Мальтус

Мальтус Т. Р. Опыт о законе народонаселения, 1868, т. I, с. 96, 99, 101—102.  [c.126]

Мальтус Т. Р. Опыт о законе народонаселения, т. I, с. 12. (Курсив наш.— С. С.  [c.127]


Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. СПб., 1868.  [c.624]

М. сделал попытку осмыслить с демократич. позиций историю политич. экономии. Он выступил против поклонников прошлого и сторонников настоящего , закрывающих глаза на социальные бедствия. Подверг глубокой критике бурж. апологетов Запада и России (Сея Ж. В., Мальтуса Т. Р., А. Бутовского), вскрыл их классовую сущность как самых опасных врагов новых идей, стремлений и требований трудящихся. Он сделал серьёзный шаг в раскрытии кризиса бурж. политич. экономии. Критикуя западных социалистов-утопистов, М. защищал прогрессивные стороны их учения от клеветнических извращений и нападок со стороны рус. реакционеров. Поставил перед будущей экономич. теорией задачу превращения утопии в науку.  [c.493]

В противовес Т. Р. Мальтусу Т. выдвинул закон народонаселения, согласно к-рому в процессе экономич. развития размножение людей всё более подчиняется контролю разума и абс. рост населения сопровождается относит, его сокращением по сравнению с массой средств существования. Выявил конфликт капиталистич. накопления и распределения с производит, силами, определяющий историч. границы капиталистич. произ-ва. Подчёркивая неизбежность перехода общественного капитала в руки рабочих, ошибочно полагал, что этот процесс может быть осуществлён без ликвидации частной собственности.  [c.154]


Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения//Антология экономической классики. Т. 2. М., 1993.  [c.365]

Мальтус Т.Р. (1766—1834) — английский экономист. Автор работы Опыт о законе народонаселения (1798), в которой предупреждал о катастрофических последствиях безудержного роста населения в мире. Главный вывод состоял в том, что большая часть населения Земли обречена жить в нищете, поскольку прирост населения происходит гораздо быстрее (в геометрической прогрессии) по сравнению с приростом продовольственных ресурсов (в арифметической профессии). Основой его выводов послужил за-  [c.34]

Другое направление — макроанализ — охватило исследования проблемы равновесия совокупного спроса и предложения. У истоков макроанализа стояли Ж.Б. Сэй (1803), сформулировавший закон об универсальности относительного измерения стоимостей через рыночные цены (закон Сэя) Т.Р. Мальтус (1798), который сформулировал наделавшие много шума и вызвавшие даже панику среди обывателей закон убывающей доходности и закон снижения жизненного уровня Л. Вальрас (1834—1910), которому приписывается открытие модели общего конкурентного равновесия через систему подвижных рыночных цен, хотя даже у А. Смита при желании можно обнаружить в зародыше идею общего равновесия [5].  [c.54]

Источниками фундаментальных потоков нашей экономической системы являются идеи английского экономиста Томаса Мальтуса, впервые популяризованные в начале 1800 годов. Мальтус изучал количество натуральных ресурсов (уголь, железо, золото и т.д.) во всем мире и затем сравнил их с населением Земли, Эти исследования привели его к заключению  [c.102]

Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег. Гл. 2, 3 // Антология экономической классики / Т. Мальтус, Д. Кейнс, Ю. Ларин. М., 1993.  [c.307]

МАЛЬТУЗИАНСТВО - теория английского экономиста Т. Р. Мальтуса, в соответствии с которой экономическое благосостояние определяется не столько уровнем развития производства, сколько естественным законом народонаселения . Согласно этому закону, темпы роста населения значительно выше темпов роста производства средств существования.  [c.171]


Что касается заработной платы, то Рикардо считал, что её уровень в конечном счёте стремится к необходимому прожиточному минимуму, потому что если заработная плата увеличивается, то вместе с ней растёт рождаемость, что впоследствии усиливает конкуренцию на рынке труда, и это не даёт рабочим стать богаче. Эту идею Рикардо позаимствовал у своего друга и оппонента во многих вопросах Т. Мальтуса, который сформулировал свой закон народонаселения в следующей форме производство продуктов питания растёт в арифметической прогрессии, а численность населения — в геометрической.  [c.13]

Т.Мальтус утверждал, что закон народонаселения является абстрактно-биологическим. Это неверно, данный закон является социальным. Он зависит от общественного строя, поскольку такие процессы, как рождаемость и смертность, обусловлены социально-экономическими причинами.  [c.139]

