Закон народонаселения

Когда-то, еще на заре восходящего капитализма, в таком снижении рождаемости его идеологи, наверно, не усмотрели бы никакой опасности. Как известно, эти идеологи, наоборот, в качестве подлинного социального пугала выдвинули иную опасность, кроющуюся якобы в чрезмерной плодовитости населения. Ведь именно тогда, в 1798 г., был впервые провозглашен Мальтусом пресловутый закон народонаселения, состоящий в постоянном стремлении, свойственном всем живым существам, размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи . Этот закон утверждается Мальтусом как вечный и непреложный закон естества, действующий во все время и прж всевозможных условиях, в которых жил или продолжает жить человек . Мы можем,— формулировал свой закон Мальтус,— считать несомненным, что если размножение населения не встречает никакого препятствия, то оно удваивается каждые 25 лет ж возрастает в геометрической прогрессии , в то время как средства существования при самых благоприятных условиях для труда ни в каком случае не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии 2.  [c.126]


Мальтус Т. Р. Опыт о законе народонаселения, 1868, т. I, с. 96, 99, 101—102.  [c.126]

Еще недавно бездарные эпигоны Мальтуса — мы имеем в виду так называемых неомальтузианцев, — исходя из непреложности естественного закона народонаселения Мальтуса, выступали за посильное ограничение этого закона природы путем широкой рекламы населению... каучуковых презервативов. Выступая в свое время со своим законом в роли идеолога целого класса, Мальтус знал, чего хотел. Отнюдь ничего не имея против таких форм перенаселения, как, скажем, массовая резервная ар-кия безработных, оп с чисто поповским лицемерием рекомендовал им в качестве панацеи от всех социальных зол одно только моральное воздержание . Но то было на заре капитализма. А теперь, когда он склоняется уже к своему закату, жалкие эпигоны Мальтуса, сменившие устаревшую ныне проповедь морального воздержания на гораздо более практичную пропаганду презервативов, довольствуются уже несравненно более скромной ролью бесплатной агентуры одной лишь группы фабрикантов этого, кстати сказать, и без того весьма ходкого товара. Но и в этой роли их постиг жесточайший конфуз. Оказалось, что презервативы, аборты и прочие средства регулирования рождаемости и без идеологической пропаганды неомальтузианцев нашли себе в наше время широчайшее поле применения, а рождаемость упала до таких угрожающе низких пределов, что  [c.127]


Мальтус Т. Р. Опыт о законе народонаселения, т. I, с. 12. (Курсив наш.— С. С.  [c.127]

Опыт капиталистического Запада в области динамики рождаемости для пас, конечно, не указ. ...Всякому исторически особенному способу производства в действительности свойственны свои особенные, имеющие исторический характер законы народонаселения 11. Капитализму свойственны, стало быть, одни законы, социализму — другие. И даже весьма аналогичные с первого взгляда явления, вроде противозачаточных мер и абортов со всеми их последствиями, в разных социальных условиях чаще всего имеют весьма различные происхождение и значение. Однако не всякое различие можно трактовать как прямую противоположность, Особые законы социализма было бы смешно трактовать априори, по весьма соблазнительному трафарету а у нас наоборот , просто как вывернутые наизнанку законы капитализма. Если, скажем, при капитализме аборты шли во вред обществу, то яри социализме, наоборот, они по этому трафарету должны бы пойти на пользу, если при капитализме смертность падала, то при социализме, наоборот, следует, мол, ожидать, ее возрастания и т. д. Можно, конечно, уже априори ожидать, что при развернутом коммунизме, в условиях общественного воспитания детей и самой широкой ох-  [c.129]

Эта шкала плотностей населения при разных способах производства как будто вполне отвечает тезису Маркса, что всякому способу производства соответствует свой особый закон народонаселения. Весьма вероятно, что каждый из этих способов производства и соответствующих социальных формаций имеет свой верхний предел достижений в области плотности населения, и, судя, например, по крайне замедленным темпам естественного прироста в старейших странах капитализма за последние десятилетня, эта формация уже очень близка к своему пределу.  [c.409]

МАЛЬТУЗИАНСТВО - теория английского экономиста Т. Р. Мальтуса, в соответствии с которой экономическое благосостояние определяется не столько уровнем развития производства, сколько естественным законом народонаселения . Согласно этому закону, темпы роста населения значительно выше темпов роста производства средств существования.  [c.171]


