Законы гармонии

Существуют некоторые конкретные приемы гармонизации стандартных изделий, которые используются дизайнерами. К сожалению, эти приемы еще не получили всеобщего признания и массового практического применения. Между тем без повсеместного применения законов гармонии невозможно устранить хаос и создать подлинно гармоничный предметный мир, т.е. достичь конечной цели дизайна.  [c.131]


Даже гениальный художник и ученый Леонардо да Винчи не полагался на свой огромный талант и необычно сильно развитое чувство прекрасного. Скульптор, живописец, архитектор, ученый, инженер эпохи Возрождения эмпирически познает строение человеческого тела, осмысливает красоту природы и формулирует обоснованные законы гармонии. Эти законы — основа неумирающей красоты созданных им шедевров искусства. В трактате о живописи Леонардо существенное внимание уделяет вопросам гармонизации формы пропорциям, масштабности, ритму, колориту, коррективам оптических иллюзий форм. По мнению Леонардо, "живописец воплощает в форме пропорций те же таящиеся в природе закономерности, которые в форме числового закона познает ученый"2.  [c.165]

Гармония - это непременный спутник красоты. Целостность формы промышленного изделия достигается только при целенаправленном применении законов гармонии. И если товаровед познает законы гармонии, то он в какой-то мере овладеет умением объяснить, почему красив или некрасив тот или иной предмет, а это очень важно для профессиональной оценки качества товаров.  [c.169]


Человек открывал законы гармонии в процессе восприятия красоты объектов природы, познавал принципы их формообразования и затем руководствовался ими в процессе своей многовековой творческой деятельности.  [c.169]

Принц Вера, благодарю тебя за наставления, с которыми ты вел меня сегодня по жизни за то, что ты вдохновлял меня совершать добрые дела и отвращал от того, что принесло бы мне вред. Ты укреплял мои мысли, помогал быстрейшему устроению моих дел, делился со мной мудростью, позволяющей понимать законы природы и подчиняться им, вселял в меня чувство гармонии.  [c.29]

Вселенский закон привычки создан самой природой. Это универсальный принцип, на котором строится гармония и упорядоченность вселенной, от гигантской звезды до самого маленького атома.  [c.205]

Общая этика рассматривает законы морали (писаные и неписаные), определяющие, что правильно, а что нет. В истории создания правил этического поведения важную роль сыграла религия, наделившая Всевышнего правом вознаграждения и наказания за совершаемые поступки [48]. Особое место в формировании морального поведения также занимают семья и культура. Конечная цель состоит в обеспечении гармонии взаимоотношений внутри социальных групп. Таким образом, человек возлагает на себя определенные обязательства без давления со стороны.  [c.519]

Ф. Кенэ и его ученики исходили из идеи о космическом порядке, универсальной гармонии, которой одинаково подчинены материя и человечество. Государство не должно мешать действию законов, создающих естественный порядок, наиболее выгодный человеческому роду, устанавливающих естественное право всех людей. Эти вечные, неизменные законы подчиняют себе всякого разумного человека. Государство должно способствовать пониманию этих законов посредством организации просвещения, должно соблюдать и охранять их, но его попытки вмешиваться в сложный механизм общественной жизни лишь портят благой порядок, установленный Богом. Пусть порядок и честность установятся в администрации, пусть предоставят каждой вещи ее естественное течение, тогда увидят выполнение всех принципов по самому внутреннему порядку вещей.  [c.29]


Третий вариант. Человек — это часть природы и должен жить в гармонии с ней. Он должен не менять природу по своему усмотрению, а подстраиваться под ее законы. Такой подход в наибольшей степени характерен для Японии и некоторых стран Юго-Восточной Азии. Отношение человека к природе находит отражение в стереотипах его поведения и оценках происходящих событий. Причем в зависимости оттого, как человек относится к окружающей среде,-оценки одних и тех же явлений или даже материальных предметов могут быть диаметрально противоположными.  [c.33]

