МИРСКИЕ ПОВИННОСТИ —в царской России специальные повинности в денежной или натуральной форме (помимо государственных и земских), к-рые несли сельские и волостные крестьянские об-ва. Натуральные повинности (см.) отбывались в виде выполнения определенных работ денежные — носили название мирских сборов. Ряд натуральных и денежных М. п. имел обязательный характер содержание органов волостного и сельского управления, выполнявших по существу адм.-полицейские функции (основная часть М. п.), покрытие расходов по прививке оспы, поддержание в исправности дорог и др. Обязательные повинности регламентировались законом, а необязательные — постройка и содержание церквей, училищ, содержание учителей. и др. — устанавливались решениями сельских и волостных сходов. Хотя многие М. п. были связаны с проведением мероприятий, в к-рых было заинтересовано все местное население, несли их крестьяне. М. п. гарантировались круговой порукой крестьянского схода недоимки обращались на имущество должника, к-рый мог быть послан в отход на заработки. К концу XIX в. М. п. составляли более 20% всех платежей крестьян, что еще больше усиливало тяжесть их налогового бремени. [c.52]
МИРСКИЕ СБОРЫ— см. Мирские повинности. [c.52]
Параллельно с системой налогов, пошлин и сборов в России действовала система повинностей. По уровню местного самоуправления повинности подразделялись на земские и мирские. Земские повинности представляли собой вид местного обложения в дореволюционной России имели как денежную, так и натуральную форму. Законодательно система земских повинностей была оформлена в 1851—1864 г. Земские повинности взимались по раскладке вне зависимости от зажиточности хозяйства и поступали в распоряжение земств — органов так называемого местного (губернского и уездного) самоуправления России. В отличие от земских сборов земские повинности носили целевой характер каждая из них служила источником покрытия определенного расхода. Денежные земские повинности использовались на содержание местного административно-полицейского аппарата, школ, больниц, пожарной охраны и т.п. Натуральные земские повинности применялись при ремонте дорог, мостов и т.д. Устанавливались земские повинности либо государством (ремонтные работы, почтовая и пр.), либо самими земствами (на содержание школ, больниц и т.п.). Кроме земских повинностей, распределявшихся на все податное население, существовали и такие, которые падали только на крестьян (например, несение расходов по содержанию воинского и крестьянского управлений). [c.90]
ВОЛОСТНЫЕ СБОРЫ — обязательные целевые сборы, относившиеся к мирским повинностям, взимавшиеся в России в денежной или натуральной форме помимо государственных и земских сборов (повинностей). Волостные сборы уплачивались сельскими и волостными крестьянскими обществами. Натуральные повинности отбывались крестьянским населением путем выполнения определенных работ. Поступления использовались для содержания органов волостного и сельского управления, покрытия расходов по прививке оспы, поддержания в исправности дорог. [c.49]
ПОДЫМНЫЙ НАЛОГ — древнейшая форма поимущественного налога реальный налог. Размер налога исчислялся в зависимости от количества печей и труб в хозяйстве. Обложение по дыму известно с давних времен. Еще поляне платили хазарам от дыма по мечу . В более поздние времена в России подымные налоги собирались в казну в селах, слободах и посадах. При сборе некоторых прямых налогов счет на дым сохранялся в России до 17 в. (раскладка мирских повинностей, деньги на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье — до начала 20 в. [c.362]
Кадастровые работы по инструкции 1859 г. были произведены в 14 губерниях, из которых оброчная подать на новых началах к 1866 г. введена только в 9 губерниях. Министерство государственных имуществ так оценило производство кадастра в 1859 г. потребовали от кадастра больше, чем он мог дать на самом деле и чем он дал в Западной Европе хотели определить не относительную, а абсолютную цифру поземельной ренты с состоящих во владении государственных крестьян земель. По Высочайшему указу от 24 ноября 1866 г. земли и угодья, находившиеся в пользовании у государственных крестьян, были оставлены за сельскими обществами в наделы, причем выданы были им на землю владенные записи как документы на право владения с определением неизменного в течение 20 лет платежа за землю государственной оброчной подати. Законом от 12 июня 1886 г. оброчная подать была преобразована в выкупные платежи крестьян за землю, которые вместе с мирскими сборами давали госбюджету России основные земельные доходы. Так, по росписи на 1910 г. было запланировано собрать государственных земельных сборов на сумму 25 млн руб. [c.203]
В Семик (седьмой четверг после Пасхи) совершался обычай погребения и поминовения убитых на убогих домах, или скудельницах, которые располагались в рощах. Обряд напоминал тризну. Затем поселяне собирались на Семик в леса и рощи, пели песни, завивали ветки, срубали молодую березу и наряжали ее в женское платье или обвешивали разноцветными лентами и лоскутьями. Потом следовал общий пир, сготовляемый в складчину или ссыпчину, т. е. из мирского сбора муки, молока, крашенных яиц и других припасов. [c.67]
По мере роста и усиления Киевского феодального государства дань теряла значение контрибуции и превращалась в подать, уплачиваемую населением государству. Средства казны расходовались на содержание великокняжеского двора, органов управления, дружины, ведение войн. В Киевской Руси единицей обложения данью служили дым , определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве, рало или плуг (известное количество пашни). Обложение по дыму известно с давних времен. Еще поляне платили хазарам от дыма по мечу . При сборе некоторых прямых налогов счет на дым сохранялся в России до XVII в. (раскладка мирских повинностей, деньги на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье — до начала XX в. [c.17]
РУГА — средства, отпускавшиеся гос-вом на годичное содержание церковного причта в феодальной Руси XVI — первой половины XIX веков. Р. получали гл. обр. монастыри и городские церкви, не имевшие земли или др. источников дохода. Церкви, получавшие Р., назывались ружными . Р. выдавалась из великокняжеской или царской казны хлебом, солью, деньгами, воском, припасами и пр. Денежная Р. первоначально была незначительна (до 13—19 руб.). В нек-рых сельских и городских приходах прихожане сами собирали Р. хлебом, припасами или деньгами, заключая с причтами особые договоры — порядные записи, или контракты. Во второй половине XIX — начале XX вв. сбор Р. с прихожан не предусматривался законодательством, считался необязательным , но производился сельским духовенством за отправляемые требы по средневековой традиции. В 1894 г. денежные затраты крестьян на содержание причта и др. религиозные потребности по 50 губерниям Европейской России составляли 5,6 млн. руб. (свыше 9% всех мирских повинностей). Сбор Р. ложился дополнительным бременем на широкие крестьянские массы царской России. [c.307]
Смотреть страницы где упоминается термин Мирские сборы
: [c.420] [c.37] [c.677] [c.342]Финансово кредитный словарь Том 2 (1964) -- [ c.52 ]