Демографический переход", т.е., другими словами, переход от взрывного роста населения к стабильности, тесно связан с экономическим и социальным развитием. Это объясняет то, что такой переход сначала произошел на Западе — в колыбели индустриальной революции. В третьем мире мальтузианские механизмы периодически прерывали рост населения. Мальтус разделял превентивные механизмы,  [c.64]

Мальтус утверждал, что такие бедствия, как холера, чума, голод, войны и т.д.,—благо для человечества, так как они, сокращая количество населения, приводят его в соответствие с наличием средств существования.  [c.124]

Широкое распространение получила и теория Т. Мальтуса, утверждавшего, что причиной социальных бедствий, нищеты и безработицы при капитализме являются якобы законы природы, которая, с одной стороны, толкает людей к размножению , а с другой — скупа насчет места и пищи . В этой причине с предельным цинизмом обнаружилась служебная апологетическая роль буржуазной экономической науки, ее стремление во что бы то ни стало скрыть острейшие антагонизмы капиталистического общества.  [c.388]

С проблемами дифференциации доходов связаны проблемы бедности и социальной справедливости в обществе. Еще Т.Р. Мальтус считал бедность неизбежным результатом несоответствия между рос-  [c.185]

Буржуазные ученые пытаются объяснить безработицу вечными законами природы . Еще в прошлом столетии английский экономист Т. Мальтус утверждал, что на всех ступенях исторического развития общества действует один и тот же закон народонаселения. Суть этого закона будто бы состоит в том, что население всегда увеличивается в геометрической прогрессии, а производство жизненных средств — только в арифметической прогрессии. Это якобы приводит к нищете и безработице. Несоответствие между ростом населения и массой средств существования, по мнению Мальтуса и его современных последователей, можно устранить в результате войн, эпидемий, голода.  [c.77]

Но классическая политическая экономия имеет и другую ветвь своего развития, получившую название вульгарной политической экономии. Ее основоположники французский экономист Ж. Б. Сей и английский ученый Т. Р. Мальтус выделили и развили другие элементы в теории Смита, которые Маркс считал ненаучными и ошибочными.  [c.208]

Д. Рикардо, унаследовав эту точку зрения от своих предшественников, попытался дать ей более развернутое обоснование. Он считал, что уровень заработной платы при всех его колебаниях должен приближаться к естественной цене труда , определяемой минимумом средств существования рабочего и его семьи. Он полагал, что если заработная плата превзойдет этот минимум, то повышение благосостояния рабочих будет способствовать увеличению рождаемости, а следовательно, усилению конкуренции между рабочими ввиду роста предложения рабочей силы и в конечном счете неизбежно приведет к понижению заработной платы до прожиточного минимума При чрезмерном же понижении заработной платы рождаемость сократится, спрос на рабочую силу повысится, что автоматически поднимет уровень заработной платы до естественной нормы , то есть до прожиточного минимума. Таким образом, Рикардо явно склонялся к реакционному закону народонаселения Т. Мальтуса. Однако если в трудах Рикардо, признававшего влияние нравов и привычек народа на уровень заработной платы, проявлялось стремление как-то преодолеть узкие рамки мальтузианства, то созданные в дальнейшем вульгарной буржуазной политической экономией теории целиком и полностью исходят из мальтузианского закона народонаселения.  [c.149]

Конкуренция между рационализмом и эмпиризмом в экономической науке имеет давнюю историю. По поводу значения абстрактного мышления и эмпирических изысканий, роли индукции и дедукции, способов про верки теории фактами (если такая необходимость вообще признавалась) вели длительные споры Д. Рикардо и Т.Р. Мальтус, ранние маржиналисты и сторонники исторической школы, неоклассики более позднего период и институционалисты.  [c.322]

В рамках первого направления Ходжсон различает сторонников однолинейного , детерминистского развития (это прежде всего сам К. Маркс) и теоретиков многолинейного , то есть поливариантного развития (ряд последователей Маркса). В рамках второго (генетического) направления также проводится деление на онтогенетическую (А. Смит, К. Менгер и др.) и филогенетическую (Т. Мальтус, Т. Веблен и др.).  [c.267]

Полное название русскоязычного издания этой книги таково Опыт о законе народонаселения и его влиянии на будущее улучшение общества, с замечаниями на размышления г-на Годвина, месье Кондорсе и других сочинителей (СПб., 1868). См. также Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. Петрозаводск Петроком, 1993. — Примеч. ред.  [c.66]

