Идеи Мальтуса

Экономика Японии между тем основывается на несколько других идеях. Их наибольшим достоянием является труд и информация. Сегодня природные ресурсы еще больше поднялись в цене, чем во времена Мальтуса. Америка проигрывает сегодня не потому, что ограничена ресурсами, а потому, что все еще опирается на идеи Мальтуса.  [c.103]


Другое направление — макроанализ — охватило исследования проблемы равновесия совокупного спроса и предложения. У истоков макроанализа стояли Ж.Б. Сэй (1803), сформулировавший закон об универсальности относительного измерения стоимостей через рыночные цены (закон Сэя) Т.Р. Мальтус (1798), который сформулировал наделавшие много шума и вызвавшие даже панику среди обывателей закон убывающей доходности и закон снижения жизненного уровня Л. Вальрас (1834—1910), которому приписывается открытие модели общего конкурентного равновесия через систему подвижных рыночных цен, хотя даже у А. Смита при желании можно обнаружить в зародыше идею общего равновесия [5].  [c.54]

Источниками фундаментальных потоков нашей экономической системы являются идеи английского экономиста Томаса Мальтуса, впервые популяризованные в начале 1800 годов. Мальтус изучал количество натуральных ресурсов (уголь, железо, золото и т.д.) во всем мире и затем сравнил их с населением Земли, Эти исследования привели его к заключению  [c.102]


Что касается заработной платы, то Рикардо считал, что её уровень в конечном счёте стремится к необходимому прожиточному минимуму, потому что если заработная плата увеличивается, то вместе с ней растёт рождаемость, что впоследствии усиливает конкуренцию на рынке труда, и это не даёт рабочим стать богаче. Эту идею Рикардо позаимствовал у своего друга и оппонента во многих вопросах Т. Мальтуса, который сформулировал свой закон народонаселения в следующей форме производство продуктов питания растёт в арифметической прогрессии, а численность населения — в геометрической.  [c.13]

Что касается заработной платы, то Рикардо считал, что её уровень в конечном счёте стремится к необходимому прожиточному минимуму, потому что если заработная плата увеличивается, то вместе с ней растёт рождаемость, что впоследствии усиливает конкуренцию на рынке труда, и это не даёт рабочим стать богаче. (Эту идею Рикардо позаимствовал у своего друга и оппонента Томаса Роберта Мальтуса.)  [c.112]

Мальтус Томас Роберт (1766—1834) — английский экономист. Его главная книга Опыт о законе народонаселения (1798) содержала скандально известную идею о том, что значительная часть населения планеты обречена жить в нищете, поскольку рост численности жителей в  [c.566]

Известность к Мальтусу как экономисту пришла задолго до публикации его Принципов... . Наибольший успех имел Очерк о законе народонаселения (1798), в котором он доказывал наличие разрыва между динамикой народонаселения, растущего в геометрической прогрессии, и динамикой производства продовольствия, растущего в арифметической прогрессии. Хотя выкладки Мальтуса позже были признаны некорректными, идеи Очерка... оказали заметное влияние на экономическую науку, в частности на теорию, объяснявшую тяготение заработной платы к прожиточному минимуму. Кроме того, книга Мальтуса подсказала выдающемуся естествоиспытателю Чарльзу Дарвину основную идею его теории естественного отбора. Несколько позже работа Мальтуса Исследование о природе и возрастании ренты (1815) стала одним из источников классической теории ренты.  [c.85]


М. сделал попытку осмыслить с демократич. позиций историю политич. экономии. Он выступил против поклонников прошлого и сторонников настоящего , закрывающих глаза на социальные бедствия. Подверг глубокой критике бурж. апологетов Запада и России (Сея Ж. В., Мальтуса Т. Р., А. Бутовского), вскрыл их классовую сущность как самых опасных врагов новых идей, стремлений и требований трудящихся. Он сделал серьёзный шаг в раскрытии кризиса бурж. политич. экономии. Критикуя западных социалистов-утопистов, М. защищал прогрессивные стороны их учения от клеветнических извращений и нападок со стороны рус. реакционеров. Поставил перед будущей экономич. теорией задачу превращения утопии в науку.  [c.493]

