Личные повинности

В обществах с преобладанием натуральных отношений перераспределительные процессы носили прежде всего характер натуральных налогов и различного рода личных повинностей. Развитие товарно-денежных отношений привело к изменению формы перераспределительных отношений,—они стали носить преимущественно денежный характер. Однако суть этих отношений принципиально не меняется.  [c.8]


Оказывается, бедность как принцип не принесла убытков. Папа Юлий II, давнишний знакомец Пачоли, буллой от 28 апреля 1508 года разрешил монахам нищенствующих орденов завещать из своего имущества до 300 широких золотых дукатов. Судя по завещанию, составленному 21 ноября 1511 года, у Пачоли было личное состояние на большую сумму. Наследниками своими он называет трех племянников и невестку (жену одного из племянников). Два племянника были францисканцами, и им отказано по 25 гульденов, однако с условием, что они будут слушаться, повиноваться и пребывать под попечением завещателя, пока он будет жив, а в случае, если они не будут оставаться под покровительством и в послушании в течение всего означенного времени, то лишаются упомянутой завещанной суммы, и таковая переходит к нижепоименованным его наследникам [Бауэр, 1911, с. 67]. Нижепоименованные — это невестка — жена племянника Антонио, которой выделяется 25 гульденов, и сам Антонио, которому выделяется вся  [c.210]

Натуральное хозяйство преобладало в экономике, которая основывалась на системе личной (внеэкономической) зависимости. Оно господствовало в рабовладельческих государствах, а также составляло одну из главных черт феодальной экономики. Богатство помещика образовывалось за счет разнообразных натуральных повинностей и платежей. Натуральным является и хозяйство феодально-зависимого крестьянина.  [c.101]


НАТУРАЛЬНЫЕ ПОВИННОСТИ — возлагаемая государством на население обязанность выполнять общественные работы и предоставлять в распоряжение государственных органов личное имущество, часть принадлежащих гражданам материальных ценностей.  [c.305]

Феодальная земельная Р., исторически наиболее ранняя и простейшая форма Р., представляет собой совокупность феодальных повинностей, посредством к-рых феодалы присваивали результаты всего прибавочного, а нередко и части необходимого труда крестьян, находившихся от них в личной зависимости. Она обусловлена, с одной стороны, господством феодальной собственности на землю, а с другой — определенной хозяйственной самостоятельностью крестьян, располагавших собственными орудиями производства, но работавших на помещичьей земле. Известны три исторически следующие друг за другом формы феодальной земельной Р. отработочная, при к-рой феодал принуждал крестьянина большую часть недели работать в помещичьем х-ве продуктовая, при к-рой крестьянин отдавал помещику за пользование землей подавляющую часть произведенных им продуктов в виде натурального оброка денежная, при к-рой крестьянин уплачивал феодалу в виде денежного оброка основную часть выручки от продажи с.-х. продуктов. Последняя форма феодальной земельной Р. выступает как превращенная форма продуктовой Р. и является переходной к капиталистической.  [c.294]

ДОРОЖНЫЕ ПОВИННОСТИ —возложенная гос-вом на население обязанность участвовать личным трудом, транспортными и денежными средствами в строительстве, ремонте и содержании шоссейных и грунтовых дорог и мостов. По мере роста товарного х-ва, образования централизованных гос-в и национальных рынков, когда строительство дорог становилось экономия, необходимостью, Д. п. получают широкое распространение в большинстве гос-в Зап. Европы и России, причем падают в основном на трудовое население. Д. п. имели как натуральную, так и денежную форму. В настоящее время в капиталистич, странах  [c.403]


Розданные феодалам земли обрабатывались крестьянами. Они обязаны были теперь выполнять ряд повинностей в пользу новых господ. Процесс превращения крестьянских земель в собственность феодалов и закрепощения крестьянских масс в разных странах протекал по-разному, но сущность его везде была одинаковой ранее свободные крестьяне попадали в личную зависимость от феодалов, насильственно захватывавших их землю.  [c.31]

