СУБКУЛЬТУРЫ В РАМКАХ ЕДИНОЙ КУЛЬТУРЫ. В любом обществе существуют субкультуры, т.е. группы людей с общими системами ценностей, возникших в результате общности их жизненного опыта или обстоятельств. Последователи англиканской церкви, подростки, Ангелы ада -все они являются представителями разных субкультур, приверженцы которых имеют общие верования и предпочтения, отличаются сходным поведением. Деятель рынка может выбрать ту или иную субкультуру в качестве целевого рынка, основываясь на нуждах и характеристиках покупательского поведения ее сторонников. [c.173]
Если взглянуть поглубже, то на наши потребности и ценностные представления оказывают влияние не только деятели рынка, но и семья, люди одного с нами круга, религия, наше этническое происхождение и уровень образования. Если американцы слишком меркантильны, то только потому, что система ценностей, которой они придерживаются, сложилась в ходе фундаментальных процессов становления общества, которые по значимости своей гораздо глубже результатов воздействия системы предпринимательства и средств массовой информации. [c.668]
Конечно, можно говорить о нашем отставании в теории и особенно в практике эффективного управлении, однако, на мой взгляд, это было бы, по большому счету, просто некорректно. Ведь управление советскими организациями в течение десятилетий было приспособлено к требованиям определенной среды — административно-командной системы. И адаптация к этой системе, не только к организационно-правовому, хозяйственному механизму, но и к ее политике, идеологии, системе ценностей происходила весьма активно и по-своему отнюдь не безуспешно. Выполнение плана, зачастую любой ценой, вместо удовлетворения потребностей потребителя рост размеров предприятий, увеличение объема выпуска продукции безотносительно к повышению ее качества и экономному использованию ресурсов стабильность вместо динамики унификация вместо разнообразия подчинение вместо инициативы и свободы — эти и другие требования экономической системы побуждали к жизни определенные формы управления, позволявшие приспособиться к конкретным условиям. По современным классификациям то, что было распространено раньше, — это бюрократические, механистические системы управления организациями. [c.14]
Личностные оценки содержат субъективное ранжирование важности, качества или блага. В отношении принятия решений оценки выступают в качестве компаса, указывающего человеку желательное направление, когда приходится выбирать между альтернативами действий. В ходе рассмотрения социальной ответственности и этики мы привели несколько примеров решений, принятых руководителями, которые отражают ценности этих людей в том, что касается добра и зла, порядочности. Важно подчеркнуть, что все управленческие решения, а не только связанные с вопросами социальной ответственности и этики, построены на фундаменте чьей-то системы ценностей. [c.208]
Концепция социального равенства, заложенная в бюрократической структуре, очень хорошо совпадает с системами ценностей как демократических, так и коммунистических стран. Государственная служба в США, например, является бюрократией, созданной первоначально для того, чтобы обуздать политический патронаж и преобразовать правительственные органы в соответствии с идеалами бюрократической системы. Короче говоря, как отметил видный специалист в теории управления Джон Чайлд Анализ бюрократических структур, проведенный Максом Вебером, продолжает оставаться уникальным и наиболее значительным описанием сущности современных организаций 3. Однако, как будет показано ниже, бюрократические структуры подвергались и критике за их неспособность к внедрению новшеств и отсутствие достаточной мотивации сотрудников. [c.333]
Социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, может оказать влияние и направить к достижению целей формальной организации. Он также может повлиять на мнение о руководителях и справедливости их решений. Обсуждая групповые нормы, Уильям Скотт говорит Эти нормы могут не вполне соответствовать системе ценностей формальной организации, так что человек может оказаться в ситуации, когда к нему предъявляются взаимоисключающие требования . [c.445]
Не следует сбрасывать со счетов и такое соображение, как быстрое изменение системы ценностей. Видимо, Япония минует ту ступень, когда люди покупают дорогие, роскошные вещи, в которые вложен большой труд, и относятся ко всем купленным вещам с большим уважением. Японцы все меньше связывают свою жизнь с вещами, как бы они ни были дороги и искусно сделаны, и теряют к ним привязанность, определяя ценность вещи ее утилитарными свойствами. [c.47]
