Закон народонаселения Мальтуса

Еще недавно бездарные эпигоны Мальтуса — мы имеем в виду так называемых неомальтузианцев, — исходя из непреложности естественного закона народонаселения Мальтуса, выступали за посильное ограничение этого закона природы путем широкой рекламы населению... каучуковых презервативов. Выступая в свое время со своим законом в роли идеолога целого класса, Мальтус знал, чего хотел. Отнюдь ничего не имея против таких форм перенаселения, как, скажем, массовая резервная ар-кия безработных, оп с чисто поповским лицемерием рекомендовал им в качестве панацеи от всех социальных зол одно только моральное воздержание . Но то было на заре капитализма. А теперь, когда он склоняется уже к своему закату, жалкие эпигоны Мальтуса, сменившие устаревшую ныне проповедь морального воздержания на гораздо более практичную пропаганду презервативов, довольствуются уже несравненно более скромной ролью бесплатной агентуры одной лишь группы фабрикантов этого, кстати сказать, и без того весьма ходкого товара. Но и в этой роли их постиг жесточайший конфуз. Оказалось, что презервативы, аборты и прочие средства регулирования рождаемости и без идеологической пропаганды неомальтузианцев нашли себе в наше время широчайшее поле применения, а рождаемость упала до таких угрожающе низких пределов, что  [c.127]


ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ЗАМОРАЖИВАНИЕ — это аксиома, гласящая, что независимо от возможности кратковременного роста заработной платы она неизбежно в долгосрочном плане всегда будет возвращаться к отметке минимального уровня жизни. Данный закон представляет собой сочетание доктрины фонда заработной платы и закона народонаселения Мальтуса.  [c.233]

Закон народонаселения Мальтуса 224  [c.785]

Закон народонаселения Мальтуса. Меры по увеличению народонаселения не всегда вели к намеченной цели. "Черная чума" в XIV в. сократила европейское население на треть, и рабочие руки резко поднялись в цене. Религиозные войны в Швейцарии и Германии истребили более 2/3 населения. Поэтому английский священник и экономист Т. Мальтус, вынужденный принять сан по обычаю майората, в трактате "Опыт закона о народонаселении", резонно указал, что размножение населения не должно вести за собой пороков и бедствий. Цель его сочинения - улучшение участи и увеличение счастья низших классов общества.  [c.15]


Когда-то, еще на заре восходящего капитализма, в таком снижении рождаемости его идеологи, наверно, не усмотрели бы никакой опасности. Как известно, эти идеологи, наоборот, в качестве подлинного социального пугала выдвинули иную опасность, кроющуюся якобы в чрезмерной плодовитости населения. Ведь именно тогда, в 1798 г., был впервые провозглашен Мальтусом пресловутый закон народонаселения, состоящий в постоянном стремлении, свойственном всем живым существам, размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи . Этот закон утверждается Мальтусом как вечный и непреложный закон естества, действующий во все время и прж всевозможных условиях, в которых жил или продолжает жить человек . Мы можем,— формулировал свой закон Мальтус,— считать несомненным, что если размножение населения не встречает никакого препятствия, то оно удваивается каждые 25 лет ж возрастает в геометрической прогрессии , в то время как средства существования при самых благоприятных условиях для труда ни в каком случае не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии 2.  [c.126]

Мальтус Т. Р. Опыт о законе народонаселения, 1868, т. I, с. 96, 99, 101—102.  [c.126]

Мальтус Т. Р. Опыт о законе народонаселения, т. I, с. 12. (Курсив наш.— С. С.  [c.127]

МАЛЬТУЗИАНСТВО - теория английского экономиста Т. Р. Мальтуса, в соответствии с которой экономическое благосостояние определяется не столько уровнем развития производства, сколько естественным законом народонаселения . Согласно этому закону, темпы роста населения значительно выше темпов роста производства средств существования.  [c.171]

Что касается заработной платы, то Рикардо считал, что её уровень в конечном счёте стремится к необходимому прожиточному минимуму, потому что если заработная плата увеличивается, то вместе с ней растёт рождаемость, что впоследствии усиливает конкуренцию на рынке труда, и это не даёт рабочим стать богаче. Эту идею Рикардо позаимствовал у своего друга и оппонента во многих вопросах Т. Мальтуса, который сформулировал свой закон народонаселения в следующей форме производство продуктов питания растёт в арифметической прогрессии, а численность населения — в геометрической.  [c.13]


