Эта деформация особенно усилилась в нашей стране в 90-е годы XX в. в результате резкого изменения социального статуса среднего работника и появления денежного фетишизма. Падение уровня жизни, резкое изменение привычных социальных ориентиров, рождение в короткий период времени крупных состояний, происхождение которых всем известно, создали положение, когда человек ощущает неспособность что-либо изменить собственным достижением. Этому способствовало также упразднение на производстве, а особенно на частных предприятиях, системы самоуправления, общественных организаций, где человек имел возможность освоения многочисленных социальных ролей, таких, как роль управленца (общественника), гражданина. [c.147]
Денежный фетишизм гораздо сильнее влияет [c.16]
ДЕНЕЖНЫЙ ФЕТИШИЗМ — ДЕНЬГА [c.371]
Товарный фетишизм развивается и усиливается по мере развития общественного характера труда и усиления зависимости производителей товаров от рынка. В развитом капиталистическом обществе человек ощущает себя рабом окружающих его вещей и порядков, зависимым от гигантского враждебного ему общественного механизма. Конкретно это находит свое выражение во всевластии золота, денег. Денежный фетишизм, обожествление золота, преклонение перед ним— высшее проявление товарного фетишизма в современном капиталистическом мире. [c.72]
Денежный фетишизм — обожествление денег овеществление в деньгах производственных отношений товарного хозяйства. [c.52]
Общественная собственность на средства производства устраняет товарный и денежный фетишизм. Движение продуктов [c.347]
ДЕНЕЖНЫЙ ФЕТИШИЗМ -признание за деньгами особой роли, преклонение перед деньгами, их обожествление, обусловленные непониманием товарной природы денег, связи между денежной и товарной массой, а также преувеличенным представлением о роли денег в экономике и жизни. [c.166]
ФЕТИШИЗМ ДЕНЕЖНЫЙ -см. ДЕНЕЖНЫЙ ФЕТИШИЗМ [c.795]
Марксизм полагает, что при отмене частной собственности автоматически отпадают противоречия, которые порождает капиталистическое обобществление труда - в первую очередь всеобщий характер товарно-денежных отношений , то есть проникновение денег во все сферы общества, во все отношения между людьми, и фетишизм вещей и денег. [c.247]
Увы, отношения собственности не определяют веру. При социализме всегда существовали и периодически процветали такие формы товарного фетишизма как вещизм и мещанство. Это прямое следствие товарно-денежных отношений между людьми, то есть осуществления отношений не напрямую, а через товары и деньги. При этом для покупателя и продавца не важно, произведён ли товар на частном, или на государственном предприятии. [c.251]
Город - это всегда товарно-денежные отношения. Город активно предрасположен к фетишизму товаров и денег, к наркотику телевизора, ибо в городе нет жизни, нет природы. [c.489]
Первым признаком товарно-денежных отношений стал вещизм, старый знакомый товарный фетишизм. [c.490]
ФЕТИШИЗМ ДЕНЕЖНЫЙ - преклонение перед деньгами, придание деньгам особого значения искаженное представление о связи между товарной и денежной массой, преувеличенное представление о роли денег в экономике и жизни. [c.261]
В товарном фетишизме необходимо различать объективную и субъективную его стороны. Товарно-денежные отношения, будучи формой выражения отношений между товаропроизводителями, субъективно отражаются в их сознании в виде представления о якобы сверхъестественных свойствах вещей. Подобно тому как религиозные люди приписывают сверхъестественную силу сделанным ими же самими изображениям бога, так и товаропроизводители в условиях частной собственности на средства производства приписывают товарам и деньгам сверхъестественные свойства. Объективные связи между товаропроизводителями, осуществляемые посредством движения вещей, создают у них иллюзию, будто отношения людей на деле представляют собой отношения между вещами. [c.81]
Культ денег, господствующий в капиталистическом мире,— высшее проявление товарного фетишизма. Денежный товар — золото,— равно как и все остальные товары, есть просто продукт человеческого труда, но как деньги он приобретает при капитализме общественную силу, становится орудием господства над людьми. Само по себе научное открытие природы товарного фетишизма еще не ведет и не может вести к его уничтожению. Пока существует частная собственность на средства производства, общественные связи между людьми реализуются только через движение вещей. Товарный фетишизм — категория историческая. Он возникает с появлением частнособственнического товарного производства. В условиях же господства общественной собственности на средства производства ему нет места. Здесь процесс производства находится под сознательным контролем людей, отношения между людьми носят планомерный характер. [c.81]
