Марксистская идеология основана на трудовой теории стоимости и рассматривает капитализм как систему, присваивающую прибыль, или прибавочную стоимость. [c.894]
Трудовая теория стоимости - центральный принцип марксистской идеологии. Согласно этой теории, капиталисты — как владельцы собственности - присваивают большую часть результатов труда в виде прибылей, или прибавочной стоимости. [c.904]
В работе А. Смита Исследование о природе и причинах богатства народов превозносится разделение труда именно по той причине, что оно обеспечивает колоссальный рост производительности труда. А в рамках марксистской идеологии является догмой положение, что новый общественный строй побеждает предшествующий высшей производительностью труда. Именно развитие производительных сил приводит в конечном счете к изменению производственных отношений и соответствующей социально-политической надстройки. [c.179]
В работе Наши разногласия (1884 г.) Плеханов дал глубокую и развернутую критику позиций народничества, защищал марксистскую идеологию. [c.465]
Прежде чем рассматривать взгляды К. Маркса на земельную и горную ренту, необходимо сделать отступление. Марксизм-ленинизм и политическую экономию как составную его часть в СССР изучал каждый, по строго выверенной идеологами программе, и это наложило неизгладимый отпечаток на наше макроэкономическое мышление. Мы перестали отличать экономические феномены от эмпирических категорий, а последние — от их теоретической (марксистской) интерпретации. Что касается экономических феноменов, то в области ренты К. Маркс открыл их немного, а именно в земельной ренте он выделил абсолютную ренту, а дифференциальную разделил на две категории — дифференциальную ренту I и дифференциальную ренту II. Зато в области их классовой интерпретации он превзошел всех предшествующих экономистов, вместе взятых. В основе его интерпретации земельной ренты лежит ему же принадлежащая теория стоимости и ее составная часть — теория прибавочной стоимости. [c.10]
Советская система была всеобъемлющей форма государства, экономическая система, территориальная империя и идеология. Она также была практически полностью изолированной от внешнего мира. Вот почему эта модель может быть применима. Но Советский Союз был жесткой системой предпочтение - марксистская теория и хозяйственная практика - было жестким. Сле-довательно, период акселерации, когда предпочтение и тенденция становятся практически непоколебимыми, произошел в невероятно жестких условиях. Этот период проходил под управлением Сталина. Условия стали еще более жесткими после того, как [c.89]
Социалистическое преобразование общества приводит к господству единственно научного мировоззрения, самой передовой идеологии — марксизма-ленинизма. Это мировоззрение несовместимо ни с какими суевериями, оно непримиримо ко всякому мракобесию. Марксистско-ленинская идеология открывает неограниченный простор для новых и новых завоеваний науки, для раскрытия всех тайн природы, для успешного овладения ее неисчерпаемыми силами. [c.184]
После выхода в свет Капитала теория воспроизводства и экономических кризисов К. Маркса подверглась резким нападкам как со стороны открытых врагов марксизма, так и со стороны ревизионистских теоретиков. Представители буржуазной/ мелкобуржуазной и реформистской идеологий каждый по-своему стремились опровергнуть эту теорию и в то же время, исказив ее революционный смысл, использовать для обоснования своих реакционных теорий. Поэтому В. И. Ленин с самого начала своей революционной деятельности уделял большое внимание защите и дальнейшему развитию марксистской теории воспроизводства. [c.219]
В Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии Л. И. Брежнев отметил Теперь уже мало сказать, что маоистская идеология и политика несовместимы с марксистско-ленинским учением. Они прямо враждебны ему х. [c.404]
В условиях развитого социализма на основе марксистско-ленинской идеологии, выражающей социалистические интересы и коммунистические идеалы рабочего класса, происходит сближение рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции, укрепление социально-политического и идейного единства народа. [c.27]
Содружество социалистических государств опирается на созданную в каждом из них однотипную экономическую основу в виде общественной собственности на средства производства, на однотипный государственный строй — власть народа во главе с рабочим классом, на единую идеологию — марксизм-ленинизм. Общность социального строя, совпадение коренных интересов и целей народов социалистических стран является важным фактором укрепления мировой социалистической системы хозяйства. Эта общность позволяет при правильной политике марксистско-ленинских партий успешно преодолевать также трудности, возникающие в ходе строительства нового общества и утверждения нового, социалистического типа международных отношений. [c.30]
