Духовные блага

Анализ материалов обеспеченности работников жилой площадью и степени удовлетворения их социально-культурных и бытовых потребностей дает возможность принять обоснованные решения с целью устранения диспропорций в распределении материальных и духовных благ, что, в конечном счете, будет способствовать сокращению текучести кадров.  [c.220]


В связи с быстрым развитием науки и техники непрерывно возрастает роль техники и технологии в повышении производительности общественного труда. Однако основная производительная сила общества — люди, создающие своим трудом материальные и духовные блага общества. Поэтому главным в управлении производством является управление производственными коллективами.  [c.310]

БЮДЖЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ - среднестатистический баланс доходов и расходов семьи за определенный срок (месяц, год), характеризующий сложившийся уровень жизни населения, его различных групп. Выделяют нормативный и фактический бюджеты. Нормативный бюджет, в свою очередь, разделяется на рациональный и минимальный бюджеты. Рациональный Б.п. — это теоретически выстроенный, идеальный бюджет, в котором расходная. часть формируется исходя из полного удовлетворения разумных потребностей человека, рациональных норм потребления материальных и духовных благ, разнообразных услуг в их целесообразном наборе. Рациональный Б.п. имеет ограниченное практическое значение и выступает больше как научный инструмент соц.-экон. анализа, как ориентир и цель, к которой следует стремиться в соц. развитии. Минимальный Б.п. — это сумма в денежном выражении, требуемая для покрытия расходов на получение минимально необходимых человеку (семье) потребительских товаров и услуг, т.е. в объемах, обеспечивающих только элементарные условия жизни, поддерживающих здоровье и работоспособность людей. Сюда обычно включают достаточное количество продуктов питания, одежду, обувь, предметы культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, а также оплату жилья, транспорта и др. жизненно необходимых услуг. Такой бюджет ограничивает покупку товаров длительного пользования (мебели, сложной электробытовой техники и т.п.), не предусматривает расходы на приобретение автомобиля, квартиры и дачи, поездку всей семьей на курорт. В России до 1992 г. минимальный Б.п. использовался в качестве основы определения размеров оплаты труда, пенсий, стипендий и некоторых др. соц. выплат. Затем был выбран новый ориентир — прожиточный минимум, который обеспечивает более низкий жизненный стандарт. Считается, что соответствие рациональному Б.п. свидетель-  [c.24]


ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНЫЕ — качественные и количественные характеристики отдельных свойств и состояний соц. объектов и процессов, совокупность которых отражает их существенные особенности в статике и динамике. В широком смысле к П.с. относятся демографические, экон., соц.-структурные, показатели политического, нравственного, соц.-культурного, духовного развития, образа жизни общества и различных групп населения. К П.с. также относятся показатели народонаселения, национального дохода, полового продукта, роста производительности труда, состава и динамики потребления материальных и духовных благ, структуры бюджетов времени, проявлений разнообразных форм соц. активности, состояний удовлетворенности условиями жизни и деятельности и т.д. Различают качественные и количественные П.с., где первые фиксируют наличие или отсутствие того или иного свойства, а вторые — меры его выраженности, развития. Посто-  [c.259]

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА — составная часть жизни общества, непосредственно связанная с распределением материальных и духовных благ, удовлетворением специфических потребностей человека, качеством и уровнем его жизни, условиями труда, быта и досуга. Это и область деятельности значительного числа людей, занятых соц. обслуживанием населения, предоставлением соц. благ и услуг. Как неотъемлемая часть общественной жизни С.с. охватывает разнообразные отношения между личностями, соц. группами и слоями в том их виде, как они складываются на тот или иной конкретно-исторический момент. С.с. включает ряд отраслей народного хозяйства и основные элементы соц. инфраструктуры, в т.ч. учреждения здравоохранения, образования и культуры, санаторно-курортный комплекс, индустрию спорта и туризма, жилищный фонд и коммунальное хозяйство. С.с. вбирает в себя систему соц. защиты и гарантий населения, установленных законами государства и опирающихся на традиции, обычаи жителей данной страны. Как область предпринимательской деятельности С.с. характеризуется своим ресурсным потенциалом. Имеются в виду размеры материальных средств, вовлекаемых в ее развитие, состояние и возможности совершенствования объектов соц. инфраструктуры, количество занятых работников, качество их профессиональной подготовки и гуманистическая настроенность. По рекомендации ООН приемлемая доля расходов на соц. нужды должна быть не  [c.342]