Что касается заработной платы, то Рикардо считал, что её уровень в конечном счёте стремится к необходимому прожиточному минимуму, потому что если заработная плата увеличивается, то вместе с ней растёт рождаемость, что впоследствии усиливает конкуренцию на рынке труда, и это не даёт рабочим стать богаче. Эту идею Рикардо позаимствовал у своего друга и оппонента во многих вопросах Т. Мальтуса, который сформулировал свой закон народонаселения в следующей форме производство продуктов питания растёт в арифметической прогрессии, а численность населения — в геометрической.  [c.13]

Мальтус Томас Роберт (1766—1834) — английский экономист. Его главная книга Опыт о законе народонаселения (1798) содержала скандально известную идею о том, что значительная часть населения планеты обречена жить в нищете, поскольку рост численности жителей в  [c.566]

Закон народонаселения — это специфический закон, выражающий динамику рабочего населения и характер его использования в процессе производства.  [c.138]

Закон народонаселения каждой формации вытекает из сущности ее основного экономического закона и закона накопления. Закон народонаселения — это не естественный, а общественный закон. Он всецело определяется  [c.139]

Т.Мальтус утверждал, что закон народонаселения является абстрактно-биологическим. Это неверно, данный закон является социальным. Он зависит от общественного строя, поскольку такие процессы, как рождаемость и смертность, обусловлены социально-экономическими причинами.  [c.139]

При первобытнообщинном строе закон народонаселения характеризовался крайне слабым ростом населения из-за высокой смертности, неблагоприятных условий жизни, частых вооруженных столкновений между племенами, интенсивных миграционных процессов.  [c.139]

В рабовладельческом обществе закон народонаселения выражался в принудительном привлечении к труду преобладающей массы населения — рабов, и хищнической их эксплуатации, приводящей к высокой смертности. В эту эпоху возникают относительное перенаселение, а также миграционные процессы в форме колонизации.  [c.139]

В феодальном обществе закон народонаселения определялся растущим относительным перенаселением. Возникла основная социальная ячейка — семья, в современном ее понимании. Это привело к повышению рождаемости и ускорению роста населения. В начале феодальной эпохи возникли крупные миграционные процессы — великое перенаселение народов передвижение в IV—VII вв. германцев, сл .- сарматских и других племен на территорию рабов мл ческой Римской империи, что способствовало е крут . К концу феодальной эпохи крупные миграционные лр<>ц< сы ослабли и стали происходить в форме внутренней национальной миграции — беглые крестьяне в России, спасавшиеся от крепостничества переселение обезземелевших английских крестьян и т. п.  [c.139]

При капитализме закон народонаселения выражает действие закона капиталистического накопления и характеризуется следующими чертами  [c.139]

Данный закон народонаселения означает то, что рост богатства на основе процесса накопления приводит к росту благосостояния людей, означает растущее вовлечение населения в полезный труд, рост числа занятых. Достигается это путем рационального распределения трудоспособного населения между сферами z отраслями производства, а также по территории страны в оптимальных пропорциях для данного уровня развития производительных сил.  [c.140]

Закон народонаселения проявляется в движении населения — в снижении смертности, в увеличении продолжительности жизни, в приближении к оптимальному уровню рождаемости, к гармоничному сочетанию интересов общества и отдельных семей. Знание закона народонаселения необходимо для воздействия на процесс воспроизводства населения, для предвидения его будущего роста. На этой основе следует осуществлять демографическую политику. Демография изучает структуру населения, изменения в ней. При этом исследуется  [c.140]

Известность к Мальтусу как экономисту пришла задолго до публикации его Принципов... . Наибольший успех имел Очерк о законе народонаселения (1798), в котором он доказывал наличие разрыва между динамикой народонаселения, растущего в геометрической прогрессии, и динамикой производства продовольствия, растущего в арифметической прогрессии. Хотя выкладки Мальтуса позже были признаны некорректными, идеи Очерка... оказали заметное влияние на экономическую науку, в частности на теорию, объяснявшую тяготение заработной платы к прожиточному минимуму. Кроме того, книга Мальтуса подсказала выдающемуся естествоиспытателю Чарльзу Дарвину основную идею его теории естественного отбора. Несколько позже работа Мальтуса Исследование о природе и возрастании ренты (1815) стала одним из источников классической теории ренты.  [c.85]

Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. СПб., 1868.  [c.624]

Закон народонаселения при социализме  [c.99]