В большинстве случаев Закон волн не имеет себе равных в представлении общей перспективы на положение рынка. Самое важное для частных лиц, менеджеров инвестиционных портфелей и инвестиционных компаний является то, что Закон волн заблаговременно показывает относительные размеры следующего периода рыночного роста или падения. Существование в гармонии с такими движениями может изменить финансовые дела от провала к успеху.  [c.58]

В обществе, в котором использовался труд рабов, связь добродетели и трудолюбия не представлялась очевидной, и античные мыслители полагали основой нравственного воспитания занятия философией. В диалогах Платона (427—347 г. до н.э.) упоминается несколько десятков различных видов занятий, но для всех трудящихся, земледельцев и ремесленников, поскольку в них преобладает вожделеющая часть души, самой главной является добродетель умеренности любовь к порядку, дисциплина, способность подчиняться высшим классам. Для стражников, в которых преобладает волевая часть души, главная добродетель — мужество, для правителей — мудрость, в них преобладает разумная часть души. Справедливость — это гармония между тремя добродетелями. Ее реализует любой гражданин, исполняя свое дело наилучшим образом по природе и по закону.  [c.50]

Добро (союзник гармонии и ее часть) противится агрессивному Злу, постоянно искушающему человека, и должно противиться. Но как Может быть с помощью закона Ведь он, гордость человеческого прогресса, считается средством радикальной борьбы со Злом. Но, странное дело, количество Зла в мире, с тех пор как он стал подзаконным, не уменьшилось, а даже увеличилось. На практике оказалось, что закон (в том числе и Моисеев) фактически бессилен он хочет — и не может, требует — и не выполняет, обещает — и не дает Отчего же это происходит Создается впечатление, что он даже провоцирует противление ему, а не следование. Так оно действительно и есть (см. [34]). На это впервые обратил внимание апостол Павел в послании к Римлянам (гл. 7) — закону противится плоть, закон добр, а плотский человек зол. Однако такой морализм требует умерщвления плоти (но ведь вместе с ней в конце концов и человека), что безжалостно вскрывает очень глубокую антиномию закона его задача — спасать человека, но получается, что для обеспечения ее решения нужно его погубить.0 В связи с чем способ борьбы со Злом с помощью закона не устраивает ни человека, ни Создателя, ибо тело человека — Храм Духа Божия (1-е послание Коринфянам, гл. 6) и, как и душа, оно подлежит преображению, а не умерщвлению. Максим Исповедник говорит, ничто не дурно в вещах, а дурно извращенное пользование ими. Отсекать что-либо (кроме  [c.312]

Комплексный метод позволяет рассматривать процесс создания, изготовления и применения изделий как управляемую систему, имеющую законы внутренней гармонии, развития в интересах народного хозяйства, товаропроизводителя и потребителя.  [c.342]

Иная позиция была характерна для Д. Рикардо. Во-первых, предметом экономической науки у него становится распределение доходов, и соответственно, задача науки понимается как выяснение законов распределения. Во-вторых, идея гармонии (хотя и у Смита присутствует мысль о столкновении классовых и групповых интересов) уступает место идее противостояния классов, которая находит выражение в его законе о земельной ренте.  [c.742]

Теория регулируемой заработной платы отрицает объективные экономические законы, определяющие заработную плату при капитализме. Эта ложная теория проповедует идеи сотрудничества между рабочими и капиталистами, гармонию интересов труда и капитала. Она направлена на то, чтобы отвлечь рабочий класс от революционной борьбы.  [c.110]

Все буржуазные теории прибыли являются -антинаучными и идеалистическими. Классовый смысл их состоит в попытке доказать, что при капитализме нет эксплуатации наемного труда, а, напротив, существует гармония классовых интересов и каждый по законам рынка получает столько, сколько производит.  [c.123]

Деятельность человека как одного из биологических видов живых существ протекает в тесной гармонии с природой и определяется действием естественных законов развития природы. Человек, как существо живое всецело зависит от природы, подчиняется ее "воле и капризам".  [c.298]