Проблемы продовольствия и ресурсов. Английский экономист Томас Мальтус (1766-1834) выдвинул идею существования сурового "закона народонаселения". Согласно ему неразумно бурный рост численности людей значительно обгоняет возможности увеличения средств для их жизни, что и вызывает массовую бед-  [c.99]

Частная собственность на землю порождает, как и у Смита, ренту но она не является "составной частью" цены товаров. Переняв в этом вопросе идеи Андерсона и Мальтуса, Рикардо фактически полагает, что рента имеет не абсолютный характер, связанный с  [c.72]

Для некоторых этот человек остается великим пророком, чьи теории и ныне являются справедливыми. Другие же считают его ограниченным ученым, чьи взгляды, приемлемые два столетия назад, расходятся с реалиями сегодняшнего дня. Выполнению некоторых пророчеств Мальтуса препятствует ряд факторов, действие которых в годы его жизни практически не сказывалось. Наиболее очевидными из них являются гигантский рост производства продуктов питания, с одной стороны, и снижение уровня рождаемости — с другой. Производство продуктов питания благодаря научно-техническому прогрессу в сельском хозяйстве увеличивалось гораздо более высокими темпами, чем Мальтус мог себе представить. Одновременно падение уровня рождаемости привело к тому, что некоторые европейские страны столкнулись с проблемой нулевого прироста населения. Идеи Мальтуса по поводу реализации факторов эффективного спроса обязаны своим возрождением кейнсианст-ву. Дж. Кейнс и его последователи использовали ряд положений Мальтуса в концепции поддержания эффективного спроса для регулирования капиталистической экономики.  [c.345]

АМОРТИЗАЦИЯ (от лат. amortisatio -погашение), исчисленный в денежном выражении износ основных средств (капитала) в процессе их применения, производственного использования. Амортизация есть одновременно средство, способ, процесс перенесения стоимости изношенных средств труда на произведённый с их помощью продукт. Инструментом возмещения износа основных средств являются амортизационные отчисления в виде денег, направляемых на ремонт или строительство, изготовление новых средств. Сумма амортизационных отчислений включается в издержки производства (себестоимость) продукции и тем самым переходит в цену. Производитель может накапливать амортизационные отчисления, откладывая их из выручки за проданную продукцию. В таком случае накопленные амортизационные отчисления образуют амортизационный фонд, предназначенный для воспроизводства, воссоздания изношенных основных средств. Величина годовых амортизационных отчислений предприятия определяется в виде доли первоначальной стоимости объектов основных средств. В целях избежания морального износа основных средств применяется метод ускоренной амортизации — увеличение годовых амортизационных отчислений с соответствующим сокращением срока возмещения первоначальной стоимости средств. АНГЛИЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ, направление экономической мысли, существовавшее в Англии с середины 18 в. до середины 19 в. Основные представители Адам Смит (1723—90), Давид Рикардо (1772-1823), Джон Стюарт Милль (1806—73). Важную роль в развитии. некоторых идей классической школы сыграли также Томас Мальтус (1766-1834) и Уильям Сениор (1790-1864). Достижения английских экономистов этого периода были настолько велики, что Карл Маркс назвал их произведения классической политической экономией , а за ним это название подхватили и все историки экономической мысли.  [c.12]

Важным источником эволюционных представлений в обществен ных науках были взгляды Т. Мальтуса. Он привнес идею естественно го отбора и связал последний с борьбой за ограниченные ресурсы Мальтус был первым, кто не только обратил внимание на борьбу как на необходимую составляющую процесса развития, — он писал, что без борьбы, поражений и даже смерти невозможно развитие популяции, но и указывал на динамическую роль разнообразия. Уже в тх время подобная позиция повлекла за собой серьезные общественно политические последствия. В данном случае мы имеем в виду не ши рокий общественный резонанс, который имела теория народонаселения Мальтуса, а критику им популярных в то время утопических идей как противоречащих представлению об эволюционном характере общественного развития .  [c.624]

Эволюционный подход не только противостоял утопизму, но и подрывал идею Бога, что и определило революционное значение дар виновской теории для общества и науки XIX в. Если теория социально-экономической динамики Мальтуса еще отводила Богу заметт место — во всяком случае, Мальтус пытался примирить борьбу за вь живание с существованием Бога, то привнесение эволюционных ид< в биологию привело к тому, что оказалась подорванной, хотя и дос пор не полностью отброшенной, идея создания.  [c.624]