Движение коллективов и ударников коммунистического труда базируется на сознательной социалистической дисциплине трудящихся, на их повседневной заботе о повышении производительности труда и эффективности производства. В отличие от капиталистической дисциплины насилия над непосредственным производителем материальных и духовных благ, социалистическая дисциплина труда — это новая дисциплина свободного от эксплуатации общества, дисциплина сознательно объединенных работников, строящих коммунистическое будущее. Огромное значение в воспитании сознательной дисциплины труда, повышении творческой инициативы и ответственности трудящихся имеет дальнейшее совершенствование социалистического соревнования в соответствии с постановлением ЦК КПСС О дальнейшем улучшении организации социалистического соревнования (1971 г).  [c.151]

Теперь можно утверждать, что сложность механизма функционирования элементарной производственно-экономической системы состоит во взаимодействии социальной и экономической функций преобразования. Так, если абстрагироваться от экономической функции, то элементарная производственно-экономическая система будет представлена только элементарной системой, выходы которой -конкретный производительный труд, а входы - жизненные материальные и духовные блага. Если абстрагироваться от социальной функции, то элементарная производственно-экономическая система будет представлена только элементарной экономической системой, выходы которой - производимые продукты потребления, а входы - средства производства, одним из которых и является труд определенного качества, т.е. конкретный труд.  [c.109]

Рынок духовных благ  [c.51]

Из главы 3 следует, что экономика любого государства состоит из миллионов потребителей, сотен тысяч производителей, выступающих от лица предприятий, и каждый из них владеет определенной способностью к труду либо одновременно и такими факторами производства, как земля, оборудование и т.д. Все они в условиях рыночных отношений принимают решения по использованию этих факторов изолированно, независимо друг от друга, по своему усмотрению и в своих собственных интересах. Естественно, возникают следующие вопросы что или кто координирует решения всех этих людей в бизнесе каким образом члены общества побуждают друг друга выполнять именно ту совокупность взаимосвязанных действий, в результате которых производятся необходимые для потребления материальные и духовные блага в нужном количестве и качестве  [c.67]

ПРОИЗВОДСТВО - ЭТО ПРОЦЕСС, В КОТОРОМ ЛЮДИ, ВОЗДЕЙСТВУЯ НА ВЕЩЕСТВО ПРИРОДЫ, ПРОИЗВОДЯТ МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ БЛАГА  [c.14]

ТРУД - ЭТО ЦЕЛЕСООБРАЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ ПО СОЗДАНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ БЛАГ И УСЛУГ.  [c.14]

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - ЭТО ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБМЕНА И ПОТРЕБЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ БЛАГ И УСЛУГ.  [c.14]

Стоимость рабочей силы в конечном счете сводится к стоимости (цене) средств существования работника и его семьи, необходимых для обеспечения жизнедеятельности работника, восстановления его работоспособности (воспроизводство рабочей силы), удовлетворения необходимых материальных, духовных и социальных потребностей. В стоимость рабочей силы квалифицированных работников входят и затраты на их профессиональное обучение и повышение квалификации. Совокупность материальных и духовных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы, находят свое выражение и конкретизацию в системе потребительских бюджетов. Разработка таких бюджетов осуществляется практически во всех странах с рыночной экономикой.  [c.382]

Разделение труда между странами означает, что в мировом масштабе труд распределяется наиболее рационально. Та или иная страна специализируется на производстве тех товаров, изготовление которых обходится ей относительно дешевле, чем других. Тем самым всемирное разделение труда позволяет экономить человеческий труд на производстве материальных и духовных благ и услуг, способствуя тем самым расширению их предложения.  [c.260]