ЗАКОН НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ —экономический закон, заключающийся в образовании промышленной резервной армии труда. В процессе накопления капитала и роста органического строения капитала возникает относительно избыточное население (см. Относительное перенаселение) по сравнению с потребностью функционирующего капитала. ...Рабочее население, производя накопление капитала, тем самым в возрастающих размерах производит средства, которые делают его относительно избыточным населением. Это — свойственный капиталистическому способу производства закон народонаселения... (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 645—646). Наличие избыточного населения и, как следствие, безработицы — результат капиталистических производственных отношений. Безработица при капитализме является неизбежным и необходимым условием его развития. Буржуазные идеологи и реформисты утверждают, что наличие избыточного населения якобы неизбежный закон природы, и  [c.99]

ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ПЕРЕНАСЕЛЕНИЕ— постоянно существующая в капиталистическом обществе часть рабочего населения, которая не может продать свою рабочую силу и обречена на безработицу. Это перенаселение является относительным, потому что рабочая сила оказывается избыточной лишь по сравнению со спросом на нее со стороны капитала. Относительное перенаселение существует неизбежно и постоянно, выступая как экономический закон капитализма (см. Закон народонаселения при капитализме), поскольку постоянен технический прогресс, порождающий при капитализме относительное уменьшение спроса на рабочую силу. Постоянный капитал, затрачиваемый на средства производства, в связи с техническим прогрессом обгоняет в своем росте переменный капитал, затрачиваемый на наем рабочей силы. Рост армии безработных ускоряется интенсификацией труда и все большим, применением труда женщин. При общем увеличении относительного перенаселения его конкретные  [c.294]

Буржуазные ученые пытаются объяснить безработицу вечными законами природы . Еще в прошлом столетии английский экономист Т. Мальтус утверждал, что на всех ступенях исторического развития общества действует один и тот же закон народонаселения. Суть этого закона будто бы состоит в том, что население всегда увеличивается в геометрической прогрессии, а производство жизненных средств — только в арифметической прогрессии. Это якобы приводит к нищете и безработице. Несоответствие между ростом населения и массой средств существования, по мнению Мальтуса и его современных последователей, можно устранить в результате войн, эпидемий, голода.  [c.77]

В единой системе экономических законов социализма определяющее место занимают специфические экономические законы — в первую очередь основной экономический закон социализма, который отражает основную цель социалистического производства и средства ее достижения. Помимо основного экономического закона к специфическим экономическим законам социализма относятся закон планомерного развития народного хозяйства, закон распределения по труду, закон социалистического накопления, социалистический закон народонаселения, закон неуклонного роста производительности общественного труда. В единой системе экономических законов социализма законы соотносятся как взаимосвязанные части целого.  [c.157]

Каждому общественному строю с его особым характером производственных отношений присущ свой закон народонаселения.  [c.45]

Экономическая статистика изучает действие и проявление социалистического закона народонаселения и закономерностей воспроизводства трудовых ресурсов, важнейшими из которых в развитом социалистическом обществе являются полная занятость и высокий уровень трудовой активности всего трудоспособного населения, быстрый рост общеобразовательного и профессионально-квалификационного уровня работающих во всех отраслях народного хозяйства. Действие этого закона и-закономерностей определяется основным законом социализма и планомерностью организации всего общественного производства.  [c.45]

Значение и возрастание роли трудовых ресурсов в развитии народного хозяйства связано с глубокими социально-экономическими изменениями, происходящими в режиме воспроизводства населения и его балансе, в формировании прогрессивной структуры рабочих мест, в размещении их по регионам страны, а также с требованиями научно-технического прогресса и занятостью трудовых ресурсов, определяемыми социалистическим законом народонаселения.  [c.463]

Капиталистический свой особый закон народонаселения. Он вы-  [c.100]

Рикардо, как и Смит, считал, что заработная плата есть цена труда. Рикардо связал террию заработной платы с теорией народонаселения Мальтуса он считал, что заработная плата стремится к физическому минимуму средств существования вследствие естественного закона народонаселения. На этом покоится его закон постоянства заработной платы. Смысл его состоит в том, что рост заработной платы стимулиру-  [c.167]

Представителями классической школы были также Т. Мальтус ( Опыт о законе народонаселения ), Н. У. Сениор ( Теория возрождения ), Ж.Б. Сэй ( Трактат политической экономии ), Ф. Бастиа ( Теория совокупности услуг ) и др. В итоге исследований экономическая теория обогащалась и получала дальнейшее развитие. Однако со временем выводы и обобщения представителей классического направления стали принимать односторонний характер (теоретический монизм).  [c.34]

