Утопическая точка

Управление запасами 211 Уровень притязаний 300, 380 Утопическая точка 299  [c.392]


Интересно, что за пределами своей теории прибавочной стоимости Маркс высказывал взгляды, мало чем отличающиеся от рассмотренных утверждений Маршалла. Однако то, что Маршалл увидел в реально существующей рыночной экономике, Маркс относил к утопической конструкции справедливого будущего общественного строя.  [c.15]

Точка / является, вообще говоря, недостижимой отсюда ее второе название —. утопическая. Только при специальной, ред-ко встречающейся на практике геометрии множества Gt идеальная точка достижима (рис. 6.4). В этом случае ее принято называть абсолютно оптимальной точкой, а со- Рис. 6.4.  [c.299]

И все же не от всего в социалистическом идеале стоит отказываться. Мы действительно стремимся к чему-то большему, чем просто общество добрых соседей, которые не переставляют тайком межевые знаки, возвращают владельцу отбившуюся от стада овцу и не жаждут завладеть ослом соседа. И в самом деле, не стоит называть утопическим сообщество, основанное не на экономической независимости, а на братском распределении общественного продукта, общество, вдохновляемое искренним убеждением, что все люди — члены одной семьи.  [c.13]


Как видим, в рамках представлений утопического социализма уравнительное распределение, а точнее, уравнительное пользование, является основой идеального (справедливого) общественного устройства. Опять-таки, здесь, может быть, и не в столь явном виде, присутствует вера в то, что Бог дал всем поровну, и потому при справедливом распределении ни у кого не будет ни излишка, ни недостатка.  [c.95]

Но сладкие обещания утопистов обернулись для человечества той песней мифологических сирен, которая, как утверждали древние греки, завлекает корабли на смертоносные скалы. Попытка в XX в. реализовать утопические проекты устройства общества стоила гражданам многих стран кровавых революций, войн и обнищания.  [c.19]

И если возвратиться к переводу слова утопия , то надо сказать, что оно означает не просто место, которого ЕЩЕ нет, а место, которого НЕ МОЖЕТ быть. Конечно, со временем прогресс науки и техники кардинально изменит нынешние экономические модели жизни общества, но нам не дано сегодня угадать, что придет им на смену. Хотя вряд ли это будут утопические миры уравнительности и кроткого подчинения верховному разуму группы непогрешимых мудрецов.  [c.19]

Принципиально важно то, что каждый следующий план может быть окончательно выстроен лишь за 5—7 дней до завершения предыдущего. Иначе он будет оторван от реальных условий и сведется к утопическим пожеланиям. В конечном счете до проведения съезда и утверждения первой "тройки" избирательного списка невозможно точно выстроить работу по пропаганде данной "тройки" до получения ясности в отношении количества собранных подписей нельзя скорректировать план "горячего этапа".  [c.376]

Абсолютная свобода действий на рынках такая же утопическая идея, как и построение идеального общества в реальной жизни. Такое состояние ведет к ослаблению экономических связей между хозяйствующими субъектами, возможному их разрыву и, в конечном счете, разрушению всей экономики. Трудно говорить об устойчивости экономической системы вообще. Экономическая система может быть более устойчивой или менее устойчивой в конкретный момент времени. Где-то она уже сложилась, отлажена или не испытывала серьезных потрясений. Где-то экономическая система еще только формируется или существует в явно деформированном виде.  [c.12]


Широкая пропаганда различных выдумок создает у публики впечатление о том, что в рядах экспертов начались разброд и шатания. Однако вряд ли профессионалы из сферы питания придут в замешательство только потому, что утопические диеты так популярны. Они по-прежнему, уже много лет, придерживаются единого мнения об основных принципах снижения веса — физические упражнения и сбалансированное низкокалорийное питание. Поэтому, когда вам кажется, что экономисты находятся в замешательстве, спросите себя, действительно ли между ними возникли разногласия или вам выдают желаемое за действительное А может быть, какой-то продавец змеиного масла пытается продать чудесное снадобье для излечения экономики.  [c.57]

