Теории индустриального общества

Своеобразен взгляд на проблему мотивации прибылью американского экономиста Д. К. Гэлбрейта. В теории индустриального общества при исследовании процесса функционирования техноструктуры он предлагает новый концептуальный подход к проблеме управления прибылью В принятой неоклассической теории существенную роль играет мотив прибыли — это единственная мускульная сила, приводящая в движение и дающая энергию всей экономической машине. Однако по мере созревания системы корпораций власть переходит к техноструктуре. Этот процесс настолько очевиден, что даже  [c.51]


Теории технократического менеджмента. В 1950—1960-е гг. наиболее известными были концепции (школы) теория элит, теория технократии и теория индустриального общества.  [c.60]

Теория индустриального общества. Положения теории включают два ключевых момента противоречия в обществе  [c.60]

Классовая направленность теорий индустриального общества проявляется и в том, что ее авторы считают технологическое общество , новое индустриальное общество или технотронную эру такой моделью хозяйства, которая пригодна для любой экономически развитой страны независимо от господствующих в ней производственных отношений.  [c.17]

Экономическая теория стадий роста — эта теория, которая ставит на первый план при анализе эволюции общества уровень техники. Она представляет одну из разновидностей буржуазной теории индустриального общества . Эта теория исторического развития игнорирует характер и роль производственных отношений.  [c.76]

В современной буржуазной политической экономии существуют два основных направления теории регулируемого капитализма и теории свободы предпринимательства (неоклассическое направление). В 70-х годах сформировалось новое направление, получившее в нашей литературе наименование институционально-социальное . К этому направлению относятся теории индустриального общества и все другие теории трансформации капитализма . Ведущая роль принадлежит теориям регулируемого капитализма , которые оказались наиболее удобными для обоснования идеологии и практики государственно-монополистического капитализма.  [c.389]


Такие модели полностью фальсифицируют саму суть социализма, затушевывают коренные его отличия от капитализма. Буржуазные экономисты при создании моделей социализма не видят принципиальных различий в классовой природе государства в условиях капитализма и при социализме. А именно классовая природа определяет, в чьих интересах и в каких целях создается и используется государственная собственность. В условиях государственно-монополистического капитализма государственная собственность создается и используется в интересах ведущих монополистических групп. При социализме государство выражает интересы всего социалистического общества. Поэтому государственная социалистическая собственность является собственностью общенародной, в принципе, по существу отличной от собственности государственно-капиталистической. Группа буржуазных теоретиков, игнорируя объективные экономические законы социализма, объявляет советскую экономику командной , действующей якобы по приказу сверху (см. Командной экономики теория). Все указанные теории извращают, каждая по-своему, механизм экономического функционирования социализма. Со вступлением СССР в этап зрелой социалистической экономики, с процессами строительства развитого социализма в других странах социалистического содружества связано применение к социализму буржуазных теорий индустриального общества (см. Индустриального общества теория), конвергенции (см. Конвергенции теория), авторы которых пытаются стереть коренные различия между капитализмом и социализмом, отрицают преимущества социализма.  [c.387]

К социологическому направлению относятся и те теории, которые в основу развития общества кладут изменения в технике производства (теория стадий экономического роста, теории индустриального общества), а также другие многочисленные теории трансформации капитализма . Для всех них характерно игнорирование капиталистических производственных отношений и стремление найти какую-то альтернативу коммунизму. Некоторые буржуазные экономисты в итоге своих рассуждений делают вывод о конвергенции , то есть о сближении, двух мировых общественных систем.  [c.519]


Теория индустриального общества представляет собой типичное порождение эпохи общего кризиса капитализма, результат поисков альтернативы коммунизму. Ее ненаучный характер проявляется в том, что, выдвигая на первое место технический прогресс, буржуазные идеологи полностью абстрагируются от тех социально-экономических условий, в которых он совершается.  [c.524]

Факты показывают, что научно-техническая революция не только не остановила процесс отделения непосредственного производителя от средств производства, а, напротив, усилила его. Положение теории индустриального общества о классовой гармонии опровергается подъемом забастовочного движения и развертыванием политических форм классовой борьбы в индустриально развитых капиталистических странах.  [c.526]

