Общество одинаковых людей

Раздел 0. Общество одинаковых людей  [c.207]

Однако сначала обратим внимание на более общий вопрос. Все убежденные уравнители всегда стремились уничтожить двойной стандарт современного общества, сделать людей равными не только как граждан, но и как покупателей. Так, первый председатель Госплана СССР Г. М. Кржижановский считал Крепя основы подлинной демократии, мы одновременно сокрушаем старые вкусы, создаем предпосылки того однотипного спроса, который уже сам по себе облегчает рациональное массовое производство . И спрос у нас действительно стал однотипным . И спустя 40 лет В. В. Новожилов с полным на то основанием мог констатировать Денежная единица составляет у разных лиц хотя и не одинаковую, но не очень различную часть индивидуального дохода. Поэтому спрос населения в условиях социализма несравненно теснее связан с потребностями, чем при капитализме .2 Запомним этот важный вывод.  [c.209]


Объединенную силу слов и цифр мой умный папа называл силой общения . Как человека с академическим складом ума его всегда интересовал вопрос, чем и как можно объяснить стремление людей к общению. Он обнаружил, что люди общаются особенно активно, если они используют одинаковые слова и интересуются определением различий в значениях каждого слова. Он говорил мне Слово общение происходит от слова общество. Когда люди получают удовольствие от одинаковых слов, они организуются в общество. Те, кто использует другие слова или не интересуется их значениями, изгоняются из этого закрытого общества .  [c.236]

При коммунизме все люди будут иметь равное положение обществе, одинаковое отношение к средствам производства, равные условия труда и распределения и активно участвовать в управлении общественными делами. Утвердятся гармонические отношения между личностью и обществом на основе единства общественных и личных интересов (Программа КПСС, 1974, с. 63). Т. о., после многовекового существования классового общества будет навсегда ликвидировано деление общества на классы и социальные слои, установится полное социальное равенство всех людей, будут обеспечены условия для всестороннего расцвета личности и счастья свободного человека.  [c.161]


Разработка этических основ профориентационной работы. Главная проблема здесь заключается в том, что реально в современном обществе все люди не могут быть одинаково прекрасными и благородными, все не могут заниматься лишь благородным  [c.407]

Общественным классам присуще несколько характеристик 1) лица, принадлежащие к одному и тому же классу, склонны вести себя почти одинаково 2) в зависимости от принадлежности к тому или иному классу люди занимают более высокое или более низкое положение в обществе 3) общественный класс определяется не на основе какой-то одной переменной, а на основе занятий, доходов, богатства, образования, ценностной ориентации и тому подобных характеристик принадлежащих к нему лиц 4) индивиды могут переходить в более высокий класс или опускаться в один из нижних классов.  [c.186]

Как ведет себя человек в обществе и на работе является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней среды (рис. 3.7.). Наиболее важные из этих характеристик списаны в следующем разделе. Кет в мире двух людей, у которых было бы одинаковое сочетание характеристик. Следовательно, число потенциальных конкретных характеристик практически бесконечно, и вероятность, что два человека будут вести себя одинаково в одной и той же ситуации, практически равна нулю.  [c.99]

СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО - равное положение людей в обществе обеспечивается обладанием одинаковыми правами, равным, отвечающим принципам справедливости подходом к определению соответствия между реальной ролью отдельной личности или соц. группы в общественной жизни и их соц. статусом, в т.ч. между правами и обязанностями, трудом и его вознаграждением, заслугами и общественным признанием. Международная хартия неотъемлемых прав человека исходит из признания того, что все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах, все они равны перед законом и имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации. Конституция РФ (ст. 6) предусматривает, что каждый гражданин страны обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности.  [c.345]