Человек — социальный элемент природы. Естественные законы природы (детерминизм, двойственность явлений, ритм простых чисел, естественный отбор, превращение и сохранение энергии, наконец, системные постулаты) дают идеальное представление гармонии, организации и управления. Их бесконечная организующая сила видна в совершенной точности и упорядоченности, с которой природа поддерживает динамическое равновесие бесконечного многообразия Вселенной.  [c.40]

В конце XIX века сотрудники Московского технического училища задолго до Ф.Тейлора, сделали первые шаги в области научного менеджмента, разработав собственную методику рационализации трудовых движений. В 1903 г. инженером Каролем Адаметским были сформулированы четыре основных закона организации труда закон возрастающего производства закон специализации закон координации производства закон гармонии труда.  [c.15]

Познание форм природы приводило знаменитых ученых, художников, зодчих и дизайнеров к познанию законов гармонии, помогало творцам вещественного мира творить по законам красоты, воспринятым, "подсмотренным" у природы1. Теоретик архитектуры Ренессанса Леон-Батиста Альберти говорит "Упорядочить части. .. неким совершенным соотношением так, чтобы она одна другой соответствовали, создавая "красоту" — "цель гармонии". И обращает внимание на гармонию природы как ее "абсолютное первичное начало", указывая, что "наши предки не сомневались. .. что необходимо подражать природе, лучшему мастеру форм"2 (подчеркнуто автором). Крупнейшие зодчие XX века Ф.Л.Райт, Э.Сааринен, Ле Корбюзье, И.В.Жолтовский одним из мощных источников красоты произведений зодчества и дизайна считали природу. Произведения зодчества, по их мнению, должны строиться подобно растущему дереву.  [c.45]

Мастерское владение законами гармонии помогает современным зодчим, дизайнерам и художникам создавать экономными средствами эстетически совершенные предметы, т.е. достигать вершины красоты промышленных изделий — благородной простоты. К этому постоянно стремятся все выдающиеся дизайнеры, хорошо понимая при этом всю трудность поиска простых решений. Очень характерен творческий принцип основателя итальянской фирмы К.Оливетти "Пишущая машинка не должна быть богато декорирована и отличаться сомнительным вкусом. Ее внешний вид должен быть одновременно и серьезным и элегантным"1.  [c.166]

Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского сообщества (ЕС). Суть ее заключается в том, что в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в странах-членах сообщества, т. е. находились в относительной гармонии друг с другом. Работа в этом направлении ведется с 1961 г. В целях формирования концепции развития учета в странах ЕС бьша сформирована исследовательская группа по проблемам бухгалтерского учета. Ее деятельность рассматривалась как составная часть программы гармонизации национальных версий закона о компаниях. Результаты этой работы опубликованы в виде нормативных документов, которые были включены каждым членом ЕС в свое национальное законодательство в части бухгалтерского учета.  [c.10]

Идеология классической политической экономии господствовала длительное время, идеология, которая этическую точку зрения делала излишней, поскольку она предполагала, что механизм экономической жизни производит собственной силой тоу что этика ожидает от осуществления своих идеалов, В этом плане показательно высказывание французского экономиста, представителя классической политической экономии Ф. Бастиа (1801—1850). В работе Экономические гармонии он пишет Природа, создающая все, даже самое великое, простейшими средствами, так устроила социальный порядок, что действия, в своей причине лишенные нравственного элемента, т.е. исходящие из собственного интереса, тем не менее, ведут к тем же результатам, каких ожидают моралисты от добродетели, самообладания и человеколюбия, т.е. к всеобщему благополучию . Другими словами, состояния общего блага можно, достичь, не опираясь на нравственные чувства и человеколюбивое настроение. Данное убеждение сыграло большую роль в процессе высвобождения экономических отношений из социальных и культурных норм в пользу большего подчинения экономики собственным законам, большего воздействия экономических закономерностей на распределение благ и социальную структуру общества.  [c.26]