Япония веками находилась под властью военной администрации, и оружие здесь уважали больше, чем иероглифы. Само собой разумеется, что владение своим телом лежит в основе навыков воина. Более того, военачальники подавали пример, посвящая значительную часть времени соответствующей тренировке. На почве военной традиции возникла соответствующая система ценностей, в рамках которой занятия физической деятельностью рассматриваются как признак доблести. Подобная ценностная ориентация доминировала также среди пред- [c.74]
Принципы формирования менеджмента из мандаринов или самураев , равно как и система ценностей, предопределяющая деятельность корпораций, непосредственно связаны с характером технологии и производства в каждой стране. С этой точки зрения интересно взглянуть на возможные пути будущего технического и промышленного развития различных наций. [c.76]
Следующее, что необходимо сделать после создания атмосферы, благоприятствующей сотрудничеству и обмену знаниями, — это разработать и начать осуществлять специальные проекты по распространению знаний в пределах организации и превратить этот процесс в неотъемлемую составляющую самой работы, а не в некое дополнение, без которого в принципе вполне можно обойтись. Далее, необходимо установить вознаграждение за передачу знаний. Старая истина знание — сила интерпретируется некоторыми в том смысле, что эту ценность лучше держать при себе. Такие работники стараются стать незаменимыми за счет обладания знанием, которого лишены другие. Однако сила компании заключается не в тайных знаниях, а в тех, которыми ее служащие делятся друг с другом. И эта идея должна найти отражение в корпоративной системе ценностей и поощрений. [c.250]
Обвальное падение престижа образования, науки и культуры в последнее десятилетие привело к деформации и даже разрушению системы ценностей россиян, смене принципов морали, потере идейной основы общества. Произошедшее - в значительной мере результат отсутствия национальной политики в области образования. [c.35]
В развитых странах не менее 5-7 % ВВП направляется в сферу образования. В России в несколько раз ниже не только сам этот показатель, но и объем ВВП как в абсолютной массе, так и в расчете на душу. Казалось бы, последнее обстоятельство оправдывает российское правительство скудный "паек" ВВП не позволяет, якобы, выделять образованию необходимые финансовые ресурсы. Но дело не только в этом (хотя, бесспорно, скудость затрудняет любые прогрессивные сдвиги). За время реформ он сократился примерно в 2,5 раза, в то время как расходы на образование - не менее чем в 3,3-4 раза. Главная причина, как указывалось выше, недопонимание роли образования как фактора повышения развивающего потенциала страны, а, следовательно, формирования условий и инструментов выхода из кризиса, повышения уровня и качества жизни, укрепления экономической, социальной, национальной и государственной безопасности. Наше государство, мощно выращенное в XX в., в том числе и благодаря удивившему весь мир размаху и динамике образования "потеряло к нему вкус", а точнее к его действительному, а не декларативному, приоритету в системе ценностей и факторов прогресса, причем в то время, когда расходы на образование в мире являются не фактором истощения, а непременным условием благосостояния и качественных изменений экономического, социокультурного и гуманитарного потенциалов общества. [c.44]
Следующая отличительная черта — разные формы изучаемых общественных отношений. Экономисты изучают в основном формализованные отношения, базирующиеся на строго регламентированных законодательных нормах, должностных позициях, которые регулируют поведение разных групп работников в формальных организациях — министерствах, объединениях, предприятиях и т. д., а также отношения между ними. Для социологов в равной мере важны как формальные, так и неформализованные отношения. Наконец, два подхода базируется на разных моделях человека. При экономическом подходе человек рассматривается, с одной стороны, как условие производства (элемент трудовых ресурсов, носитель рабочей силы), с другой стороны — как покупатель и потребитель создаваемых благ. Предполагается, что трудовые ресурсы можно использовать, распределять, формировать, улучшать (самостоятельное поведение работников, как правило, не рассматривается). Они выступают скорее объектом, чем субъектом управления. При социологическом подходе человек рассматривается как субъект экономических и социальных процессов. Учитывается наличие у него собственной системы ценностей, личных потребностей и интересов, направляющих его на удовлетворение этих потребностей. [c.116]