ДОРОЖНЫЕ ПОВИННОСТИ — возложенная государством на население обязанность участвовать личным трудом, транспортными и денежными средствами в строительстве, ремонте и содержании шоссейных и грунтовых дорог и мостов.  [c.83]

НАТУРАЛЬНЫЕ ПОВИННОСТИ — возлагаемые государством на население обязанности выполнять определенные работы и предоставлять личное имущество в распоряжение органов государственной власти. Широко применялись в рабовладельческом и феодальном государствах население привлекалось к содержанию двора, армии, к участие в строительстве дорог личным трудом и транспортными средствами. С развитием товарно-денежных отношений при капитализме натуральные повинности заменяются денежными налогами. В современных условиях сохраняются в некоторых развивающихся странах.  [c.302]

КРЕПОСТНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВА, система экономич. отношений, осн. на крупной феод, земельной собственности н личной зависимости осн. производителей — крестьян, обязанных выполнять феод, повинности в пользу господина — землевладельца н церкви. Господствовала в эпоху крепостного права (см. Феодализм). Существовала в большинстве стран мира.  [c.297]

Преобладание К. с. х. предполагало, как писал Ленин, след, необходимые условия 1) господство натурального хозяйства 2) необходимость наделения не-посредств. производителя землёй и др. средствами нроиз-ва, прикрепление его к земле 3) личную зависимость крестьянина от помещика (внеэкономическое принуждение) 4) крайне низкое и рутинное состояние техники (см. там же, с. 184—85). Основой К. с. х. являлся принудительный труд прикреплённого к земле крестьянина на помещика, что было оформлено юридически в системе крепостного права. Крепостные крестьяне отбывали повинности в пользу помещиков — барщину и оброк (в ден. и натур, форме), а также в пользу церкви. Крепостной труд широко применялся в пром-сти (см. Крепостная мануфактура).  [c.298]

Многие мысли декабристов о необходимости и целях преобразования налоговой системы России разделялись также сторонниками и других общественно-политических направлений. В частности, тяжесть налогового бремени для податных сословий, и особенно крестьянского сословия, отмечалась почетным членом Петербургской Академии наук (с 1826), президентом Вольного экономического общества (1823—1840) графом Н.С. Мордвиновым3. Он писал о крестьянах, что ...сословие сие обременено у нас более других и казенными налогами, и личными повинностями, и рекрутскими наборами, и долгосрочным служением в полках 4. Мордвинов являлся идеологом безземельного освобождения крестьян за выкуп.  [c.86]

В условиях преобладания натуральных отношений даже в наиболее развитых странах деньги не выполняли всех своих функций. Соответственно и финансы, как система денежных отношений не могли носить всеобщего характера. Поскольку нет достоверных данных о хозяйственном устройствепервобытно-общинного строя, то можно только предположить, что в отсутствие постоянного государственного аппарата не было и системы формирования доходов и расходов такого государства. По мере формирования государственного аппарата, расширения его функций, особенно при создании постоянных войск, введении фортификационного и дорожного строительства, возрастает роль финансов. Основными источниками доходов рабовладельческих государств являются контрибуции, военная добыча, натуральные налоги и личные повинности. Возможно, в конкретном государстве какие-то группы населения и платили денежный налог в определенное время, но в целом для рабовладельческой формации денежный налог мог носить лишь случайный характер. Не могли денежные налоги превалировать и при феодализме с его натуральной формой ведения хозяйства.  [c.23]

В рабовладельч. об-ве для удовлетворения государственных потребностей вначале широко применялись разные личные повинности (уча-  [c.295]