Заметим, что в своем уповании на правильные законы Бентам придерживался точки зрения, отличной от точки зрения главного представителя классической политической экономии — Адама Смита. Последний исходил из естественной гармонии интересов и верил, что следование частным эгоистическим интересам само способно обеспечить общественное благо. Бентам же полагал, что свобода поведения совершенно не обязательно должна приводить к гармонии интересов. Задача политической экономии в том и заключается, чтобы, пользуясь вторым принципом (люди стремятся к удовольствиям), попытаться понять, где необходимо вмешательство государства, а где — нет. Как писал Бентам, величайшей задачей... является определение того, во что следует и во что не следует вмешиваться правительству. Именно здесь и только здесь имеет практическое значение знание того, что происходит или будет происходить без вмешательства государства [т. е. позитивной теории. —Ред.] .6  [c.317]

БУТОВСКИЙ Александр Иванович (11. 4. 1814— 11.12.1890), русский экономист, директор департамента Мин ва финансов, сенатор. Автор труда Опыт о народном богатстве, или О началах политической экономии.) (т. 1—3, 1847). Выражал интересы рус. дворянства. Защищал крепостной строй и помещичью собственность на землю. Пытался доказать, что положение крепостных более выгодно, чем мелких фермеров, что личность н собственность крепостного обеспечены законом. Капитализм рассматривался Б. с позиций вульгарной политич. экономии. Изображал капиталистич. отношении как выражающие гармонию и солидарность интересов. Пауперизм в капнталистич. обществе Б. рассматривал как случайное явление и возлагал от-ветствепность за него на самих рабочих. Он относил политич. акономию к нравственно-политич. наукам и требовал внесения в неё морального начала , изображая Мальтуса высшим истолкователем этич. принципов. Взгляды Б. были подвергнуты обстоятельной критике и работах сов. экономистов.  [c.189]

Другой вариант Г. и.т. возник в США, его творцом был Кэри, к-рый в своих многочисл. работах не только защищал капитализм, но и оправдывал рабство, существовавшее на юге США. Кэри доказывал наличие в бурж. обществе полнейшей гармонии всех истинных и настоящих интересов . В основу своей теории он положил закон распределения . Из всех законов, установленных наукой, — писал он,— это, вероятно, самый прекрасный закон, так как действие этого закона состоит в установлении полной гармонии реальных и истинных интересов различных классов человеческого общества . Полное название своей книги Гармония интересов ( The harmony of interests , 1872) он сформулировал след, образом Естественная гармония, обнаруживающаяся в законах, управляющих ростом населения и средств существования и определяющих идентичность интересов монарха и подданных, лендлорда и арендатора, капиталиста и рабочего, плантатора и раба . Обоснование идентичности интересов пролетариата и буржуазии построено у Кэри на бездоказательном утверждении, будто в капиталистич. обществе заработная плата растёт вместе с повышением производительности труда, вследствие чего различие в экономич. положении рабочего и капиталиста постепенно стирается. Продукт рабочего растет,— писал Кэри,— а доля, к-рая идет капиталисту, снижается. Власть первого над продуктами его труда возрастает, в то время как власть последнего уменьшается . Ещё более примитивным является обоснование гармонии интересов рабов и рабовладельцев. Рисуя самыми радужными красками положение негров ни рабовладельческих плантациях, Кэри писал Плантаторы стремятся к росту богатства и населения и поэтому они создают на своих быстро делящихся землях свободу, счастье и процветание для человека. Интересы всех находятся в полной гармонии друг с другом, и недалек тот день, когда все признают этот факт . В отличие от Бастиа, Кэри защищал протекционизм. Социальное назначение его теории состояло в том, чтобы оправдать и укрепить политич. и экономич. господство эксплуататоров.  [c.305]

