Во вторую часть книги ( Теория бухгалтерского учета ) вошли две главы. Первая из них (гл. 4) посвящена философии науки и методологии исследования и распадается в свою очередь на параграфы, в которых рассматриваются философия науки и методология исследования, и параграф — применение научного метода и метода натуралистического исследования к бухгалтерскому учету. [c.14]
Глава состоит из двух частей. Первая посвящена философии науки и методологии исследования. Вторая охватывает применение научного метода и натуралистического исследования к бухгалтерскому учету. [c.72]
Философия науки и методология исследования 73 [c.73]
Основные цели настоящей главы помочь в понимании основных концепций и дискуссионных вопросов философии науки пояснить, что понимается под термином научный метод дать некоторые сведения о попытках применения науки и научных методов к бухгалтерскому учету. [c.73]
Применение философии науки в бухгалтерском учете [c.83]
Данная глава посвящена обзору философии науки и краткому введению в научный метод и методы натуралистического исследования. [c.89]
Бухгалтерский учет является (или не является) наукой. Обоснуйте свою позицию со ссылками на литературу по философии науки, научным методам и бухгалтерскому учету. [c.91]
Долгое время процесс построения и верификации теории занимал исследователей, интересующихся философией науки. Но в сфере бухгалтерского учета он стал темой исследования и обсуждения лишь недавно. Этот интерес обнаружился в различных формах, начиная с попыток выявить взаимосвязь между теорией и практикой учета и заканчивая более абстрактными изысканиями в области метафизики и философии. [c.96]
Асимметрия между проверкой и искажением является, с моей точки зрения, величайшим вкладом Поппера не только в философию науки, но и в наше понимание мира. Она устраняет заблуждения, возникающие в результате индуктивного способа рассуждений. Нам не нужно настаивать, что солнце всегда будет вставать на востоке только потому, что так было до сих пор каждый день достаточно, если мы условно примем эту гипотезу, пока она не искажена. Это — элегантное решение того, что иначе было бы непреодолимой логической проблемой. Это утверждение позволяет непроверенным гипотезам давать ясные предсказания и объяснения. [c.30]
Это был долгий путь. Как вы знаете я находился под сильным влиянием Карла Поппера - не только под влиянием его книги Открытое общество, но еще больше под влиянием его философии науки. Я соглашался с его идеей о том, что наше понимание мира внутренне несовершенно. Я относил это несовершенство на счет того факта, что мы сами не только являемся частью мира, который пытаемся понять, но и участвуем в его создании. [c.231]
Характерный для нашего времени рост интереса к историческим исследованиям в маркетинге, скорее всего, является следствием достижения этой дисциплиной соответствующего уровня развития. Параллельные рассуждения о философии науки способствовали сосредоточению ученых на избранной ими дисциплине и росту толерантности в отношении других методологий и подходов. Вступивший в этап зрелости [c.86]
Содержит изложение всех без исключения философских дисциплин, в том числе культурологию, этику, эстетику, философию хозяйства, философию истории, философию политики, философскую антропологию, философию права, логику и философию науки, а также историю философии. [c.347]
При рассмотрении философии науки затрагиваются основные подходы индукция и дедукция, фальсификация, исследовательские программы Лакатоса, парадигмы и дисциплинарные матрицы Куна и, наконец, взгляд на исследование и научное развитие Фейерабенда. Вслед за философскими основами рассматривается их применение к бухгалтерскому учету (по материалам избранных публикаций). [c.14]
В части, посвященной философии науки, рассматривались индуктивизм и принцип фальсификации — два подхода, кото- [c.89]
Ватте и Циммерман [79, с. 140—149] пытаются ответить на критику PAT. Они делят аргументы против позитивного исследования бухгалтерского учета на две взаимоисключающие группы возражения, связанные с методами исследования (включая выводимые заключения), и возражения, связанные с методологией (включая философию науки). Им, однако, не удается охватить некоторые важные вопросы. Например, Демски (Demsky) [24], Стерлинг [71] и Чамберс [22] также рассматривают различные элементы позитивного исследования бухгалтерского учета, в частности основания PAT, изучаемые учетные явления, предположения теории, ее претензии на поддержку экономической теорией и т. д. Некоторые из этих вопросов обсуждаются ниже. [c.132]