Мальтус Томас Роберт (1766—1834) — английский экономист. Его главная книга Опыт о законе народонаселения (1798) содержала скандально известную идею о том, что значительная часть населения планеты обречена жить в нищете, поскольку рост численности жителей в  [c.566]

Т.Мальтус утверждал, что закон народонаселения является абстрактно-биологическим. Это неверно, данный закон является социальным. Он зависит от общественного строя, поскольку такие процессы, как рождаемость и смертность, обусловлены социально-экономическими причинами.  [c.139]

Известность к Мальтусу как экономисту пришла задолго до публикации его Принципов... . Наибольший успех имел Очерк о законе народонаселения (1798), в котором он доказывал наличие разрыва между динамикой народонаселения, растущего в геометрической прогрессии, и динамикой производства продовольствия, растущего в арифметической прогрессии. Хотя выкладки Мальтуса позже были признаны некорректными, идеи Очерка... оказали заметное влияние на экономическую науку, в частности на теорию, объяснявшую тяготение заработной платы к прожиточному минимуму. Кроме того, книга Мальтуса подсказала выдающемуся естествоиспытателю Чарльзу Дарвину основную идею его теории естественного отбора. Несколько позже работа Мальтуса Исследование о природе и возрастании ренты (1815) стала одним из источников классической теории ренты.  [c.85]

Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. СПб., 1868.  [c.624]

Буржуазные ученые пытаются объяснить безработицу вечными законами природы . Еще в прошлом столетии английский экономист Т. Мальтус утверждал, что на всех ступенях исторического развития общества действует один и тот же закон народонаселения. Суть этого закона будто бы состоит в том, что население всегда увеличивается в геометрической прогрессии, а производство жизненных средств — только в арифметической прогрессии. Это якобы приводит к нищете и безработице. Несоответствие между ростом населения и массой средств существования, по мнению Мальтуса и его современных последователей, можно устранить в результате войн, эпидемий, голода.  [c.77]

Д. Рикардо, унаследовав эту точку зрения от своих предшественников, попытался дать ей более развернутое обоснование. Он считал, что уровень заработной платы при всех его колебаниях должен приближаться к естественной цене труда , определяемой минимумом средств существования рабочего и его семьи. Он полагал, что если заработная плата превзойдет этот минимум, то повышение благосостояния рабочих будет способствовать увеличению рождаемости, а следовательно, усилению конкуренции между рабочими ввиду роста предложения рабочей силы и в конечном счете неизбежно приведет к понижению заработной платы до прожиточного минимума При чрезмерном же понижении заработной платы рождаемость сократится, спрос на рабочую силу повысится, что автоматически поднимет уровень заработной платы до естественной нормы , то есть до прожиточного минимума. Таким образом, Рикардо явно склонялся к реакционному закону народонаселения Т. Мальтуса. Однако если в трудах Рикардо, признававшего влияние нравов и привычек народа на уровень заработной платы, проявлялось стремление как-то преодолеть узкие рамки мальтузианства, то созданные в дальнейшем вульгарной буржуазной политической экономией теории целиком и полностью исходят из мальтузианского закона народонаселения.  [c.149]

В противовес Т. Р. Мальтусу Т. выдвинул закон народонаселения, согласно к-рому в процессе экономич. развития размножение людей всё более подчиняется контролю разума и абс. рост населения сопровождается относит, его сокращением по сравнению с массой средств существования. Выявил конфликт капиталистич. накопления и распределения с производит, силами, определяющий историч. границы капиталистич. произ-ва. Подчёркивая неизбежность перехода общественного капитала в руки рабочих, ошибочно полагал, что этот процесс может быть осуществлён без ликвидации частной собственности.  [c.154]

Возмутителем" спокойствия на этом фоне самодовольства классиков, подобно взрыву, прозвучал выдвинутый Т.Мальтусом "закон народонаселения". Указывая классикам на фактическую неспособность "невидимой руки" обеспечить полную занятость и на реальное существование безработицы, Мальтус утверждал, что законы природы вызывают неизбежную диспропорциональность между темпами роста населения и темпами роста производимых людьми средств их существования. Поскольку население увеличивается в геометрической прогрессии, а производство средств их существования — в арифметической, считал Мальтус, то образуется абсолютный излишек населения. Отсюда — бедственное положение и невозможность обеспечить полную занятость населения. Диспропорциональность, по Мальтусу, устраняется истреблением людей природными катаклизмами, войнами, эпидемиями, различного рода катастрофами и т.п. Мальтузианство в его различных вариантах получило широкое распространение и все громче звучит в наше время (теория "золотого миллиарда" и т.п.).  [c.178]

Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения//Антология экономической классики. Т. 2. М., 1993.  [c.365]

Мальтус Т.Р. (1766—1834) — английский экономист. Автор работы Опыт о законе народонаселения (1798), в которой предупреждал о катастрофических последствиях безудержного роста населения в мире. Главный вывод состоял в том, что большая часть населения Земли обречена жить в нищете, поскольку прирост населения происходит гораздо быстрее (в геометрической прогрессии) по сравнению с приростом продовольственных ресурсов (в арифметической профессии). Основой его выводов послужил за-  [c.34]

Ограниченность ресурсов планеты Земля и безмерность потребностей растущего людского населения навели молодого английского священника Томаса Мальтуса (1766-1834) на мысль проследить экономические последствия взаимосвязи этих двух фактов. Итогом его размышлений стала книга под названием Опыт о законе народонаселения , сделавшая имя 32-летнего ученого знаменитым во всем мире и не забытая по сей день.  [c.250]

В 1798 г. английский экономист Томас Мальтус (1766-1834) опубликовал книгу под названием Опыт о законе народонаселения , ставшую бестселлером. Там он доказывал, что вследствие ограниченности пригодной для производства продовольствия земли давление избытка населения приведет к тому, что большинство людей со временем окажутся на грани голодной смерти. Сегодня многие экономисты не разделяют этот действительно мрачный взгляд, поскольку (как показано в гл.35) он не согласуется с последующим развитием.  [c.2]

Проблемы продовольствия и ресурсов. Английский экономист Томас Мальтус (1766-1834) выдвинул идею существования сурового "закона народонаселения". Согласно ему неразумно бурный рост численности людей значительно обгоняет возможности увеличения средств для их жизни, что и вызывает массовую бед-  [c.99]

Такое смещение акцентов привело Милля к переоценке рикар-дианского пессимизма в отношении динамики капитализма. Следуя закону народонаселения Мальтуса и теории ренты Рикардо, он допускал — вслед за Рикардо — возможность стационарного состояния , при котором отсутствие стимулов остановит процесс накопления капитала. Однако для Милля эта перспектива не казалось столь мрачной, как для Рикардо. Напротив, он верил, что в стационарном состоянии ослабление экономических стимулов будет сопровождаться усилением стимулов к моральному совершенствованию человеческого общества. Только в отстал ых странах мира, — отмечал Милль, —  [c.103]

М.— автор работ по аграрному вопросу и фпнанс. политике. Он представлял то направление рус. эконо-мич. мысли, для к-рого характерна открытая апология помещичьего (прусского) пути аграрной эволюции. Сущность аграрного вопроса в России сводил к малоземелью крестьян, к-рое связывал с законом народонаселения Мальтуса. Основные идеи М. совпадали с позицией дворянских либералов. Выдвинутая им аграрная программа предусматривала сохранение помещичьего землевладения, разрушение крестьянской общины, укрепление собственности крестьян на надельные земли, переселение малоземельных на свободные гос. и кабинетские земли , организацию с.-х. кредита. Для перехода к более совершенным методам ведения крестьянского х-ва М. считал необходимым проведение нек-рых юрпднч. реформ, облегчающих разверстание земли н создание неделимых семейных участков. Проблему пром. развития России рассматривал с бурж. позиций. Для преодоления экономич. отсталости предлагал увеличивать капиталовложения во все отрасли плр. х-па и советовал правительству шире привлекать в нром-сть иностр. капитал. Защищал финанс. политику царского пр-ва. Критиковал отдельные её недостатки и обосновывал необходимость их устранения с целью предотвращения финансового банкротства самодержавия.  [c.488]

Рикардо, как и Смит, считал, что заработная плата есть цена труда. Рикардо связал террию заработной платы с теорией народонаселения Мальтуса он считал, что заработная плата стремится к физическому минимуму средств существования вследствие естественного закона народонаселения. На этом покоится его закон постоянства заработной платы. Смысл его состоит в том, что рост заработной платы стимулиру-  [c.167]

