничены (например евразийская и западноевропейская цивилизации, цивилизация культурного конфуцианского региона, исламская цивилизация и т. п.), и как горизонтальные, так как они относительно устойчивы и обладают наибольшей степенью консерватизма, находясь при этом в состоянии сосуществования (несмотря на интенсивное их взаимодействие и взаимопроникновение), и в этом смысле не существуют строго на исторической (вертикальной) оси общественного развития. Важнейшим аспек- [c.595]
Отличие цивилизационного подхода состоит в том, что главенствующая роль в нем отводится социокультурному или религиозному фактору. Причем само понятие цивилизация употребляется в разных смыслах. В более широком, глобальном, всемирном смысле цивилизация рассматривается как определенная эпоха в историческом развитии обшества. Так, выделяют доиндустриаль-ную, индустриальную и постиндустриальную цивилизацию или традиционную (патриархальную), авторитарную и либеральную демократическую (рыночную) цивилизацию. В более узком смысле понятие цивилизация рассматривается как явление локаль- [c.37]