Жизнь и труд Иисуса Христа очень важны в системе ценностей западного бизнесмена. Это не означает, что все преуспевающие западные фирмы возглавляются людьми христианского вероисповедания. Тем не менее сам подход к управлению и системам, а также к другим людям основан на неизменной вере или на доверии, которые мы считаем большой ценностью. [c.456]
Что произошло с нашей системой ценностей Существует ли еще профессионализм в бухгалтерском учете [c.535]
Очевидно, что поведенческие исследования смешанных культур в бухгалтерском учете могут дать объяснения различиям в технике и практике бухгалтерского учета в разных странах, а также ответить на вопрос, можно ли использовать без соответствующих изменений результаты исследований в одной стране для их эффективного использования в другой стране. В этом контексте определенную полезную роль могут сыграть исследования в других родственных областях. В частности, проводя исследования в области управления, Хофстед попытался проанализировать различия в ценностях, связанных с трудовой деятельностью. Его анализ основывался на данных, собранных за период с 1968 по 1973 гг. среди служащих дочерних компаний 64 стран мира с использованием 116 тыс. анкет на 20 языках [17]. Как отмечает Хофстед [23], чем деятельность менее обусловлена технически, тем вернее она управляется системой ценностей и тем самым подвергается влиянию культуры. Бухгалтерский учет относится именно к подобного рода деятельности [9]. [c.597]
Организации пытаются достичь согласованности между социальными ценностями, связанными с их действиями (или подразумеваемыми их действиями), и нормами приемлемого поведения большой социальной системы, частью которой они являются. Если эти две системы ценностей согласованы, можно говорить о законности организации, в противном случае она вызывает сомнения [13, с. 15—16]. [c.620]
Второй процесс разворачивается тогда, когда входящий в организацию человек приходит из среды с существенно отличными ценностями и нормами поведения. В этом случае встает очень серьезная задача познания себя как носителя другой системы ценностей и норм и отхода от этих норм и Ценностей. А уже только после этого может начаться усвоение новых норм и ценностей, которые существуют в организации и которым он должен следовать, становясь членом этой организации. Второй процесс обучения при вхождении человека в организацию существенно сложнее первого, так как он требует не только внимательного изучения того, что делается в организации, как ведут себя ее члены, но и глубокого изучения своего поведения с целью отказа от поведенческих норм, неприемлемых в новой организации, и пересмотра отдельных ценностей в соответствии с тем, какие ценности приняты в новой организации. [c.71]
Воспитанию у нового члена организации устойчивого чувства ответственности перед организацией способствует также принятие им таких решений и осуществление таких действий, которые могут быть объяснены и оправданы только в системе ценностей данной организации. Совершив определенные действия, новому сотруднику ничего не остается, как далее поступать соответствующие образом. Он как бы сам себя связывает дополнительными.обязательствами с данной организацией. [c.74]
Принципы в жизни многих людей играют очень большую роль, так как они систематически регулируют их поведение. Принципы находят воплощение в устойчивых нормах поведения, ограничениях, табу, устойчивых формах реакции на явления, процессы и людей. Принципы формируются на основе системы ценностей, являются устойчивой формой проявления системы ценностей и воплощением верований в виде определенных стандартов поведения. Люди не обязательно осознают, какие ценности и верования находят свое воплощение в отдельных принципах. Часто принципы принимаются людьми как верования, и они следуют им в своей деятельности, не задаваясь вопросом по поводу оправданности следования этим принципам и почему они им следуют. Принципы могут вырабатываться людьми самостоятельно. Однако чаще всего они перенимаются из окружения [c.99]
Маловероятно четкое разделение между правильной и неправильной стратегиями, так как всегда будет существовать некоторый элемент риска или потенциальная опасность, которые ассоциируются с той или иной стратегиями. В конечном счете, выбор стратегии, как правило, является предметом умозаключений руководства и не всегда является рациональным, так как топ-менеджеры организации делают выбор, исходя из своей собственной системы ценностей. [c.54]