Западные экономисты в силу специфических условий их стран первыми почувствовали явление, воздействующее на человечество по естественным причинам с момента его возникновения ограниченность ресурсов. Первым эту проблему, хотя и в достаточно реакционной форме, сформулировал Т. Мальтус. Однако в условиях понижения предельной производительности капитала, убывающего плодородия и, особенно, бесконтрольного роста населения земного шара указанная ограниченность ресурсов становится все более острой. Именно эту идею (проблему) западная экономическая мысль тщательно разработала и добавила к экономическим (производственным) отношениям по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг как предмета исследования экономической теории (Дж. Милль, А Маршалл, Дж. Кейнс, П. Самуэльсон, Дж. Гэл-брейт и т. д.). Но никому из этих знаменитых экономистов даже в голову не пришла идея оспорить предмет политической экономии.  [c.44]

Далее необходимо обратить внимание на идею упорядочения экономических процессов биологическими. Эта идея возникла давно. Аналогии между хозяйственной сферой и живой природой проводили еще в XVIII в. известные экономисты Т. Мальтус, Б. Мандвиль, Б. Юм и др.  [c.534]

С завоеванием буржуазией нолитич. власти и обострением классовой борьбы между трудом и капиталом отд. вульгарные элементы, содержащиеся в К. б. н. э., стали использоваться бурж. экономистами в целях апологии капитализма (см. fii/лъгариая политическая экономия). Разложению К. б. п. э. немало способствовало то, что первые выразители интересов трудящихся — социалисты-утописты, пытались повернуть теорию трудовой стоимости против буржуазии, выдвинув лозунг о праве трудящихся на полный продукт их труда п о необходимости преобразования общества для достижения этой цели. В этих условиях одни бурж. экономисты (напр., Т. Р. Мальтус) выступили с открытой критикой теории трудовой стоимости Рикардо, утверждая, что она не согласуется с обменом труда на капитал, н выдвигали свою вульгарную теорию издержек произ-ва. Другие (Дж. Милль, Дж. Мак-Куллох) вульгаризировали К. б. п. э. под видом её защиты. Фактически они также отвергали теорию трудовой стоимости, утверждая, что будто трудится не только рабочий, по п капиталист природа тоже якобы принимает участие в создании стоимости. Вместе с тем в трудах нек-рых экономистов сер. 19 в. ещё содержались науч. элементы в рассмотрении отд. частных вопросов. Так Маркс отмечал превосходство Р. Джонса перед Рикардо по отд. вопросам теории земельной ренты, попытки Дж. Рамсея установить различие между постоянным и переменным капиталом. Нек-рые идеи К. б. н. э. (теория сравнит, издержек произ-ва, деление капитала на основной и оборотный и др.) находят отражение в трудах совр. бурж. экономистов, гл. обр. представителей т. н. неоклассического направления.  [c.155]

ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ , буржуазно-демокра-тич. течение в рус. общественно-экономич. мысли 90-х гг. 19 в. В. И. Ленин определил Л. м. как отражение марксизма в буржуазной литературе (см. Поли, собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 347). В тот период рус. буржуазия, заинтересованная в быстром развитии капитализма, пыталась использовать теорию К. Маркса в собственных интересах. Бурж. демократы, называвшие себя марксистами, легально печатали свои произведения (отсюда и название Л. м. ), издавали журн. Новое слово , Начало , Жизнь . Виднейшими представителями Л. м. были П. Б. Струве, М. И. Туган-Варанов-ский, С. Н. Булгаков и др. В своих сочинениях они уделяли особое внимание экономич. проблемам. Легальные марксисты были сторонниками, хотя и непоследовательными, демократич. реформ, популяризировали нек-рые положения экономич. теории Маркса, выступали против народничества. Революционные марксисты, видевшие бурж. сущность взглядов Л. м. , всё же в сер. 90-х гг. пошли на врем, союз с ними, что способствовало быстрой победе марксизма над народничеством и широкому распространению идей Маркса. Одновременно В. И. Ленин подверг легальных марксистов разносторонней критике. Особое значение имел ленинский анализ книги гл. идеолога Л. м. Струве Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России (1894) (см. там же, с. 347—534). Ленин указал на апологетич. отношение легальных марксистов к капитализму, на их эклектизм, на смешение в книге Струве марксизма с теориями бурж. экономистов В. Зомбарта, Э. Бём-Баверка, Л. Брентано, Т. Мальтуса (см. там же, т. 3, с. 636, прим. т. 5, с. 107, 112 т. 12, с. 335, 340). Он подчеркнул, что революционные марксисты и представители Л. м. хотят развивать учение Маркса в разных направлениях. Вместе с тем Ленин отметил отд. положит, стороны выступлений Струве и других легальных марксистов , в частности их критику народников. Борясь против народничества, легальные марксисты писали о прогрессивности капитализма по сравнению с докапиталистич. формами х-ва, о вступлении России на капиталистич. путь. Струве указывал на несостоятельность субъективного метода народников, на утопичность их стремлений обобществить труд через общину помимо капитализма, на вздорность их доктрин о народном производстве . Однако для легальных марксистов разрыв с народничеством означал переход от крестьянского социализма не к пролетарскому социализму, а к бурж. либерализму. Поэтому они не могли дать подлинно научной критики народнич. теорий. Струве сводил сущность народничества к славянофильству, к теории самобытного развития России. Следовательно, он не вскрыл ни источника народничества, ни его действительной сущности. Легальные марксисты смотрели на экономич. процессы, совершавшиеся в России, с точки зрения крупного капитала, а не пролетариата. Говоря о развитии капитализма в городе и деревне, они не анализировали той формы классового антагонизма, к-рая складывалась при этом. Струве писал о непреодолимых историч. тенденциях к безграничному росту крупного капиталистич. произ-ва, о культурной миссии капитализма, не вскрывая его глубоких противоречий. Ленин характеризует метод Струве как буржуазно-объективистский и указывает на принципиальное отличие этого метода от марксистского, материалистического (см. там же, т. 1, с. 418—19).  [c.336]

Все экономич. работы М. проникнуты патриотич. духом, глубокой убеждённостью, что Россия преодолеет спою экономич. н культурную отсталость. ...Русские...,— писал он,— готовятся стать народом передовым, владыками природы и истории, а не их рабами (Соч., т. 16, 1951, с. 303). Он выдвигал смелые проекты развития нар. х-ва России, в частности обосновал идею подземной газификации угля, предлагал постройку Волго-Донского судоходного канала, освоение Арктики и т. д. Одним из первых указал на важное значение Кузнецка для развития экономики страны. Его перу принадлежит ряд работ, вскрывающих научную несостоятельность и реакционную сущность мальтузианства. Однако, критикуя Мальтуса, М. ошибочно преувеличивал значение фактора роста народонаселении. Напр., развитие нром-сти считал остеств. следствием увеличения народонаселения. Признавая большую роль средств экономич. политики в ускорении пром. развития страны, выступал сторонником протекционизма, значение к-рого, однако, переоценивал. Внешнеторг. проблемам России и вопросам защиты рус. пром-сти от конкуренции со стороны др. держав посвящены такие исследования, как Письма о заводах (1885), Материалы для пересмотра общего таможенного тарифа Российской империи (СПБ, 1899), Толковый тариф или исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года (СПБ, 1892), получившее положит, оценку Ф. Энгельса (см. Письмо к Н. Ф. Даниельсону от 15 марта 1892, в кн. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 38, с. 266), Фабрично-заводская промышленность и торговля России (СПБ, 1893) и др.  [c.467]

М.— автор работ по аграрному вопросу и фпнанс. политике. Он представлял то направление рус. эконо-мич. мысли, для к-рого характерна открытая апология помещичьего (прусского) пути аграрной эволюции. Сущность аграрного вопроса в России сводил к малоземелью крестьян, к-рое связывал с законом народонаселения Мальтуса. Основные идеи М. совпадали с позицией дворянских либералов. Выдвинутая им аграрная программа предусматривала сохранение помещичьего землевладения, разрушение крестьянской общины, укрепление собственности крестьян на надельные земли, переселение малоземельных на свободные гос. и кабинетские земли , организацию с.-х. кредита. Для перехода к более совершенным методам ведения крестьянского х-ва М. считал необходимым проведение нек-рых юрпднч. реформ, облегчающих разверстание земли н создание неделимых семейных участков. Проблему пром. развития России рассматривал с бурж. позиций. Для преодоления экономич. отсталости предлагал увеличивать капиталовложения во все отрасли плр. х-па и советовал правительству шире привлекать в нром-сть иностр. капитал. Защищал финанс. политику царского пр-ва. Критиковал отдельные её недостатки и обосновывал необходимость их устранения с целью предотвращения финансового банкротства самодержавия.  [c.488]

