Индивидуализм и коллективизм

Голландский ученый Герт Хофстеде на основе обработки результатов анкетирования 117 тыс. работников компании IBM в сорока странах выделил четыре важнейших параметра деловой культуры 1) соотношение индивидуализма и коллективизма 2) дистанция власти 3) отношение мужественности и женственности 4) отношение к неопределенности.  [c.34]


Соотношение индивидуализма и коллективизма. В процессе воспитания личности одни деловые культуры делают акцент на самостоятельности и инициативности. В других культурах система ценностей прямо противоположная. Здесь люди рассматривают себя как часть группы, коллектива, организации. Обычно в качестве примера национальной культуры с максимальной степенью коллективизма называют Японию, с максимальной степенью индивидуализма — США.  [c.34]

В психологии предметом изучения является индивид, в частности его личность, характер, привычки, мораль, ценностные ориентиры, стереотипы поведения и мышления, коммуникабельность, стремление к лидерству, возможность обучения и воспитания, соотношение индивидуализма и коллективизма.  [c.64]

Следовательно, в процессе производства всегда борются два направления — индивидуализм и коллективизм. Первый исповедуют буржуазные ученые, отстаивающие приоритет частной формы собственности в различных ее видах. Второй — коммунистические идеологи, ратующие за общественную собственность на основные средства производства. Отсюда и проистекает различие в подходах к проблеме.  [c.29]


Важно отметить, что параметры деловой культуры Хофстеде (как и параметры деловой культуры, выделенные другими исследователями) всегда относительны, а не абсолютны. Это дилеммы или предпочтения, где каждая национальная культура занимает свое место между экстремальными показателями. Иными словами, в любой культуре могут быть проявления как индивидуализма, так и коллективизма. Однако их соотношение будет различным. Если обозначить абсолютную приверженность индивидуализму как 100%, а абсолютное его отсутствие (абсолютный коллективизм) — как нуль, то каждая национальная культура по результатам социологических исследований сможет занять на шкале ценностей свое положение.  [c.34]

Для американского менеджера более характерен индивидуализм, чем коллективизм, в принятии решений. Это отличает американский тип управления от японского и в определенной степени от западноевропейского. Индивидуализм проявляется в единоначалии в процессе принятия решений, индивидуальной предприимчивости в достижении лидерства, индивидуализации в оплате руководителей.  [c.126]

Активность. На поверхности изображенной выше структуры личности располагаются быстротекущие, меняющиеся желания. За ними существуют интересы — более устойчивые и менее подверженные изменениям. Далее мы обнаруживаем ценностную ориентацию — устойчивую направленность человека (например, насколько ценны для личности деньги, карьера, семья, образование и т.д.). В ядре располагаются самые общие ценности, определяющие смысл жизни. Отметим, что конечные ценности смысла жизни связаны с таким актом человеческой воли, как вера. Это индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, стремление к сохранению или изменению, атеизм-или набожность, вера в судьбу или в свои силы и т.д.  [c.65]

Общая культура работников формирует, в числе прочего, социально-психологический климат на предприятии атмосферу терпимости или недоверия, дух индивидуализма или коллективизма и т.п.  [c.233]


Так, практика японского менеджмента, основанная на консенсусе, является прямым следствием культурных предпосылок самого общества, где приветствуется гармония и отвергается конфликт, ценится коллективизм, а не индивидуализм, и зависимость каждого субъекта компании преобладает над автономией.  [c.171]

Культура, философия и мораль определяют, какое поведение считается допустимым, и, таким образом, влияют на нравственное исследование. Выдвинута гипотеза, что степень индивидуализма или коллективизма культуры влияет на нравственное решение. В поддержку этого предположения свидетельствует тот факт, что служащие в странах, высоким индивидуализмом (например, США или Канада), чаще всего считают себя самыми главными из числа всех сторон. В противоположность этому, служащие в странах, отличающихся коллективизмом (например, Япония), чаще всего самыми главными фигурами считают акционеров и других служащих, а не себя [26]. Кроме страны различаются своей культурой. Определено пять культурных различий индивидуализм, властная сдержанность, мужественность, уклончивость и конфуцианский динамизм [27], и показано их влияние на принятие нравственного решения. Определение того, как и почему этические проблемы различаются в разных странах, важно для решения нравственных проблем в международной торговле. Это и показано в примере.  [c.905]

