В науке обычно говорят о языке о разговорном языке, языке символов, языке запахов, языке звуков и так далее. Существует отдельная наука, семиотика, которая анализирует языки, системы знаков, символов, отношения между ними, отношения между знаками и тем, что знаки обозначают, а также между знаками и теми, кто их воспринимает. [c.60]
Ю.К. Пирогова, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой семиотики и лингвистики рекламы Международного института рекламы, [c.482]
См. также Банк данных, Данные, Выборочная информация, Избыточная информация, Обработка данных, Прагматический аспект информации, Релевантная информация, Сбор данных, Семантический аспект информации, Теория информации, Экономическая информация. Экономическая семиотика, Энтропия. [c.134]
Смысловую сторону информации изучает семантика, являющаяся разделом семиотики — науки о знаках и знаковых системах (см. Экономическая семиотика). [c.319]
Приятно видеть книгу на родную тематику, изданную в Риге. Это вводный текст для данной области, написанный с позиций семиотики и теории коммуникации. Прибалтийский акцент слышится в названиях таких глав, как "Секс в рекламе и паблик рилейшнз" или "Какой же имидж сейчас в моде ". Кинематографическое прошлое автора в названии главы "Ресурсы монтажа". [c.126]
Поскольку эти типы языков анализируются семиотикой как наукой о знаковых системах, назовем эти два вида языков семиотическими со следующими свойствами [c.437]
Воспользовавшись соотношением абстрактное/конкретное, мы можем представить три наших объекта в следующем виде. Для слова характерно сочетание абстрактное/абстрактное как со стороны его формы, так и его содержания. Форма слова "рыба" также трактуется нами как абстрактное обозначение, поскольку оно не имеет обоснованной связи с данным содержанием. В семиотике это называется произвольной связью между формой и содержанием. В случае бренда можно говорить о сочетании конкретное/конкретное. Бренд, с одной стороны, отсылает на конкретный ряд объектов. С другой, имеет тенденцию сделать из своей формы нечто обоснованное — вроде понимания "кодак" как щелчка фотоаппарата. Символ предстает как сочетание абстрактного со стороны содержания (поскольку отсылает к идеальной действительности типа символ "свободы") и конкретного со стороны формы. [c.440]
Почепцов Г. Г. Слухи как семиотический феномен // Логика, психология И семиотика аспекты взаимодействия. — Киев, 1990 [c.497]
Семиотика изучает символические миры, в которых живет человек, и в этом ее особая ценность для ПР. Мы декодируем окружающую нас действительность благодаря вербальным и невербальным символам. К примеру, присутствие символов успеха/неуспеха помогает нам четко отличить нищего от преуспевающего бизнесмена. В мире символов достаточно часты переносы одних символизации на другие. К примеру, мотоцикл "Харлей-Дэвидсон" моделируется как "конь современности", притягивая к себе весь ассоциативный ряд, связанный с путешествиями и тд. [c.498]
Основной единицей семиотики является знак. Это элементарная единица, не делимая далее без потери своих свойств, в которой есть две составные части — форма и содержание, связанные между собой условной связью. Условной, поскольку она вводится самой системой знаков, а не представлена в реальности. Например, кивок головой может означать у нас согласие, а в Болгарии та же форма получает значение отрицания. Или слово, например, "рыба", которое, как и большинство слов естественного языка, не имеет связи между физическим объектом, обозначаемым данным знаком, и его формой. [c.498]
Семиотика может помочь ПР дать ответ на самый главный вопрос как символизировать лидера, какие его физические характеристики имеют те или иные символические значения. Со времен Ричарда Никсона американцы пришли к центральной аксиоме действия ПР в области политики избиратель не имеет личностного контакта с кандидатом, он реагирует только на телевизионную картинку, поэтому для эффективного воздействия следует влиять на картинку, на телевизионный имидж кандидата, корректируя его необходимым образом, но не меняя самого кандидата. [c.500]
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — М., 1989 [c.509]
Иванов В.В. Очерки по истории семиотики в СССР. — М., 1976 [c.509]
Почепцов Г.Г. История русской семиотики до и после 1917 года. — М., 1998 [c.510]
Успенский БЛ. Семиотика искусства. — М., 1995 [c.510]
Рациональность и семиотика дискурса. — Киев, 1994 [c.542]
Барт Р. Избранные работы. Семиотика, поэтика. — М., 1989. — С. 116. [c.568]