Представителями классической школы были также Т. Мальтус ( Опыт о законе народонаселения ), Н. У. Сениор ( Теория возрождения ), Ж.Б. Сэй ( Трактат политической экономии ), Ф. Бастиа ( Теория совокупности услуг ) и др. В итоге исследований экономическая теория обогащалась и получала дальнейшее развитие. Однако со временем выводы и обобщения представителей классического направления стали принимать односторонний характер (теоретический монизм).  [c.34]

МАЛЬТУЗИАНСТВО — антинаучная система взглядов на народонаселение, согласно которой нищета народных масс в буржуазном обществе порождается не общественным строем, а быстрым ростом населения и относительно медленным увеличением средств существования. Получила название по имени английского экономиста, священника Т. Мальтуса (1766—1834). В полном противоречии с действительностью Мальтус полагал, что законы природы обусловливают неизбежность растущего несоответствия между темпами роста населения и увеличения средств существования. Чтобы придать убедительность выдвинутому им великому закону народонаселения , он дал ему математическое обоснование, согласно которому бедность народных масс и порождаемые ею страдания вызываются тем, что население растет в геометрической прогрессии, а средства существования — только в арифметической. Для устранения этого несоответствия, по мнению мальтузианцев, существует лишь одно средство — резкое уменьшение числа людей. Они решительно выступают против общественной помощи нуждающимся, прославляют как благо войны, эпидемии, законодательное запрещение браков для неимущих. Классики марксизма-ленинизма раскрыли реакционную сущность мальтузианских измышлений. Они показали, что каждому общественному способу производства свойствен свой закон народонаселения, что не существует и не может существовать его вечных и естест-  [c.195]

Открытый К. Марксом капиталистический закон народонаселения сделал очевидной антинаучность и предвзятость попыток провозгласить некий вечный закон народонаселения, действующий якобы в любой общественно-экономической формации. Такая попытка была предпринята в конце XVIII в. английским священником Мальтусом, утверждавшим, что население увеличивается будто бы в геометрической прогрессии, а количество средств существования — только в арифметической прогрессии положение рабочего класса характеризуется безработицей и низким жизненным уровнем потому, что слишком быстро растет его численность. Абсолютную необоснованность этих утверждений Мальтуса убедительно показал К. Маркс, открыв истинные причины относительного перенаселения при капитализме, заключающиеся в сущности накопления капитала. Антинаучная теория Мальтуса переносит на развитие общества законы природы. Человеческое же общество развивается по социальным законам, которые специфичны для каждого общественного строя.  [c.101]

Открытие К. Марксом капиталистического закона народонаселения сделало очевидной антинаучность и предвзятость попыток провозгласить некий вечный закон народонаселения, действующий якобы в любой общественно-экономической формации. Такую попытку сделал в конце XVIII в. английский священник Мальтус, утверждавший, что население увеличивается будто бы в геометрической прогрессии, а количество средств существования — только в арифметической прогрессии. Отсюда он делал вывод, что положение рабочего класса при капитализме характеризуется безработицей и низким жизненным уровнем потому, что якобы слишком быстро растет его численность.  [c.176]

Победа капитализма над феодализмом, обострение классовой борьбы рабочих против буржуазии и появление социалистич. учений обусловили разложение классич. бурж. политич. экономии и возникновение вульгарной политической экономии. Вульгарные, антинауч. элементы существовали и в классич. бурж. политич. экономии. Их использовали вульгарные бурж. экономисты, отбрасывавшие теорию трудовой стоимости и др. науч. достижения классич. бурж. политич. экономии. Одним из первых представителей вульгарной политич. экономии в А. был Т. Р. Мальтус, автор работ Опыт о законе народонаселения (1798, рус. пер. 1868) и Принципы политической экономии ( The prin iples  [c.62]

Всякому исторически особенному способу производства 1 действительности свойственны свои особенные, имеющие исторический характер законы народонаселения (М арке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сом ., 2 п.г д., т. 23, с. 646). Н. з. является социальным, а не абстрактно-биологическим, как утверждал Т. Мальтус (см. Мальтузианство). Содержание этого закона зависит от обществ, строя, поскольку такие процессы, как рождаемость и смертность, обусловлены социально-зкономпч, причинами.  [c.33]

