Русанова О. Раздумья о красоте и вкусе. М. Знание, 1963. [c.237]
Книга посвящена воспитанию чувства красоты и вкуса применительно к окружающему нас миру вещей — предметам прикладного искусства, рабочего места, убранству квартир и т.д. [c.240]
По мнению американского маркетолога Аллена, потребительские мотивы подразделяются на первичные и вторичные. К первичным относятся такие мотивы и стремления людей, как желание утолить голод и жажду, обеспечить уютное окружение, комфорт, избавиться от боли и опасности, обеспечить благополучие близких, получить одобрение со стороны окружающих, добиться превосходства над другими людьми, уметь преодолеть препятствия, любовь к игре, а к вторичным — стремление к красоте и развитию вкуса, чистоплотности, выгоде, расчетливость и экономность, стремление к надежности в жизни и сохранению своего здоровья, к образованности и информированности, повышению работоспособности, любопытство, стремление к надежности качества в товарах и их универсальности. [c.58]
Эти методы достаточно гибки, чтобы удовлетворить различные требования при проведении оценки качества изделий и, в то же время, достаточно точны, чтобы заменить многие трудоемкие замеры, используемые в метрологии. Кроме того, некоторые показатели, характеризующие важнейшие потребительские свойства изделия, - пользу, удобство, красоту, запах, вкус, внешний вид продукта и т.д., -не поддаются прямым измерениям. [c.7]
Вещи и особенно предметы быта, как уже говорилось, отражают эстетические идеалы, представления о красоте и пользе их творцов (мастера или художника) и потребителя вещей. Творцы и потребители живут в определенной общественной среде, в определенную эпоху, которые формируют их образ жизни и эстетические взгляды. Поэтому вещь может очень много рассказать о своем творце и владельце, об их эстетических взглядах, идеалах и общественной среде, в которой они живут. В вещах словно материализуются черты эпохи, уклад жизни, исторически формирующиеся вкусы. [c.60]
Вкус и экономия, так же как красота и экономия, теснейшим образом взаимосвязаны. Умение создавать красивые вещи экономными средствами — счастливая способность талантливых художников и зодчих, обладающих подлинно художественным вкусом. Но если талант творца дан немногим, то "талант" потребителя, т.е. хороший вкус, можно воспитать. [c.61]
Поиск единства красоты, вкуса и экономии — задача нелегкая она, как известно, предполагает наличие хорошего вкуса и постоянное его воспитание. Вместе с тем одного вкуса для решения этой задачи недостаточно. Надо еще быть знакомым с профессиональными секретами красоты, и в первую очередь с теми, которые особенно необходимы для формирования ансамбля небольшой квартиры. [c.222]
Убедительный ответ на этот вопрос дают сходящие с конвейера лучшие марки автомашин, холодильников, пылесосов, радиокомбайнов, часов, швейных машин. Их эстетические достоинства - плод не одной лишь интуиции, а творческого порыва, таланта дизайнера. Это результат сознательного применения всей суммы знаний о красоте и композиции, специфических средств и методов гармонизации, активно формирующих вкус массового потребителя. [c.232]
В производстве смелых по замыслу, совершенных по функции и содержательных по форме красивых и целесообразных промышленных изделий массового спроса и их комплексов должны непрестанно воплощаться основополагающие критерии красоты, стиля, вкуса, моды, экономики. [c.234]
Если говорить о продукции для детей, то основным фактором успеха в данном случае является правильная идея плюс верно рассчитанная временная схема маркетинга. Продукция этого вида характеризуется коротким жизненным циклом (так как зависит от моды на нее), и порой красота упаковки более важна, чем вкус жевательной резинки, что иногда отрицательно сказывается на качестве. [c.653]
В настоящее время проектирование, производство и эксплуатация располагают огромным арсеналом методов и технических средств измерения отдельных свойств продукции, например, ее физико-химических и эксплуатационных свойств длины, веса, химического состава, показателей, определяющих надежность, и др. Большинство задач измерения качества продукции успешно решает метрологическая наука, а также научно обоснованная система единства измерений. Вместе с тем такие свойства продукции, как красота формы, цвет, гармоничное сочетание частей и целого, вкус, запах и т. п. в настоящее время не могут быть измерены достаточно точно и однозначно. Разработка научно обоснованных методов и технических средств осуществления такого рода измерений только начинается и требует научных обоснований. Предстоит решать и задачи о соотношении объективного и субъективного при оценке качества продукции и измерении степени соответствия свойств качества продукции тем потребностям, для удовлетворения которых она создается. [c.396]