Как бы наше общество ни относилось к различным теоретикам и проводникам экономических теорий, все мы обречены жить по экономическим законам. Потому что экономика в наиболее общем своем определении — это наука и умение жить и работать в условиях ограниченности доступных ресурсов. Люди всегда жили и всегда будут жить в таких условиях. Поэтому все мы — стихийные экономисты, мы постоянно находимся в ситуации выбора. Самые простые примеры кто при одинаковом качестве товара покупает тот, который дороже Можете вы представить себе человека, который ежедневно добирается на работу не самым коротким, а самым длинным и неудобным путем Мы всегда и во всем стремимся к оптимизации наших затрат денег, сил, времени... Как теория и практика оптимального использования ресурсов, которых всегда не хватает, экономика способна решать многие задачи, круг которых гораздо шире задач только промышленности или только торговли.  [c.8]

Прежде чем перейти к определению СЭС как единого целого, рассмотрим значение термина социальный , так как не все авторы трактуют его одинаково. Наиболее распространено следующее определение социальная система — это комплекс общественных отношений между гражданами страны, складывающихся из характера распределения элементов жизнеобеспечения между социальными слоями, а также между отдельными группами людей внутри этих слоев. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что большинство авторов отождествляет понятия общественный и социальный . Таким образом, встречается как сочетание общественные отношения , так и социальные отношения . Напрашивается вопрос — а что означает понятие общественный как производное от понятия общество  [c.30]

Оценить успехи в предупреждении кризисов трудно, поскольку учитываются лишь неудачи. Но я не сомневаюсь в том, что фонды внесли весомый вклад в основание того, что я именую открытым обществом. Интересно отметить, что эффективность фондов, как правило, выше там, где условия их деятельности оказываются менее благоприятными. К примеру, в Югославии фонд устоял перед попыткой правительства закрыть его, и он является практически единственной опорой для людей, которые не утратили веру в демократию. У фонда есть отделение в Косово, так что голос открытого общества может быть услышан даже в разгар боев несомненно, он сыграет конструктивную роль, как только бои прекратятся. Это уже случилось в Боснии в то время как в военных действиях сербы, мусульмане и хорваты противостояли друг другу, фонд никогда не отказывался от идеи открытого общества, где со всеми гражданами обращаются одинаково. Теперь он функционирует в Республике Сербской, а также в боснийской и хорватской частях страны, а управляет им совет из представителей всех национальностей. В Беларуси президент-диктатор вынудил закрыть фонд. Он теперь действует из-за рубежа и еще более эффективно, чем прежде.  [c.138]

Нет причин сомневаться в том, что частные предприятия могли бы, если бы им было позволено, выпускать столь же хорошие или, по меньшей мере, столь же достойные доверия монеты. Иногда частное предприятие действительно это делало само или же уполномочивалось на это правительством. Однако пока техническая задача изготовления одинаковых и легко распознаваемых монет еще представляла серьезные трудности, выполнение этой работы правительством представлялось, по крайней мере, полезным. К несчастью, правительства вскоре обнаружили, что решение этой задачи не только полезно для общества, но может быть и очень прибыльным - по крайней мере, пока у людей нет альтернативы тем деньгам, которые им предлагают. "Сеньораж", или пошлина, предназначенная для покрытия издержек чеканки монет, оказалась весьма привлекательным источником дохода и вскоре увеличилась настолько, что ее размеры намного превысили действительные издержки изготовления монет. А от присвоения избыточной части металла, привозимого на правительственный монетный двор для чеканки новых монет, оставался только один шаг к практике, все шире распространявшейся в Средние Века изъятию монет из обращения для последующей перечеканки в различные номиналы с пониженным содержанием золота или серебра. Мы рассмотрим результат такой порчи монеты в следующем разделе.  [c.27]

Один из таких факторов — мода, которая заставляет людей делать одинаковый выбор при покупке, например, одежды, обуви и многих других товаров Также тенденция потребителей к взаимному подражанию часто выражается в том, что люди хотят приобретать только определенные товары (драгоценности, престижные виды одежды, автомобили) не столько из-за того, что они обладают полезностью, сколько потому, что являются признаком социального отличия. Иначе говоря, существует эффект демонстрации, при котором потребление высших слоев общества влияет на людей из более низких социальных групп, которые пытаются покупать предметы роскоши, чтобы не чувствовать себя униженно.  [c.84]