Всегда существует искушение идеализировать то, что я назвал культурными ценностями, в качестве средства контроля, поскольку они такие приятные , даже утопические, да и потому, что подразумевается, что каждый стремится к общему благу и подчиняет личную выгоду этому общему благу. Но эти ценности не  [c.179]

Утопия — совокупность представлений о добре, справедливости, пользе, которые при условии воплощения в искусственно созданных конструкциях общества обязательно, по мнению авторов, должны преодолеть естественные человеческие и стихийно возникающие, прежде всего в экономике, социальные пороки. В основе всех утопий лежит убеждение в том, что сознание способно определять материальное бытие, поэтому часто утопический образ мышления является разновидностью религии. Научная парадигма всех утопий сводится к мистике. В ее основе лежит идея, чудо, а не труд. Утверждения о безальтернативной необходимости приспособления хозяйственной жизни к разработанной модели, а не отражение экономики через модель, составляют оценочный критерий отнесения той или иной концепции к утопической школе. Очень часто концептуальные разработки утопистов принимают литературно-художественную форму, представляются на общественный суд в виде фантастических рассказов и романов, описаний проектов.  [c.185]

Еще один недостаток этой метафоры состоит в ч ом, что обещание освобождения от нежелательного психологического и познавательного давления нередко провоцирует утопические спекуляции и критику. Метафора, конечно же, вносит несомненный клад в понимание того, как можно улучшить повседневные отношения, в частности, продемонстрировав, как можно поставить под сомнение общепринятую точку зрения и достичь более глубокого понимания психодинамики перемен, но она не учитывает реальной власти и силы крупных предпринимателей в поддержании статус-кво. Конечно, то, что реформу могут отвергнуть как утопичную, лишь подтверждает тезис о том, чю наша несвобода не позволяет нам воображать иные способы существования. Если предложения о переменах непременно должны выглядеть выполнимыми и реальными, значит они не более чем модификации статус-кво Тем не менее критика утопизма имеет свои права  [c.274]

В задачах с целевыми функциями часто используется понятие идеальной (утопической) точки. Под идеальной точкой в простран-  [c.299]

Эта стадия примитивного утопического коммунизма была неизбежно обречена на гибель с момента, когда кто-то первый бросил лопату и сел закурить. Очень скоро стало ясно, что в отсутствие экономических рычагов рабочей силой надо управлять насильственными методами. Возникла идея тотальной трудовой армии, всеобщей трудовой повинности, которая фактически и была впоследствии осуществлена в несколько более мягком варианте, чем в первоначальных замыслах Л. Троцкого. Все было сделано по Марксу, но военный коммунизм оказался неэффективным. Последующая история советской экономики является историей постепенного, половинчатого и противоречивого восстановления в правах экономических методов руководства производством и распределением использование природных ресурсов становилось платным, появилось понятие дифференциального дохода, а затем вернулось и понятие ренты, продукты производства все более и более стали официально приобретать атрибуты товаров (неофициально они были таковыми всегда), деньги все полнее восстанавливались в своих изначальных функциях. Параллельно с официальной бурно развивалась подпольная, более эффективная товарная экономика, несмотря на многочисленные судебные процессы с суровыми приговорами, квалифицировавшими упомянутые действия как подрыв устоев государства (расстрел). Китайское руководство, глядя на этот процесс, обвиняло СССР в обуржуазивании общества и его экономической системы в целом (однако спустя несколько десятилетий использовало именно такую схему перехода к рыночной экономике).  [c.15]

Однако когда Барлыбаев начинает говорить о том, как избежать такого исхода, то его выводы иначе, как утопическими, не назовешь  [c.316]