В работе библиотек по эстетическому воспитанию читателей органически сочетаются два аспекта. Первый можно назвать эстетическим образованием. Это помощь читателям в приобретении тех конкретных знаний, без которых немыслима выработка эстетического отношения к миру и творчеству по законам красоты. Прежде всего речь идет о глубоком знании истории художественной культуры (литературы, изобразительного искусства, театра, музыки, кино), а также основных закономерностей развития искусства, различных его направлений, школ, стилей и пр. Но нельзя акцентировать внимание только на обогащении читателей эстетическими знаниями. Следует отметить и второй аспект, а именно — воспитание эстетического вкуса, т. е. все, что связано с воспитанием культуры эстетического чувства человека. [c.29]
В центре работы библиотек должны находиться лучшие книги, которые воспитывают читателей правдой и красотой художественных образов, духовно обогащают их, расширяют кругозор, помогают бороться с проявлениями дурного, мещанского вкуса и идейной неполноценностью эстетических вкусов. [c.30]
Возьмем затем случай, когда имеют место специальные производительные услуги вина особого вкуса, выделываемые только из винограда, растущего на особо пригодной почве, встречающейся в очень ограниченном количестве у Рикардо вина, получаемые из винограда, который может быть выращен только на особой почве, в условиях особого климата и местоположения... дома и участки для застройки в городе, размеры которого ограниченны (как, например, в Венеции или каком-нибудь укрепленном городе, где укрепления необходимы для его безопасности) наиболее привлекательные места во всяком городе дома и парки, отмеченные особой естественной красотой, в местах, где это преимущество встречается редко у Милля. Что же мы обнаруживаем в этом случае, если хорошо приглядеться Производительные услуги все еще существуют они не у монополии, т. е. не находятся в одних руках но они специальны в отношении продуктов. Другие земли могут производить другие фрукты, но не виноград, или даже виноград, но не виноград того же вида. Другие земли могут нести на себе дома и парки, но не дома и парки, расположенные таким же самым образом. По этой причине данные производительные услуги не боятся конкуренции. Повышение их цены не может привлечь в производство сходные услуги, так как эти сходные услуги не существуют. Если цена продуктов растет, то цена производительных услуг будет расти в той же мере, не оказывая обратного воздействия на количество и цену продуктов. Если бы Рикардо и Милль провели свою классификацию несколько более методично, то они могли бы привести некоторые примеры личных услуг, являющихся не менее специальными, чем упомянутые ими земельные услуги услуги живущих художников, певцов и певиц, великих врачей и хирургов. Но рассмотрим, наконец, случай, который они имеют в виду. [c.337]
Человек будущего превыше всего будет ценить красоту духовную, жизнь с глубокими интересами и высокими чувствами, а уже потом — все внешнее. Вместе с тем облику духовному должен соответствовать облик внешний. Несомненно, человек и в далеком будущем будет красиво одеваться и окружать свою жизнь только красивыми вещами, но при этом не будет руководствоваться соображениями престижа и "самоутверждения", так как в этом не будет необходимости. В результате гармоничного развития человек будет обладать универсальными знаниями и совершенным художественным вкусом, отвергающим любые проявления излишеств, украшательства, роскоши, пошлости и несуразности. [c.45]
На определенной ступени развития человечества в процессе трудовой деятельности и связанным с ней познанием красоты природы возникает эстетический вкус, т.е. способность человека к эстетической оценке явлений. [c.59]
Прекрасное пробуждает благородные чувства в человеке, обогащает его духовный мир. Формирование же эстетического вкуса возможно лишь при развитии способности замечать, воспринимать красоту форм, цвета, пластики, причем не только в произведениях искусства, но и в окружающей предметной и природной среде. Это происходит в том случае, когда человек работает и отдыхает в окружении красивых вещей. [c.62]
Вкусу свойствен социальный характер, так как у каждого класса свои художественные идеалы и предпочтения, свое понимание красоты. [c.63]
Воспитание вкуса, как уже отмечалось, происходит через познание красоты природы и законов красоты вещественного мира, которые формировались талантливыми людьми всех времен и народов. [c.64]
О взаимном влиянии экономики, науки, технологии, техники и красоты великолепно высказался известный авиаконструктор. Герой Социалистического Труда П.Н.Поликарпов "Самолет — объемное сооружение, видимое со всех сторон, а законы воздуха совпадают с законами эстетического вкуса что красиво на наш взгляд, то оказывается выгодным в летном отношении, имеет минимальное сопротивление..." [c.64]
Каковы же основные формы взаимосвязи красоты, вкуса и экономики [c.67]
Характерной чертой рассмотренных комплектов мебели является благородная простота, в которой сплавлены признаки красоты, вкуса и экономии. Простой, не перегруженный украшениями предмет всегда легко входит в ансамбль, хорошо сочетается с остальными вещами в комнате при условии, если он не лишен красоты. [c.221]