Социальная организация общества, как переменная кросс-культурных проблем, рассматривает роль родственных связей в принятии повседневных решений, степень градации населения и различия между высшими, средними и низшими классами, преобладание индивидуализма или коллективизма в обществе.  [c.17]

Априорно выделяют по два типа индивидуализма (1 и 2) и коллективизма (1и 2).  [c.17]

Типичным примером культуры, формируемой "атомистическим индивидуализмом" и "гибким коллективизмом", являются Соединенные Штаты. Для этой культуры характерно смешение анархии и демократии к ним следует добавить ярко выраженную склонность к конкуренции и свободе.  [c.19]

Типичный образец комбинации "атомистического индивидуализма" и "строгого коллективизма" можно найти в западноевропейской культуре. Речь идет о культуре, которая из-за характерных для нее крайних форм анархии и автократии, обнаруживает состояние постоянной напряженности. В ней, собственно говоря, и происхождение скептических установок и склонность к пониманию.  [c.19]

КОЛЛЕКТИВИЗМ — тип мировоззрения, не допускающий противопоставления человека обществу, исходящий из признания необходимости гармоничного сочетания общих и частных, коллективных и личных интересов нравственный принцип, противоположный индивидуализму, не терпящий себялюбия, своекорыстия и эгоизма, отдающий приоритет коллективным началам в организации общественной жизни и трудовой деятельности. Как свидетельствуют уроки истории, К. в своем отрицании индивидуализма может проявляться (имело место, напр., в республиках бывшего СССР) и в крайних формах подчинения индивида коллективу ради общих интересов, оправдания безусловного верховенства общества над личностью. Это несовместимо с признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью. Преодоление такой крайности учитывается законодательством России и др. государств, провозгласивших себя соц. и стремящихся обеспечивать солидарность и сотрудничество своих граждан во имя блага всех и каждого в отдельности.  [c.129]

Результаты работы Хофстеда четко демонстрируют существенные различия культур англо-американских и многих развивающихся стран. Эти различия наиболее явно выражены в областях, которые связаны с характеристиками индивидуализма/ коллективизма и силой власти. Специфика культурных ценностей развивающихся стран не позволяет напрямую заимствовать опыт бухгалтерского учета англо-американских стран [18]. Для большинства развивающихся стран характерен максимальный уровень коллективизма, что означает сравнительно низкий профессионализм бухгалтерской субкультуры. Поэтому большое значение в развитии бухгалтерских методов и их законодательной поддержке здесь будет иметь государство, что позволит повысить надежность публикуемой финансовой информации, а значит, создать основу общественного доверия компаниям и атмосферу успешного развития промышленности в этих странах.  [c.608]

Вторая переменная характеризуется индивидуализмом, или степенью, с которой люди данной страны предпочитают действовать как индивиды, а не как члены какой-то группы. Высокая степень этой переменной предполагает, что человек, находясь в условиях свободных социальных связей в обществе, сам заботится о себе и своих близких в семье, равно как несет за все свои действия полную ответственность. Эта же переменная характеризуется как коллективизм (или низкая степень индивидуализма). В коллективистских обществах людям с детства прививают уважение к группам, к которым они принадлежат, обычно семье, роду, клану или организации. Разницы между членами группы и теми, кто вне ее, не проводится. Члены группы ожидают, что группа защитит их и будет нести за них ответ-  [c.459]

Два человека спорят. Один из них утверждает Если все люди свободны и поставлены в изначально равные условия, каждый будет заботиться о себе. И все будут знать, что работают на себя. А если каждый будет работать на себя с полной выкладкой, все будут жить хорошо (индивидуализм). Другой возражает Нельзя закрывать глаза на обездоленных людей. Многие не виноваты в том, что не могут найти себе работу и место под солнцем в нынешних условиях. Если мы будем помогать ближнему, всем будет лучше. Важно, чтобы все жили хорошо, даже если это ограничит свободу и самореализацию для кого-то из новых русских (коллективизм).  [c.39]

Между коллективизмом и индивидуализмом  [c.104]

Показатель "индивидуализм - коллективизм" фигурирует также и в  [c.105]

Раскройте специфические черты морального климата в организациях, где доминируют соответственно морально-психологические стереотипы коллективизма, индивидуализма, конформизма и гуманизма.  [c.76]

