В значениях слов представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой. Но эти выработанные обществом знания, в которых зафиксирован, выкристаллизован коллективный опыт, начинают в сознании индивидов жить особой жизнью. Наряду с общественным, обусловленным практикой значениями в сознании субъекта возникают его собственные сугубо индивидуальные значения, обусловленные личными установками, опытом и конкретными ситуациями. Академик А.Н. Леонтьев предложил назвать эти значения личностными смыслами . Основная идея вкратце сводится к тому, что объективное и общепринятое значение предмета, явления получает различные проекции в индивидуальном сознании. Иными словами, речь идет о переходе, преобразовании объективного значения в субъективно-индивидуальное. Эта форма инобытия объективного значения и является личностным смыслом. [c.69]
Совокупность фреймов, моделирующая какую-либо предметную область, представляет собой иерархическую сетевую структуру, в которой фреймы соединяются между собой с помощью родовидовых связей. На верхнем уровне иерархии находится фрейм, содержащий наиболее общую информацию, истинную для всех остальных фреймов. Фреймы обладают способностью наследования значения характеристик своих родителей, структур, находящихся на более высоком уровне иерархии. Значения характеристик фреймов могут передаваться по умолчанию подчиненным фреймам, но если последние содержат собственные значения данных характеристик, то в качестве истинных принимаются именно они. Это обстоятельство позволяет довольно легко учитывать во фреймовых системах различного рода исключения. [c.565]
В рукописи Маркс дал определение собственности и детально исследовал эволюцию её форм в зависимости от изменения условий произ-ва дал характеристику понятия способа произ-ва, указав при этом на активную роль производит, сил в процессе обществ, развития, на сферу материального пропз-ва как на базис всей обществ, жизни показал, что предпосылка возникновения капитализма — исторнч. процесс разложения различных форм собственности работника на условия произ-ва или собственности на работника как на объективное условие произ-ва на основе исследования генезиса капитализма Маркс вскрыл его действительное история, место, обосновал исторнч. неизбежность его гибели, уничтожения присущего капитализму разрыва между трудом и собственностью. Для того чтобы труд снова стал относиться к своим объективным условиям как к своей собственности, необходимо, чтобы иная система пришла на смену системе частного обмена... (там же, с. 502). В этой связи Маркс характеризует коммунизм как общество, в к-ром господствует свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние... (там же, с. 101). Труд в коммунистич. обществе, в условиях коллективного произ-ва характеризуется как труд непосредственно общественный, выступающий как жизненная потребность и в то же время представляющий собой практич. применение знаний, ...экспериментальную науку, материально творческую и предметно воплощающуюся науку , к-рая всё в большей степени превращается в непосредственную производительную силу (там же, ч. 2, с. 215, 221). Организация труда при коммунизме существенно отличается от капиталистич. разделения труда (см. там же, ч. 1, с. 98, 115—16). Фундаментальное значение приобретает закон экономии времени ...экономия времени, равно как и планомерное распределение рабочего времени по различным отраслям производства, остается первым экономическим законом на основе коллективного производства. Это становится законом даже в гораздо более высокой степени (там же, с. 117). В результате сбережения рабочего времени возрастает свободное время, к-рое ...в свою очередь, как величайшая производительная сила обратно воздействует на производительную силу труда (там же, ч. 2, с. 221). Коммунизм означает ...отнюдь не о т к а з от потребления, а развитие производительной силы, развитие способностей к производству н поэтому развитие как способностей к потреблению, так и средств потребления (там же). [c.470]