Поведением, основанным на определенных этических принципах, будет и такое, когда принимается решение игнорировать стимулы внешней среды или не изменять предыдущее решение при появлении новых стимулов. Система ценностей может также влиять на то, как определена проблема. Менеджер может, например, сосредоточиться на финансовом аспекте проблемы и рассматривать ее как метод избежать возможной юридической ответственности за финансовые упущения. Такое определение проблемы может потребовать использования дорогостоящего финансового анализа. Другой менеджер может посчитать расходование средств организации на подобные цели нерациональным, так как попытка уклонения от ответственности в соответствии с законом за допущенные нарушения не соответствует нормам этического ведения бизнеса. Третий менеджер может усмотреть в действиях коллеги нарушение организационных обязательств по отношению к одной из групп стейкхолдеров, что сделает ситуацию трудноразрешимой. Поэтому культивирование определенных этических принципов в организации имеет, ко всему прочему, сугубо практический смысл оно позволяет синхронизировать поведение менеджеров по отношению к тем или иным внутренним или внешним стейкхолдерам в конкретных ситуациях. Как необходимый шаг в принятии решений, этика может обеспечить фильтр для стимулов, исходящих от различных стейкхолдеров, помогая менеджеру определить, какую информацию стоит рассматривать. [c.106]
Соотношение индивидуализма и коллективизма. В процессе воспитания личности одни деловые культуры делают акцент на самостоятельности и инициативности. В других культурах система ценностей прямо противоположная. Здесь люди рассматривают себя как часть группы, коллектива, организации. Обычно в качестве примера национальной культуры с максимальной степенью коллективизма называют Японию, с максимальной степенью индивидуализма — США. [c.34]
Японское управление радиовещания и (Нихон хосо кёкай — НХК) недавно провело обследование, касающееся системы ценностей японцев. На вопрос, пойдет ли работник на подрыв своей личной жизни во имя служения организации, ответ был таков — да — 25% возможно, да — 44 нет — 28%. (Выборка включала всех уровней от простого рабочего до мене- [c.39]
Цель организации формируется теми, кто распоряжа-ключевыми ресурсами в соответствии с системой эбладателей этих ресурсов. Высшее руководство является одним из ключевых ресурсов, поэтому система ценностей высшего руководства влияет на ру целей. Однако человек наверху не может свою философию он должен добиваться интеграции ценностей служащих компании и владельцев акций. [c.79]
Действия руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, также следует расценивать как неэтичные. Например, Э.Ф. Хаттон признан виновным в подделке 2000 почтовых и телеграфных отправлений, т.е. в действии, определенно нарушающем закон. Это верно. Однако действия, не нарушающие закона, могут рассматриваться, а могут и не рассматриваться неэтичными в зависимости отличной системы ценностей. Представим ситуацию с изъятием из продажи капсул Тилено-ла фирмой Джонсон энд Джонсон . По большей части, люди должны считать это действие этичным. Некоторые должны полагать неэтичным поведение фирмы Форд Мотор , поскольку она возражала против изъятия модели Пинто или перепроектирования топливной системы с целью ликвидации возможных опасностей, связанных с бензобаком. [c.150]
Различия в восприятии распространенной преградой на пути обг.н г п-форма-цией, поскольку люди реагируют только на то, что воспр .ш м гс.тг. Е ..пл у них разные системы ценностей и предпочтений , они, скорее всего, (w ivr н.- ,щг - -мать и интерпретировать информацию по-разному. [c.189]
Каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияед на принимаемые решения. Например, вы можете считать неправильным придерживать информацию, с помощью которой коллега мог бы улучшить проект, над которым он трудится. Несмотря даже на то, что этот работник может быть вашим главным конкурентом на пути должностного продвижения, ценность, которую вы придаете лояльности и открытости, заставляет вас принять решение о передаче информации коллеге. С другой стороны, вы можете решить уволить работника, который все время работает плохо. Хотя вы придаете большое значение лояльности, ваше представление о равенстве подсказывает, что нужно уволить плохого работника, потому что он не дает организации столько же, сколько другие. [c.208]
Исследования подтверждают, что ценностные ориентации влияют на способ, которым принимаются решения18. Одно из первых исследований, посвященных ценностям американских управляющих, показало — в их системе ценностей заметен явный перекос в сторону экономики, политики и науки в противовес социальным, религиозным и эстетическим аспектам19. Согласно исследованию Джорджа Инглен-да, руководитель, ставящий на первое место максимизацию прибыли, скорее всего не вложит средств в реконструкцию кафетерия и комнат отдыха для рабочих. Руководитель, для которого главное — сострадание к людям, скорее повдет на справедливое повышение заработной платы, чем на ее сокращение ради высвобождения средств на финансирование научно-исследовательских проектов. [c.208]
