Теории трансформации экономики и общества

Глава 22. Теории трансформации экономики и общества  [c.476]

Действительно, эволюционная трансформация капитализма в развитых странах в направлении к постиндустриальному обществу, современной смешанной экономике происходила, в частности, и под влиянием как позитивного, так и в ещё большей мере негативного опыта стран, которые относили себя к социалистическим (СССР, страны Восточной Европы). Однако невозможность успешного развития этих стран в рамках существовавшей в них административно-командной системы, глубокий кризис, а затем и крах этой системы привели к тому, что уже в 1980-х гг. теория конвергенции утратила былую популярность и стала предметом истории экономической мысли.  [c.128]


Конвергенция — термин, используемый в экономике для обозначения сближения различных экономических систем, экономической и социальной политики различных стран. Термин К получил признание в экономической науке в связи с широким распространением в 60—70-е гг. XX в. теории К. Эта теория разрабатывалась в различных вариантах представителями институционализма (У. Ростоу, Дж. К. Гэлбрейтом (США), Р. Ароном (Франция), Я. Тинбергеном (Нидерланды). В ней взаимодействие и взаимовлияние двух экономических систем капитализма и социализма в ходе научно-технической революции рассматривались как главный фактор движения этих систем к гибридной, смешанной системе . Согласно гипотезе К. единое индустриальное общество не будет ни капиталистическим, ни социалистическим. Оно соединит преимущества обеих систем и при этом не будет иметь их недостатков. Эволюционная трансформация капитализма в развитых странах в направлении к постиндустриально-  [c.26]


Превратности судьбы австрийской школы проявились и в период, когда, казалось бы, торжествовала главная идея Хайека о нежизнеспособности экономики социалистическоготипаи оправдалось его предупреждение о том, что общество, в котором принцип естественного порядка подменяется принципом подчинения общественной жизни некоторой цели, утрачивает динамизм и обрекает себя на застой. Но уход социализма с реальной политической арены не стал триумфом теоретических экономических идей Хайека и его сторонников. Более того, что касается так называемых теорий переходной экономики, то независимо от степени радикализма в области политики эти теории в основном опираются на сомнительные, с точки зрения Хайека, методологические принципы, что и предопределило в конечном счете ошибки политики трансформации.  [c.606]

Лит. Д а л и н С., Теория государственного вмешательства Джона Голбрейса, в сб. Критика теорий современных буржуазных экономистов, М., 1963, гл. 1, с. la — 76 Козлова К., Новое индустриальное общество Джона ГолСрейса, Мировая экономика и международные отношения , 1968, JS6 1 Заррин П., Ещё один вариант трансформации капитализма, Экономические науки , 1969, № 7 Альтер Л. Б., Буржуазная политическая экономия США, М., 1971, с. 387—, 497. В. Г. Сарычев. Ленинград.  [c.322]

Основоположники науч. коммунизма подвергли критике мелкобурж. реакц. теории о социалистич. преобразовании общества путём изменения одной лишь кредитной системы. Эта критика в полной мере сохраняет своё актуальное значение и сейчас, когда бурж. экономисты вопреки фактам утверждают, что происходит трансформация капитализма в социализм посредством гос. регулирования экономики с помощью кредита и банков при сохранении капиталнстич. собственности на средства производства и эксплуатации труда капиталом.  [c.46]


Олигонолистич. структура экономики, но мнению бурж. экономистов, означает восстановление мн. черт совершенной конкуренции и прежде всего высокой эффективности использования ресурсов каждой корпорацией, налазкивающей массовый выпуск серийной продукции. Поскольку в условиях О. планируется произ-во на макроэкономич. уровне с применением электронной техники и методов анализа обществ, потребностей и рынков, то утверждается, что канита-листич. гос-ву остаётся только скоординировать планы корпораций между собой, чтобы полностью избежать кризисов и добиться устойчивых темпов роста. Теория О. стала составной частью совр. апологетич. теорий организованного капитализма и трансформации капитализма, служит оправданием неоколониалистской экспансии многонац. корпораций в развивающиеся страны, якобы несущих культурную мощь планирующей системы . При этом характерной особенностью современного империализма бурж. теоретиками считается но господство О., а их недостаточное распространение в развивающихся странах (см. Дж. Гэлбрейт, Экономические теории и цели общества , М., 1976, с. 222, 226).  [c.164]