В теории распределения Р. выявил противоположное jb экономич. интересов классов и тем самым подошёл к пониманию классовой борьбы как фактора обществ, развития. Считал, что заработная плата рабочих естественным образом определяется стоимостью средств существования. Опираясь на теорию народонаселения Мальтуса, полагал, что величина заработной платы удерживается и пределах физич. минимума в силу естеств. закона. Это представление легло в основу железного. чакона заработной платы (Ф. Лассаль и др.), служащего вульгарным обоснованием тезиса о якобы бесполезности борьбы рабочего класса за повышение заработной платы. Пром. прибыль Р. рассматривал как осн. форму дохода, отождествляя её с прибавочной стоимостью. Сформулировал закон обратно пропорциональной зависимости между заработной платой рабочих и прибылью капиталистов. По мнению Р., для капитализма характерна тенденция нормы прибыли к понижению и обусловленная этим болезнь не-донакопления. Отсюда вытекал пессимистич. взгляд на перспективы капитализма. Тенденцию к понижению нормы прибыли Р. выводил из увеличения стоимости с.-х. продуктов в связи с переходом к обработке всё менее плодородных земель, обусловливающим рост зем. ренты. Важнейшей частью экономич. учения Р. выступает его теория ренты, в к-рой был впервые раскрыт механизм дифференциальной ренты. Вместе с тем в ней имелись серьёзные недостатки, связанные с недооценкой технич. прогресса в с. х-ве.  [c.500]

СТЕПАНОВ Тихон Фёдорович (1795—20.5.1847), русский экономист. Окончил этико-политич. отделение Харьковского ун-та. В 1824 получил степень магистра лолитич. истории и статистики за диссертацию О политическом равновесии . С 1832 в Харьковском ун-те экстраординарный проф. на кафедре политпч. экономии, затем декан, проректор и ректор ун-та. С.— автор большого числа статей филос. и полнтико-экономич. содержания, в них рассматривал политич. экономию как науку, показывающую основные законы физич. жизни общества. Сторонник трудовой теории стоимости Адама Смита, согласно к-рой основу богатства страны составляет труд, воплощённый в товарах. Будучи противником теории народонаселения Мальтуса, защищал идею совершенной соразмерности , присущей природе, в к-рой устанавливается взаимозависимость населения н богатства. Поддерживая теорию свободы торговли, выступал против протекционизма. Разрабатывал также вопросы демографии и статистики. Соч. Записки о политической экономии, т. 1—2, СПБ — Хар., 1844—48. О. В. Власов. Москва.  [c.62]

МАЛЬТУЗИАНСТВО — предложенная в конце XVIII в. английским экономистом Т. Р. Мальтусом теория, опорой которой является то, что экономическое благосостояние определяется естественным законом народонаселения в большей степени, чем уровнем развития производства. Этот закон гласит, что темпы прироста населения в значительной степени превышают темпы роста производства средств существования. Критики мальтузианства утверждают, что из-за сосредоточения внимания в первую очередь на вопросах народонаселения основные причины голода остаются вне поля зрения. Не вызывает сомнения, что аграрные государства уже достигли такого уровня развития, при котором способны прокормить и себя, и весь остальной мир. Однако нуждающиеся не получают продовольствия в достаточном количестве, поскольку беднейшим государствам не хватает твердой валюты, чтобы покупать его у мировых поставщиков.  [c.344]

Наиболее знаменитым из таких сценариев был сценарий, созданный священником Томасом Мальтусом (1763-1834) в его Опыте о законе народонаселения (1798). Он утверждал, что население имеет тенденцию расти в геометрической прогрессии, т. е. как ряд 1, 2, 4, 8, 16,. .. Но при фиксированном предложении земли каждый дополнительный работник должен добавлять к выпуску продукции меньше, чем предыдущий8 Мальтус Считал, что в будущем объем сельскохозяйственного производства будет расти только в арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4, ), в то время как население — в геометрической прогрессии. Следовательно, по Мальтусу, количество продуктов питания на душу населения будет падать по мере роста населения. В конце концов давление населения на предложение продуктов питания окажется столь велико, что наступит голод и численность населения уменьшится.  [c.658]

Большая экономическая энциклопедия (2007) -- [ c.224 ]