ЛИЧНЫЕ ПОВИННОСТИ —обязанности, возлагаемые ro -вом на определенные группы населения выполняются путем предоставления имущества (тяговой силы, перевозочных средств, орудий труда) или личным трудом. Наиболее древней формой Л. п. является воинская повинность, существовавшая еще в рабовладельческом и феодальном об-вах и сохранившаяся при капитализме. К Л. п. относятся также нек-рые натуральные повинности (см.) военно-конская, постойная, предоставление подвод, фуражная, по постройке казарм и др. В феодальной России и средневековой Франции была распространена личная дорожная повинность (см.), по к-рой окрестное население было обязано исправлять дороги и дорожные сооружения. Ямская гоньба в Московской Руси, дорожная повинность ( корвэ>) во Франции, аналогичные Л. п. в др. странах, составляли одну из наиболее ненавистных крестьянству феодальных тягот. В 1789 г.  [c.640]

ВИЛЛАНЫ (позднелат. villani, от лат. villa — усадьба, поместье), разные категории феодально-зависимого крестьянства в странах Зап. Европы в средние века. Термин В. буквально означает поселяне. Но в средние века он получил специфич. значение. В Англии после нормандского завоевания (1066) В. называли крепостных, близких по своему положению к франц. сервам. В 12—13 вв. англ. В. составляли большинство населения деревни. Они обязаны были отрабатывать барщину, платить оброки и поместные подати, свадебную пошлину и не могли покидать манор, подлежали вотчинной юрисдикции. После смерти В. имущество его передавалось по наследству лишь за выкуп. Юристы 13 в. приравнивали В. к римским рабам. В 14 и особеп-но в 15 вв. англ. В. были переведены на положение копигольдеров, свободных от барщины и нек-рых личных повинностей. В отличие от Англии, В. во Франции (и нек-рых др. странах континентальной Европы) находились в сравнительно лучшем юридич. и имущественном положении, чем другие категории крестьянства. С кон. 13 в. начался перевод мн. сервов на положение В., в чём были заинтересованы сеньоры, нуждавшиеся в денежном оброке. Великая французская революция ликвидировала феодальные формы зависимости.  [c.236]

В условиях рабовладельч. общества вначале источником Г. д. были разные личные повинности. В дальнейшем определяющими источниками Г. д. стали эксплуатация рабов, военная добыча, ограбление покорённых стран путём взимания дани, контрибуций, различного рода натуральных налогов и сборов. Если в первый период рабовладельч. общества Г. д. в основном складывались из натуральных доходов, то в дальнейшем развитие торговли, товарно-ден. отношений обусловило поступление различных податей и сборов в ден. форме. По мере роста гос. расходов росли и доходы гос-ва.  [c.340]

Во время монголо-татарского владычества очень возросли таможенные пошлины. Как известно, завоеватели ввели для населения русских земель много новых податей, которые стали более значительными и разнообразными. Они предпочитали брать поголовную дань и в связи с ней стали проводить перепись населения. Наряду с обыкновенными налогами (например, десятиной) были чрезвычайные (личные повинности и платежи натурой). Главной из всех таможенных пошлин была тамга. Эта пошлина являлась вещевой, она взималась со всех привозных товаров (кроме жита, зерна, сухой рыбы, соли, дров) в зависимости от цены товаров. Тамгу определял человек, специально находившийся на торге. Пошлина бралась с рубля или с товара, с деревенских производителей - по возам (лапти, воск, мед и т.д.).  [c.57]

К началу XVII в. данью или данными деньгами стали называть целую группу налогов (кроме дани — прямой государственной подати), взимавшихся с черносошных крестьян и посадских людей. Черносошными крестьянами в русском государстве XIV— XVII вв. назывались лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие государственные феодальные повинности в XVIII в. стали государственными крестьянами. Посадские люди — торгово-промышленное население, несшее государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 г. посадские люди были разделены на купечество и мещан.  [c.22]

Черносошными крестьянами в русском государстве в XIV— XVIII вв. были лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями, уплачивавшие налоги и несшие государственные повинности. В XVIII в. черносошные крестьяне были переименованы в государственных крестьян. Частновладельческие крестьяне — крестьяне, находящиеся в крепостной зависимости от помещиков.  [c.31]