В условиях активной трансформации российского общества и перехода от административно-командной системы к рыночной экономике реклама стремительно врывается в нашу жизнь, заполняя практически все информационно-коммуникационное пространство телеэкраны и радиоэфир, газеты и журналы, улицы и дома, транспорт и автострады. За десятилетие отечественная реклама сделала громадный скачок и вторглась буквально во все сферы жизнедеятельности человека. Лучшие образцы креативной рекламной продукции могут быть названы произведениями искусства. Постоянно растет значение рекламы в экономической, политической, социальной и культурно-духовной жизни общества. Рекламное творчество как практическое сотрудничество множества специалистов значительно опередило теоретические исследования в этой сфере. Сейчас уже можно сказать, что в России происходит стремительный рост профессионализма специалистов по рекламе. В рекламном процессе активно стали использоваться знания антропологии, истории, литературы, искусства, теории коммуникации, экономики, маркетинга, психологии, социологии и т. д. В одних случаях реклама органично вписалась в глобальную систему коммуникаций, а в других стала надоедать своей навязчивостью. Развитие теоретических и методических аспектов психологии рекламы, ее восприятия и воздействия на потребителя позволяет создавать образцы рекламного продукта, не раздражающего тех, кому направляется рекламное сообщение.  [c.4]

См. в частности Ананьин О.И. Концепции экономической трансформации постсоветских обществ// Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 6 Макашева Н.А. Трансформация и экономическая паука историко-методологи-ческий аспект// Некоторые аспекты теории переходной экономики — 2. М. ИМЭМО РАН, 2000. С. 5-19.  [c.18]

Теория экономической трансформации в странах ЦВЕ прошла долгий и мучительный путь — от заидеологизиронанного планового хозяйства терез рыночный социализм до нынешнего переходного к разлитой рыночной экономике периода с его плюрализмом мнений. формирующим экономическое сознание общества и государственную политику, ориентированную, в конечном счете, на общественно-экономический прогресс.  [c.657]

В совр. бурж. экономич. лит-ре существуют разнообразные варианты Р. к. т. Однако при всём различии тех пли иных конкретных оценок и рецептов правительств, деятельности в области экономики их объединяет одна и та же апологетич. идея о том, что империалистич. гос-во может обеспечить планомерное развитие экономики по пути всеобщего благосостояния (см. Государства всеобщего благоденствия теория ). Аргументация Р. к. т. широко используется империалистич. пропагандой для обоснования демагогич. лозунгов трансформации капитализма, превращения его в великое общество , сформированное общество и т. п. Усиление влияния Р. к. т. нашло отражение во многих гос. законах и официальных правительств, документах капиталистич. стран (закон о занятости, принятый в США в 1946, закон об учреждении Бюро экономич. планирования, принятый в Японии в 1952, и  [c.481]

Функции государства как экономического субъекта и субъекта регулирования реализуются в экономической политике. Между хозяйственной деятельностью людей, на которую экономическая политика призвана оказывать воздействие, и самими мероприятиями государства в этой области находится ряд посредствующих звеньев. Эти посредствующие звенья трансформируют связи и импульсы, исходящие от государства как субъекта экономической политики. Подвергаются также трансформации "сигналы обратной связи", которые пытаются уловить те, кто облекает экономическую политику в соответствующие этим сигналам инструменты воздействия на поведение участников хозяйственных процессов. К таким посредствующим звеньям можно отнести не только экономическую теорию, господствующую в обществе, но и экономическое сознание участников хозяйственной деятельности, которое можно квалифицировать как житейское или обыденное. Собственная рефлексия экономических субъектов по поводу их участия в хозяйственной жизни и отношение, реакции на мероприятия экономической политики могут быть (как правило) неадекватными действительному положению вещей в экономике, с одной стороны, и инструментам государственной политики, - с другой1. Одной из причин такой неадекватности является специфика житейского сознания или так называемого здравого смысла. Его носителями являемся все мы, будучи обыкновенными людьми. Угол зрения, под которым мы, как обыватели, смотрим на мир, в том числе хозяйственный, определяется частным интересом каждого из нас. Хозяйственные процессы окрашиваются, как правило, в утилитарные тона, что характерно, в первую очередь для обществ с развитыми рыночными отношениями, а также - для нашего, в той мере, в которой мы неоднократно пытались построить их у себя. В противовес житейскому экономическому сознанию, научное или теоретическое сознание содержательно наполняется по-другому, да и его носителями являются представители определенных социально-профессиональных групп - экономисты - ученые и практики. Масштаб их видения хозяйственных процессов определяется уже не собственным интересом, а логикой предмета, то есть закономерностями самих хозяйственных явлений, которые научное экономическое сознание призвано "схватить". Воззрения ученых экономистов, в сравнении с воззрениями других участников хозяйственной деятельности, претендуют на всеобщность и универсальность (конечно, если обывательская точка зрения ученого, как обыкновенного человека, не возобладает). Но полагаться при этом на адекватность научного представления о реальных экономических процессах в полной мере тоже нет оснований. Ведь возможна разная степень зрелости научной теории, а также разная степень зрелости самой экономической системы, которую можно увидеть в категориях, начиная только с определенного этапа ее исторического развития. Это, - во-первых. А во-вторых, иногда за научную теорию выдаются теоретические построения, содержанием которых является рационализация мыслительных форм повседневного сознания.  [c.95]