Вновь вышедшие на передний план вопросы креативного учета являются современным эквивалентом ранее существовавших искажений отчетной информации — сглаживания прибыли, выборочного представления данных, а также давления со стороны компаний с целью предотвращения введения стандартов в отдельных областях. В гл. 14 делается попытка дать определение этого учета, исследуются юридические и профессионально-этические взгляды на него и определяются меры, которые предпринимаются или могут быть предприняты против такового. Вопросы креативного учета рассматриваются в свете других аспектов бухгалтерской проблематики, в том числе в свете развития концептуальной основы и политизации процесса установления учетных стандартов. [c.20]
Ликвидация долга и креативный учет [c.380]
Разрешение использовать ликвидацию долга в конечном итоге позволит компаниям прибегать к забалансовому финансированию и сглаживанию прибыли, что означает возврат уже к креативному учету. [c.381]
Многие признают, что ликвидация долгов обладает преимуществами по сравнению с другими формами погашения долга, но с ее использованием сопряжены и риски. Ее нередко считают мероприятием по превращению долгов в бухгалтерские прибыли [106, с.40]. Дело в том, что использование данного инструмента поощряет распространение методов креативного учета. Вместо того чтобы представлять достоверное и добросовестное отражение ситуации, ликвидация долга способствует практике забалансового финансирования, чем нарушает движение к отмене подобных гибких методик. [c.387]
В этой главе предпринимается попытка дать определение креативному учету и перечислить причины использования его приемов. Здесь также описываются некоторые из наиболее явных и, наоборот, его скрытых форм и примеров. В завершение делаются выводы о его роли для бухгалтеров. [c.457]
Определение креативного учета [c.457]
Креативный учет хорош, когда используется уместным образом, прогрессивно, для отражения основных тенденций в изменении стоимости бизнеса и для представления достоверной и добросовестной картины состояния дел компании, в особенности если не существует других методов отражения в учете новой операции. [c.457]
Вследствие двойственности природы креативного учета ему можно дать двоякое определение. В лучших своих проявлениях — это любой учетный метод, не соответствующий общепринятой практике или предписанным стандартам и принципам. В худ- [c.457]
Креативный учет и агентские отношения [c.458]
Возможность развития креативного учета зависит от многих факторов, но необходимость прибегать к нему появляется только в том случае, если деятельность предприятия оценивается каким-либо образом сторонними лицами, и особенно — при существовании агентских взаимоотношений между собственником (собственниками) и управляющим (управляющими) фирмы. С разделением собственности и управления у менеджеров возникает стимул представлять позитивную, или приукрашенную, отчетность лицам, вложившим или собирающимся вложить в предприятие свой капитал. Так, частный собственник, самостоятельно управляющий предприятием, вряд ли станет прибегать к творческим приемам для выяснения состояния дел своего предприятия. [c.458]
Современные учетные концепции и стандарты сами по себе также допускают применение креативного учета. Например, практика отражения в отчетности товарно-материальных запасов по величине наименьшей из двух — себестоимости или рыночной стоимости — и принцип консерватизма, в соответствии с которым признание возможной прибыли откладывается, а признание возможных убытков происходит немедленно, ничем не отличаются от использования в прежние времена скрытых резервов. [c.460]
Строго говоря, истинное состояние и рентабельность предприятия невозможно определить, пока оно не прекратит полностью свою деятельность. В период между образованием и ликвидацией предприятия необходимы оценки его эффективности. Принципы периодичности и соответствия доходов и расходов неизбежно означают, что финансовые отчеты — не более чем оценки, и потому не могут отражать, за исключением разве случайных совпадений, истинного состояния дел предприятия. Оценки требуют суждения и опыта и именно потому, что при составлении полного комплекта финансовых отчетов за весь период существования предприятия делается множество оценок и открывается масса путей применения креативного учета. Далее приведем лишь несколько примеров того, как креативный учет позволяет сгладить показатели прибыли. Множество методов креативного учета позволяет также снизить налоги или отсрочить их уплату. [c.461]
Образование скрытых резервов, на заре креативного учета происходившее в виде создания самых причудливых резервов и фондов, сегодня может быть выполнено в более приземленной форме увеличения или уменьшения резервов, например, под гарантии или сомнительные долги. Следствием обеспечения фондов под обеспечение подобной условной задолженности является то, что реальное их воздействие на величину прибыли снижается, когда возникает, например, реальная необходимость списания безнадежного долга. [c.463]
Эмпирические исследования в области креативного учета [c.467]
Теоретически число способов и мотивов применения креативного подхода в учете огромно. В литературе, посвященной этому учету, часто перечисляются факты его использования. Однако эмпирические исследования его проявлений неубедительны, так как последствия применения креативного подхода в учете часто трудно определяются, переплетены между собой и могут распространяться на несколько отчетных периодов. В лучшем случае в эмпирическом исследовании, посвященном креативному учету, можно лишь строить догадки о том, какие его методы компания использовала для сглаживания прибыли. Так как в действительности методов манипулирования отчетными данными неисчислимое множество, исследование креативного учета не вскрывает и не может вскрыть все последствия применения того или иного метода. Например, элементы креативного учета в виде реального сглаживания или манипулирования объявленным уровнем дивидендов дочерней компании или филиала вообще не поддаются анализу, так как не являются открытыми, публичными. [c.467]
Проводившиеся исследования касались широкого круга вопросов — от склонности к сглаживанию прибыли в фирмах, руководимых наемными менеджерами или, напротив, собственниками [16], до вопроса о том, проявляют ли неблагоприятные компании большую склонность к креативному учету [23]. В целом исследования приводят к следующим выводам. [c.467]