Дорожные повинности представляли собой возложенную государством на население обязанность участвовать личным трудом, транспортными и денежными средствами в строительстве, ремонте и содержании шоссейных и фунтовых дорог и мостов. Дорожные повинности, широко применявшиеся большинством государств Западной Европы, имели как натуральную, так и денежную форму. В дореволюционной России до начала XIX в. дорожные повинности не получили общегосударственной законодательной регламентации. На устройство и содержание шоссейных дорог общегубернского значения дорожные повинности взимались в денежной форме. Участие населения в содержании грунтовых дорог осуществлялось в виде натуральных дорожных повинностей.  [c.91]

В нормировании затрат каждый из экономистов искал свой путь, связанный с личными наблюдениями и поэтому не являющийся универсальным, что характерно для Востока, где использовались даже таблицы норм и разного рода стандарты. При расчетах принимали во внимание различные факторы тип земли, размеры поместья, особенности выращиваемых культур. Главная задача - определить численность рабочей силы (рабов) для обработки и трудоемкость в днях. Катон называл это "расчетом уроков и дней" "Ему (хозяину.- Т.М.) следует заняться расчетом уроков и дней. Если он не видит работы, а вилик (управляющий поместьем.-Т.М.) говорит, что рабы сбежали, что они повинности не исполняли, то, когда он привел эти причины и множество других, верни его к расчету  [c.199]

Мы часто слышим фразы типа "Рынок меня не любит ". Никогда за всю свою историю рынок не "не любил" какого-либо трейдера. Мы сами повинны в своей судьбе. Независимо от того, выигрываем мы или проигрываем, это всегда наша заслуга. Дело в том, что никто из нас не "торгует" на рынке, мы все торгуем нашими личными наборами убеждений. Вспомните песню Джимми Баффетта "Маргаритавиль"2, где утверждается, что не стоит винить женщину проблема героя - это его собственная проклятая ошибка. Правильный вывод.  [c.11]

Добавим, что обмен в традиционных обществах распространяется не только на товары. Важнейшим элементом традиционных межличностных отношений является услуга. Вступая в отношения обмена, люди — носители конкретных ролей и статусов — воспринимают свои отношения не как чисто экономические, а как личные. Данные отношения предполагают покровительство, личное участие, с одной стороны, и готовность отплатить за оказанное благодеяние разного рода услугами — с другой. Это хорошо видно при анализе феодальной системы отношений (которая является одной из разновидностей традиционного общества), где универсальным средством осуществления экономических и социальных связей является дарообмен, причем акты дарения формально свободны, но на самом деле строго обязательны. Такого рода отношения пронизывают всю феодальную систему, где объектом дарения выступает земля (бенефиций), должности, свободы, человек. Характерным примером дарения своей свободы является коммендация — добровольный переход крестьян-общинников под власть феодала. Даром — ответным даром (назовем его отдаром ) — является и основное отношение всего феодального порядка — отдача земли в ленное владение за определенную службу и повинности. Вассал добровольно дарит сюзерену верность, службу, преданность. Таким же отдаром является несение крестьянами феодальных повинностей за то покровительство, защиту, суд, которые им дарит господин.  [c.45]

НАТУРАЛЬНЫЕ ПОВИННОСТИ —возлагаемая гос-вом на население обязанность выполнять определенные работы и предоставлять свое имущество для определенных целей в распоряжение органов государственной власти. Возникли в период, когда товарно-денежные отношения не получили сколько-нибудь значительного развития. За счет Н. п. рабовладельческое гос-во частично содержало двор, войска и т. д. В эпоху феодализма Н. п. были широко распространены в большинстве гос-в Зап. Европы, особенно во Франции. Крестьяне и городские ремесленники в принудительном порядке привлекались к участию в строительстве дорог личным трудом и транспортными средствами (см. Дорожные повинности), обслуживанию армии и т. д. При капитализме Н. п. заменяются денежными налогами, но наряду с ними частично сохраняются в ряде капяталистич. стран, являясь тяжелым бременем для трудящихся, особенно в колониях.  [c.93]