Вопросы оценки благосостояния всегда были в центре внимания экономической мысли и исследовались многими учеными. Отношение к ним менялось с развитием общества. На ранних этапах общее благосостояние определялось исходя из количественной концепции изменения полезности как сумма полезностей всех индивидуумов общества, количественно поддающихся измерению. Оптимальным признавалось такое распределение ресурсов и благ, которое в итоге обладало большей арифметической величиной. Предполагалось, что все люди имеют одинаковые функции полезности и оптимальное распределение достигается при условии равного распределения дохода. Так, по утверждению Бента-ма, общественное благосостояние — это арифметическая сумма благосостоянии отдельных индивидуумов, а значит, никакое перераспределение между ними не меняет общего уровня благосостояния. Напротив, Д. Нэш определял общественное благосостояние не как сумму, а как произведение значений индивидуального благосостояния. Для доказательства использовалась карта кривых безразличия относительно общества, состоящего из двух субъектов. При движении по кривой и соответственно перераспределении (между богатым и бедным) общественное благосостояние не меняется увеличение благосостояния бедного на определенную величину сопровождается снижением благосостояния богатого на меньшую величину, и наоборот. Иначе говоря, снижение экономической дифференциации в обществе ведет к росту общественного благосостояния.  [c.275]

Коллективные интересы выражают необходимость удовлетворения потребностей групп людей, объединенных одинаковым положением в общественном производстве. Это создает общность экономических интересов данной социальной группы. В этой связи можно выделить интересы трудовых коллективов промышленных и сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ и корпораций, фирм и учреждений.  [c.97]

Обеспечивая равное вознаграждение за равный труд, закон распределения по труду не обеспечивает равенства в удовлетворении потребностей людей. При распределении по труду сохраняется неравенство производителей в потреблении. В условиях распределения по труду существует только формальное равенство или равноправие, когда все члены общества за равное количество труда получают равное количество продукта. Но применение одинаковой меры в распределении к людям с различными потребностями, с разным составом семей и состоянием их здоровья неизбежно приводит к фактическому неравенству в потреблении. Например, одинокие работники и работники, имеющие семью, в составе которой есть нетрудоспособные, получая равное вознаграждение за равный труд, по-разному будут удовлетворять свои потребности. Кроме того, работники разной квалификации и разных способностей отдают фирме разное количество труда и создают неодинаковое количество продукта. Поэтому они получают различное вознаграждение за труд и, как результат, по-прежнему удовлетворяют свои потребности.  [c.480]

Частные и общественные затраты. Затраты могут рассматриваться с точки зрения либо отдельного товаропроизводителя (предприятия), либо общества в целом. В одних случаях оба подхода дают одинаковый результат, в других — разный. Это объясняется тем, что не все результаты производства имеют товарную форму, некоторые из них реализуются непосредственно, минуя отношения купли-продажи, и оказывают прямое влияние на благосостояние общества или отдельных людей. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. В первом случае говорят о внешней экономичности, или внешнем эффекте, во втором — о внешней неэкономичности, или внешних затратах.3  [c.315]

Культура включает в себя более мелкие составляющие или субкультуры. Они предоставляют людям возможность более конкретного общения с себе подобными. В обществе есть группы лиц одной национальности, которые имеют одинаковые пристрастия и потребности. Отдельные субкультуры представляют собой религиозные группы католики, христиане, православные, мормоны, иудеи. Отдельные субкультуры образуют расовые группы (негры и уроженцы Востока), географические этнические образования Севера, Юга и т. п.  [c.245]

Возможное толкование различных участков кривой полезности, описанной в пункте 56, состоит в том, что участки с убывающей предельной полезностью соответствуют социально-экономическим классам, а участки с возрастающей предельной полезностью соответствуют переходной ступени между низким и высоким социально-экономическим классом. По этому толкованию границы участков будут приблизительно одинаковыми для разных людей в одном обществе и это является одним из нескольких независимых путей рассуждений, приводящих к пункту 6.  [c.248]