Кстати, о делении человечества на государства Барлыбаев полагает, что в рамках классового общества возможен переход к единому мировому парламенту и правительству - иначе говоря, к более-менее единому всемирному государству, - и видит в этом спасительный шанс для человечества (указ, соч., с. 119). На этом примере ярко виден утопический характер мышления Халиля Абубакировича. Вся история классового общества свидетельствует о том, что чем крупнее государства, тем труднее бывает их создавать и тем быстрее взрывает их изнутри борьба между классами общества и между различными группировками внутри господствующего класса. Конкуренция, борьба за власть - способ существования всякого классового общества — неизбежно взрывает всякое огромное государственное образование и чем оно огромнее, тем сильнее и разрушительнее взрыв... Так что, если бы и возникло когда-нибудь единое мировое государство (что практически невозможно, учитывая всю остроту противоречий внутри мировой монополистической буржуазии), то очень скоро оно взорвалось бы изнутри - и этот взрыв неизбежно сопровождался бы великими социальными потрясениями, которых, как мы видели, сам же Барлыбаев очень хотел бы избежать.  [c.317]

Для "государственных целей допустима некоторая степень утопичности. По словам Оскара Уайльда, прогресс — это только осуществление утопий . Если совсем отбросить утопические элементы, то возникнут безразличие, банальность и растерянность.  [c.25]

Но это — совершенно утопическая задача. Можно заниматься наукой для жаукж, т. е. из одного лишь познавательного интереса к знанию, можно превратить научную деятельность в своего рода любительский логический спорт без призов, ради постановки лишь все новых и новых познавательных рекордов , можно даже рассматривать ее как простую, почти непроизвольную игру ума от избытка творческих сил. И все же, если в результате этой своеобразной игры ума получаются новые истины, а по пустопорожние софизмы, то, совершенно независимо от субъективного отношения к этому делу самих ученых, объективным результатом их достижений в наших условиях плановой концентрации всех усилий на известных задачах будет хозяйственное их использование. Острое оружие науки будет повернуто в надлежащую сторону и в последнем счете даст либо новый подъем уровня культуры, т. е. квалификации и продуктивности трудящихся масс, либо повышение эперготехнжческой их вооруженности. И в том и другом случае повышается уровень производительных сил страны, растет производительность труда в социалистическом строительстве и тем самым осуществляются наши исторические задачи. Но, конечно, при сознательной устремленности всех научных сил к разрешению этих задач мы разрешим их еще успешнее. Вот почему надо добиться сознательной кооперации науки и труда в интересах воз-  [c.399]

Существуют разные точки зрения по вопросу о том, как нужно реанимировать экономику после утопических экспериментов — медленно, шаг за шагом, либо через шоковую терапию . Но важно подчеркнуть, что все главные действия макроуровневой стабилизации с учетом мирового опыта должны осуществляться единовременно. Незначительный косметический ремонт не поможет излечить болезни экономики. Полумеры только осложняют проблемы . Необходима срочная хирургическая операция . Эта операция должна быть тщательно подготовлена, а разрез сделан решительной рукой (Корнай Я. Путь к свободной экономике. М., 1990. С. 3).  [c.448]

Важным источником эволюционных представлений в обществен ных науках были взгляды Т. Мальтуса. Он привнес идею естественно го отбора и связал последний с борьбой за ограниченные ресурсы Мальтус был первым, кто не только обратил внимание на борьбу как на необходимую составляющую процесса развития, — он писал, что без борьбы, поражений и даже смерти невозможно развитие популяции, но и указывал на динамическую роль разнообразия. Уже в тх время подобная позиция повлекла за собой серьезные общественно политические последствия. В данном случае мы имеем в виду не ши рокий общественный резонанс, который имела теория народонаселения Мальтуса, а критику им популярных в то время утопических идей как противоречащих представлению об эволюционном характере общественного развития .  [c.624]

Работая в "Рейнской газете", основанной оппозиционной к прусскому абсолютизму буржуазией (выходила с-1842 по март 1843 г.), Маркс впервые столкнулся с социальными проблемами рабочего класса. Познакомившись в это время с идеями утопического социализма и коммунизма, он пришел к выводу о необходимости теоретического обоснования коммунизма. Было сформировано учение об общественно-экономических формациях, составляющих их элементах, жестко детерменированных причинах смены формаций, определяющих, с авторской точки зрения, содержание исторического процесса. Марксом создана концепция теории прибавочной стоимости, жестко увязанная с эксплуатацией рабочего класса, и сделан вывод о неизбежной гибели капитализма.  [c.9]