Несмотря на натурализацию хозяйственных отношений, потребности в денежной эмиссии возрастали. Денежные средства были необходимы для оплаты заготовляемых сельскохозяйственных продуктов и промысловых изделий, а также работ, выполняемых в порядке трудовой и гужевой повинности, для выплаты денежного довольствия личному составу Красной Армии и денежных пособий семьям красноармейцев, для выплаты заработной платы рабочим и служащим государственных и общественных предприятий и учреждений, для хозяйственно-операционных расходов предприятий и учречсденнй.  [c.53]

КОПИГОЛЬДЕРЫ (англ, opyholder — держатель по копии), потомки крепостных крестьян (вилланов) в Англии, освободившиеся от личной зависимости гл. обр. путём выкупа и пользовавшиеся зем. наделами на основании особого документа — выписки (копии) из протоколов манориального суда. Копигольд как новая форма крест, держания земли возник в связи с развитием товарно-ден. отношений и превращением натуральных повинностей и оброков в ден. платежи. В 15 в. осн. масса англ, крестьян стала лично свободными К., обязанными нести ряд феод, повинностей платить собственнику земли фиксированную ден. ренту, наследств, пошлину (файн), размеры к-рой часто значительно превышали размер фиксированной ренты, сбор за допуск к держанию, плату за выпас и др. К. не могли без разрешения лорда распоряжаться своими участками. Копигольд был, как правило, пожизненным. Т. о., К. были наиболее бесправными и обременёнными обязательными повинностями крестьянами. Их положение особенно ухудшилось в 16—17 вв. В ходе огораживаний лорды, резко повышая ренту и файны, захватывали земли К. Англ, революция 1642—49 оставила К. на положении бесправных держателей, не охраняемых законом. Копигольд был отменён юридически только в 1925.  [c.266]

Перерастание натурального О. в денежный и связанный с последним процесс разложения феод, способа произ-ва, расслоения крестьянства и зарождения капиталистич. уклада имели в разных странах свои особенности. В Зап. Европе переход к ден. О. относится к 14—15 вв. Он вызвал глубокие изменения в агр. отношениях. Напр., во Франции, Нидерландах, Германии произошло сокращение или ликвидация домени-ального (вотчинного) х-ва (части поместья, находившейся в непосредственном владении феодала, на к-рой он вёл самостоят, х-во, используя труд зависимых крестьян или безземельных работников). Отмирание натурального О. сделало неизбежным постепенное освобождение крестьян от личной зависимости и в связи с этим перерастание традиционных (обычно-правовых) отношений между зависимым крестьянином и землевладельцем в чисто ден. отношения, основанные на договоре. Непосредств. производители превращались в наследств, или долгосрочных держателей участков со строго фиксированными платежами и повинностями, фактически в простых арендаторов, уплачивающих О. в форме арендных платежей. В Великобритании формы дока-питалистич. зем. ренты исчезли в результате экспроприации крестьянства в 16 —18 вв. Во Франции Великая франц. революция ликвидировала феод, строй и создала условия для развития свободной крест, собственности.  [c.140]

Таким образом, мы приходим к проблеме мотивации труда, т. е. определению движущих стимулов, побуждающих человека заниматься трудовой деятельностью в самом широком ее понимании. История становления и развития цивилизации знает два основных стимула этой деятельности - внеэкономическое и экономическое принуждение к труду. Первое основано на страхе быть наказанным властью в самых ее различных ипостасях - рабовладельцем, помещиком, диктатором и т. п. - в случае уклонения от трудовой повинности. Второе предполагает личную материальную заинтересованность и стремление человека повысить уровень своего благосостояния. Внеэкономическое принуждение предполагает личную зависимость работника от работода-  [c.16]

Финансово кредитный словарь Том 1 (1961) -- [ c.640 ]