Итак, ознакомление с фундаментальными экономическими и организационно-техническими аспектами, лежащими в основе ведения экономики предприятия, и их понимание позволяют перейти к рассмотрению непосредственно практических вопросов функционирования предприятий. Именно в процессе повседневного их функционирования проявляется цена и значимость теоретических наработок. Практика есть критерий истины. [c.9]
Практика, как критерий истины, позволяет [c.25]
Заметим, что в процессе познания активную роль выполняет практика, реальная экономическая жизнь. Ее роль троякая во-первых, она является основой, исходной базой процесса познания во-вторых, экономическая реальность является целью процесса познания, ибо экономическую науку мы изучаем не в качестве самоцели, а в качестве средства улучшения реальной жизни в-третьих, экономическая жизнь, хозяйственная практика является критерием истинности или ложности наших знаний об окружающей нас экономической жизни. [c.14]
Рассмотрим еще одно возражение против экспериментов в экономике. Утверждают, что результаты эксперимента над частью экономической системы нельзя распространить на всю экономическую систему. В общем случае и это может оказаться верным. Однако этот довод не влечет за собой с необходимостью вывод о бесполезности экспериментов в экономике. Действительно, лабораторный артефакт может иметь место и его надо учитывать. Может быть и так, что попытки построить план эксперимента так, чтобы элиминировать влияние лабораторных артефактов , окажутся безуспешными. Из этого следует, что мы не всегда можем узнать то, что хотим узнать, но из этого не следует, что мы не должны делать попыток. Альтернативы наблюдению, опыту, эксперименту, практике как критерию истинности нет. [c.8]
Изучение читателей становится объективным, когда все методы его, применяемые в библиотечной практике, в психологии, в книжной торговле и в других областях жизни, отвечают требованиям материалистической диалектики. Для познания сущности любого явления диалектика требует учета всех сторон и связей изучаемого предмета с другими предметами, рассмотрения явлений в развитии, учета практики как критерия истины и т. д. Эти общие принципы подхода к изучаемым явлениям конкретизируются и в принципах изучения читателей. Таким образом, объективность достигается прежде всего сознательным выбором и сочетанием методов в соответствии с принципами изучения читателей. [c.89]
Практика — критерий истины", эти замечательные слова К. Маркса (1818—1883) стучат в наших сердцах. [c.942]
В процессе разработки экономических прогнозов практика выступает как критерий истины на всех стадиях прогнозирования при выборе адекватных исследуемому объекту методов прогнозирования при отборе исходной информации, характеризующей прогнозируемый объект при производстве прогноза и его последующей верификации и т.д. [c.12]
Практика выполняет роль критерия истины в прогностическом познании через научную достоверность прогноза на основе законов науки. С этим способом проверки истинности прогнозов тесно связаны такие формы проверки всех видов знания, как логическая доказательность, чувственная достоверность, эксперимент и интуитивная оценка. Из них для экономического прогнозирования особенно важны логическая доказательность, эксперимент и интуиция. [c.13]
В каждой модели есть доля истины, то есть в чем-то любая модель правильно отражает оригинал. Степень истинности модели проявляется при практическом соотнесении модели и оригинала ("практика - критерий истинности"). Кроме безусловно истинного, в модели есть и верное лишь при определенных условиях и нечто "неверное", то есть не имеющее отношения к оригиналу. [c.33]
Но что есть практика, что есть критерий истины, когда говорят не о неживом камне или металле, который постоянен, а о быстро меняющемся сознании [c.48]
Практикой при общении или при познании сознания является локальное преобладающее сознание окружающих, группы, класса людей. Это сознание и есть критерий истины, и эта истина всегда относительна, субъективна. Это сознание локально, потому что человек может общаться только с ограниченным числом людей [c.49]
Поскольку общественная практика - критерий истины, а золото в реальной жизни было общепризнанным эквивалентом стоимости, то золото в марксизме де-факто стало [c.157]
Быть может, всё это преданья старины глубокой Что же практика - критерий истины. В оценке религии, критерий истины - сознание верующих в эту религию. [c.383]
К самому Дарвину претензий нет. Практика - критерий истины. Общественное сознание -критерий истины. Дарвин был англичанином, наблюдал высшее английское общество XIX века, откуда и сделал свой вывод Эти произошли от обезьян . [604] [c.688]
