В каком-то смысле, в качестве обобщающей идеи Программы была предложена идея заключения нового социального контракта (как тут не вспомнить теорию общественного договора Ж.Ж. Руссо ). Составители проекта объясняли ее так Прогресс достижим только в результате объединения усилий власти и самого общества в деле создания страны, способной дать достойное существование своим гражданам и тем самым занять достойное место в мировом сообществе . Стержнем общественного договора был объявлен приоритет гражданина над государством. Читаем Человек, его права и интересы — насколько возможно, государство, гарант этих прав — насколько необходимо . Если читатель помнит Введение к нашей книге, он сразу поймет во главу угла здесь поставлены основополагающие принципы демократии и либерализма. Применительно к экономике это требует, с одной стороны, повышения эффективности государства, его укрепления (для чего в Центре Грефа вынашивалась идея административной реформы), а с другой стороны, снятия помех, сковывающих инициативу людей, затрудняющих их деятельность,— для чего необходимо так называемое дерегулирование экономики. [c.279]
Из курса экономической теории известно, что проблема побочных действий, или внешних эффектов, является одной из острых экономических проблем. Но в то> же время она является одной из основных проблем этики. Й можно с большой долей уверенности утверждать, что капитализм как система свободы действия и договора смог утвердиться лишь тогда, когда было теоретически доказано, что частное преследование собственного интереса приводит к общественной выгоде, росту общественного богатства и благосостояния. [c.21]
Общественный выбор имеет место тогда, когда решения принимаются и реализуются индивидами в составе латентной группы. В результате общественного выбора принимаются политические решения, при которых зачастую все общество и составляет латентную группу. При этом латентная группа должна договориться о правилах общественного выбора и обеспечении его реализации. Общественный выбор правил выбора в этой теории получил название конституционного выбора. А общественный вы- [c.388]
Параллельно с теорией общественного договора разрабатывается теория фискального договора , по-своему объясняющая сущность и смысл обложения. В силу первой люди объединились в государства для охраны жизни, свободы и имущества каждого, на основании второй все участники для этой охраны и за эту охрану отдают часть своего имущества, чтобы быть уверенными в другой части и спокойно пользоваться ею . Ш. Монтескье определял налог как часть, которую каждый гражданин дает из своего имущества для того, чтобы получить охрану остальной части или пользоваться ею с большим удовольствием . Мысль эту в той или иной форме затем поддержат многие философы и государственные деятели. О. Мирабо писал, что налог есть предварительная уплата за предоставление защиты общественного порядка . В XVIII в. Национальное собрание Франции в одной из своих прокламаций называло налог общим долгом всех граждан и ценой тех выгод, которые доставляет им общество . По словам Вольтера, уплачивать налог означает отдавать часть своего имущества, чтобы сохранить остальное . Государство прекраща- [c.78]
Атомистическая теория — более поздняя разновидность теории обмена. Ее представителями выступают французские мыслители Себастьян Ле Пьер Вобан (1633—1707) — теория общественного договора и Шарль Луи Монтескье (1689—1755) — теория публичного договора. Их учение сводится к тому, что налог есть результат договора между гражданами и государством. Гражданин вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги. Налог — это плата за мир и определенные выгоды. [c.9]
Как видим, Ролз, рассматривая проблему распределения доходов в контексте теории общественной справедливости, считает, что распределение доходов справедливо, если к нему можно прийти на основе общественного договора в так называемом первородном состоянии. Иными словами, оставшись в первородном состоянии неведения , индивиды бы стремились к равенству в доходах и отказывались бы от обогащения, направленного на возможное увеличение того уровня доходов, который при неведении мог бы им достаться. [c.112]
Общественная кооперация традиции, общественный договор и моральные основания. -Ролз Дж. Теория справедливости. Гл. 1. (Любое издание, в частности Новосибирск Изд-во ИГУ, 1995. Или Роулс ДЖ. Теория справедливости. Гл.1, Справедливость как честность. // Вопросы философии, 1994, №10). [c.56]
Существует множество доктрин, объясняющих возникновение государства. В Средние века господствовали взгляды о богоустановлен-ности государства. Оно рассматривалось как явление, дарованное людям свыше . В Новое время, когда общество стало освобождаться от религиозных оков, появились личностные, индивидуалистические концепции возникновения государства. Некоторые из их приверженцев исходили из постулата о том, что человек по своей природе — существо злое, в обществе идет война всех против всех и, чтобы ограничить ее проявления, необходимо государство (Т. Гоббс). Иные считали, что, напротив, человек добр и люди заключают для общей пользы между собой общественный договор, который мыслился как фактическое состояние, а не юридический документ (Ж.Ж. Руссо). Позже появились коллективистские трактовки возникновения государства, связывающие этот процесс, в частности, с насилием одних групп общества над другими (внутреннее насилие — Л. Гумплович) или с необходимостью управления покоренными племенами (внешнее насилие — Ф. Оппенгеймер). Марксистская классовая теория связывала появление государства не с насилием, а с естественными процессами возникновения семьи, частной собственности, расколом на этой основе общества на классы и созданием экономически господствующим классом государства, ставшего, с точки зрения марксизма-ленинизма, органом насилия этого класса. [c.81]
В теории представителей классической школы государство представляет собой вооруженную силу, защищающую общество против всякого акта насилия со стороны других самостоятельных обществ и гарантирующую соблюдение договоров, по которым люди распоряжаются своим имуществом и пользуются хозяйственными средствами. Главный принцип классической школы — свобода человека, в том числе ив экономической деятельности. Свобода необходима как двигательная сила, как импульс, ибо сумма благополучия достигает максимальной величины тогда, когда каждый в отдельности заботится о самом себе государство же должно следить за тем, чтобы каждому было предоставлено столько свободы, сколько может дозволить общественный порядок3. [c.144]