В функции домашнего хозяйства входит 1) получение доходов от продажи факторов производства (например, рабочей силы) и от имущества (арендная плата за жилье и землю, процент по вкладу денег в банк, доход от акций и др.) 2) ведение домашнего хозяйства (работа в подсобном сельском хозяйстве, покупка предметов потребления и услуг, домашнее приготовление пищи и других продуктов, потребление материальных и духовных благ) 3) воспитание подрастающего поколения и 4) внешние экономические связи (уплата налогов государству, получение трансфертных платежей, экономические связи с заграницей, включая получение различных денежных переводов, посылок и т. п.). Во втором подразделе данной части книги мы подробнее ознакомимся с видами доходов, за счет которых существует и развивается домашнее хозяйство.  [c.135]

С научно-технической революцией связано и изменение положения человека как потребителя материальных и духовных благ. В условиях удовлетворения самых насущных потребностей подавляющей части населения развитых стран эволюция потребностей, стимулирующих производство, идет в направлении скорее не количественного, а качественного улучшения всех сторон жизни людей. При этом прослеживается как процесс унификации потребностей различных групп и слоев общества, стирающий зримые границы между этими социальными образованиями, так и процесс индивидуализации потребностей, связанный с более общим движением, направленным к росту автономии индивида в свете меньшей жесткости и большей подвижности социальных связей современного человека.  [c.8]

Людьми ценятся самые различные материальные и духовные блага и услуги не в результате того, что на их производство затрачен общественно-необходимый труд, а потому, что эти блага имеют полезность. Да и сами затраты труда на производство тех или иных товаров осуществляются лишь потому, что люди испытывают потребность в определенных полезностях. Да и кем или чем определяется сама общественная необходимость в тех или иных затратах труда Сказать просто — рынком — это, безусловно, верно, но неполно, слишком обще. По мнению сторонников теории предельной полезности (подробнее о ней—далее), только полезность товара может придать затратам труда общественно-необходимый характер.  [c.51]

Расхождение теории предельной полезности с трудовой теорией стоимости связано и с проблемой соизмерения разнородных потребительных стоимостей, или полезностей. Сама постановка этого вопроса в традиционной марксистской экономической науке считается абсурдной. Что полезнее — яблоко или скрипка Считается, что невозможность в рамках здравого смысла ответить на этот вопрос — самое убедительное доказательство вульгарности теории предельной полезности. Конечно, в такой абстрактной постановке ответить на этот вопрос нельзя. Но в каждом конкретном случае, при выработке хозяйственных решений бизнесменом или в процессе индивидуального потребления сопоставление полезного эффекта постоянно происходит. Например, если человек страдает от недостатка витамина С, тяжело заболел, ответ на вопрос — что полезнее — яблоко или скрипка — вполне очевиден. Или, если в результате землетрясения разрушены многочисленные жилые кварталы, местные власти при обсуждении расходов своего бюджета не будут мучиться поиском ответа на вопрос что полезнее — восстановление жилых домов или строительство оперного театра Вообще, без сопоставления потребностей, без оценки полезного эффекта тех или иных материальных и духовных благ каждый раз, когда требуется принятие хозяйственного решения, никакая экономическая деятельность вообще была бы невозможна.  [c.52]

Интересно отметить, что более высокая ценность носит отпечаток свободы, и это выражено тем сильнее, чем выше ее ценностный ранг. Таких благ, как дружба, доброта, самоотверженность, справедливость, храбрость, любовь, вера и т.д., нельзя добиться силой или вызвать с помощью правил или через механизм рыночной координации. Это относится и к таким высшим духовным благам и ценностям, как искусство, наука, религия. Они суть продукты свободных и увлеченных людей.  [c.66]