Во-вторых, интересы даже двух человек не одинаковы. Общество же состоит из миллионов людей—как вы. явить при этом интересы общества в целом Задача не простая.  [c.57]

Но само развитие производства, как и обусловленные им распределение и обмен благ, материальное положение людей, также требует объяснения. Давно замечено, например, что они во многом зависят от природных факторов. Климат, естественное плодородие земли, богатства ее недр существенно влияют па экономическое развитие различных стран и народов. Но объяснить его внутренние пружины они не могут природные условия более или менее постоянны, а экономическое развитие динамично. № примерно одинаковой природной среде различные общества добиваются совершенно разных результатов. В то же время экономическое развитие стран, находящихся в самых различных природных условиях, нередко характеризуется общими или сходными чертами.  [c.21]

Социалистическая собственность исключает возможность распределения продуктов пропорционально об 1>е.му и качеству применяем i>ix каждым членом общества средств производства, ибо >ти средства принадлежат обществу в целом или группе лиц (если речь идет о кооперативной собственности). Работники социалистического общества равны как хозяева средств производства и одинаково обязаны участвовать в общественном производстве. При социализме никто не может дать обществу ничего, кроме своего труда. По сам трудовой вклад у разных людей неодинаков.  [c.410]

Социализм не устраняет различий в степени удовлетворения потребностей. Применение одинаковой меры в распределении — по трудовому вкладу в общественное производство — к людям с различными потребностями, неодинаковым по способностям, умению, квалификации, семейному положению вызывает известное различие между ними по уровню материальной обеспеченности. Например, одинокие работники и имеющие семью, в составе которой есть нетрудоспособные, получая равное вознаграждение за равный труд, не в одинаковой степени могут удовлетворить личные потребности. Как отмечал В. И. Ленин, на первой фазе коммунизма общество не в состоянии сразу уничтожить неравенство, состоящее в распределении предметов потребления по труду, а не по потребностям.  [c.393]

Совокупность выгод и невыгод различных применений труда и капитала в одной и той же местности должна быть совершенно одинаковой или постоянно иметь тенденцию к равенству. Если бы в данной местности нашлось такое применение для труда и капитала, которое было бы очевидным образом более выгодно или менее выгодно, чем остальные применения, то к нему стремились бы в первом случае и его покинули бы во втором случае столько людей и капитала, что в скором времени его выгоды снова оказались бы на одном уровне с другими применениями. Так, по крайней мере, должно было бы случиться в обществе, в котором дела были бы предоставлены своему естественному течению, в котором существовала бы совершенная свобода и где каждый мог бы совершенно свободно выбирать себе занятие, которое считает подходящим для себя, и менять его, когда сочтет это нужным. Собственный интерес каждого человека заставит его искать выгодного и избегать невыгодного занятия.  [c.162]

Труд некоторых самых уважаемых сословий общества, подобно труду домашних слуг, не производит никакой стоимости и не закрепляется и не реализуется ни в каком длительно существующем предмете или товаре, могущем быть проданным, который продолжал бы существовать и по прекращении труда и за который можно было бы получить потом равное количество труда. Например, государь со всеми своими судебными чиновниками и офицерами, вся армия и флот представляют собою непроизводительных работников. Они являются слугами общества и содержатся на часть годового продукта труда остального населения. Их деятельность, как бы почетна, полезна или необходима она ни была, не производит решительно ничего, за что потом можно было бы получить равное количество услуг. Защита безопасности и охраны страны, результат их труда в этом году не купят защиты, безопасности и охраны ее в следующем году. К одному и тому же классу должны быть отнесены как некоторые из самых серьезных и важных, так и некоторые из самых легкомысленных профессий — священники, юристы, врачи, писатели всякого рода, актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр. Труд самого последнего из этих людей обладает известной стоимостью, определяемой теми же правилами, которые определяют стоимость всякого иного вида труда, но труд даже самой благородной и самой полезной из этих профессий не производит ничего такого, на что можно было бы потом купить или достать одинаковое количество труда. Подобно декламации актера, речи оратора или мелодии музыканта, труд их всех исчезает в самый момент его выполнения.  [c.362]