Между тем изящная сервировка стола, красивая уютная обстановка создают хорошее настроение, повышают жизненный тонус. Поэтому надо стараться, чтобы предметы, которыми пользуются ежедневно, в том числе и сервировка стола, подбирались со смыслом и со вкусом. Не последнюю роль должны играть удобные, красивые и недорогие современные сервизы (обеденный, чайный, кофейный), наборы сосудов для различных напитков, столовые приборы и т.п., соответствующие традиционному ритуалу будничного или праздничного застолья и способные украсить накрытый стол. Конечно, праздничный стол бывает более нарядным и торжественным, но этим нельзя ограничивать тягу к красоте. Наш ежедневный домашний завтрак, обед или ужин будет приятнее и радостнее, если он подан на чистой скатерти и в красивой (вовсе не обязательно дорогой) посуде. Для этого не нужно лишнего времени, нужна лишь привычка, становящаяся необходимостью. [c.227]
Второе объяснение состоит в том, что красота — косвенный показатель других видов способностей. Привлекательность человека определяется не только его внешними данными. Огромную роль играют вкус в выборе одежды. прическа, манеры поведения и другие контролируемые индивидом характеристики внешнего образа. Возможно, человек, который успешно создает привлекательный образ, прежде всего умен и весьма преуспел и в решении других задач. [c.412]
Не менее интересен ансамбль мебели "Танго", рекомендованный для однокомнатной квартиры в сочетании с корпусной мебелью "Программа", которые разработаны таллинским научно-производственным объединением "Стандарт" и изготовлены деревообрабатывающим комбинатом "Вииснурк" Минлегпрома ЭССР. Предельная простота, прекрасные пропорции, соразмерная человеку масштабность, светлый колорит — вот и все средства достижения красоты и гармонии комплекта. Средства эти самые экономные, не требующие дополнительных материальных затрат, но доступны они лишь тем, кто обладает самым высоким профессиональным дизайнерским мастерством и безукоризненным художественным вкусом. [c.219]
Самым крупным из них является дворец Кносса. Предполагают, что он был резиденцией царя Кносса - обладателя огромного флота и владыки моря. Дворец представлял грандиозное сооружение расположенное на 1,5 га. В цокольном этаже находились кладовые, где хранились запасы зерна, риса, оливкового масла, изделия дворцовых мастерских и многое другое. При дворце функционировали различные мастерские, в том числе живописные, ювелирные, гончарные и т.д. Дворец был сооружен таким образом, что учитывал не только необходимые жизненные потребности, но и эстетически изощренные вкусы его обитателей. Наряду с системой водоснабжения, канализации, освещения и вентиляции здесь имелись помещения для омовений в терракотовых ваннах, площадки для зрелищ и т.д. На стенах сохранилась удивительная роспись, а в помещениях были найдены сосуды изумительной красоты. [c.15]
В книге приводятся краткие сведения о предметно-пространственном окружении человека отдельных исторических эпох, необходимые для выявления экономических, эстетических и этических проблем, связанных с развитием вещной среды этих эпох, а также для уяснения сути таких понятий, как "красота", "вкус", "стиль", "мода", "экономия" и др. В ней делается попытка проследить, как тот или иной предмет минувших эпох удовлетворял потребности людей, какие изменения претер- [c.7]
Искаженное понимание красоты весьма отрицательно сказывается на процессе эстетизации предметной среды, является причиной появления вещей дурного вкуса, начиная с обстановки квартиры и кончая оборудованием рабочего места. Последнее особенно нетерпимо, так как обусловливает нерациональную затрату государственных средств, а в воспитательном отношении играет резко отрицательную роль и, главное, не способствует улучшению условий труда, следовательно, повышению его производительности. [c.57]
Человек должен быть подготовлен к созданию и восприятию прекрасного. Многообразие вкусов — производное не только условий жизни, но и степени развития эстетического чувства. Одному нравится одно, другому — другое. Вместе с тем подлинные шедевры искусства, будь то архитектурное или музыкальное произведение, скульптура, живопись или предмет быта, восхищают большинство людей. Главная причина всеобщего признания красоты шедевров искусства — воплощение в них правды жизни, чувств, понятных представителям всех эпох. "Прекрасное есть жизнь... — писал Н.Г.Чернышевский, — прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни..."2, "общеинтересное в жизни — вот содержание искусства"3. [c.60]
Мастерское владение законами гармонии помогает современным зодчим, дизайнерам и художникам создавать экономными средствами эстетически совершенные предметы, т.е. достигать вершины красоты промышленных изделий — благородной простоты. К этому постоянно стремятся все выдающиеся дизайнеры, хорошо понимая при этом всю трудность поиска простых решений. Очень характерен творческий принцип основателя итальянской фирмы К.Оливетти "Пишущая машинка не должна быть богато декорирована и отличаться сомнительным вкусом. Ее внешний вид должен быть одновременно и серьезным и элегантным"1. [c.166]