Существенные факторы, определяющие возможность стать лидером неформальной организации, включают возраст, должностное положение, профессиональную компетентность, расположение рабочего места, свободу передвижения по рабочей зоне и отзывчивость. Точные характеристики определяются принятой в группе системой ценностей. Так, например, в некоторых неформальных организациях пожилой ьюпаст j. rm T считаться положительной характернотккой, а в других — наоборот. [c.445]
АНОМИЯ (фр. anomie — отсутствие закона) — нравственно-психическое состояние индивидуального и общественного сознания, характеризующееся разложением системы ценностей в связи с кризисом в обществе. Сопровождается профессиональной деградацией, апатией, разочарованием, ростом преступности. [c.13]
МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ - личность, отличающаяся особыми чертами сознания и поведения, которые мешают ей интегрироваться в окружающее ее референтное сообщество. М.л. тяготеет к созданию антиобщественных объединений с нетрадиционной системой ценностей. Марги-нальность может играть и позитивную роль, когда маргинализации подвергаются наиболее энергичные, образованные представители общества, способные выработать новые формы общежития. [c.156]
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — усвоение человеком самостоятельно и посредством целенаправленного воздейетвия (воспитания) определенной системы ценностей, соц. норм и образцов поведения, необходимых для становления личности, обретения ею соц. статуса (положения) в данном обществе. В работе с персоналом важно учитывать, что процесс С. непосредственно связан с адаптацией работника к соц. среде организации, вхождением его в ту или иную соц. группу. [c.337]
Эффективность административного контроля зависит от признания факта существования социальных отношений, а также от понимания того, что разные люди и группы людей обладают разными интересами, системами ценностей и ожиданиями. Линия, разделяющая административный и социальный контроль, довольно расплывчата. При описании этих типов контроля, возможно, самыми лучшими характеристиками являются степень формальности и осознанности контрольный действий. Социальный контроль, осуществляемый, например, группой, к которой принадлежит индивид, является более неформальным и менее осознанным, чем административный контроль. В целом о социальном контроле можно сказать, что он более сложен и влияет на все взаимодействующие в его рамках стороны. Рассмотрим различные точки зрения на ситуацию с Marks Spenser в примере 16.1. Оценить, является ли фирма демократичной или авторитарной, работник может, наблюдая взаимодействие административного и социального контроля. Если, как это часто бывает, у различных групп сотрудников компании на этот счет сформировалось разное мнение, можно не сомневаться, что административный контроль в такой организации будет влиять на поведение членов групп по-разному. [c.788]
Ценность (value) — характеристика блага (объекта), означающая его определенную значимость и достоинство с позиции некоторого оценивающего субъекта. Ценность отражает отношение между некоторым лицом и оцениваемым им благом. При этом ценность не является внутренней характеристикой данного объекта, она относится к желанию потребителя отказаться от чего-то, чтобы приобрести этот объект. Поэтому ценность не связана с затратами на производство данного объекта. Система ценностей включает художественные, морально-этические и экономические ценности, каждая из которых может быть подвергнута оценке. [c.318]
В-четвертых, любое предприятие имеет нематериальный актив, который невозможно оценить иначе, нежели в результате фактической продажи предприятия как единого имущественного комплекса. Этот актив — гудвилл. Гудвилл, являясь характеристикой внутреннего потенциала компании как единого имущественного комплекса, никогда не отражается в ее бал шее. Более того, до момента продажи компании этот актив не имеет стоимостной оценки, а сама эта оценка, незримо присутствуя в системе ценностей данной компании, не только оказывает влияние на многие параметры финансово-хозяйственной деятельности компании, но и постоянно меняется. В отдельных случаях величина гудвилла может быть весьма и Еесьма существенной (см. [Ковалев, 1997(а)]), поэтому игнорирование (хотя бы и вынужденное) данной категории не может не отразиться на исчислении прибыли в соответствии с экономическим подходом. [c.366]