Социализм,— отмечено в Программе КПСС,— вызвал к жизни новый, невиданный ранее тип международных отношений, развивающихся между социалистическими государствами. Их прочный фундамент — однотипность социально-экономического и политического строя марксистско-ленинская идеология классовая солидарность дружба, сотрудничество и взаимопомощь в решении задач строительства и защиты нового общества борьба за мир, международную безопасность и общественный прогресс равноправие, уважение независимости и суверенитета каждого государства. [c.136]
Политическая экономия всегда выполняет и идеологическую функцию. Пролетарская политическая экономия выступает как составная часть единого марксистско-ленинского учения, идеологии рабочего класса. Она имеет первостепенное значение в формировании научного мировоззрения, передового политического и экономического сознания масс. [c.25]
В современный период революционное движение в большинстве капиталистических стран поднялось на новый уровень, окрепли марксистско-ленинские партии. Все это подрывает влияние буржуазной идеологии, реформизма и ревизионизма в рабочем движении, способствует вызреванию субъективных предпосылок социалистической революции. [c.221]
Для объяснения экономической отсталости бывших колоний и полуколоний буржуазные идеологи широко используют теорию американского экономиста и социолога У. Ростоу о так называемых стадиях роста , призванную противостоять марксистскому учению о закономерностях смены общественно-экономических формаций. Эта апологетическая теория рассматривает хозяйственную отсталость освободившихся стран как результат неразвитости в них буржуазных отношений, которые якобы обеспечивают неуклонное повышение накопления капитала, ведущее в конечном счете к созданию общества массового потребления по американскому типу . [c.255]
В последнее время наблюдается тенденция к сближению этих направлений. В связи с развитием государственно-монополистического капитализма сторонники свободы предпринимательства стали признавать, хотя и в ограниченном масштабе, необходимость вмешательства государства в экономику, усилилось внимание к роли социальных факторов в экономике. Ярким выражением сближения направлений является теория неоклассического синтеза американского экономиста П. Самуэльсона. Последний пытается соединить основные принципы неоклассиков с теорией государственного регулирования экономики и положениями представителей институционально-социального направления. Возникновение подобного синтеза обусловлено тем, что все существующие направления показали свою несостоятельность в Анализе экономики и разработке практических рекомендаций. Оно выражает стремление идеологов монополий мобилизовать весь арсенал буржуазной политической экономии для борьбы против марксистско-ленинского учения, для спасения капитализма. [c.501]
Эти теории пользуются особой поддержкой идеологов империализма, которые видят в пропаганде этих теорий известную помеху распространению марксистско-ленинского учения. [c.502]
Националистическая, антисоветская и раскольническая сущность маоистской идеологии и проводящаяся на ее основе политика наносят прямой ущерб международному революционному движению, антиимпериалистической борьбе. Характеризуя маоизм, Л. И. Брежнев на XXV съезде КПСС отметил Теперь уже мало сказать, что маоистская идеология и политика несовместимы с марксистско-ленинским учением. Они прямо враждебны ему 2. [c.539]
Серьезной научной проблемой является всесторонняя и глубокая разработка долгосрочных прогнозов современного мирового развития. Идеологи капитализма пытаются противопоставить марксистско-ленинской концепции всемирно-исторического про- [c.543]
Такое понимание термина отношения общественной собственности очень хорошо согласуется с тем, как молодые Маркс и Энгельс различали действительную и мнимую коллективность. Перечитав их работу Немецкая идеология , мы убедимся, что мнимая, суррогатная коллективность присуща, по их мнению, такому обществу, в котором отсутствуют отношения общественной собственности на средства производства что же касается коммунистического общества, в котором средства производства находятся в общественной собственности, то именно оно характеризуется действительной коллективностью. В работе Ленина Государство и революция ) не только коммунистическое, но даже переходное к коммунизму (то есть возникающее сразу же после взятия пролетариатом политической власти) общество описывается как такое, в котором все начальники могут быть в любой момент