Наш вывод получен для отдельного субъекта. А как обстоит дело с обществом в целом Если бы внутренняя дисконтная ставка IRD(Q) была одинакова для всех субъектов и оставалась постоянной во времени, приведенное выше решение можно было бы перенести на все общество денежный запас достигает оптимальной величины, когда темп снижения цен становится равным общей для всех величине внутренней дисконтной ставки /ЛДО). При этом возникает ряд вопросов. Во-первых, почему разные люди должны иметь одинаковую IRD(0). Во-вторых, как узнать, одинакова ли IRD(0) у разных субъектов, и как можно определить ее величину, наблюдая рыночные отношения Иначе говоря, как установить, что ур. (9) выполняется Наконец, в-третьих, если не все люди имеют одинаковую величину IRD(0), или если она не является константой, а зависит от других переменных, то какова должна быть экономическая политика, позволяющая достигнуть оптимальной величины денежной массы  [c.832]

Однако само развитие производства, как и обусловленное им материальное положение людей, требуют объяснения, ибо замечено, что в примерно одинаковой природной среде различные общества добиваются совершенно различных результатов. Многочисленные факты и наблюдения привели человеческую мысль к тому, что само производство, благосостояние людей подчинены каким-то могущественным, но скрытым от их непосредственного взора общественным факторам, глубинным законам экономического развития. Для того чтобы выявить эти законы, недостаточно простого наблюдения и описания явлений. Нужна наука, способная проникнуть в суть происходящих процессов и выявить их движущие силы. Этим и занимается экономическая теория.  [c.19]

В условиях рынка существование неравенства ОБЪЕКТИВНО ОБУСЛОВЛЕНО, потому что рыночная система - это бесстрастный и жесткий механизм, который не знает благотворительности и вознаграждает людей лишь по конечной эффективности их деятельности. Люди же весьма различаются между собой по трудолюбию, активности, способностям, образованию, владению собственностью и т. д. Следовательно, они не могут работать и зарабатывать одинаково. Государство, как уже отмечалось, призвано смягчать неравенство в доходах людей, чтобы не допустить чрезмерного социального расслоения и напряженности в обществе. Но слишком активное вмешательство государства в перераспределение и выравнивание доходов снижает эффективность производства, поскольку а) растущие налоги подавляют интерес СОСТОЯТЕЛЬНЫХ людей к хозяйственной деятельности, б) а у БЕДНЫХ, получающих все больше социальной помощи, ослабевает тяга к поиску работы и энергичному труду. Таким образом, налицо противоречие между эффективностью производства и равенством доходов (рис. 7.19). Равенство может казаться более справедливым, но оно подрывает стимулы к труду. Раз-  [c.188]

Философия либерализма есть порождение западной цивилизации, хотя и на Западе, как известно, не все ее принимают или, по крайней мере, не все одинаково понимают. Как говорил Дж. Локк, по праву считающийся одним из основоположников этого направления общественной мысли, концепция либерализма исходит из того, что единственный путь, посредством которого кто-либо отказывается от своей естественной свободы и надевает на себя узы гражданского общества, — это соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, благополучно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности чем кто-либо, не являющийся членом общества... Когда какое-либо число людей таким образом согласилось создать сообщество или государство, то они тем самым уже объединены и составляют единый политический организм... "  [c.33]