Критерием истинности научной информации, как известно, является практика. Однако практику нельзя сводить лишь к эмпирическому опыту сегодняшнего дня. Понимание практики включает прежде всего общественно-историческую практику развития человеческого общества в целом. Поэтому проблема истинности прогноза не может ограничиваться возможностью "сиюминутной" практической проверки, а должна связываться с реальными глобальными тенденциями. В конечном итоге любая верификация не является самоцелью. Если прогноз дает эффект в плане повышения научного уровня управления, он выступает как полноценный результат исследования задолго до возможности абсолютной верификации. [c.137]
На это ушли годы кропотливого исследовательского труда и последующая апробация результатов на практике. В результате графический анализ линий тренда утратил былую субъективность и превратился в чисто механическую процедуру. Появились четкие критерии истинности прорывов линии тренда и возможность легко рассчитывать ценовые ориентиры, что само по себе достаточно для создания полноценных торговых систем. Ценовые разрывы и значительные изменения цен в течение торговой сессии приобрели значимость, о которой раньше приходилось только мечтать. [c.8]
Практика критерий истины [c.214]
Экономическая теория и экономическая практика. Критерий истинности экономической теории [c.24]
Высшим критерием истинности выводов экономической теории является экономическая практика. [c.24]
Постоянное переплетение познания и действия, теории и практики обеспечивает объективность понятий, а следовательно, и их истинность. Истинность, в свою очередь, дает возможность продвигать вперед и саму практику. Общественная практика — это основа и критерий истинности теоретического познания. Такова диалектическая логика, отражающая развитие экономической действительности. [c.27]
Итак, первый ответ, который я могу дать, вполне укладывается в жанр этого раздела — в развитых странах экономисты обязательно изучают теоретическую экономику (и в большом объеме). Если мы по-прежнему верим, что критерий истины есть практика, то нам тоже надо следовать их примеру. [c.300]
К.Маркс подчеркивал решающее значение практики как в жизни общества, так и в процессе познания (практика - критерий истины). Однако есть непреходящие истины. [c.364]
Наконец, при рассмотрении метода политической экономии встает и такой вопрос каков критерий правильности результатов познания, выводов, к которым приходит политическая экономия Высшим критерием истинности знания выступала и выступает общественная практика. Именно в ней, в классовой борьбе пролетариата, в строительстве социалистического общества прошла и проходит проверку марксистско-ленинская экономическая теория. Ускорение социально-экономического развития, укрепление социализма на деле становятся главным мерилом истинности наших представлений о путях дальнейшего прогресса и обновления социалистического общества на современном этане. [c.30]
Общеизвестно, что критерий истины — практика. Только в процессе целесообразной сознательной деятельности людей можно установить истинность или ложность представлений о мире в целом и об экономических процессах, в частности. Но истина конкретна, и поэтому в каждом случае это общее положение имеет свою специфику. Расхожие утверждения жизнь показала , жизнь сама подсказала — всего лишь метафоры. Жизнь сама по себе ничего не показывает и ничего не подсказывает, познание требует определенной активности. [c.6]
Развитие науки подобно спирали, которая представляет собой бесконечный процесс углубления познания человеком вещи, явлений, процессов и т. д. от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности . При этом критерием истины на каждой ступени познания выступает практика. Следовательно, чтобы изучение читателей неуклонно развивалось, процесс изучения должен многократно восходить от эмпирических наблюдений над читателями к теоретическим выводам о закономерностях явлений чтения, а от них — снова к практике работы с читателями. Такое восхождение возможно только при систематическом обобщении результатов изучения, получаемых библиотеками, издательствами, книжными магазинами и т. д. Этим обусловлен принцип централизованного изучения читателей, который играет не только методологическую, но и большую организационную роль. [c.94]
Процесс познания начинается с изучения того или иного явления или процесса и завершается практикой, подтверждающей или отрицающей соответствие научных обобщений реальной действительности. Общественная практика - критерий истинности теоретического познания. [c.21]
Философский аспект формирования и применения универсальной парадигмы организации обусловливает необходимость и возможность рассмотрения практики в качестве критерия истины в процессах построения и формах изложения интеллектуальной системы наших представлений об окружающем мире. Этим определяется эффективность построения и применения инструментария сопоставления теории и практики, обеспечивающего проверку правильности научных взглядов и концепций посредством организации эксперимента. [c.77]