Материальные блага (пища, одежда, жилище, развлечения и т. п.) обеспечивают удовлетворение физиологических потребностей человека. Интеллектуальные блага (знания, умения, навыки) направлены на развитие человека, приспособление его к изменениям окружающей среды, рост уровня жизни. Социальные блага (уважение окружающих, доверие, дружба, любовь, слава, власть и т. п.) создают условия для совместной деятельности людей. Духовные блага (традиции, обычаи, ритуалы, религиозные и философские системы) являются основой психического (душевного) здоровья людей и взаимоотношений между ними. Эстетические блага могут быть как природными (красота ландшафта), так и созданными человеком. Много веков основным производителем эстетических благ было искусство, которое в последние десятилетия становится все более развлекательным, следуя афоризму Пушкина "все жанры хороши, кроме скучного". Однако первый из поэтов России создавал не только эстетические, но и духовные блага ("...чувства добрые я лирой пробуждал"). Для современного искусства это не характерно. Оно производит, в основном, развлекательные блага (боевики, эротику, шля-  [c.12]

Комментарий 2. При анализе экономических систем технология создания соответствующих материальных, социальных, интеллектуальных, эстетических и духовных благ важна лишь в той мере, в какой это необходимо для описания форм распределения и обмена ресурсов и благ.  [c.17]

Труд — это процесс, характеризующийся затратами времени и энергии человека, направленными на преобразование ресурсов природы в материальные, социальные, интеллектуальные, эстетические и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.  [c.131]

Воздействие у-труда на рост благосостояния и другие экономические показатели весьма существенно, хотя и не столь явно и однонаправленно, как влияние Р-труда. Деятельность, ориентированная на развитие светлых сторон человеческой натуры (4-у-труд), помимо производства духовных благ, обеспечивает этические и правовые условия для эффективной экономики. Это убедительно доказано М. Вебером в его классических работах о хозяйственном значении мировых религий, особенно о протестантской этике (см. разд. 4.2.2.). При усилении темных сторон человеческой натуры (-у-труд) социально-экономические показатели ухудшаются вследствие потерь от обмана, мошенничества, воровства и т. п.  [c.179]

Лемма 1. Рост потребления материальных, социальных, интеллектуальных, эстетических и духовных благ можно обеспечить за счет  [c.180]

Говоря о предмете регулирования инвестиционного права, следует согласиться с тем, что это действительно специфические, общественно необходимые экономические отношения по воспроизводству материальных и духовных благ. По своей природе они являются отношениями собственности, имеют непрерывно-циклический характер и объединяют особый круг участников-инвесторов в лице государства, физических или юридических лиц, а также субъектов со смешанным статусом (например, паевых инвестиционных фондов, индивидуальных предпринимателей и т. п).  [c.457]

Труд — это целесообразная деятельность человека по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом.  [c.135]

Человек обладает способностью к труду, являясь тем самым рабочей силой. Реализуя эту способность, он с помощью средств труда создает материальные и духовные блага, необходимые для существования.  [c.135]

Заработная плата является материальным стимулом для работников, создающих материальные и духовные блага.  [c.138]

Каждый человек проявляет себя в определенной деятельности. Обычно такой деятельностью является труд. Труд —- это целенаправленная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом.  [c.148]

ПОТРЕБНОСТИ — нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человека, соц. группы, общества в целом внутренний побудитель активности. Различают биол. П. человека, обусловленные обменом веществ — необходимой предпосылкой существования любого организма, и П. соц. субъектов (личности, соц. групп) и общества в целом, которые формируются в зависимости от уровня развития данного общества и специфических соц. условий их деятельности. Источник развития последних — взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ. Удовлетворение относительно элементарных, витальных П. ведет к порождению новых П. и это отличает человека как субъекта своего исторического процесса, преобразующего природную и соц. среду, от животного, приспосабливающегося к среде. П. личности образуют как бы иерархию, в основании которой — витальные П., а последующие ее уровни — соц. П., высшее проявление которых — П. в самореализации, самоутверждении, т.е. в творческой деятельности. При изучении человеческих П. различают следующие их виды по сферам деятельности — П. труда, познания, общения, отдыха по объекту — П. материальные и духовные, этические, эстетические и т.д. по их функциональной роли — П. доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные по субъекту — П. групповые, индивидуальные, коллективные, общественные.  [c.265]