Румынские бурж. экономисты того периода придерживались концепций вульгарной л мелкобурж. полптич. экономии (Ж. Б. Сея, Т. Р. Мальтуса, Г. Кэри, Ф. Листа, В. Рошера, О. Бланки, П. Ж. Прудона), заимствуя их теоретич. положения. И. Ионеску де ла Брад — статистик, экономист, публицист — основал экономич. школу, поставившую в центр теоретич. анализа экономику крест, х-ва. Он поддерживал теорию устойчивости мелкого крест, х-ва , считал предоставление крестьянам дешёвого кредита эффективным средством преодоления социально-экономич. противоречий рум. деревни. Идеи Ионеску де ла Брада легли в основу теорий рум. мелкобурж. экономистов 1-й пол. 20 в.  [c.512]

СТЕПАНОВ Тихон Фёдорович (1795—20.5.1847), русский экономист. Окончил этико-политич. отделение Харьковского ун-та. В 1824 получил степень магистра лолитич. истории и статистики за диссертацию О политическом равновесии . С 1832 в Харьковском ун-те экстраординарный проф. на кафедре политпч. экономии, затем декан, проректор и ректор ун-та. С.— автор большого числа статей филос. и полнтико-экономич. содержания, в них рассматривал политич. экономию как науку, показывающую основные законы физич. жизни общества. Сторонник трудовой теории стоимости Адама Смита, согласно к-рой основу богатства страны составляет труд, воплощённый в товарах. Будучи противником теории народонаселения Мальтуса, защищал идею совершенной соразмерности , присущей природе, в к-рой устанавливается взаимозависимость населения н богатства. Поддерживая теорию свободы торговли, выступал против протекционизма. Разрабатывал также вопросы демографии и статистики. Соч. Записки о политической экономии, т. 1—2, СПБ — Хар., 1844—48. О. В. Власов. Москва.  [c.62]

Став одним из богатейших людей Англии — его состояние достигало огромной по тем временам суммы в 1 млн. фунтов стерлингов, он посвятил научным исследованиям последние 13 лет своей жизни. Его взгляды сформировались под влиянием работ Адама Смита и Томаса Мальтуса (его личного друга и вечного при том оппонента), но в своих исследованиях он пошел куда дальше них. Большой отклик имели, например, его идеи по поводу организации денежного обращения. Разработанная Ри-кардо схема золотого стандарта, то есть гарантии размена бумажных денег на золото по твердому соотношению, практически использовалась в Англии на протяжении более чем 100 лет.  [c.284]

В качестве небольшого комментария к рис. 11.2 заметим, что период доклассической экономии, начавшийся в античные времена, закончился в середине XVIII в., а его венцом были работы физиократов. Идеи классической экономии (середина XVIII - конец XIX в. ) развивались А. Смитом и его последователями - Т. Мальтусом, Дж. Сеем, Д. Рикардо, Дж. Миллем и др. Год 1890-й, когда вышла знаковая работа А. Маршалла Принципы экономики , знаменует начало истории современной экономической мысли, получившей название неоклассической экономии.  [c.333]

Хотя Соуэлл (Sowell, 1974) истолковывает указанное письмо к Мальтусу как свидетельство гою, что Рикардо придерживался идеи, что спрос влияет на предложение, такая трактовка в действительности не так ясна и отчетлива. Рикардо писал, что мотивы к производству товаров определяют их предложение. В качестве такою мотива он в своих работах, как правило, называл прибыль и показывал, как изменяется норма прибыли даже в тех случаях, когда предложение само создавало для себя спрос В указанном письме, однако, его слова можно истолковать в том смысле, что мотив к производству товаров находится под влиянием спроса, поскольку уровень спроса может в кратковременном аспекте воздействовать на норму прибыли Соуэлл именно так истолковывает текст письма, и мы следуем за сю трактовкой.  [c.210]