Игнорирование П. о., в рамках к-рых совершается процесс труда и произ-ва, приводит к тому, что всякий производств, процесс сводится к нек-рым общим моментам, и тогда историч. эпохи различаются между собой только уровнем техники и характером технологии, исчезают коренные экономич. различия между разными обществ, формациями. В этом и состоит существо методологии т. н. технологич. детерминизма, к-рая нашла своё проявление в бурж. стадий развития (роста) теории, индустриального общества теории и др., оценивающих различные общества только с точки зрения уровня их технич. развития. В то же время отрицание зависимости П. о. от уровня развития производит, сил ведёт к волюнтаризму, к неоправданному забеганию вперёд и произволу в политике.  [c.372]

ТЕОРИИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА — теории общественного развития, которые утверждают, что основополагающее значение технического прогресса проста крупного машинного производства в создании индустриального общества имеет общая модель развития для всех стран.  [c.655]

Теории индустриального общества 655  [c.809]

Своеобразен взгляд на проблему мотивации прибылью американского экономиста Д.К. Гэлбрейта. В теории индустриального общества при исследовании процесса функционирования техноструктуры он предлагает новый концептуальный подход к проблеме управления прибылью В принятой неоклассической теории существенную роль играет мотив прибыли — это единственная мускульная сила, приводящая в движение и дающая энергию всей экономической машине. Однако по мере созревания системы корпораций власть переходит к техноструктуре. Этот процесс настолько очевиден, что даже ортодоксы давно уже признали контроль управляющих над современной крупной корпорацией. Это означает, что ныне к получению и максимизации прибылей стремятся люди, которые сами их не получают .  [c.320]

При этом применительно к теории Y МакГрегор подчеркивал, что многим людям присуща готовность использовать свой опыт, знания и воображение в решении проблем организации. Однако современное индустриальное общество слабо использует интеллектуальный потенциал обычного человека.  [c.48]

Дж.Гэлбрейт Новое индустриальное общество. — 1967. Экономические теории и цели общества. — 1973.  [c.557]

Особенно важной для наших целей является марксистская трудовая теория стоимости — концепция, согласно которой экономическая, или обменная, стоимость любого товара определяется исключительно количеством труда, затраченного на его производство. Благодаря капиталистической организации частной собственности капиталисты владеют машинами и оборудованием, необходимыми для производства в индустриальном обществе. Не имеющий собственности рабочий класс, следовательно, зависит от капиталистов в отношении своей занятости и получения средств к существованию. Из-за невыгодного положения рабочего и стремления капиталистов к получению прибыли капиталисты будут эксплуатировать рабочую силу, выплачивая дневное жалованье, которое ниже стоимости произведенной рабочим продукции. Капиталист может и будет платить рабочим низкую заработную плату и экспроприировать оставшиеся плоды их труда в качестве прибыли, или, как ее называл Маркс, - прибавочной стоимости. В советской системе прибавочную стоимость получало государство как представитель рабочего класса и распределяло в основном через общественные фонды потребления, например на образование, транспорт, здравоохранение и жилье.  [c.892]

Для Смита, как и других представителей классического направления, было характерно глубокое проникновение в сущность экономических явлений и процессов. Исходя, например, из того, что в примитивном обществе каждый сам производит почти все необходимые человеку продукты, тогда как в индустриальном обществе при разделении труда развивается обмен товарами между людьми и оборот денег, Смит исследовал проблему определения цен на товары. Он стал инициатором теории трудовой стоимости, согласно которой цена на товар рассчитывается по количеству труда, затраченного на его производство.  [c.33]

Своеобразен взгляд на проблему мотивации прибылью американского экономиста Д.К. Гэлбрейта. В теории индустриального общества при исследовании процесса функционирования технострукту-ры он предлагает новый концептуальный подход к проблеме управления прибылью  [c.26]