С учетом всего вышерассмотренного, СЭС можно представить как большую систему, на вход которой поступают ресурсы, преобразующиеся в СЭС, в результате чего на выходе получаются материальные, социальные и духовные блага, необходимые для полнокровного жизнеобеспечения как всего общества, так и отдельных слоев, групп населения и каждого человека в отдельности.  [c.33]

Мотивация, продуцирование, накопление и реализация идей проявляется в виде стремления предпринимателя удовлетворить свои потребности в процессе бизнеса и его результатами. Потребность как нужда или нехватка материальных и духовных благ для существования личности, лежит в основе поведения человека и возникновения у него различных идей. Сначала потребности переходят во влечение (поиск недостающих благ), затем - в стимул (образ неиб-  [c.13]

В 1517 году священник Мартин Лютер объявил католическую церковь неправильной, а в 1520 году сжёг папскую буллу, отлучавшую его от церкви. Лютер среди прочего призвал перестать заниматься поиском духовных благ, а искать счастья в материальной жизни. Заметим, что это тоже не было связано с каким-либо развитием науки. До первых открытий естествознания, до Галилея и Ньютона оставалось более ста лет. Европейцы ещё не знали даже десятичных дробей. Подробнее о Реформации мы будем говорить ниже в этой главе.  [c.93]

Очевидно, что социалистическая экономика в СССР и странах Восточной Европы оказалась сравнительно малоэффективной не потому, что в них имелся государственный сектор, а потому, что она была практически полностью огосударствлена. Отсутствовало естественное противоречие между общими ичастными интересами, разрешение которых является главной функцией государства. Вместо различных форм и методов государственного влияния, целью которого должно было быть развитие частного сектора экономики, происходила абсолютизация общих, государственных экономических интересов. Это привело в конечном счете к умалению, даже игнорированию личного интереса граждан, превращая их постепенно из активных созидателей в пассивных потребителей созданных государством материальных и духовных благ.  [c.460]

Во-первых, рост количества полуобщественных благ изменяет соотношение ресурсоемких и ресурсосберегающих благ в экономике. Духовные блага, производимые частным образом и присваиваемые общественным образом, являются благами, для производства и потребления которых необходимы меньшие количества естественных невозобновляемых ресурсов. Поэтому в мире ограниченных ресурсов их производство может быть гарантировано на более длительный срок, чем производство материальных благ.  [c.66]

Комментарий 1. Примерами экономических систем яв- ляются автомобильный завод банк киностудия театр государство писатель, получающий гонорар за свои книги монастырь, материально поддерживаемый верующими. Эти примеры показывают, что одну и ту же структуру можно рассматривать как различные системы. В аспекте, технологии автомобильный завод — это техническая система для эколога —> это один из источников загрязнения природы тот же завод можно рассматривать как экономическую, социальную, эстетическую, топографическую и т. д. системы. Другой пример — монастырь. Ясно, что это прежде всего система, создающая духовные блага. Но с позиции обмена этих благ на материальные ресурсы верующих монастырь можно рассматривать как экономическую систему. К этому можно добавить, что церковь всегда уделяла внимание не только духовным, но и материальным благам. В частности католические монахи традиционно считаются прекрасными виноделами. Епископы, часто были богаче королей, а торговля индульгенциями возмутила Мартина Лютера до такой степени, что он написал знаменитые виттенбергские тезисы, которые привели к религиозным войнам XVI в. и формированию протестантизма. И сегодня все конфессии достаточно активны в обмене духовных благ на материальные, но до индульгенций в их средневековом виде, слава Богу, уже никто не доходит1.  [c.16]

Дробное программирование 96 Дробно-линейное программирование 96 Дуга графа 97 Дуговая эластичность 426 Думми 97 Дуополия 97 Духовные блага 32  [c.465]

Экономико-математический словарь Изд.5 (2003) -- [ c.32 ]