Двойственный характер труда, создающего товар, порождает товарный фетишизм. Общественные отношения между людьми принимают иррациональную форму отношений между вещами. В сопоставлении потребительных стоимостей друг с другом отражается зависимость различных видов Ч. т. от его обществ, характера. С возникновением денег товарный фетишизм достигает своего высшего развития. ... Закопченная форма товарного мира — его денежная форма — скрывает за вещами общественный характер частных работ, а следовательно, и общественные отношения частных работников... (там же, с. 8В). [c.391]
Теневая экономика рождается на основе существования товарного и денежного фетишизма уже в акте обмена X тов. А = Y тов. В, где кроме равенства математического содержится неравенство экономическое. Товар В играет роль эквивалента по отношению к товару X, и поэтому, если обмен не состоится, труд, затраченный на производство товара X, не будет признан общественным (нужным обществу, на него нет спроса, говоря современным языком). Включение в обмен третьего товара — денег — превращает ее в формулу Т-Д-Т. Противоречия обмена разрешаются более легко, но усложнение процесса обмена и его развитие в мировых масштабах резко усиливает роль денег, появляется власть денег над товарами. Даже есть выражение Цены — это влюбленные взгляды, которые товары бросают на деньги . Развитие кре-дитно-банковской системы позволяет разрешить противоречия денежного и товарного обращения, но увеличивает власть банковской системы над товарным обращением. Возрастающий процесс перераспределения доходов с помо- [c.428]
Особенно ярко товарный фетишизм проявляется в денежном фетишизме. Деньги, выступая всеобщим эквивалентом, товаром всех товаров в мире, основанным на товарном богатстве, становятся не только воплощением богатства, но и знаком господства над социальными отношениями, символом власти одних людей над другими. Наделение денег сверхъестественными свойствами отражает реальный процесс овеществления стихийно действующих социальных сил и господства этих сил над обществом и над отдельным человеком. Э. Ф. Миженская. [c.274]
ДЕНЕЖНЫЙ ФЕТИШИЗМ (франц. feti he — колдовство, амулет) — овеществление в деньгах производственных отношений товарного х-ва, основанного на частной собственности развитая форма товарного фетишизма. Впервые сущность товарного и денежного фетишизма была вскрыта К. Марксом. Объективная основа фетишизма заключается в том, что общественные связи между частными товаропроизводителями проявляются лишь в процессе обмена продуктов их труда — товаров. Деньги представляют собой всеобщую форму этих связей, поэтому господство стихии рынка над людьми выступает в форме власти денег. Способность денег превращаться в любой товар приписывается природным свойствам самого денежного материала — золота, к-рое в качестве денег приобретает общественную силу. Д. ф. достигает своего наивысшего развития при капитализме, где не только материальные блага и рабочая сила, но и моральные ценности становятся объектом купли-продажи, вследствие чего общественная сила капиталистов определяется размерами их богатства, выраженного в денежной форме. В условиях социализма, где частная собственность на средства производства [c.371]
Господство общественной собственности на средства производства и планомерность народного хозяйства ограничивают свойство всеобщей обмениваемости денег. Как уже указывалось, при социализме рабочая сила не является товаром, не подлежат купле-продаже и предприятия. Устранена основа денежного фетишизма, деньги не властвуют над людьми, не выступают как стихийная общественная сила. [c.351]
ДЕНЕЖНЫЙ ФЕТИШИЗМ (франц. feti hisme от порт, feiti o — амулет, волшебство) — придание деньгам особого значения, преклонение перед деньгами и их обожествление, обусловленные непониманием товарной природы денег, связи между денежной и товарной массой, а также искаженным, преувеличенным представлением о роли денег в экономике и жизни. [c.91]
ДЕНЕЖНЫЙ ФЕТИШИЗМ (франц. feti he — фетиш, идол, от португ. feiti o — колдовство, амулет), преклонение перед деньгами, наделение их в условиях анар-хич. товарного произ-ва особыми внутренними, им присущими сверхъестественными свойствами, что является отражением отношений частной собственности на средства произ-ва. В эксплуататорском общество деньги становятся всеобщей формой богатства. Кто обладает деньгами, тот имеет власть, господствует в обществе. Д. ф., будучи формой товарного фетишизма, основан на том, что частный конкретный труд, затраченный на произ-во различных товаров, получает в деньгах своё обществ, выражение и признание, т. к. лишь денежный товар является воплощением абстрактного обществ, труда. Особая роль ден. товара в обществе, основанном на частной собственности, раскрывается в следующих словах К.Маркса Эти вещи—золото и серебро — в том самом виде, как они выходят из недр земных, вместе с тем оказываются непосредственным воплощением всякого человеческого труда. Отсюда магический характер денег (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 102). Д. ф., вопреки вульгарным металлистич. представлениям о деньгах, порождается не особыми естеств. свойствами ден. товара-золота, а самим строем общественного производства, основанного на частной собственности, когда отношения людей неизбежно принимают вещный, товарный характер, независимый от их контроля и сознательной деятельности (см. Товар, Товарное производство). [c.408]
