Нравственный вес Я — образа должен быть таким, чтобы постоянно напоминать руководителю о том, имеет ли он моральное право руководить. Это напоминание дает ему возможность тоньше, точнее, полнее и ярче чувствовать обратные связи с коллективом, в которых руководитель и раскрывается как представитель общества в коллективе и как представитель коллектива в обществе. Моральное право руководить имеет только тот, кто сам обладает чувством собственного достоинства. А тот, кто его не имеет, не может и руководить. Таков неумолимый закон изначального формирования управленческого самосознания руководителя. [c.69]
Формирование управленческого самосознания [c.85]
Профилактика этих противоречий должна осуществляться уже на стадии психолого-управленческой подготовки личности к замещению руководящей должности. Именно на этой стадии и начинается процесс формирования управленческого самосознания. Он особенно интенсивно формируется в должностных перемещениях руководителя. В этих условиях должна быть отработана специальная процедура помощи руководителю в корректировке его управленческого самосознания. Это во многом осуществляется силами службы социального развития предприятия с привлечением квалифицированных психологов и социологов. Ведь предложенная в книге методика трудоемка. Она требует не только индивидуальной работы с кандидатами в кадровый резерв, но и анализа коллективного мнения. Эта методика является психолого-управленческой в той мере, в какой помогает сформировать инновационную стратегию предприятия, опираясь на инициативные предложения и тех, кого коллективы сами предлагают в кадровый резерв. [c.155]
Формирование позитивных Я — образов в управленческом самосознании руководителей происходит и в процессе их психолого-управленческой подготовки. Например, на вопрос, что дало им изучение в течение трех месяцев курса психологии управления, руководители отвечали так. [c.71]
Процесс формирования нового позитивного Я — образа начинается с постановки вопроса самому себе Как я смогу теперь руководить коллективом Потом возникает подтверждение своим ожиданиям Оказывается, могу, и неплохо Затем вспыхивает надежда, что можно работать и лучше, что укрепляет позитивное представление руководителя о собственных возможностях, которые так или иначе, но все же реализуются в процессе перестройки. Новый Я — образ руководителя начинает жить в его управленческом самосознании, мотивируя успешность решения проблемных трудностей. [c.72]
В этой связи формирование руководителя как личности определяется прежде всего тем, какой вклад он вносит в социально-экономическое развитие того коллектива, которым руководит. Но чтобы определить этот вклад, важно понять как проявляет себя руководитель в системе управленческих отношений с вышестоящим руководством, с руководителями смежных подразделений, с руководимым коллективом в согласовании целей деятельности и совмещении различных интересов, то есть как изменяется его управленческая позиция Как он осознает ответственность избираемой управленческой позиции, то есть каков уровень его управленческого самосознания Как реализует он свои творческие возможности в разработке стратегии ускорения, то есть как ее обосновывает в своей управленческой концепции Каким образом он осуществляет оперативные функции руководства в достижении управленческих эффектов, то есть какой стиль руководства предпочитает в формировании социалистической деловитости работников [c.151]
Однако руководитель трудового коллектива должен так ориентироваться в этом противоречии, чтобы его представления о конечном материальном результате соотносились с пониманием того, как это скажется на формировании чувства гордости работников за свой труд в коллективистском самосознании Мы сделали Работники ожидают не только материального вознаграждения за свой труд, но и общественного признания. Именно на этой стадии управленческого процесса и проявляется умение руководителя разрабатывать систему таких морально-психологических стимулов, которые воспитывают личность, помогают ей глубже осознать свою социальную ценность. Понимание конечного результата только как [c.114]
Понятие управленческое самосознание руководителя дает возможность прочувствовать, как происходит процесс познания себя через других и других через себя. Этот процесс начинается с постановки вопроса самому себе о моральном праве руководить. Нравственная самооценка руководителя оказывается исходной в формировании своего собственного отношения к нравственным достоинствам вышестоящих руководителей и к работникам того коллектива, которым он руководит. Именно нравственная опосредованность управленческих отношений и позволяет видеть работника как личность, а не как простого исполнителя. [c.153]
Сейчас в сознании руководителей, особенно хозяйственных, возникает еще одна альтернатива, которая является сильно выраженной Усилить контроль качества продукции — выдать ее плановый объем . Эту альтернативу Количество — качество можно закодировать как Д . Она переживается руководителем особенно остро тогда, когда заканчиваются вынужденные простои он должен одновременно и усилить контроль качества продукции, и обеспечить ее необходимый объем в номенклатуре, и наращивать темпы производства в условиях лимита времени. При штурмовщине контроль качества становится трудноразрешимой проблемой. Однако введение госприемки дает возможность руководителям по-иному взглянуть и на конечный результат, который понимается уже не только как создание материальных ценностей, но и как формирование чувства гордости работников за свой труд в коллективистском самосознании Мы сделали Альтернатива Д придает управленческой стратегии руководителя другой вид (схемы 6, 7). [c.138]
Смотреть страницы где упоминается термин Формирование управленческого самосознания
: [c.108] [c.74] [c.86] [c.274]Смотреть главы в:
Руководитель трудового коллектива -> Формирование управленческого самосознания