Обратимся к методам и средствам, которые реклама с успехом использует для вторжения во внутренний мир потребителей. Нажимая на клавиши ценностей она разыгрывает в человеческой душе пьесы желаний, взывает к потребительской активности, и проводит потенциального покупателя широкими товарными тропами через весь потребностный цикл. Сразу оговоримся, что здесь есть место всему обращениям к чисто экономическому человеку А. Смита и третируемому вездесущим либидо пациенту 3. Фрейда , достижениям психофизиологии и семиотики, виртуозным мистификациям с использованием потенциала скрытых увещевателей и глобальных коммуникационных возможностей современных СМИ. И это столь же оправданно, сколь и небесспорно с этической точки зрения. Как нам представляется, авторы, которые пытаются рафинировать рекламу, отделить ее от стихии базара 1 [c.296]
Проблемы прагматического отбора информации изучает прагматика — раздел семиотики, науки о знаках и знаковых системах. Исследования в этой области важны для проектирования информационно-поисковых систем, систем ма-шинног ораспознавания образов, машинного перевода и др. [c.273]
ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ [e onomi information theory] — научная дисциплина, изучающая сущность, способы применения и совершенствования экономической информации. В частности, она занимается разработкой искусственных информационных языков, которые используются в работе с ЭВМ. Большую роль в этом играет область Т.э.и., которую называют "экономическая семиотика " (семиотика — наука о знаках и знаковых системах). Другие разделы этой теории посвящены изучению и рационализации потоков экономической информации, изучению полезности или ценности информации, характеристике каналов передачи сообщений и т.д. По существу, она рассматривает все процессы, происходящие в экономике, только с одной их стороны — информационной, отвлекаясь от материально-вещественной основы, денежно-стоимостных процессов и других сторон. [c.362]
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СЕМИОТИКА [e onomi semioti s] — методология изучения знаковых систем, применяемых в процессах экономического управления и планирования. Ее возникновение во многом связано с созданием для таких процессов множества специальных искусственных знаковых систем классификаторов, языков программирования, информационно-поисковых языков, многочисленных машинных кодов и т.д. Это область общей науки семиотики — науки о знаках и знаковых системах, оперирующей логико-математическими понятиями при строгом описании этих систем. [c.414]
Французский семиотик Патрик Пави рассуждает о "мизансцене" сходным с нашим пониманием перформанса способом "это преобразование или, скорее, конкретизация текста через актера, через сценическое пространство, вложенная во временной отрезок, прожитый зрителем. Пространство, если так можно выразиться, переложено на слова текст по репликам запоминается и записывается в жестикуляционном пространстве актера. Актер ищет такие движения, такие позы, которые лучше всего соответствовали бы пространственной записи текста"17. То есть перед нами возникает наиболее выгодная модель пространственной реализации, которая наиболее эффективно воздействует на зрителя. Именно поэтому такое внимание уделялось торжественным собраниям, праздничным демонстрациям, партийным съездам. [c.225]
Французский семиотик Патрик Пави предлагает несколько вариантов связи между жестом и словом. Это может быть либо сопровождение, либо дополнение, либо подмена. И его слова об актере можно перенести либо на политика, либо на лидера бизнеса "В пластической работе актера все значимо, ничто не оставляется на волю случая все семиотизировано, так что жесты, к какой бы категории они ни принадлежали, входят в эстетическую категорию. С другой стороны, тело актера невозможно полностью свести к совокупности знаков, оно сопротивляется семиотизации, словно в театре жест навсегда сохраняет отпечаток создающей его личности"11. [c.232]
Якобсон Р. К вопросу о зрительных и слуховых знаках // Семиотика и искусствометрия. — М., 1972. [c.244]
Таким образом, с точки зрения семиотики, мы можем характеризовать слух как самотранслируемое сообщение, циркулирующее за счет 1) отражения определенных коллективных представлений, вероятно, коренящихся в коллективном бессознательном 2) устности как иносемиотической среды функционирования 3) терминальности представленных событий, популярности их героев, отражающихся в яркости слуха. [c.495]