Такое смещение акцентов привело Милля к переоценке рикар-дианского пессимизма в отношении динамики капитализма. Следуя закону народонаселения Мальтуса и теории ренты Рикардо, он допускал — вслед за Рикардо — возможность стационарного состояния , при котором отсутствие стимулов остановит процесс накопления капитала. Однако для Милля эта перспектива не казалось столь мрачной, как для Рикардо. Напротив, он верил, что в стационарном состоянии ослабление экономических стимулов будет сопровождаться усилением стимулов к моральному совершенствованию человеческого общества. Только в отстал ых странах мира, — отмечал Милль, —  [c.103]

Являясь неизбежным результатом накопления капитала, избыточное рабочее население образует промышленную резервную армию труда, которая, как писал В. И. Ленин, составляет необходимую принадлежность капиталистического хозяйства, без которой оно не могло бы ни существовать, ни развиваться 1. Постоянное возобновление такого относительного перенаселения составляет специфический закон народонаселения, свойственный только капиталистическому епособу производства.  [c.121]

ЗАКОН НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ —экономический закон, выражающий причинно-следственную связь между ростом общественного богатства, с одной стороны, обеспечением полной занятости и рациональным использованием всего трудоспособного населения в об-щестсенно полезном труде, неуклонным повышением материального и культурного уровня жизни народных масс — с другой стороны. Социалистический закон народонаселения неразрывно связан с общественной собственностью на средства про-иззодства, с подчинением производства интересам всего общества. Увеличение общественного богатства при социализме вызывает неуклонный рост благосостояния всех членов общества, расширяет возможности вовлечения населения в общественно полезный труд, позволяет более эффективно его использовать. В условиях социализма общество гарантирует каждому своему трудоспособному члену получение работы в соответствии с его призванием, уровнем образования и профессиональной подготовки, с учетом общественных потребностей. Постоянное и планомерное обращение известной части прибавочного продукта на цели накопления имеет следствием дальнейшее расширение производства, что позволяет повышать степень удовлетворения растущих потребностей населения, обеспечить рост трудовых ресурсов в народном хозяйстве страны. Рациональное использование населения предполагает правильное, экономически обоснованное перераспределение рабочей силы между предприятиями, отраслями, экономическими районами. Технический прогресс, комплексная механизация и  [c.99]

МАЛЬТУЗИАНСТВО — антинаучная система взглядов на народонаселение, согласно которой нищета народных масс в буржуазном обществе порождается не общественным строем, а быстрым ростом населения и относительно медленным увеличением средств существования. Получила название по имени английского экономиста, священника Т. Мальтуса (1766—1834). В полном противоречии с действительностью Мальтус полагал, что законы природы обусловливают неизбежность растущего несоответствия между темпами роста населения и увеличения средств существования. Чтобы придать убедительность выдвинутому им великому закону народонаселения , он дал ему математическое обоснование, согласно которому бедность народных масс и порождаемые ею страдания вызываются тем, что население растет в геометрической прогрессии, а средства существования — только в арифметической. Для устранения этого несоответствия, по мнению мальтузианцев, существует лишь одно средство — резкое уменьшение числа людей. Они решительно выступают против общественной помощи нуждающимся, прославляют как благо войны, эпидемии, законодательное запрещение браков для неимущих. Классики марксизма-ленинизма раскрыли реакционную сущность мальтузианских измышлений. Они показали, что каждому общественному способу производства свойствен свой закон народонаселения, что не существует и не может существовать его вечных и естест-  [c.195]

Открытый К. Марксом капиталистический закон народонаселения сделал очевидной антинаучность и предвзятость попыток провозгласить некий вечный закон народонаселения, действующий якобы в любой общественно-экономической формации. Такая попытка была предпринята в конце XVIII в. английским священником Мальтусом, утверждавшим, что население увеличивается будто бы в геометрической прогрессии, а количество средств существования — только в арифметической прогрессии положение рабочего класса характеризуется безработицей и низким жизненным уровнем потому, что слишком быстро растет его численность. Абсолютную необоснованность этих утверждений Мальтуса убедительно показал К. Маркс, открыв истинные причины относительного перенаселения при капитализме, заключающиеся в сущности накопления капитала. Антинаучная теория Мальтуса переносит на развитие общества законы природы. Человеческое же общество развивается по социальным законам, которые специфичны для каждого общественного строя.  [c.101]

Социалистический закон народонаселения связан с общественной собственностью на средства производства, с подчинением производства интересам всего общества и каждого его член увеличение общественного богатства при социализме вызывает неуклонный рост благосостояния всех членов общества, расшц-ряет возможности вовлечения населения в общественно полезный труд, позволяет более эффективно его использовать.  [c.415]