Процессы производства, обращения и распределения связаны с рядом материальных и трудовых затрат, и человеку не безразлично, что и в каких размерах надо производить, какие расходы для этого необходимы, какова эффективность производства и каковы результаты труда. Даже в глубокой древности людей интересовало рабочее время, запасы примитивных средств и предметов труда, необходимых для приготовления пищи, изготовления одежды, простейших орудий труда, строительства жилья. Во всяком обществе то рабочее время, которого стоит производство жизненных средств, должно было интересовать людей, хотя и не в одинаковой степени на разных ступенях развития 3.  [c.6]

Подобное поведение людей является следствием имитационного поведения. Эти привычки людей уже давно известны. Макиавелли в своем Государе писал Человек почти всегда следует колеей, проложенной другими людьми . Известный философ Эрик Хоффер утверждал Когда люди свободны в своем выборе, они предпочитают имитировать действия друг друга... Общество, предоставляющее неограниченную свободу индивидууму, чаще всего превращается в общество безликих, абсолютно одинаковых людей .  [c.243]

НЕДОСТАТКИ МЕТОДИКИ, ОПИРАЮЩЕЙСЯ НА ТРАДИЦИЮ. Интересно отметить, что часто традиция объясняет одним словом, почему некоторые испытанные концепции теории управления, описанные в данной книге, не всегда широко используются на практике. Хорошим примером ЯРЛЯЮТСЯ вознаграждения, основанные на заслугах. Хотя почти все разделяют мнение, что заслуги перед фирмой — лучший критерий для назначения большей заработной платы или продвижения по службе, гораздо чаще в качестве критерия используется трудовой стаж. И можно понять почему. Трудовой стаж легко вычисляется, он является объективной категорией и начисляется всем одинаково. Поскольку трудовой стаж как критерий используется уже давно, многие люди заинтересованы в нем. Этим людям потребовалось много лет для достижения их сегодняшней должности, поэтому переход на другую систему исчисления вознаграждений — по заслугам — они считают не только несправедливым, ко и представляющим серьезную угрозу. В силу этого они используют приобретенную власть, чтобы сохранить статус кво, даже если это и не в интересах организации или общества.  [c.473]

Она дурно служит обществу, если производит не до крайнего предела своей нагрузки. Слишком часто склонны думать, что полнота сил является основным условием для максимальной производительности во всякого рода работе. Чтобы точно определить действительные условия, я велел детально классифицировать различные функции в нашем производстве, с точки зрения требуемой работоспособности, является ли физическая работа легкой, средней или трудной, влажная она или сухая, а если влажная, с какою жидкостью связана чистая она или грязная, вблизи печи - простой или доменной, на чистом или дурном воздухе для двух рук или для одной, в стоячем или сидячем положении шумная она или тихая, при естественном или искусственном свете требует ли она точности число часов для обработки отдельных частей, вес употребляемого материала, необходимое при этом напряжение со стороны рабочего. Оказалось, что в данное время на фабрике было 7К82 разного рода функций. Из них 949 были обозначены, как трудная работа, требующая абсолютно здоровых, сильных людей 3338 требовала людей с нормально развитой физической силой. Остальные 3595 функций не требовали никакого телесного напряжения они могли бы выполняться самыми хилыми, слабыми мужчинами и даже с одинаковым успехом женщинами или подростками. Эти легкие работы, в свою очередь, были классифицированы, чтобы установить, какие из них требуют нормального функционирования членов и органов чувств, и мы констатировали, что 670 работ могут выполняться безногими, 2637 людьми с одной ногой, 2 - безрукими, 715 - однорукими, 10 - слепыми. Из 7882 различных видов деятельности 4034 требовали известной, хотя бы не полной физической силы. Следовательно, вполне развитая промышленность в состоянии дать максимально оплачиваемую работу для большого числа пригодных рабочих, чем, в среднем, можно найти в человеческом обществе. Может быть, анализ работы в другой отрасли индустрии или в другом производстве даст совершенно иную пропорцию тем не менее я убежден, что если только проведено достаточное разделение труда, - а именно, до высших пределов хозяйственности, никогда не будет недостатка в работе для физически обездоленных людей, которая дала бы им за полную меру труда и полную заработную плату. С точки зрения народного хозяйства, в высшей степени расточительно возлагать на общество бремя содержания физически малоценных людей, обучать их побочным работам, вроде плетения корзин или другим малодоходным рукоделиям, не для того, чтобы дать им средства к жизни, но исключительно, чтобы спасти их от тоски.  [c.56]