переизбраны своими подчиненными, не имеют практически никаких материальных привилегий, и любой член общества имеет вполне реальный шанс быть избранным на ту или иную руководящую должность, для чего ему необходимо только одно - заслужить себе авторитет среди своих товарищей, таких же, как он, равноправных членов этого общества-коллектива. Однако тот же Маркс удивительным образом противоречил сам себе, когда писал, например, о коммунизме перуанцев (имея в виду времена кастовой монархии инков, когда в Перу существовало одно из наиболее авторитарных обществ в истории человечества) в Капитале (29). Поль Лафарг- видный марксистский идеолог, ученик и зять Маркса - высказывался об инкской империи в том же духе, причем поразительно хвалебным тоном [c.35]
Нелегкая задача выпала однако на его долю. Ведь Чаушеску один должен был воплотить собой все чудеса коммунизма, и делать это приходилось не только на глазах у прогнившего и заведомо недоброжелательного капитастического мира, но также на глазах у тех братских стран, которых настигла перестройка и где многие товарищи уже задавались вопросом-не осталось ли прекрасное будущее коммунизма далеко позади. Но разве мог Кондука-тор наносить визиты главам западных стран в такой одежде, какую носили его соотечественники, иначе говоря-в поношенных костюмах, в стоптанных башмаках и в габардиновых плащах, столь же немодных, как марксистская идеология Разве мог он принять Жоржа Марше в новостройке на окраине Бухареста Конечно, нет. Это было бы оскорблением всему рабочему классу. [c.195]
В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации стали важнейшими темами марксистской идеологии. При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921 г. по прямому указанию В.И.Ленина) была создана лаборатория, занимавшаяся вопросами профориентации. Проблемы профориентации стали разрабатываться во Всеукраин-ском институте труда (Харьков), в лаборатории по выбору профессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро НОТ, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова и в других местах. В 1922 г. в Наркомате РСФСР был рассмотрен вопрос о создании для подростков бюро по выбору профессии. Активно вопросами профориентации молодежи занималась Н. К. Крупская. [c.8]
После политического краха СССР и Восточной Европы марксистская идеология и философия стали частью истории и, казалось бы, утратили всякую связь с современностью. Тем не менее именно сейчас методы марксистского анализа стали невероятно важними для понимания ключевых проблем, стоящих перед западным обществом. Диалектический марксистский метод сосредоточивается на том, каким образом взаимодействие противоположностей питает социальные перемены важной для него является идея тенденции всех обществ к трансформации н даже к саморазрушению по причине внутренних противоречии, которые невозможно сдержать. По мнению многих социальных критиков, западное общество, несмотря на политическую и идеологическую победу над коммунизмом в Восточной Европе, находится сейчас именно в таком состоянии, а именно в стадии преобразования, вызванного социально-экономическими противоречиями, которые в конечном счете заложат основы для возникновения совершенного иного общества. Это общество скорее всего не будет иметь ничего общего с коммунистической утопией, описанной Марксом, и однако же оно [c.311]
Нельзя забывать, что прогнозы буржуазных ученых нередко исходят из принципа выбирать темы наших предсказаний из наших убеждений — именно так сформулированы задачи Комиссии 2000 г. Американский социолог Артур Уоскоу назвал эту комиссию форумом высоких жрецов , которые действительные свои прбгйозы держат в тайне от народа, а публикуют лишь то, что им политически выгодно. Искусственная (и, как правило, искусная) оптимизация прогнозов развития капиталистической экономики становится политическим оружием буржуазной идеологии против социалистических стран, против марксистско-ленинского анализа противоречий капиталистического общества. Неспроста футурологический институт в ФРГ, созданный на средства фонда К. Аденауэра, выдвинул программное [c.253]
В течение последних нескольких лет группа радикальных сторонников марксистской теории и критической теории декон-структивизма пересмотрела принятые взгляды на перспективы развития бухгалтерского учета. Исследования касались истории бухгалтерского учета [15], развития учетной профессии [30], профессиональной этики [14], концептуальных основ и идеологии [16 28], учетной политики, стандартов и общих вопросов отчетности [6 16J, методологии научного исследования (13 , социальной роли бухгалтерского учета [27 28] и недавних финансовых событий [21]. [c.66]