Критерием истинности гипотезы является практика. Проверенная общественной практикой гипотеза уже становится не предположением, а достоверной истиной, научной теорией. [c.133]
Человек обиделся, полез на дерево, но по старости не удержался и упал. Птица же подлетела к нему ближе и сказала Ты выслушал мои советы, как будто оценил их, но на первом же экзамене абсолютно провалился Ну, подумай, какова вероятность того, что птица могла съесть алмаз В своем почтенном возрасте ты разве не понимал, что на дерево тебе не влезть А о великодушии ты забыл сразу, как только в тебе взыграла жадность И с тем улетела... Так выпьем же за мудрость вождей Практика — критерий истины [c.361]
Так или иначе, задача расшифровки языка объектов природы, внешнего мира остается весьма сложной и практически не алгоритмизированной. Практика, как критерий истинности, — хороший аргумент, когда наблюдатель располагает сколь угодно большим временем для проверки истинности модели, построенной им на основе обработки информации о реальном объекте. Но когда этого времени не отпущено и установление истины сопряжено с ошибками, определяемыми неадекватной моделью, практика начинает работать против наблюдателя. Соответственно необходимо искать доказательства правильности и приемлемости теории, исходя из других, может быть менее абсолютных, но более с практической точки зрения оправданных критериев. [c.246]
Говоря о методах, приемах познания и его этапах, следует иметь в виду, что исходным пунктом познания является изучение конкретной действительности, практики работы промышленных предприятий, накопление материалов, фактов, характеризующих их производственно-хозяйственную деятельность, как на основе обработки статистических данных, так и путем проведения специальных обследований, наблюдений. При этом нельзя вырывать из всей массы отдельные факты, а нужно брать их во взаимосвязи, в совокупности. Только на этом фундаменте можно выявить типичные явления, обнаружить имевшую место или возникающую закономерность. На это большое внимание обращал В. И. Ленин Чтобы это был действительно фундамент, необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без единого исключения . Вместе с тем, практика не только отправной пункт исследования (познания), но и этап апробации, проверки выдвигаемых положений, методов, так как именно она — практика — критерий истины. Апро-Гация предложений должна проводиться и путем постановки специальных экспериментов, в том числе экономических. Практика, наконец,— это внедрение разработанных методов, реализация предложений. [c.8]
Уточнение идей Конта, но очень существенное, принадлежит К. Попперу (1902—1994). Любая наука, а бухгалтерия не может быть исключением, согласно К. Попперу, должна отвечать двум критериям верифицируемости к фальсифицируемое . Первый критерий достаточно понятен, он воспроизводит классический афоризм К. Маркса Практика — критерий истины , или, как иронизировал А.К. Толстой [c.642]
К оценке эффективности решений подходят с позиции практика - критерий истины. С этим трудно другой стороны, научно обоснованные проекты решений могут по разным причинам игнорирова явление, к сожалению, не столь редкое в хозяйственной жизни. Не случайно, например, утвер моделированию как методу разработки решений проявляется страх пользователей, так как п моделирования превосходит уровень знаний лиц, принимающих решение. Очевидно, с течение практического использования экономико-математических методов утратит свою значимость, чему компьютеризация сферы управления. [c.149]
Охарактеризуем особенность современных методов проектирования. Сложность технических объектов, состоящих из многочисленных по-разному взаимодействующих друг с другом и окружающей средой подсистем, требует системного подхода, т. е. по выражению В. И. Ленина, охвата всех их сторон, всех связей и опосредовании . При этом вся человеческая практика должна войти в полное определение объекта проектирования и как критерий истины, и как практический определитель связи с тем, что нужно человеку. [c.51]
Слово Теория" происходит от греческого theoria - рассмотрение, исследование. Теория - это система идей в той или иной отрасли знания форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Критерий истинности и основа развития теории - практика. При рассмотрении теории бухгалтерского учета часто используется термин "парадигма". [c.3]
Высшим критерием истины является практика. Она же — разрушительница всех безжизненных догм. Решающее значение победы Великой Окт. социалистич. революции для теории социализма Ленин видел в том, что социализм из области догмы, о которой могут говорить только совсем ничего не понимающие люди, из области книжки, программы перешел в область практической работы . Ныне,-— указывал Ленин,— о социализме можно говорить только по опыту (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 499). Теперь это более чем полувековой опыт. Экономич. теория социализма не могла бы развиваться без учёта этого опыта. [c.449]