Система взглядов Р. д. имела споцифич. особенности, к-рые позволяют характеризовать её как особое направление, особую школу в политич., обществ.-эконо-мпч. мысли России. Главным содержанием революц.-демократии, теорий была критика феод.-крепостнич. строя, его пережитков с точки зрения интересов крестьян. Порясь против самодержавия и помещичьего землевладении, за переход земли в руки крестьян, Р. д. ратовала но существу за наиболее прогрессивный, крест, тип капиталистич. агр. эволюции. Выступая не только против крепостничества, но и против капитализма, революционные демократы были социалистами. Их социализм был утопическим, крестьянским,  [c.471]

Т. о., Ленин вскрыл, что программа либерального народничества ничего социалистического не содержала. Она не затрагивала основ существующего порядка, и в полном соответствии с этим её проведение было связано не с развёртыванием революц. движения, а с действиями царского np-ва. Ленин квалифицировал политич. программу либеральных народников как утопическую и реакционную. Она утопична потому, что игнорировала классовую природу существовавшего гос-ва. Она реакционна потому, что замазывала антагонизм общественпо-экономич. отношений в тогдашней России, изображала гос-во чем-то над классами стоящим и способным оказать серьёзную помощь экснлуа-  [c.413]

В ходе революции 1848 г. Прудон счел своим политическим долгом помочь практическому решению вопросов, внезапно поставленных перед обществом, и он создал утопию — банк обмена. Это программа реорганизации обмена и установления безденежного товарного хозяйства посредством учреждения народного банка, выдающего рабочие квитанции . Существенная позиция, на которой базировался проект, заключалась в том, что из всех капиталов, позволяющих их владельцам взимать с продукта трудящегося премию под названием процента, ренты, дисконта, самым важным является денежный капитал, потому что все капиталы в конце концов предлагаются на рынке в виде денег. Если бы деньги ссужались безвозмездно, то право добычи тотчас исчезло бы для всех других капиталов. Таким образом, уничтожение процента позволит трудящимся занимать деньги безвозмездно, непосредственно приобретать все полезные капиталы вместо того, чтобы занимать их, что помешает всем держателям капитала получать нетрудовой доход. Собственность постепенно была бы сведена к владению. Обмен был бы отмечен характером взаимности, потому что трудящийся получал бы весь продукт своего труда, не делясь им ни с кем. Это были утопические надежды на экономическую справедливость. Когда справедливость будет гарантирована при обмене, когда будет достаточно свободного договора для обеспечения ее, тогда все будут равны, одинаково покровительствуемы, и, он полагал, источники конфликтов нейтрализуются. Раз капитал и труд будут отождествлены, общество может существовать самостоятельно и не нуждаться в правительстве . В результате восторжествует анархия (отсутствие правительства).  [c.522]

Что касается позитивной программы эсеров, то i плане они ставили целью достижение социализма. Н выражение эта часть их воззрений нашла в книге В. структивный социализм (Прага, 1925). Если в утоп лизме, по словам автора, акцент делался на разработ] проектов будущего, то в теории научного социализма против, ощущается стремление все выводить из процесс уже. имеющихся в буржуазном обществе. Таким обра характеризуется идеалобоязнью и фатализмом. Коне социализм, с точки зрения Чернова, примиряет обе ее теории в высшем синтезе он является в известном том к утопическому социализму, так как проектирует о формы нового общества, но делает это во всеоружии  [c.235]

НОВЫЙ ЛАНАРК (New Lanark) — "промышленный оазис" в пустынной местности Шотландии, где Р. Оуэн построил текстильную фабрику на собственные средства с целью изменения коренным образом условий труда и жизни рабочих и их детей. Здесь Р. Оуэн — "капиталист-благотворитель" и утопический социалист — ограничил эксплуатацию детей, учредил школы для взрослых, построил дороги, создал патерналистскую систему обращения с рабочими. Ошибка Р. Оуэна, которая привела к неудаче предприятия, заключалась в его вере в то, что если все поймут несправедливость, то  [c.243]

Введение в экономико-математическое моделирование (1984) -- [ c.299 ]