В качестве идеологов обуржуазивающейся бюрократии Вселенский и Джилас отвергают марксистско-ленинскую теорию отмирания государства в ходе социалистической революции. По мнению Джиласа, государство - неотъемлемый атрибут общества [c.231]
На почве государственной идеологии формировалось единомыслие общества. Что такое по сути, морально-политическое единство на единой марксистской мировоззренческой основе Это. еще одна в истории человечества попытка создать теократическое государство, отбросить в угоду монополии власти все -найденные человеческой цивилизацией формы разделения власти (Цияко А. Насилие лжи, или как заблудился призрак. М., 1990. С. 259). [c.423]
Более того, применительно к России, имеющей богатый опыт, учитывая важность как инструментов плана, так и инструментов рынка, следует заставить их поработать на идею социализма, так и не осуществленную в нашей стране. Речь идет не о дискредитировавшей себя экономике неэффективной и безнравственной модели ортодоксального советского социализма и не о идее безрыночного коммунизма марксистского типа. Социалистическая идея — это доктрина высших нравственных ценностей и в первую очередь альтруизма высшего типа социальная справедливость, бескорыстная забота о благе других, не отрицающая рынок, которую можно без преувеличения противопоставить идее капитализма даже в самой совершенной ее форме — смешанной рыночной экономике с ее социальными достижениями. Безнравственность и кризисность абсолютизации рыночного направления развития экономики уже проявилась в так называемой мировой идеологии золотого миллиарда (группы наиболее развитых стран, обеспечивающих свои интересы за счет менее развитых стран). В этом отношении показательны высказывания вице-президента США А. Гора в недавно изданной книге Земля на чаше весов . Он пишет, что, несмотря на гигантское развитие экономики, американское общество потребления зашло в тупик. Потребительская цивилизация постепенно подводит нашу планету к гибели. Причину этого явления он видит в забвении нравственных начал [c.337]
Включает работы известного германского философа-экономиста Петера Козловски. Первая из них, Прощание с марксизмом-ленинизмом , посвящена причинам краха марксистско-ленинской идеологии, а в очерках автор рассматривает персонализм как альтернативу марксизму-ленинизму. [c.415]
В крестовом походе против экономического роста участвовали также движения революционного характера, породившие "новых левых". Первая реакция проявилась в форме контркультуры (сначала битников, а затем и хиппи). Это движение, имевшее большой успех в американских университетах, привело к студенческим бунтам 60-х годов. Затем оно распространилось на страны Европы и достигло своего апогея в мятежах, ареной которых стал Париж в мае 1968 г. По сути эти волнения по обе стороны Атлантики представляли собой протест против американской модели общества потребления. В США огромную роль сыграл также "вьетнамский синдром". В европейских странах существенным элементом этой компании являлся антиамериканизм, с явным оттенком национализма. Студенты в то же время отвергали и марксистскую доктрину с авторитарной системой государства, воплощенной в Советском Союзе. Они отказывали в праве последнего на роль лидера в процессе грядущих радикальных перемен, заложив, таким образом, основы новой левой идеологии. [c.216]
Подобной тенденции в определенном смысле противостояла теория Маркса, которая усвоила многие идеи классической политэкономии, в том числе и ее нацеленность на проблематику развития. Однако тот факт, что Маркс рассматривал теорию Дарвина как естественнонаучный базис для классовой борьбы в истории и, следовательно, связывал эволюционный принцип с идеологией, негативным образом сказался на популярности эволюционной идеи в экономической науке. В противовес идеологически ориентированной марксистской политэкономии чистая экономическая теория отказалась от рассмотрения экономических процессов в их историческом развитии в пользу равновесного анализа это направление анализа окончательно утвердилось уже в XX в. и достигло наивысшего уровня в работах П. Самуэльсона, К. Эрроу и других классиков современной теории равновесия (см, гл. 13). Более того, уже в наше время в рамках так называемого экономического империализма (см. гл. 40) были даже предприняты попытки распространить экономическое моделирования на некоторые близкие биологии дисциплины8. [c.626]
Смотреть страницы где упоминается термин Марксистская идеология
: [c.891] [c.101] [c.439] [c.305] [c.443] [c.9] [c.417] [c.135] [c.154] [c.157] [c.189] [c.197] [c.303] [c.357] [c.365] [c.380] [c.132] [c.242]Смотреть главы в:
Экономикс Принципы, проблемы и политика Изд.13 -> Марксистская идеология