С развитием общества требования к учету росли, менялись стоящие перед ним задачи. Во всяком обществе то рабочее время, которого стоит производство жизненных средств, должно было интересовать людей, хотя и не в одинаковой степени, на разных ступенях развития ,— писал К- Маркс2.  [c.3]

Отношения среди людей. Этот вопрос касается ответственности человека за других людей. Американцы, например, являются индивидуалистами и заботятся только о себе. Азиатские народы, наоборот, проявляют заботу о целой группе или сообществе, так как считают себя их членами. Существует группа людей, представляющая аристократическое общество и касты, где все подчинено иерархической системе. Схема Клукхона и Стродтбека — это основа для более глубокого понимания различий в культурах. В то же время антропологи предупреждают, что не все члены определенной культуры ведут себя одинаково в течение всего времени и могут наблюдаться значительные вариации внутри одной культуры.  [c.235]

В отдаленные друг от друга эпохи одинаковые количества труда можно скорее приобрести за одинаковые количества хлеба — этого главного средства существования рабочего, чем на равные количества золота и серебра или вообще какого-либо другого товара. Ввиду этого равные количества зерна скорее сохранят в отдаленные друг от друга эпохи одну и ту же действительную стоимость или будут давать возможность его обладателю купить или получить в свое распоряжение приблизительно то же самое количество труда других людей. Я говорю, что хлеб скорее сохранит свою стоимость, чем почти все другие товары, так как даже равные количества хлеба тоже не сохраняют вполне одну и ту же стоимость. Средства существования труда, или действительная цена труда, как я лостараюсь показать в дальнейшем, подвергаются значительным изменениям в зависимости от различных обстоятельств их размеры бывают более значительны в обществе, прогрессирующем на пути к богатству, чем в общест-  [c.104]

И. э.— это экономич. категория, в к-рой выражаются производств, отношения между отд. участниками обществ, произ-ва (индивидами, их группами, классовыми общностями). И. э. проявляются в форме всеобщих общественных, коллективных и личных материальных интересов. Всеобщие общественные интересы складываются как интересы всего общества, как необходимость удовлетворения его совокупных потребностей лишь в условиях социализма. При капитализме и др. эксплуататорских формациях обществ, интересы носят классово антагонистич. характер. В качестве ведущего интереса выступают интересы господствующего класса, интересы др. классов неизбежно находятся с ними в непримиримом противоречии. Коллективные И. э. выражают необходимость удовлетворения материальных потребностей групп людей, объединённых одинаковым положением в системе обществ, произ-ва, что создаёт общность интересов данной социальной группы. Л и ч-н ы е интересы выражают необходимость удовлетворения материальных нужд отд. человека и определяются социально-экономич. условиями его жизни. В классовом обществе и личные, и коллективные интересы носят классовый характер. Это придаёт им особое социальное качество, выражающееся в единстве интересов людей одного и того же класса. Затвердение интересов благодаря разделению труда и классовым отношениям еще гораздо очевиднее, чем затвердение влечений" и мыслей" (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 249). Необходимость осуществления И. э. побуждает людей к производств, деятельности, т. о. представляет собой экономич. стимулы. Эта функция И. э. в качестве экономич. стимулов является элементом объективного механизма действия экономич. законов, двигателем экономич. жизни. Роль И. э. как двигателей экономич. жизни отражена в известном ленинском положении о том, что ...экономические интересы играют решающую роль... (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 46, прим.). Ленин, конспектируя Науку логики Гегеля, выделяет положение ... Интересы двигают жизнью народов" (там же, т. 29, с. 82).  [c.42]