Выбор той или иной формы мотивации определяется содержанием работы, принципами управления в данной организации, национальными традициями и корпоративной культурой. Так, для предприятий США характерна мотивация по результатам, основанная на развитой системе разделения труда и традициях индивидуализма. В Японии преобладает ранговая мотивация, соответствующая традициям коллективизма и взаимопомощи, горизонтальным связям между сотрудниками и широкому спектру выполняемых ими функций.  [c.118]

Вторая переменная - индивидуализм. Высокая степень этой переменной предполагает, что человек, находясь в условиях свободных социальных связей в обществе, сам заботится о себе и своих близких в семье, равно как несет за все свои действия полную ответственность. Эта же переменная характеризуется как коллективизм (или низкая степень индивидуализма). В коллективистских обществах людям с детства прививают уважение к группам, к которым они принадлежат, обычно семье, роду, клану или организации. Члены группы ожидают, что группа защитит их и будет  [c.208]

Трудовой коллектив должен быть воплощением подлинного коллективизма, обеспечивать гармоничное сочетание личных, коллективных и общественных экономических интересов. Им должен быть чужд мнимый, иллюзорный коллективизм, а также индивидуализм.  [c.51]

Книгоиздатели не могут похвастаться чувством коллективизма. Они предпочитают действовать солидарно только в случае какой-либо опасности, такой как неконтролируемое ксерокопирование, сокращение ассигнований для библиотек, книгоиздательское пиратство и так далее. Однако, и в этом случае привычка к индивидуализму, обуславливает разнообразие подходов со стороны отдельных издателей. Когда британские издатели пытались объединить усилия в попытке прогнозировать удачные и неудачные года в плане торговли книгами, то эти исследования проводились в известной степени анонимно и позволили придти выводу о необходимости достижения следующих целей  [c.252]

Проблема корпоративной культуры имеет и национальный аспект, разработанный голландским ученым Г. Хефштеде. Он предложил четыре соответствующие характеристики культуры О. 1) индивидуализм и коллективизм 2) зона власти (уровни неравноправия в организациях) 3) устранение неопределенности (степень стремления избегать ситуаций, в которых люди чувствуют себя неуверенно) 4) мужественность и женственность.  [c.182]

Кроме того, преобладание индивидуализма или коллективизма оказывает большое влияние на поведенческие реакции потребителей. Равным образом социальная стратификация общества в известной степени соответствует сегментации рынков, а социальная мобильность-изменениям этой сегментации. В городских структурах такая стратификация имеет четко выраженную "географическую суперпозицию". Так, публика и наборы товаров по Авеню Клиши в Париже или по бульвару Решуар (знаменитые дешевые магазины "Тати") резко отличаются от таковых на Елисей-ских полях.  [c.17]

Данная характеристика определяется степенью интеграции общества, которая поддерживается его членами или взаимоотношениями между индивидами. Индивидуализм представляет собой систему свободных отношений в обществе, в котором предполагается, что индивиды заботятся о самих себе и своих семьях. Коллективизм представляет собой систему взаимосвязанных отношений, в которой индивиды ожидают, что их родственники или другие члены группы будут заботиться о них в обмен на абсолютную преданность. Определяющие особенности данной характеристики обусловливают особые общие требования к принятым теориям, которые ориентированы на управление, например, общая обоснованность экономических теорий, основанных на эгоизме, или психологических теорий, основанных на самореализации, потому что при коллективизме предпочтение отдается общей заинтересованности и общим целям. В заключение Хоф-стед утверждает, что степень индивидуализма в стране связана с благосостоянием самой страны [19, с.80]. Богатые страны ориентированы в основном на индивидуализм, тогда как бедные — на коллективизм. Это и определяет явные различия в представлениях о социальных ценностях, существующих в разных странах.  [c.599]

По параметрам дистанция власти и индивидуализм коллективизм было выявлено, что Канада, США, Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Дания, Австралия имеют тип культуры низкая дистанция власти/индивидуализм Испания, Франция, Италия, Бельгия — высокая дистанция власти/индивидуализм. В таких странах, как Пакистан, Турция, Тайвань, Колумбия, Венесуэла, Португалия, Мексика, Греция, Югославия, Индия, Япония преобладает тип культуры высокая дистанция власти / коллективизм1.  [c.39]