Процесс формирования индустриального общества исследовался многими экономистами и социологами. Появление самого термина связывают с именем К. А. Сен-Симона. Концепция обогащалась идеями О. Конта, А. Ток-виля, К. Маркса, Э. Дюркгейма и др. В середине 1950-х гг. концепция индустриального общества стала почти академической теорией в западной науке (Ж. Фурастье, Р. Арон, Р. Дарендорф, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт и др.). При этом оно рассматривалось как общество, функцией которого является развитие производительных сил и накопление общественного богатства. С точки зрения индустриального общества капитализм является его ранней, переходной фазой, ограниченной странами Европы 19 — начала 20 вв. По этой теории общая логика индустриализации ведёт к повышению сходства (конвергенции) основных институтов и типов хозяйства в различных странах. Капитализм рассматривается как уходящий этап индустриального общества, по мере повышения зрелости которого управление переходит к менеджерам. В теории индустриального общества важная составляющая — процесс демократизации, становление равных гражданских прав и всеобщего равенства перед законом. Демократизация общества, приобретение всем населением политических, гражданских прав вместе с развитием промышленности ведут к увеличению средних слоев рост социальной мобильности на базе широкой доступности образования способствует исчезновению классовой поляризации. Всё это охраняет национальное либерально-демократическое государство как самостоятельный и важный фактор раз-  [c.95]

Эта концепция нашла свое выражение в технократизме , ко-торый начал оформляться как течение общественной мысли еще в начале нашего века. Технократы уже тогда считали, что техника в состоянии решить все проблемы, связанные с производством и распределением. Исходя из принципов технологического детерминизма, сформировалась и теория индустриального общества . Существует большое количество всевозможных названий и определений, обозначающих различные разновидности концепции технологического детерминизма. Среди них — технологическое общество , техническое общество , новое индустриальное общество , постиндустриальное общество , технотронная эра , постбуржуазное общество , постмодернизационное , посткапиталистическое общество и т. д.  [c.17]

При всем многообразии названий различных теорий индустриального общества суть их одна все они базируются на попытках увековечения частной собственности на средства производства, отрицают необходимость замены капитализма социализмом. Сам подход к данным теориям не только метафизичен, но и антиисторичен только производительные силы и техника движут якобы человечество, только их совершенствование определяет степень развития общества.  [c.17]

Названные работы Гэлбрейта свидетельстве Постиндустриальное ВуЮТ 0 кризисе теорий индустриального общество щества , в основе которого лежит дальнейшее углубление противоречия между общественным характером производства и частнокапиталистическим присвоением. Этот кризис обусловил отказ части буржуазных экономистов от теории индустриального общества. Другие же стали рассматривать его как определенную стадию, а не как конечную форму общества. В этой обстановке все большее значение приобретает концепция постиндустриального общества . Она получила распространение в конце 60-х годов. Наиболее видным ее представителем является американский социолог Д. Белл. Постиндустриальное общество , по утверждениям буржуазных экономистов, представляет собой прежде всего общество услуг, где более половины населения занято вне сферы материального производства. Оно характеризуется также тем, что промышленные фирмы и корпорации утрачивают свою главенствующую роль, эффективность труда перестает быть первоочередной задачей, все более снижается значение рынка, экономика приобретает согласованный характер , темпы ее развития повышаются, обеспечивается всеобщее благосостояние, высокий уровень дохода на душу населения, управление обществом переходит к ученым.  [c.527]

В основе всех теорий Франкфуртской школы лежат понятия отчуждения и отрицания . Т. Адорно в работах Диалектика Просвещения 1947 И Негативная диалектика (1966) обосновывал тотальность отчуждения и отрицания в современном индустриальном обществе. На этом положении основана критическая теория индустриального общества, которую совместно развивали учены е Франкфуртской школы.  [c.287]

Т. Адорно сосредоточился на философско-методологическом аспекте проблемы отчуждения, а Г. Маркузе рассматривал более конкретно и подробно вопросы общественного развития. В результате он сформулировал цельную критическую теорию индустриального общества. Основными работами Г. Маркузе по этим проблемам являются Эрос и цивилизация (1956), Одномерный человек (1964), Очерк об освобождении (1969). Работы Г. Маркузе стали признанными бестселлерами в среде студентов и интеллигенции.  [c.291]

Это Дж. Бернхем и С. Чейз — теория "народного капитализма" Г. Минз — теория "коллективного капитализма" Дж. М. Кейнс — теория регулируемого капитализма А. Вагнер, В.Зомбарт, С. Чейз, П. Самуэльсон — теория смешанной экономики У.Ростоу, Р.Арон, Дж. Гэлбрейт — теория индустриального общества Л. Эрхард — теория социального рыночного хозяйства и т. д. Таким образом, попытки некоторых наших экономистов свести западную экономическую мысль только к разработке его микро- и макроэкономической частей неверны и теоретически, и практически.  [c.66]