Закон убывающей эффективности известен с начала прошлого века, с публикаций работ Я. Уэста, Р. Торренса, Т.Р. Мальтуса и Д. Рикардо, в которых были сформулированы теория дифференциальной ренты и принцип убывающей отдачи плодородия земли. На столкновение тенденций к возрастанию и сохранению отдачи указывал А.Маршалл [31, с.405].  [c.81]

Классическая экономическая теория была основной теоретической школой начиная с 1770-х II до 1930-х годов. В круг приверженцев этой школы входят такие умы, как Адам Смит (1723—1790), Дэвид Юм (1711—1776), Давид Рикардо (1772—1823), Джеймс Милль (1773—1836) и его сын Джон Стюарт Милль (1806—1873), Томас Мальтус (1766—1834), Карл Маркс (1818—1883), а также А. С. Пигу (1877— 1959) и другие экономисты-неоклассики более позднего периода — Л. Вальрас (1834—1910), А. Маршалл (1842—1924) и К. Виксель (1851—1926). Даже Н. Коперник (1473—1543), будучи астрономом, внес вклад в классическую модель, и есть все основания полагать, что Т. Мальтус повлиял на учение об эволюции Чарльза Дарвина. Классическая модель, как показано в данной главе, является комбинацией макроэкономической теории кембриджской школы и пересмотренной Джоном Мей-нардом Кейнсом теории, которую мы в дальнейшем рассмотрим.  [c.456]

Вместе с тем известны также утопии, отрицающие поступательное движение цивилизации и призывающие приостановить использование достижений науки и техники и возвратить человека в лоно природы, идеализирующие патриархальные уклады (Ювенал, Ж.Ж.Руссо, Ф.Ницше, Т.Мальтус и др.). И хотя современные модели мира качественно отличаются от утопий прошлого, однако в них прослеживается определенная преемственность. Это, например, наличие полярных оценок перспектив развития, абсолютизация некоторых факторов, экстраполяция гипотетических структур, введение в модель неэкономических факторов и т.д.  [c.194]

Представителями классической школы были также Т. Мальтус ( Опыт о законе народонаселения ), Н. У. Сениор ( Теория возрождения ), Ж.Б. Сэй ( Трактат политической экономии ), Ф. Бастиа ( Теория совокупности услуг ) и др. В итоге исследований экономическая теория обогащалась и получала дальнейшее развитие. Однако со временем выводы и обобщения представителей классического направления стали принимать односторонний характер (теоретический монизм).  [c.34]

Наукоемкие производства нарушают и другой основной закон экономики — закон убывающей доходности. Сформулированный в XVIII в. Т. Мальтусом и Д. Рикардо, данный здкон утверждает, что любое предприятие достигает в своей деятельности такого предела, за которым продуктивность дополнительных капиталовложений убывает по сравнению с отдачей более ранних двое рабочих способны увеличить производительность мусороуборочной машины вдвое, но четверо не добьются еще одного ее двукратного роста. Конкуренция из-за ограниченных ресурсов, гласит теория, уменьшает предельную рентабельность инвестиций. В связи с этим компании сокращают инвестиции до уровня средней прибыльности в своей отрасли и таким образом стабилизируют их структуру. Закон убывающей доходности влияет на экономику отчасти оттого, что, как это ни парадоксально, капитализм ненавидит прибыль и изо всех сил пытается ее уничтожить. Высокоприбыльное предприятие притягивает конкурентов одни согласны зарабатывать чуть меньше, другие сбивают лидеру цены, потому что имеют возможность паразитировать на его инвестициях в технологию и в развитие рынка. Чем больше успех компании, тем больше ее уязвимость в конкурентной борьбе.  [c.116]

В классической политической экономии ведущей методологической установкой был рационализм предполагалось, что экономика, как и мир в целом, устроена разумно, и задача науки — познать экономические законы, лежащие в основе этого мироустройства, проникнуть в истинную природу явлений. Хотя образцом подлинной науки для экономистов-классиков была физика И. Ньютона (Великобритания), их собственная научная практика неизбежно отличалась от этого образца. При изучении экономических процессов в масштабе целых стран основной метод физики — строгий лабораторный эксперимент — был недоступен. На первый план вышел логический метод, а важнейшим достижением классической школы [прежде всего, Ф. Кенэ (Франция), Р. Кантильона, А. Смита и, особенно, Д. Рикардо (Великобритания)] стало формирование системы базовых научных абстракций (категорий политической экономии), выражающих структуру и функции экономической системы. На основе этой системы категорий формировались законы политической экономии и гипотезы о перспективах общественного развития, осмысливались факты и тенденции хозяйственной жизни. Однако упор на логический метод отвлекал внимание от многих практических проблем, не получивших объяснения на базе принятых теоретических предпосылок. Это стимулировало появление сначала внутренней (Т. Мальтус, Р. Джонс — Великобритания), а затем, в середине 19 в., внешней (историческая школа) критики в адрес методологии Рикардо.  [c.163]