Культура выражается в ценностях, ритуалах, символах и героях общества. Ценности могут быть определены как общие стремления к предпочтению определенного состояния [20, с. 18]. Ценности являются основными критериями человеческого поведения. Они определяют понятия людей о добре и зле , правильном и неправильном , нормальном и ненормальном , рациональном и иррациональном . В различных культурных системах ценности проявляются в ритуалах и, особенно, в выборе героев и символов [22]. Ритуал представляет собой определенную последовательность действий, имеющих определенный смысл, выраженный символически. Ритуалы часто ассоциируются с мифами. Героями выступают люди, действия которых культура выбирает в качестве образца поведения. [c.595]
Необходимым условием успешного вхождения в организации для каждого ее нового члена является изучение системы ценностей норм, правил и поведенческих стереотипов, характерных для данной организации. При этом нет необходимости изучать всю совокуп ность ценностей и норм, существующих в организации. Важно знат те из них, которые являются ключевыми на первом этапе взаимодей ствия человека с организационным окружением и без знания кото рых могут возникнуть неразрешимые конфликты между человеко и окружением. Установление системы таких норм и ценностей соответствующее описание их является важной задачей руководства в частности лиц, ответственных в организации за кадры. Вступаю щий в организацию человек также должен осознать значимость v необходимость этого обучения и рассматривать его как часть цены которую он должен заплатить за вхождение в организацию. Ylpv этом он должен понимать, что это поможет ему существенно сокра тить плату за конфликты, которые будут возникать между ним v организационным окружением в будущем. [c.70]
Ценностная система человека формируется в основном в процессе его воспитания. Многие ценности человек получает под влиянием родителей и других близких ему людей. Большое влияние оказывают образовательная система, религия, литература, кинематограф и т.п. Ценностная система подвергается развитию и изменению даже в зрелом возрасте. Большую роль в этом играет организационное окружение. В организациях, где серьезно думают с гармонии ценностей человека и ценностей организации, вопросам сочетания этих двух систем ценностей уделяется серьезное внимание. В частности, проводится большая работа по четкому формулированию, разъяснению и доведению до всех членов организации системы ценностей, которым следует организация. Значительное внимание уделяется также и уяснению того, какие ценностные ори ентиры имеют члены организации. [c.98]
Имея определенное расположение, имея желания и настроение, исходя из определенной системы ценностей, следуя определенным нормам и правилам поведения, человек каждую конкретную работу персонифицирует, а следовательно, очеловечивает ее, придавая ей в определенной степени уникальный характер. Однако из этого никак не следует, что им невозможно эффективно управлять. Напротив, если хорошо знать и понимать, что движет человеком, что побуждает его к действиям и к чему он стремится, выполняя определеннук работу, можно, в отличие от принуждения, требующего постоянногс воздействия и контроля, таким образом построить управление человеком, что он сам будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижение организацией своих целей. [c.132]
Перед стратегическим управлением предприятия стоит задача по сбалансированию интересов различных групп (см. табл. 29.2). Это достигается, как свидетельствует практика функционирования зарубежных корпораций, путем провозглашения своего корпоративного кредо при заявлении о миссии предприятия, при его создании. В этом кредо сформулирована основная цель и система ценностей корпорации. Так, например, известная транснациональная компания Mariott Hotels указывает, что ее предназначением является предоставление услуг по размещению и обслуживанию с целью создания прочного длительного взаимовыгодного сотрудничества с клиентами, сотрудниками, владельцами, акционерами и обществом. [c.650]
Конфликтологами разработаны и продолжают разрабатываться способы предотвращения, профилактики конфликтов и методы их "безболезненного" разрешения. В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно его использовать (рис. 11.4). И первый шаг в управлении конфликтом состоит в понимании его источников. Менеджеру следует выяснить это простой спор о ресурсах, недоразумение по какой-то проблеме, разные подходы к системе ценностей людей или это конфликт, возникший вследствие взаимной нетерпимости (непереносимости), психологической несовместимости. После определения причин возникновения конфликта он должен минимизировать количество его участников. Установлено, что чем меньше лиц участвует в конфликте, тем меньше усилий потребуется для его разрешения. [c.283]