РАСТУЩЕГО СХОДСТВА ТЕОРИИ, буржуазные экономич. теории, утверждающие, что в условиях науч.-технич. революции, развития гос.-монополистич. капитализма якобы происходит сближение социалистич. и капиталистич. систем х-ва, что различия между ними постепенно исчезают. Это, по мнению бурж. идеологов, будто бы исключает необходимость революц. замены капитализма социализмом, обусловливает возникновение некоего синтезированного общества, свободного от недостатков как капитализма, так и социализма. Идею гибридизации социализма и капитализма в той или иной форме пропагандируют Дж. Голбрейт, У. Ростоу (США), Р. Арон, Ф. Перру (Франция) и др. Р. с. т., затушёвывая коренную противоположность двух мировых социально-экономич. систем, игнорируя принципиальные различия производств, отношений при социализме и капитализме, служат целям апологии капитализма. См. также Конвергенции теория, Индустриального общества теория, Стадий развития (роста) теория, Трансформации капитализма теории.  [c.460]

В бурж. политэкономии историч. эволюция форм кашггалистич. С. получила искажённое отражение. Тенденция к упразднению индивидуальной С. изображается как революция, ведущая к ликвидации каниталистич. С. Развитие акц. об-в, сопровождаемое ростом мое. числа акционеров, вызвало к жизни теорию рассеивании (диффузии) С. Идеи такого рода составляют одну из основ народного капитализма теории. Факт усиливающегося обособления капитала-функции от иапитала-С. и связанного с ним отделения труда но управлению от С. на капитал широко используется для того, чтобы представить совр. капитализм как общество без власти собственности , в к-ром решающая роль принадлежит менеджерам (см. Управленческой революции теория). Цель подобного рода бурж. теории С. — изобразить совр. капиталистич. С. служащей интересам всего общества и т. о. показать трансформацию капитализма в качественно иноп обществ, строй (см. Государства всеобщего благоденствия тео-рия , Конвергенции теория, Индустриального общества теория).  [c.573]

СТАДИЙ РАЗВИТИЯ (РОСТА) ТЕОРИЯ, бурж. теория историч. развития, игнорирующая характер производств, отношений, ставящая на первый план при анализе эволюции общества уровень техники одна из разновидностей бурж. теории индустриального общества . Выдвинута У. Ростоу в кон. 50-х гг. в качестве альтернативы марксистскому учению об общест-вешю-экономич. формациях.  [c.39]

Под воздействием успехов социалистич. стран и усиления неустойчивости мирового капитализма н 50—60-е гг. получили распространение апологетии. концепции, выполняющие в первую очередь идеологии, функцию бурж. политии. экономии и нашедшие прак-тич. применение, причём но только во Ф., но и за её пределами теория планового капитализма (П. Боше, Массе, Перру и др.) теория индустриального общества,  [c.331]

Многофакторный подход позволяет Броделю преодолеть узость формационной теории и выявить роль неформационньгх. элементов в становлении и развитии цивилизации, как то - роль демографии и воспроизводственной системы. Не только способ производства воздействует на общественные структуры, но и демография,. структуры повседневности, политические институты стимулируют и тормозят развитие средств производства. Развитие капитализма рассматривается им не только в сфере производства, но и в культуре, в политике, в.структурах повседневности. Бродель расширяет проблему генезиса капитализма до становления индустриального общества.  [c.69]

ДжонКе шетГэлбрейт родился в 1908 г. в Канаде. Окончил университет в Торонто, получил степень доктора философии в Калифорнийском университете. Преподавал в ряде университетов США. В 1941—1943 гг. — сотрудник Управления по контролю за ценами, в 1961 — 1963 гг. — посол США в Индии. Свои взгляды на экономическую действительность в XX в. Дж.К Гэлбрейт изложил в книгах Новое индустриальное общество (1967) и - Экономические теории и цели общества (1973).  [c.83]

Методология институционализма человек — общество — политика наиболее рельефно представлена в работах Т. Веблена Теория праздного класса (1899) и Дж. Гэлбрейта Новое индустриальное общество (1967), Экономические теории и цели общества (1973).  [c.37]

Большая экономическая энциклопедия (2007) -- [ c.655 ]