Большое место в работах Л. этого периода занимают вопросы марксистской философии. В 1909 Л. выпустил книгу Материализм и эмпириокритицизм , в к-рой дал филос. обобщение важнейших достижений естествознания на рубеже двух веков, подверг уничтожающей критике идеалистич. учение Э. Маха, Р. Авенариуса и их последователей в России, изложил и развил осн. вопросы марксистской философии. Л. отстоял и блестяще развил положения Маркса и Энгельса о познании как отражении в сознании объективного мира. Он подчёркивал, что практика является основой познания, его гл. движущей силой н критерием истины. В книге Л. конкретизированы н развиты коренные [c.342]
Проверкой истинности категорий и законов политич. экономии является практика. Именно в сравнении с neir возможно установить, в какой мере теоретич. положения и формулы соответствуют действительности, отражают развитие объективного мира. Проверка практикой позволяет выяснить, какие выводы устарели и нуждаются в уточнении. Материалистич. диалектика, рассматривая практику в качестве критерия истины, открывает широкий и неограниченный простор для творческого развития экономич. теории, освобождает исследование от заскорузлости и догматизма. Творческий характер материалистич. диалектики заключается и в том, что она сама но является сводом готовых правил н форм мышления, а находится в непрерывном развитии. Это относится и к М. п. э. как специфич. форме приложения материалистич. диалектики к исследованию экономич. отношений, что определяет ее особенности, к-рые могут быть охарактеризованы, по словам 15. И. Ленина, как своеобразный экономический анализ . [c.479]
Материалистич. диалектика рассматривает явления и процессы в непрерывном движении и развитии, в переходе от одного качеств, состояния к другому, в борьбе противоречий. За исходное она берёт развитие объективного мира, независимого от воли и сознания людей, и правильность полученных наукой выводов проверяет их соответствием объективной действительности. Практика, реальный процесс обществ, развития выступают критерием истинности теоретич. положений и формул. Это определяет творч. характер марксистско-ленинской П. э., побуждая к постоянному поиску ответов на новые вопросы, выдвигаемые жизнью, к непрерывному развитию как самой теории, так и получаемых на её основе выводов. [c.282]
Именно это методологическое разнообразие позволяет достигнуть того, что каждый объект бухгалтерского учета, представленный и в отчете о прибылях и убытках, и в балансе, разбирается с необходимой полнотой, рассматриваются все имеющиеся точки зрения, приводятся аргументы за и против . И это столкновение мнений оказывается очень полезным для развития науки. Авторы не навязывают своих взглядов, они преследуют исключительно научную и благородную цель растолковать читателю глубинный и обычно скрытый от рядового бухгалтера смысл тех исходных понятий, с которыми он работает повседневно. Это особенно важно для нас, живущих во времена рыночной экономики. Сейчас бухгалтер как бы брошен в водоворот жизненных будней и вынужден решать новые задачи, связанные с тем, как избежать потерь и как добиться успеха. И далеко не всегда он находит правильные решения. Одна из причин этого — отсутствие необходимой литературы. Многие десятилетия наша научная мысль была отгорожена непроходимой стеной от мысли мировой, развивающейся и добившейся больших достижений. А достижения наших бухгалтеров, особенно эпохи нэпа, к началу 90-х годов были прочно забыты. Недавно изданные переводы работ западных авторов мало могли помочь в решении сложных проблем, ибо они освещают только процедуры, принятые в англоязычных странах, но не раскрывают их смысл. Совсем другое значение имеет труд Э. С. Хендриксена и М. Ф. ван Бреды. Это одновременно классическая и современная работа, получившая широкое признание во всем мире. Особую ценность придает ей методика исследования, проделанная авторами, и то, как излагаются полученные ими результаты. Авторы последовательно, в духе взглядов великого мыслителя XX в. Карла Поппера, разбирают каждую проблему, связанную с регистрацией тех или иных объектов бухгалтерского учета. Согласно Попперу любое утверждение признается научным только в том случае, если оно объясняет рад факторов — практика — критерий истины (традиционный критерий верификации), а ряд факторов не объясняет. В последнем случае выступает критерий фальсификации. Именно он позволяет выявить нерешенные проблемы и указать новые теоретические подходы, объясняющие то, что предыдущая теория объяснить не могла. Используя такой прием, авторы не дают готовых рецептов, и каждое положение рассматривается ими с точки зрения всех за и против . В результате читатель лучше понимает суть бухгалтерского учета, его содержание и смысл. [c.7]