Но остаются ли сферы в жизненном пространстве индивида, где он мог быть самим собой - субъектом целостной деятельности, принадлежать себе, а не обществу, как противостоящему целому В силу ряда причин, которые еще, видимо, предстоит обосновать, генетически "вытащив" их из противоречий самой деятельности человека, предметная деятельность индивида сосредоточивается исторически преимущественно в материальном производстве. Время человека после разделения деятельности делится на личное время индивида (или свободное) и общественно-необходимое время, последнее принимает форму экономического, хозяйственного времени. Экономическое время и экономическое бытие человека есть время труда, то есть деятельность по добыванию пищи, одежды, жилища и других средств к жизни, а оно, как показывает история, пока преобладает как в физическом, так и в социальном времени и пространстве человека. [c.46]
В рукописи Маркс дал определение собственности и детально исследовал эволюцию её форм в зависимости от изменения условий произ-ва дал характеристику понятия способа произ-ва, указав при этом на активную роль производит, сил в процессе обществ, развития, на сферу материального пропз-ва как на базис всей обществ, жизни показал, что предпосылка возникновения капитализма — исторнч. процесс разложения различных форм собственности работника на условия произ-ва или собственности на работника как на объективное условие произ-ва на основе исследования генезиса капитализма Маркс вскрыл его действительное история, место, обосновал исторнч. неизбежность его гибели, уничтожения присущего капитализму разрыва между трудом и собственностью. Для того чтобы труд снова стал относиться к своим объективным условиям как к своей собственности, необходимо, чтобы иная система пришла на смену системе частного обмена... (там же, с. 502). В этой связи Маркс характеризует коммунизм как общество, в к-ром господствует свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние... (там же, с. 101). Труд в коммунистич. обществе, в условиях коллективного произ-ва характеризуется как труд непосредственно общественный, выступающий как жизненная потребность и в то же время представляющий собой практич. применение знаний, ...экспериментальную науку, материально творческую и предметно воплощающуюся науку , к-рая всё в большей степени превращается в непосредственную производительную силу (там же, ч. 2, с. 215, 221). Организация труда при коммунизме существенно отличается от капиталистич. разделения труда (см. там же, ч. 1, с. 98, 115—16). Фундаментальное значение приобретает закон экономии времени ...экономия времени, равно как и планомерное распределение рабочего времени по различным отраслям производства, остается первым экономическим законом на основе коллективного производства. Это становится законом даже в гораздо более высокой степени (там же, с. 117). В результате сбережения рабочего времени возрастает свободное время, к-рое ...в свою очередь, как величайшая производительная сила обратно воздействует на производительную силу труда (там же, ч. 2, с. 221). Коммунизм означает ...отнюдь не о т к а з от потребления, а развитие производительной силы, развитие способностей к производству н поэтому развитие как способностей к потреблению, так и средств потребления (там же). [c.470]