Своего высшего развития Т. ф. достигает при капитализме, где товарно-ден. отношения выступают в качестве абс. и всеобщей формы хоз. деятельности. Т. ф. пронизывает всю систему производств, отношений бурж. общества, маскируя экономич. неравенство и эксплуатацию человека человеком. Силой, принуждающей рабочего к чрезмерному труду, представляются средства произ-ва, т. е. вещи, а не класс капиталистов, к-puii их (средства произ-ва) монополизировал как свою частную собственность. Превращение рабочей силы в товар и выплата заработной платы стирают грань между необходимым и прибавочным рабочим временем, и весь труд при капитализме представляется оплаченным. Эксплуатация наёмных рабочих в процессе произ-иа прибавочной стоимости вуалируется обменом эквивалентами менаду рабочими и капиталистами в сфере обращения. Прибыль, ссудный процент, предпринимательский доход и зем. рента, будучи продуктом эксплуатации наёмного труда, внешне выступают как порождение самих вещей прибыль как продукт средств пропз-im. процент — денег, зем. рента — земли. С наибольшей силой фетишизация капиталистич. произ-водстн. отношений проявляет себя в культе денег (см. Денежный фетишизм), выступающих в бурж. обществе всеобщей формой богатства, а также в капитале, осуществляющем движение в форме Д — Д1 и приносящем процент. Характеризуя ссудный капитал, Маркс писал, что здесь в е щ ь (деньги, товар, стоимость), как просто вещь, теперь уже является капиталом, а капитал представляется просто вещью... В // Л1 мы имеем иррациональную форму капитала, высшую степень искажения и овеществления производственных отношений (там же, т. 25, ч. 1, с. 431, 432), На основе функционирования капитала, приносящею проценты, возник и получил развитие фиктивный напитал, к-рый достиг в эпоху империализма колоссальных размеров. Движение титулов собственности (акций, облигаций п др. ценных бумаг) усиливает фетишизм капиталистич. производств, отношений. [c.151]
Концепция товарного фетишизма в целом, как и сам этот термин, полностью принадлежит К. Марксу ( Капитал , т. 1, гл. 1, 4) и разрабатывалась только им. В этой проблеме, на наш взгляд, сходятся в единый узел все своеобразие понимания К. Марксом сути рыночных отношений, все иллюзии о необходимости и возможности преодоления товарно-денежных отношений при социализме (коммунизме), как и иллюзии о возможности создания коммунистического общества вообще. И если о сути рынка, товарного производства как определенной системы хозяйственных связей К. Марксом высказны очень глубокие мысли, с которыми нельзя не согласиться, то проблема преодоления товарного производства и соответственно товарного фетишизма вызывает определенные сомнения. [c.66]
В условиях господства частной собственности на средства пронз-ва двойственный характер труда, воплощённого в Т., выражает противоречие между обществ, и частным трудом товаропроизводителей. Конкретный труд выступает как частный, а абстрактный труд выражает его скрытый обществ, характер. Част-iiijii характер труда товаропроизводителей при господстве частной собственности делает возможной лишь косвенную, рыночную форму выявления обществ, потребности. Противоречие труда, воплощённого в Т., обнаруживается на рынке как противоречие между потребит, стоимостью и стоимостью Т. Товаропроизводитель изготовляет Т. для того, чтобы продать его и получить в ден. форме эквивалент его стоимости. Этот метаморфоз Т., т. е. превращение его натуральной формы в стоимостную, денежную, является в условиях частного х-ва глубоко противоречивым. Частный товаропроизводитель, производят., не знает, какие именно потребит, стоимости п в каком количестве нужны покупателям. Следовательно, частный характер труда товаропроизводителей порождает трудности реализации, конкурентную борьбу товаропроизводителей, в ходе к-рой развивается их имущественная дифференциация одни товаропроизводители разоряются, другие, как правило, экономически сильные, обогащаются. Противоречии Т., произведённого в условиях господства частной собственности, представляют собой зародыш всех противоречий простого товарного и тонн рио-каппталпстпч. х-ва. Труд всегда овеществляется I том смысле, что при всех системах обществ, отношений пещи являются продуктами труда, но в товарном х-ne на базе частной собственности, вещные отношения господствуют над людьми труд отд. лица имеет обществ, значимость только через вещь, экономия, судьба производителей определяется судьбой произведённых ими Т., рыночной конъюнктурой. На этой основе возникает товарный фетишизм, к-рый особенно ярко проявляется в преклонении товаропроизводителей перед золотом, деньгами — в ден. фетишизме. Маркс [c.137]