Истинная социальная ценность

ВВП далеко не всегда содержит товары и услуги, представляющие действительную социальную ценность. Например, производство и эксплуатация автомобиля связана с загрязнением окружающей среды. Это значит, что его истинная социальная ценность исчисляется как разница между его рыночной ценой и величиной социальных издержек от загрязнения. Издержки загрязнения нужно вычесть из ВВП. Следует также вычесть издержки, связанные с негативными социально-экономическими последствиями перенаселения городов, разрушением среды обитания человека и т. д.  [c.436]


Во-первых, ВНП измеряет объем конечной продукции в рыночных ценах, не обязательно отражающих ее истинную социальную ценность. Определенная часть продукции, например, вовсе не учитывается в официальной статистике ВНП, поскольку эта часть не имеет рыночной оценки. Действия, имеющие место вне денежной сферы, — такие, как работа по дому или бартерный обмен, — как правило, не входят в расчет ВНП, в результате чего недооценивается реальный объем совокупного дохода в экономике. В то же время существуют товары, чья рыночная пена превосходит уровень истинной социальной ценности. Рассмотрим в качестве примера электростанцию, которая, вырабатывая электричество, одновременно загрязняет окружающую среду. Статистика ВНП отражает рыночную цену  [c.48]

ВНП на душу населения является наиболее часто используемым показателем уровня экономического развития. Предполагается, что страны с более высоким уровнем среднедушевого ВНП характеризуются и более высоким уровнем благосостояния по сравнению со странами с относительно низким ВНП на душу населения. Однако помимо этого показателя экономическое богатство определяется и многими другими факторами. Во-первых, показатель ВНП не учитывает ряд деталей. Он измеряет объем производства в рыночных ценах, а не по его истинной социальной ценности. Он также не охватывает те виды деятельности, которые находятся вне денежной системы экономики. Во-вторых, степень благосостояния, достигнутого при одном и том же уровне ВНП, зависит от покупательной способности, скажем, 1 долл. в различных экономиках. В-третьих, показатель ВНП на душу населения игнорирует степень существующей в экономике неравномерности в уровне доходов. Во многих случаях бедные страны с относительно равномерным распределением доходов демонстрируют более высокие показатели благосостояния по сравнению с более богатыми странами, обладающими меньшей степенью равномерности в распределении доходов.  [c.63]


Единство слова и дела — критерий нравственной воспитанности и гражданской зрелости руководителя, его социальной ценности. Залогом истинного успеха всегда была и будет только правдивость, и в конечном счете только по реальному делу познается реальная цена руководителя. Разрыв между словом и делом В. И. Ленин рассматривал как одно из самых больших бедствий и требовал практических, деловых гарантий того, чтобы решения партии... не остались только на бумаге .  [c.148]

В работе учителя, медсестры и консультанта помощь другим — смысл работы, и истинное понимание ценности других людей характеризует лучших исполнителей. Несмотря на то, что иногда интерес присоединения ведет учителей или других специалистов в рассматриваемой сфере к установлению личных взаимоотношений со студентами или клиентами за пределами профессиональной обстановки, чаще всего это выражается в виде знания о прогрессе индивидуума по окончании обучения (или другой работы, проделанной специалистом по оказанию социальной помощи)  [c.194]

Таким образом, образование является социальной сферой, в которой формируется новое научное мышление, основанное на понимании научной истины как личной ценности.  [c.224]

Все эти рассуждения имеют прямое отношение к исходному вопросу о разграничительных линиях, определяющих социальное неравновесие, и о роли якоря, выполняемого ценностями. Мы склонны принимать общественные или моральные ценности как должное. Мы даже называем их подлинными или фундаментальными, подразумевая, что их действенность зависит определенным образом от господствующих условий. Как я указывал ранее, нет ничего более далекого от истины. Ценности — рефлексивны. На них влияют общественные условия, а они, в свою очередь, играют определенную роль в создании таких общественных условий, какие они есть.  [c.56]

