Буржуазные теории трансформации капитализма

Буржуазные теории трансформации капитализма  [c.396]

В современной буржуазной политической экономии существуют два основных направления теории регулируемого капитализма и теории свободы предпринимательства (неоклассическое направление). В 70-х годах сформировалось новое направление, получившее в нашей литературе наименование институционально-социальное . К этому направлению относятся теории индустриального общества и все другие теории трансформации капитализма . Ведущая роль принадлежит теориям регулируемого капитализма , которые оказались наиболее удобными для обоснования идеологии и практики государственно-монополистического капитализма.  [c.389]


Крах колониальной системы империализма одни буржуазные экономисты изображают как козни Москвы , другие — как добровольный дар цивилизованными странами свободы угнетенным народам. На деле — это следствие противоречий империализма и воздействия мировой социалистической системы на этот процесс. Чтобы замаскировать характерное для общего кризиса капитализма загнивание буржуазного строя, пускаются в ход различные теории трансформации капитализма, превращения его в народный , гуманный капитализм.  [c.222]

Чтобы замаскировать характерное для общего кризиса капитализма разложение буржуазного строя, пускаются в ход различные теории трансформации капитализма, превращения его в народный , гуманный капитализм, целью которого якобы перестала быть прибыль и стало всемерное удовлетворение потребностей покупателя . Социальные уступки пролетариату, на которые монополии вынуждены идти под влиянием обострения классовой борьбы мире капитала и успехов стран социализма, буржуазные идеологи выдают за установление классового мира , системы человеческих отношений .  [c.396]


Пропагандируемые буржуазной политической экономией различные теории трансформации капитализма предназначены скрыть нарастание антагонистических противоречий капитализма, углубление его общего кризиса, замаскировать растущее засилье и гнет монополий. Монополистическая буржуазия повсюду пытается насаждать иллюзии, будто все, к чему стремятся трудящиеся, может быть достигнуто без революционного преобразования существующего строя. Для того, чтобы прикрыть свою эксплуататорскую агрессивную сущность, капитализм прибегает к различным апологетическим концепциям ( народный капитализм , государство всеобщего благоденствия , общество изобилия и др.) .  [c.518]

К социологическому направлению относятся и те теории, которые в основу развития общества кладут изменения в технике производства (теория стадий экономического роста, теории индустриального общества), а также другие многочисленные теории трансформации капитализма . Для всех них характерно игнорирование капиталистических производственных отношений и стремление найти какую-то альтернативу коммунизму. Некоторые буржуазные экономисты в итоге своих рассуждений делают вывод о конвергенции , то есть о сближении, двух мировых общественных систем.  [c.519]

В книге известного американского экономиста Дж. Гэлбрейта Общество изобилия широко пропагандируется тезис о появлении нового, среднего класса , людей в белых воротничках . Эта так называемая интеллектуальная элита полностью исключается из состава рабочего класса и призвана якобы завершить процесс трансформации капитализма в государство всеобщего благоденствия . Такими идеями пронизаны также широко распространенные на Западе буржуазно-реформистские и ревизионистские теории о якобы происходящей демократизации капитала и выравнивании доходов всех классов буржуазного общества.  [c.376]

ГОСУДАРСТВА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ ТЕОРИЯ — современная буржуазная теория, вуалирующая антинародный характер современного буржуазного государства. Сам термин появился в конце 40-х годов XX в., хотя основы теории были заложены еще до второй мировой войны и связывались с широким вмешательством капиталистического государства в экономику. Сторонники этой теории тщатся доказать, будто государство в развитых капиталистических странах существует, чтобы содействовать общему благополучию всех его членов . Тем самым обосновывается тезис, что в современных условиях буржуазное государство якобы переродилось из диктатуры эксплуататорских классов в некий надклассовый орган, который ставит своей задачей уничтожение эксплуатации труда капиталом, уравнение богатых и бедных и т. д. Помимо материального благосостояния и выравнивания классовых различий апологеты капитализма приписывают государству всеобщего благоденствия широкие права граждан, политические свободы, изобилие духовных благ, проведение политики распространения благоденствия на развивающиеся страны. Концепцию государства всеобщего благоденствия взяли на вооружение реформисты, в том числе правые социал-демократы, которые рассматривают буржуазное государство как средство ликвидации классовых антагонизмов , трансформации капитализма в социализм.  [c.59]