Более тонкими методами пропаганды гармонии интересов пользовался амер. экономист 2-й пол. 19 в. Г. Джордж. Он утверждал, что экономич. кризисы, безработица и нищета масс вытекают не из самих законов капитализма, а из нарушений этих законов в результате концентрации зем. собственности в руках землевладельцев, к-рые присваивают в виде ренты все результаты общественного прогресса. Освобождение капитализма от этих искусственных нарушений, т. е. изъятие ренты в пользу бурж. гос-ва, как писал Джордж, обеспечит гармонию труда и капитала , устранит кризисы нере-производства и бедность масс. Антагонизм интересов существует не между трудом и капиталом, как это обыкновенно думают, а в действительности между трудом и капиталом, с одной стороны, и землевладением — с другой . Подчинить рабочее движение буржуазии, отвлечь трудящихся от борьбы с капитализмом — такова объективная направленность теории Джорджа. Последователями Г. и. т. были также М. Вирт и Е. Дю-puiis — в Германии, Н. X. Бунге — в России.  [c.305]

КЭРИ ( arey) Генри Чарлз (15.12.1793—13.10.1879), американский экономист, представитель вульгарной полнтич. экономии. Защищая интересы амер. буржуазии, К. активно выступал за пром. и агр. протекционизм как средство борьбы с англ, конкуренцией. В своих многочисл. работах К. рассматривал проблемы экономич. и политич. развития США внеш. торговлю, экономич. взаимоотношения с Великобританией, работорговлю, финанс. систему, фермерский вопрос, ж.-д. строительство, перспективы экономич. развития США и др. Считая, что законы природы в состоянии обеспечить постоянный экономич. прогресс, К. утверждал, что политич. экономия должна изучать отношение человека к природе. Он критиковал англ, классич. политич. экономию, особенно взгляды Д. Рикардо. Отвергая трудовую теорию стоимости, не видел причин-нон связи между стоимостью и ценой, считал, что деньги выполняют лишь функцию средства обращения. Вульгаризируя понятие капитала, К. отождествлял его со средствами произ-ва, используемыми человеком, и доказывал, что прибыль создаётся капиталом. Он возражал против теории ренты Рикардо н отождествлял ренту с процентами на вложенный в землю капитал. К.— основоположник реакционной теории гармонии классовых интересов (см. Гармонии интересов теория).  [c.326]

Теория о миновании Россией фазы капитализма"... была, по определению Ленина, теорией ...утопического, мещанского социализма... , ищущего выхода из капитализма не в классовой борьбе (там же, т. 24, с. 321). М. отверг план Р. Оуэна, советовавшего обратиться к филантропам из имущих классов и к бурж. пр-вам с требованием провести необходимые для человечества реформы (Поли. собр. соч., т. 10, СПБ, 1914, с. 662—63). В рецензии на появившийся в рус. переводе 1-й том Исследования о природе и причинах богатства пародов Адама Смита он отмечает ограниченность бурж. экономистов — порядок, существующий в данную минуту, они возводят в принцип, в закон для всех времен и народов (там же, с. 728). Осн. ошибку Смита и всей его школы М. видел в том, что ...они верят в гармонию всевозможных интересов, которой в действительности нет и быть не может (там же, с. 730).  [c.516]

С. разделял политич. экономию на три самостоят. части произ-во, распределение и потребление. Трактовал законы капиталистич. произ-ва как вечные, сводил произ-во лишь к процессу воздействия человека на природу. Выступил против трудовой теории стоимости Д. Рикардо. Отождествляя товарную форму богатства с суммой полезных вещей, называл ценность (стоимость) богатством, т. е. смешивал её с потребительной стоимостью. Испытывая при этом затруднения н определении величины стоимости и пропорций обмена, выдвинул др. вариант выражения ценности через издержки производства , в основу к-рого положил свою вульгарную теорию трёх факторов произ-ва (см. Факторов производства теория). Согласно этой теории, в создании стоимости равноправно участвуют труд, земля и капитал (отождествляемый С. со средствами произ-ва), к-рые соответственно являются якобы источниками доходов общества — заработной платы, прибыли и ренты совокупность доходов будто бы и составляет стоимость товара. С. рассматривал доходы как плату за производств, услуги, оказываемые каждым из трёх факторов произ-ва. Тем самым он затушёвывал капиталистич. эксплуатацию и вытекающий из неё антагонистич. характер распределения, проповедовал гармонию классовых интересов в бурж. обществе. С. определял величину вклада каждого из факторов произ-ва в создание стоимости соотношением спроса и предложения, выдвинув тем самым третий вариант теории стоимости. Однако спрос и предложение сами зависят от стоимости, и соотношение между ними объясняет лишь колебание цен вокруг стоимости.  [c.543]