Вы правы. Аналогия даже ближе, чем я думал. В обоих случаях нас волнует общественный интерес. И в любом случае концепция открытого общества основана на признании того, что мы можем ошибаться. Проблема состоит в том, как превратить это признание в фундаментальную ценность как таковую. Я решил эту проблему, и решение меня удовлетворяет, но я не уверен, что смогу изложить его. Это очень сложная задача. Легче поверить в то, что все, что вы утверждаете, является конечной истиной. Труднее защищать форму социальной организации, основанную на признании нашей подверженности ошибкам. Необходимо доказать недостижимость конечной истины. Это занимает время, много времени, ведь необходимо представить все аргументы, которые я привел здесь. Время уходит, особенно когда вы спорите с кем-то, у кого в руках ружье.  [c.247]


Существует еще один набор желаний, который не может удовлетворить критическое отношение стремление к определенности. Естественные науки могут предоставлять жесткие заключения, поскольку в их распоряжении есть объективный критерий. Социальные науки построены на более зыбкой почве, поскольку рефлексивность противоречит объективности когда необходимо создать надежную систему ценностей, критическое отношение бесполезно. Очень трудно базировать систему ценностей на индивиде. Прежде всего индивиды подвержены предельной неопределенности - смерти. Кроме того, они являются частью ситуации, с которой должны иметь дело. Истинно независимая мысль является иллюзией. Внешние обстоятельства, такие, как семья, группа ровесников или даже настроение в конкретном возрасте, оказывают намного более сильное влияние, чем человек может признать. Тем не менее нам необходим независимый набор ценностей, если мы хотим избежать негативных последствий состояния дисбаланса.  [c.292]

Чувственные ценности будут становиться все более относительными и атомарными. Граница между истиной и ложью, справедливым и несправедливым, прекрасным и безобразным... начнет неуклонно стираться, пока не наступит царство умственной, моральной, эстетической и социальной анархии.  [c.322]

Ценностные ориентиры — субъективное практическое отношение личности к социальным нормам, системе ценностей, влияющих на мотивацию личности, концепцию истины и справедливости, свободы и ответственности, смысла жизни, добра и зла и т.п.  [c.106]

ЦЕНА СПРАВЕДЛИВАЯ — представление о цене, основанное на моральных ценностях, на принципах социальной справедливости цена, отражающая истинное качество товара и его доступность для покупателя.  [c.439]

Страх психолога перед исследованием острых социально-психологических проблем. С одной стороны, полноценно осознать реальные общественные проблемы можно, лишь несколько успокоившись, лишь перестав реагировать на них субъективно, как на личностно значимые проблемы. А для этого разумно было бы просто подождать, пока страсти улягутся и исследовать эти проблемы непредвзято, объективно и т.п. Но с другой стороны, определенную ценность имеет и непосредственный опыт переживания этих проблем, когда исследователь пытается понять ситуацию как бы изнутри , сам находясь в этой ситуации. Кроме того, многие клиенты (и испытуемые) реально соприкасаются с острыми социально-психологическими проблемами данного времени, поэтому хотя бы для благополучия этих людей есть смысл осмысливать истинные причины многих несчастий, которые их волнуют.  [c.380]

В первой своей научной работе К. Эрроу Социальный выбор и индивидуальные ценности (1951 г.) выдвинул некоторые условия, в рамках которых решения группы могут рационально или демографически выводиться из предпочтений каждого индивида. Однако в экономике сложно выявить истинные  [c.770]

Как отмечает известный русский философ Н.О. Лосский (1870— 1965), чувство удовлетворения есть симптом успеха, и оно представляет собой знак достижения цели (или ценности). А ценности различны. Одни живут ценностями своего телесного процесса (например, вкусовыми) другие — ценностями своего социального бытия (к примеру, честолюбием, властолюбием) третьи — сверхличностными ценностями (искания истины, красоты, справедливости). Таким образом, цель жизни состоит не в непосредственном получении удовольствия, а в достижении и реализации присущей человеку системы ценностей.  [c.82]

Характер вознаграждения определяется индивидуальными предпочтениями, которые зависят от вкусов, культуры, ценностей и т.д. Помимо уважения этнических, моральных и социальных правил общества, никакие иные основания для суждений о ценности или тривиальности этого выбора или о том, что можно признать "истинными" или "ложными" потребностями, недопустимы. Система плюралистична и уважает разнообразие вкусов и предпочтений.  [c.27]