ТРАНСФОРМАЦИИ КАПИТАЛИЗМА ТЕОРИИ —буржуазные концепции, согласно которым капитализм после второй мировой войны под влиянием ряда факторов изменил коренным образом свою сущность и перестал носить эксплуататорский характер. Эти теории возникли на втором и третьем этапах общего кризиса капитализма как альтернатива развивающемуся мировому социализму. Они относятся к институционально-социологическому направлению в буржуазной политэкономии (см. Институционализм), характеризующемуся соединением политэкономии и социологии. На. первый план в них выдвигаются проблемы обмена, потребления, формы организации рынка, принципы морали. Большое значение отводится роли в экономике так называемых институтов (государству, крупным корпорациям, профсоюзам и т. п.). Все эти теории в большей или меньшей степени пытаются опереться на некоторые реальные процессы развития капитализма в послевоенные годы (изменения в организации капиталистического производства, расширение государственного вмешательства в экономику, научно-техническая революция). Давая этим процессам крайне поверхностную или заведомо ложную трактовку, буржуазные идеологи используют их для доказательства возможности самоусовершенствования капитализма. Но, отмечая  [c.417]

Рассуждения правых социалистов и лейбористов о трансформации современного капитализма естественно завершаются выводом о постепенном стихийном перерастании капитализма в социализм-Правые социалисты и лейбористы выдвинули теорию демократического социализма , противопоставляемого социализму в СССР и в других странах мировой системы социализма. Они изображают себя представителями общедемократического движения всех классов буржуазного общества. Границы социализма, утверждают лейбористы, расширились социализм перестал быть делом одного класса. В переходе к нему одинаково заинтересованы все классы общества, как рабочие, так и капиталисты. Сторонники данной теории заявляют, что между капитализмом и социализмом нет коренных различий и переход от капитализма к социализму совершается постепенно, без революции.  [c.402]

Основное назначение буржуазных теорий трансформации капитализма состоит в том, чтобы завуалировать общий кризис капита лизма, скрыть засилье монополий, оклеветать страны мировой социалистической системы.  [c.397]

Лит. Бретель Э., Буржуазные легенды о капиталистической революции , Коммунист , 1956, № 16 Аникин А., Теории о роли монополистической корпорации в современном капитализме, в сб. Критика теорий современных буржуазных экономистов, гл. 2, М., 1963, с. 77—129 Дали н С., Критика буржуазных концепций современных корпораций, в сб. Современный капитализм и буржуазная политическая экономия, М., 1967, с. 96 —118 Б р е г е. ч ь Э., Новые варианты теории трансформации капитализма, Вопросы якономики , 1Я67, JMJ 8.  [c.154]

РАСТУЩЕГО СХОДСТВА ТЕОРИИ, буржуазные экономич. теории, утверждающие, что в условиях науч.-технич. революции, развития гос.-монополистич. капитализма якобы происходит сближение социалистич. и капиталистич. систем х-ва, что различия между ними постепенно исчезают. Это, по мнению бурж. идеологов, будто бы исключает необходимость революц. замены капитализма социализмом, обусловливает возникновение некоего синтезированного общества, свободного от недостатков как капитализма, так и социализма. Идею гибридизации социализма и капитализма в той или иной форме пропагандируют Дж. Голбрейт, У. Ростоу (США), Р. Арон, Ф. Перру (Франция) и др. Р. с. т., затушёвывая коренную противоположность двух мировых социально-экономич. систем, игнорируя принципиальные различия производств, отношений при социализме и капитализме, служат целям апологии капитализма. См. также Конвергенции теория, Индустриального общества теория, Стадий развития (роста) теория, Трансформации капитализма теории.  [c.460]

ТРОЙСТВЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ ТЕОРИЯ, буржуазно-реформистская концепция совр. научно-технич. революции и её социально-экономич. последствий в условиях капитализма, одна из разновидностей бурж. теорий трансформации капитализма . Осн. положения теории изложены в манифесте спец. к-та по проблемам тройственной революции (1964), в состав к-рого вошли амер. учёные, публицисты, профсоюзные деятели и бизнесмены. К Т. р. т. близка концепция швед, экономиста Г. Мюрдаля.  [c.178]

Активно поддерживая политику Коммунистической партии в борьбе с антимарксистскими теориями трансформации финансов капитализма в финансы социализма, опираясь на марксистско-ленинскую теорию, В. П. Дьяченко в своих работах показал принципиальное отличив финансов социалистического государства от финансов капиталистических стран. В своих трудах, написанных в 30-х годах,— Марксистско-ленинское учение о деньгах, кредите и банках в переходный период , Правооппортунистические теории денег , Финансовая нолитика СССР и в др. В. П. Дьяченко, борясь с буржуазными экономистами и всякого рода оппортунистами, доказывал, что финансы Советского государства в силу наличия общественной собственности на средства производства и действия экономических законов социализма являются социалистическими финансами, посредством которых образуются фонды денежных ресурсов государства, направляемых на обеспечение роста общественного производства, на неуклонное повышение материального и культурного уровня жизни народа и на другие потребности социалистического государства в соответствии с его функциями.  [c.4]

После второй мировой войны правые социалисты, являющиеся непосредственными последователями ревизионистов XIX в., а также лидеры лейбористов откровенно объявили свои теории контрсредством против марксизма . Открытое отречение от теории научного социализма направлено на то, чтобы лишить рабочий класс мощного оружия в борьбе за свое социальное освобождение, облегчить подчинение рабочего класса буржуазной идеологии. Однако правые социалисты и лейбористы все еще продолжают использовать в демагогических целях социалистическую фразеологию, приклеивают социалистические ярлыки к современному капитализму. Они пропагандируют новейшие теории идеологов монополистического капитала в сочетании с обветшалыми догмами II Интернационала, сосредоточивают свои усилия на том, чтобы приукрасить современный капитализм. Государственно-монополистический капитализм изображается ими как почти социализм . Под видом демократического социализма правые социалисты и лейбористы упорно пропагандируют буржуазные вымыслы о трансформации капитализма .  [c.401]

Лит. Д а л и н С., Теория государственного вмешательства Джона Голбрейса, в сб. Критика теорий современных буржуазных экономистов, М., 1963, гл. 1, с. la — 76 Козлова К., Новое индустриальное общество Джона ГолСрейса, Мировая экономика и международные отношения , 1968, JS6 1 Заррин П., Ещё один вариант трансформации капитализма, Экономические науки , 1969, № 7 Альтер Л. Б., Буржуазная политическая экономия США, М., 1971, с. 387—, 497. В. Г. Сарычев. Ленинград.  [c.322]

КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ, совр. бурж. теория растущего сходства экономич. структур социализма и капитализма, отражающая взгляды либерально-буржуазных, а также социал-демократич. идеологов, стоящих на позиции эволюц. развития капиталистич. общества и синтеза двух систем. Согласно К. т., механически заимствовавшей из биологии термин конвергенция (приближение, схождение), капитализм и социализм развиваются но сходящимся линиям n результате проникновения капитализма в социализм, с одной стороны, и трансформации капитализма в социализм — с другой. К. т.— искажённое отражение особенностей совр. капитализма и ложное истолкование процессов, происходящих в развивающемся социалистическом обществе. Марксизм-ленинизм, исходя из реальных процессов развития двух противоположных систем, устанавливает коренные различия там, где К. т. ищет сходство.  [c.206]