ЭКОЛОГИЯ (от греч. oikos — жилище, местопребывание и logos — учение, слово), комплекс наук, изучающих взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой. Термин экология был предложен немецким учёным Э. Геккелем в 1866 г. и подразумевал только биологическую науку. Зачастую встречается неправильное употребление понятия экология , под которым в разговорной речи подразумевают состояние окружающей среды. Предтечами современной экологии, основным объектом которой стали взаимоотношения внешней среды и человека, были Т. Р. Мальтус и Ж. Б. Ламарк, которые в начале 19 в. дали первые прогнозы разрушения природы под влиянием человека. Во 2-й половине 20 в. отношения человека и природы стали одной из глобальных проблем человечества появилась реальная угроза экологического  [c.305]

Отдельные вопросы экономической науки освещали И.И.Янжул, М.М.Ковалевский Д.И.Менделеев, И.И.Янжул известен как сторонник теории государственного социализма и автор ряда работ по вопросам финансов. Д.И.Менделеев уделил большое внимание проблемам развития производительных сил России. Он был решительным противником крепостничества и реакционной теории Т.Мальтуса. М.М.Ковалевский занимался вопросами экономической истории, в том числе и России.  [c.55]

Со времени второй мировой войны последователи Мальтуса не уставали подчеркивать усиливающийся риск перенаселения земного шара19. Они считали, что производство продуктов питания, несмотря на повышающуюся производительность и увеличение обрабатываемых площадей, возрастает гораздо медленней населения. В будущем продовольствия станет недоставать. Единственным решением этой проблемы для мальтузианской школы является приостановление роста численности населения. Их пессимистическое видение поддерживают и статистические данные. Экстраполяция данных, основывающихся на анализе тенденций современного момента, позволяет предвидеть в будущем нарушение равновесия между численностью населения и его продовольственным обеспечением20. К тому же рост населения ограничивается районами Африки, Азии и Латинской Америки, т.е. теми районами, которые не могут удовлетворить самостоятельно свои потребности в продовольст-  [c.67]

На первом этапе спор вокруг закона Сэя не выходил за рамки сической политэкономии. Наиболее влиятельными критиками были швейцарец Ж.-Ш. Симон де Сисмонди (1773—1842) и англичанин То мае Мальтус (1766-1834). Их аргументы были опубликованы почти одновременно работа Сисмонди Новые принципы политической экономии вышла в 1819 г., книга Т. Мальтуса Принципы политической экономии, рассмотренные с точки зрения их практического применения — в 1820 г.  [c.84]

Задача, которую поставил перед собой Джордж, заключалась и отыскании, как он писал, закона, который связывает прогресс и бедность, т.е. рост нищеты с ростом богатства, а также объяснения про мышленным циклам и на основании этого — способа избавления общества от социального недуга . Он резко критиковал теорию фонда заработной платы и как следствие — позицию Мальтуса, одновременно он уводил из-под огни социальной критики капиталистов. Для него существование прибыли на капитал было естественным и справедливым, как законы природы. Отсюда труд и капитал — не антагонисты, а взаимосвязанные и взаимообусловленные силы производства. Антагонизм существует не между капиталом и трудом, а между трудом и капиталом, с одной стороны, и землевладением — с другой, причем экономический прогресс ведет лишь к усилению этого антагонизма. Аргументируя этот тезис, Джордж прибегал к несколько модифицированным рикардианским рассуждениям и утверждал, что росту доли ренты в совокупном продукте способствует не только во-  [c.168]

Важным источником эволюционных представлений в обществен ных науках были взгляды Т. Мальтуса. Он привнес идею естественно го отбора и связал последний с борьбой за ограниченные ресурсы Мальтус был первым, кто не только обратил внимание на борьбу как на необходимую составляющую процесса развития, — он писал, что без борьбы, поражений и даже смерти невозможно развитие популяции, но и указывал на динамическую роль разнообразия. Уже в тх время подобная позиция повлекла за собой серьезные общественно политические последствия. В данном случае мы имеем в виду не ши рокий общественный резонанс, который имела теория народонаселения Мальтуса, а критику им популярных в то время утопических идей как противоречащих представлению об эволюционном характере общественного развития .  [c.624]

ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ БУРЖУАЗНЫЕ ТЕОРИИ— система взглядов буржуазных экономистов на сущность и природу заработной платы, ее уровень, верхнюю и нижнюю границы и факторы, их определяющие. Заработная плата трактуется буржуазными экономистами либо как цена труда, либо как цена услуг или продукта труда. Тем самым маскируется специфическая природа товара рабочая сила, безвозмездное присвоение капиталистами прибавочной стоимости, т. е. эксплуатация труда капиталом. По мере развития капиталистического способа производства теории заработной платы видоизменялись, отражая специфические черты и особенности различных этапов развития капитализма, углубление и обострение его противоречий. В период домонополистического капитализма, особенно на ранних этапах его развития, буржуазные экономисты стремились обосновать нищенский уровень заработной платы стоимостью минимума жизненных средств, абсолютно необходимых для физического существования рабочих и их семей. Эта концепция, основанная на реакционной теории народонаселения Т. Мальтуса (см. Мальтузианство), легла в основу так называемого железного закона заработной платы , который усиленно проповедовали немецкий мелкобуржуазный социалист Ф. Лассаль и его последователи. Разоблачая реакционную сущность этого закона , К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что он фактически подводит к отказу от революционной борьбы рабочего класса, ибо из него следует, что нищета рабочего класса обусловлена не специфическими законами капиталистического производства, а естественными законами природы. К этой концепции примыкает  [c.114]

МАЛЬТУЗИАНСТВО — антинаучная система взглядов на народонаселение, согласно которой нищета народных масс в буржуазном обществе порождается не общественным строем, а быстрым ростом населения и относительно медленным увеличением средств существования. Получила название по имени английского экономиста, священника Т. Мальтуса (1766—1834). В полном противоречии с действительностью Мальтус полагал, что законы природы обусловливают неизбежность растущего несоответствия между темпами роста населения и увеличения средств существования. Чтобы придать убедительность выдвинутому им великому закону народонаселения , он дал ему математическое обоснование, согласно которому бедность народных масс и порождаемые ею страдания вызываются тем, что население растет в геометрической прогрессии, а средства существования — только в арифметической. Для устранения этого несоответствия, по мнению мальтузианцев, существует лишь одно средство — резкое уменьшение числа людей. Они решительно выступают против общественной помощи нуждающимся, прославляют как благо войны, эпидемии, законодательное запрещение браков для неимущих. Классики марксизма-ленинизма раскрыли реакционную сущность мальтузианских измышлений. Они показали, что каждому общественному способу производства свойствен свой закон народонаселения, что не существует и не может существовать его вечных и естест-  [c.195]

К тому же результату пришли -и противники школы Рика рдо (Т. Р. Мальтус, С. Бейли, Н. У. Сениор, Ж- Б. Сей). Уже Т. Р. Мальтус осуществляет переход от закона стоимости к теории спроса и предложения. С. Бейли прямо отождествляет стоимость с меновым отношением, а Н. У. Сениор пытается найти основания меновых отношений в психологических ощущениях человека (теория воздержания). Попытку примирить различные течения экономической мысли предпринял Джон Стюарт Милль (1806—1873). Однако у него в центре исследования оказывается не теория стоимости как таковая, а теория спроса и предложения. Фактически его интересует не стоимость как основа цены, а различные факторы, влияющие на нее, и механизм ценообразования в целом.  [c.38]

Западные экономисты в силу специфических условий их стран первыми почувствовали явление, воздействующее на человечество по естественным причинам с момента его возникновения ограниченность ресурсов. Первым эту проблему, хотя и в достаточно реакционной форме, сформулировал Т. Мальтус. Однако в условиях понижения предельной производительности капитала, убывающего плодородия и, особенно, бесконтрольного роста населения земного шара указанная ограниченность ресурсов становится все более острой. Именно эту идею (проблему) западная экономическая мысль тщательно разработала и добавила к экономическим (производственным) отношениям по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг как предмета исследования экономической теории (Дж. Милль, А Маршалл, Дж. Кейнс, П. Самуэльсон, Дж. Гэл-брейт и т. д.). Но никому из этих знаменитых экономистов даже в голову не пришла идея оспорить предмет политической экономии.  [c.44]

Микроэкономика глобальный подход (1996) -- [ c.596 ]