В развитом гражданском обществе почти общепризнано, что бизнес должен играть активную общественную роль, а вопросы социальной ответственности и деловой этики должны беспокоить руководтелей бизнеса в такой же же степени, как и вопросы эффективности производства. Видный современный экономист Р. Мертон указывает на необходимость современному бизнессмену видеть три группы интересов, зачастую несовпадающих, но от удовлетворения которых зависит будущее организации это интересы собственников фирмы (акционеров), потребителей продукции(покупателей) и сотрудников фирмы. Определение цеелей организации - должна ли она действовать ради получения максимальной прибыли или служить потребителям - представляет собой важнейший нравственный вопрос, который должен решать руководитель. И хотя уже давно доказано, что внимание внимание к потребителю, клиентуре предприятия определяет его устойчивость, обеспечивает долгосрочные интересы, эта истина с трудом усваивается даже в странах с развитым рынком. Р. Мертон подчеркивает, что этот нравственный выбор во многом определяется системой ценностей, в рамках которых действует корпорация. А эти ценности, в очередь свою, основаны не столько на экономических функциях корпорации, сколько на культуре, традициях, собственном опыте и на личной склонности их руководителей, обнаруживающихся в текущей экономической, политической и социальной ситуации , главе процветающей американской фирмы ИБМ Томасу Уотсону-младшему принадлежат такие слова Я глубоко убежден в том, что каждое предприятие, чтобы выжить и преуспевать, нуждается в здоровом наборе основных каждое предприятие, чтобы выжить и преуспевать, нуждается в здоровом наборе основных убеждений, которыми руководствуется оно во всех решениях и мероприятиях .  [c.202]

Такова ситуация на ранних стадиях использования полезных ископаемых. Вначале добываются ресурсы из самого дешевого месторождения, затем из чуть менее дешевого и т. д. Последнее и самое дорогое месторождение иссякает тогда, когда рыночная цена поднимается до уровня, при котором становится конкурентоспособной заслонная технология . В течение ранних фаз можно представить себе, что ресурсодобывающие компании тщательно наблюдают за ожидаемыми затратами, связанными с использованием заслонных технологий . Любой успех или неудача, изменяющие эти ожидаемые затраты, мгновенно влияют на капитальную ценность существующих залежей и на самый прибыльный объем текущего производства. В действительности эти будущие затраты должны трактоваться как неопределенные. Правильная теория рыночного поведения и правильная теория оптимальной социальной политики должны учитывать технологическую неопределенность (и, возможно, также неопределенность, касающуюся истинной величины запаса полезных ископаемых).  [c.312]

Но тогда встает вопрос как вообще возможно развитие в науке и чтр представляет собой механизм вытеснения одних теорий другими Отве-ипь на него попытался Т. Кун в работе Структура научных революций (1%3). С его точки зрения в науке не следует видеть совокупность истинных Млн ложных идей, развивающихся по собственным внутренним законам. H.iVKa — это прежде всего социальный институт с активным субъектом (МУЧНОЙ деятельности. Таковым, по Куну, является не ученый-одиночка, а (мучное сообщество, объединяющим началом для которого служит сово-i им ость общих убеждений, ценностей и технических средств, обеспечи-и,нищих существование научной теории. Эти положения Кун назвал пара-.  [c.319]

Так, известный философ права Б.А. Кистяковский отмечал, что право не может быть поставлено рядом с такими духовными ценностями, как научная истина, нравственное совершенство, религиозная святыня, так как его содержание создается отчасти изменчивыми экономическими и социальными условиями [4]. Поэтому правовая система - это динамичная система, которая должна оперативно реагировать на процессы, протекающие в обществе и адекватно отражать эти изменения в виде определенных правоустановлений. Но вместе с тем правовая система должна иметь и определенную степень устойчивости для обеспечения стабильности правового регулирования и даже степень защиты от внешнего воздействия, так как не любые изменения в правовом регулировании являются позитивными. Это может приводить к ряду отрицательных последствий и деформировать развитие как правовой системы в целом, так и отдельных ее отраслей и институтов.  [c.277]

Микроэкономика глобальный подход (1996) -- [ c.0 ]