Полученное в молодости образование наложило отпечаток на его дальнейшие работы. Вообще работы Харшаньи по теории игр находятся на стыке математики и философии. Кроме работ по теории игр он опубликовал ряд работ по философии науки, этике, теории власти и другим социальным наукам. [c.375]
В 50—60-е годы оформилось другое влиятельное направление в методологии — новая неортодоксальная методология. Его возникновению способствовали идеи философов Т. Куна, И. Локатоша, П. Фейерабендаи др., критиковавших логический позитивизм и пытавшихся разработать новый подход в философии науки, основанный на концепции роста знания. Эти философы отрицали возможность выработки единого объективного критерия оценки теории и исходили из существования несопоставимых парадигм, выбор между которыми предполагает значительную долю субъективизма. Они предложили рассматривать науку как динамическую область знания, успехи которой не могут приписываться применению определенных исследовательских процедур. [c.748]
Мое утверждение о широко распространенной путанице относительно целей теории фирмы в том ее виде, как она используется в традиционной теории цены, означает следующее в отличие от того, что думают многие авторы, модель фирмы в этой теории не предназначается для объяснения и предсказывания поведения конкретных фирм напротив, она должна объяснять и предсказывать изменения в ценах (установленных, оплаченных, полученных), возникающие в результате определенных изменений условий (ставок заработной платы, нормы процента, импортных пошлин, налогов, технологий и т.п.). В такой причинной связи фирма является лишь теоретическим звеном, умозрительной конструкцией, которая помогает объяснить связь причины и следствия. Это совершенно не то же самое, что объяснять поведение фирмы. Ученые, занимающиеся философией науки, предостерегают от путаницы между понятиями explanans и ех-planandum. [c.82]
Махлуп (МасЫир) Фриц (1902-1983). Родился в г. Винер-Нойштадт (Австрия). Учился в Венском университете, где получил степень доктора экономики (1925). В 1922-1932 гг. работал в семейной фирме, продолжая одновременно заниматься экономикой и философией науки. С 1933 г. постоянно жил в США. На преподавательской и научной работе в Университете Джона Гопкинса (с 1947), в Принстонском университете (с 1960). После выхода в отставку (1971) продолжил активную работу в Нью-Йоркском университете. Президент и член ряда американских и международных научных ассоциаций. Основные области научных исследований международные финансы, отраслевая организация (в частности индустрия знаний ). [c.532]
Но была и другая, не менее весомая причина усомниться вобщепричч той методологической доктрине. Она состоит в чрезвычайно глубоких, L и не революционных, изменениях в философии науки, связанных с пере><> дом от позитивизма к постпозитивизму. [c.316]
Кризис в философии науки и кризис экономической теории, наложии шись друг на друга в 70-х гг., пробудили методологическую мысль экоп<> мистов. В настоящее время состояние экономической методоло ш характеризуется резкой критикой общепризнанной когда-то доктрина i напряженным поиском более приемлемой альтернативы ей. [c.316]
С 30-х гг. XX в. тон в философии науки задавал сформировавшийся ij рамках деятельности организованного М. Шликом знаменитого Венскш.) кружка) логический позитивизм. Основными принципами его парада мп( [c.316]
Несмотря на полную, казалось бы, разноголосицу в философии науки, противоречия между ее концепциями в конечном счете сводятся к извеч ному вопросу о роли мышления и опыта в процессе научного познания На протяжении всей истории науки в ней существуют две противополож ные традиции — рационализм, согласно которому путь к знанию лежит через разум (Р. Декарт), и эмпиризм, видящий источник знании R опыте (Ф, Бэкон). Временами эти традиции находили путь к компромиссу, а иногда сталкивались в непримиримом противоречии. Позитивизм претендовал на то, чтобы раз и навсегда покончить со спором рационализма и эмпиризма в философии. В экономической теории аналогичную роль попыталась взять на себя методология позитивной экономической науки . [c.322]