Гражданская воина, закончившаяся победой капнта-листич. Севера над рабовладельч. Югом, по своему содержанию явилась бурж.-демократич. революцией. Препятствия, стоявшие на пути дальнейшего развитии капитализма, были устранены, на всей территории страны и во всех отраслях экономики стали быстро распространяться каниталистич. производств. отношения. На основе бурного экономич. развития в 90-х гг. 19 в. США вышли на 1-е место в мире но размерам пром. и с.-х. произ-ва, обогнав Великобританию if др. гос-ва. Наиболее значит, идеологами этого нового этана развития амер. капитализма были Ф. У опер н Г. Джордж. Взгляды Уокера, отличавшиеся эклектизмом, были подчинены восхвалению амер. экопомич. системы. Он распространил закон убывающего плодородия почвы на др. отрасли х-ва, формулируя т. н. универсальный закон убывающей доходности, проповедовал мальтузианство, искажал понятие капитала, представляя его как результат воздержания предпринимателей, а процент — как вознаграждение за сбережение, н т. д. Уокер отрицал наличие каниталистич. эксплуатации и выдвигал идею гармонии классовых интересов. Более гибкой политич. линии придерживался Джордж, допускавший критику нек-рых сторон капитализма и призывавший к бурж. реформам. В его гл. работе Прогресс и бедность (1879. рус. пер. 1896) содержится призыв к национализации зем. ренты путём полного её изъятия в пользу гос-ва. Средства, собранные в форме единого зем. налога , предполагалось направить на покрытие всех обществ, потребностей в целях устранения имеющихся социальных несправедливостей, а остальные налоги отменить. Путём подобной демагогии Джорджу удалось увлечь значит, часть рабочих и фермеров на путь реформистских иллюзий.  [c.584]

Развёртывание всей системы производств, отношений социализма на фундаменте осн. отношения н соответственно действий системы экономич. законов под определяющим воздействием осп. закона придаёт общую направленность функционированию н развитию экономии, отношений п свойственных пх неаптагоппч. Э. п. Имеете с тем это не снимает противоречий между экономич. законами, не означает предопределённой гармонии в их функционировании. Так, при взаимодействии закона роста благосостояния н закона соцпалнстпч. накопления первый требует. максимизации фонда потреблении, второй --- направления части нац. дохода на цели расширенного воспроиз-ва, т. е. ограничивает на каждом данном отрезке экономнч. развития возможности роста фонда потребления. Разрешение этого противоречия обеспечивается планомерно достигаемой оптимальностью сочетания фондов потребления п накопления (в единстве соответствующих текущих н перспективных процессов формирования этих фондов). В 10-й пятилетке (1976 — 80) данное противоречие разрешалось, в частности, на началах несколько опережающих темпов роста фонда потребления, нек-рого повышения его уд. веса в нац. доходе. Другой пример закон стоимости требует установления цен в соответствии с общественно необходимыми затратами, заключёнными в товарах, их обмена на эквивалентных началах. Закон распределения но ТРУДУ реализуется тем полнее п точнее, чем ближе к общественно необходимым затратам цены, по к-рым реализуются потребительские товары. Однако закон пропорциональности обусловливает, в каждых данных история, условиях, действие ряда факторов, диктующих то или иное отклонение цен от стоимости.  [c.517]