Вне зависимости от того, является рынок эффективным или нет, применение любого метода креативного учета может быть лишь временной мерой. В долгосрочной перспективе креативный учет сам по себе не может превратить убыток в прибыль или предотвратить угрозу банкротства. [c.468]
Отношение к креативному учету [c.469]
Проблема креативного учета напрямую связана с вопросами профессиональной этики. Суть в том, что в бухгалтерском учете, как дисциплине социальной, не существует непреложных законов и истин [26]. Значения бухгалтерским показателям присваиваются теми, кто составляет и кто читает финансовую отчетность. В идеале учетные данные должны иметь одно и то же значение и для ведущих учет, и для пользующихся его результатами, т. е. не должно быть разрыва толкований между тем, какое значение вкладывает в них бухгалтер, и тем, как их воспринимает пользователь отчетности. На практике разные люди осознают одни и те же вещи по-разному. По существу уже законодательные нормы и учетные правила и принципы, сформулированные широко, могут быть интерпретированы пользователями иначе, чем бухгалтерами и даже внутри этих групп толкование конкретного правила или принципа будет различным. [c.469]
С точки зрения бухгалтера, исключить всякую возможность различий во взглядах пользователей и составителей отчетности нереально. Разработка строго сформулированных правовых норм и учетных правил и принципов может означать появление нескончаемого рада инструкций для каждой конкретной ситуации. Что еще важнее, это сведет функции бухгалтера к слепому следованию правилам и исключит аспект профессионального суждения, столь важного для профессии. При широко определенных законодательных нормах и учетных правилах достоверное и добросовестное представление учетных показателей с признанием примата экономической сущности над юридической формой для бухгалтера является профессиональным долгом и моральной обязанностью. С этой точки зрения масштаб и уровень креативного учета в его негативном проявлении в любой момент времени прямо зависят от этической позиции бухгалтера. [c.469]
Попытки законодательного и профессионального контроля креативного учета [c.470]
Проблемы, связанные с судебными издержками и длительностью процесса, а также необходимость нести бремя доказательства факта креативного учета могут заставить акционеров отказаться от предъявления иска использующему креативные методы бухгалтеру. [c.471]
Среди моделей отрицательного креативного учета — сглаживание прибыли (занижение отчетных прибылей в успешные периоды деятельности и перенос их на убыточные годы), использование в этих целях изменения, например, методов начисления амортизации и др. Чаще всего негативные приемы креативного учета используются организациями, имеющими сложное финансовое положение, совместимое с предбанкротным состоянием или банкротством. [c.13]
По словам Твиди (Tweedie) [53], процесс стандартизации неизбежно будет постоянно видоизменяться под давлением изменяющихся обстоятельств. К примеру, разработчики стандартов будут испытывать давление вследствие более широкого использования менеджерами креативного учета от аудиторов будут требовать защиты интересов акционеров и общества в целом на процесс разработки стандартов будут оказывать влияние тенденции к глобализации рынков капитала и международной гармонизации стандартов бухгалтерского учета кроме того, разработчики стандартов и аудиторы будут вынуждены обращаться к вопросам оценки (измерения) в бухгалтерском учете. [c.255]
Помимо перечисленных рисков, обусловленных ликвидацией долга, существует опасность неоправданного использования методов креативного учета. Во-первых, ликвидация долга стимулирует забалансовое финансирование. С исчезновением задолженности из баланса коэффициенты финансовой зависимости улучшаются. Ситуация усугубляется тем, что SSAP 26 допускает немедленную ликвидацию долга по существу. Возможность такой ликвидации побуждает компании прибегать к займам, даже не отражая на бухгалтерских счетах суммы задолженности и не принимая их во внимание при расчете финансовых коэффициентов. Аналогично показатели дохода на капитал завышаются, так как соответствующий актив не включается в знаменатель коэффициента. [c.380]
Креативный учет ( reative a ounting) — явление не новое. Элементы его можно обнаружить еще в XIX в. первоначально в форме сглаживания прибыли, а затем — в форме создания скрытых резервов. Практика креативного подхода к бухгалтерскому учету набрала силу, когда акционерное общество с присущим ему разделением собственности и управления стало обычной организационной формой в предпринимательстве. Отсутствие учетных стандартов и законодательных норм в этот начальный период означало, что с возникновением новых методов и структур в сфере бизнеса творческий подход к развитию бухгалтерского учета стал необходим. Однако граница между творческим подходом и откровенным мошенничеством, как правило, размыта. Сегодня на защите интересов инвесторов и собственников стоят учетные стандарты и нормы права. Однако с появлением более сложных методов ведения бизнеса и несмотря на развитое [c.456]
Помимо указанного фактора — неотъемлемого для тех, кто управляет предприятием, — стремления к самосохранению — применению креативного учета способствуют также три других важных фактора неконкретность учетных правил развитие технологий и методов ведения бизнеса конфликт между подотчетностью управления и задачей распределения ресурсов. [c.459]
Однако согласно гипотезе эффективного рынка инвесторы в состоянии отличить релевантную информацию от нерелевантной, заметить косметические изменения отчетности, и приемы креативного учета не могут ввести их в заблуждение. В настоящее время существует множество работ эмпирического характера, исследующих влияние на курс акций, если таковое есть, произвольных изменений в бухгалтерском учете. Хотя они скорее относятся к изучению гипотезы эффективного рынка, выводы некоторых исследований уместны и здесь. К примеру, Арчибальд (Ar hibald) [6] обнаружил, что акции фирм, перешедших для целей финансовой отчетности от ускоренного метода начисления амортизации к прямолинейному, в среднем в течение двух первых лет котировались ниже нормального рыночного уровня. Смена методов начисления износа приводила к увеличению отчетной прибыли. Однако. заявление об изменении политики и соответствующий рост прибыли явно не оказывали немедленного влияния на успешность на фондовом рынке [6, с.30]. [c.468]