Когда с экрана телевизора о появлении той или иной фигуры говорят как о знаковой (например, этот вице-премьер является знаковой фигурой, олицетворяющей реформы), то подобное употребление опирается на инструментарий семиотики. Когда в преддверии третьего голосования по поводу выборов С. Кириенко премьером России генеральный директор Центра политических технологий И. Бунин говорит об оппозиции, что "им нужна символическая уступка со стороны власти" (новости НТВ, 1998, 23 апр.), то это также опора на семиотический аспект. Когда А. Делон прилетает в Красноярск, говоря, что "Мой друг пригласил меня на день рождения", то это также использование знака-Делона для улучшения символического веса знака-Лебедя. [c.497]
Чарльз Моррис, один из создателей семиотики, пишет "Семиотика предоставляет базис для понимания основных форм человеческой деятельности и их взаимоотношений, поскольку вся эта деятельность и отношения отражаются в знаках, которые служат посредниками между этими действиями"1. Свою книгу он начинает следующим положением "Люди являются наиболее значимыми использующими знаки животными. Животные, отличные от человека, конечно, реагируют на некоторые веши как на знаки чего-либо другого, но эти знаки не достигают той степени сложности и развернутости, которая обнаруживается в человеческой речи, письме, искусстве, тестирующих приборах, медицинском диагнозе и сигнальных инструментах. Наука и знаки нераздельно взаимосвязаны, поскольку наука предоставляет человеку более достоверные знаки, а также воплощает свои результаты в системы знаков"2. Мы видим, что знако-вость является всеобъемлющим феноменом, и с этой точки зрения ПР также не избежать опоры на закономерности, сформулированные в рамках семиотики. [c.498]
Словесные знаки, по Фердинанду де Соссюру, имеют две характеристики линейный характер формы, когда мы не можем произнести все звуки сразу, а только один за другим вторая характеристика — это отмеченная вьппе связь между формой и содержанием, носящая условный характер. Фердинанд де Соссюр считал лингвистику подразделом семиотики, которая изучает законы вербального языка. [c.499]
Чарльз Моррис подчеркивал, что "высказывания газет, политические кредо, философские системы все больше и больше рассматриваются в терминах интересов, которые выражаются и управляются производством и использованием знаков"3. Политика — это символическая действительность, и она в сильной степени обслуживается семиотикой, даже без четкого осознания этого. Это касается и внутренней политики, и в еще большей степени политики внешней, где от имиджа страны зависит не только ее роль и поведение, но и возможность привлечения внешних инвестиций. Известный по своим рекламным работам российский режиссер Юрий Грымов, к примеру, готов начать проект "Модно жить в России", включающий в себя серию социальных рекламных работ и социальных акций. Он говорит "Надо поднимать наш имидж, за которым будут подниматься и сами люди. Америка, между прочим, тратит гигантские деньги на пропаганду своего образа жизни. Я уверен, что и у нас в государстве поймут необходимость этого дела. Я бы ради него бросил все..."4 При этом такой подход в любом случае соответствует ожиданиям населения. [c.499]
Семиотика достаточно серьезно исследовала массовые формы культуры, то есть те формы, в которых в первую очередь заинтересован сам потребитель. Умберто Эко даже назвал свою книгу "Роль читателя", выводя многие структурные особенности массовой культуры из роли читающего, считая его равноправным участником и создателем массового продукта, наравне с автором6. И поскольку эти параметры отражают внутренний мир населения более четко, чем сориентированная на элиту высокая литература, они представляют особый интерес для ПР. Одной из важных характеристик такой массовой литературы У. Эко считает ее сильную избыточность, называя это "жаждой избыточности". "Мы можем сравнить роман Флеминга с игрой в футбол, в которой мы знаем заранее место, количество и персональный состав игроков, правила игры и тот факт, что все будет происходить в области высокого напряжения, за исключением того, что в игре в футбол мы не знаем до самого конца, кто победит"7. Техника письма Яна Флеминга такова, что многие страницы его книг посвящены описаниям действий и так хорошо известных читателям. Герой заводит машину с подробным описанием каждого действия. Герой закуривает сигарету... и т. д. Эту максимальную опору на обыденное и знакомое Умберто Эко считает риторическим приемом. "Под "риторикой" я понимаю искусство убеждения, основанное на endoxa, то есть на общих мнениях, разделяемых большинством читателей"8. [c.500]
Как видим, проявляется множество пересечений ПР и семиотики. И тут читателя следует отослать на такие незатронутые нами параллели семиотика визуальной коммуника- [c.508]
Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. — Таллин, 1973 Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1970 Лотман Ю., Цивъян Ю. Диалог с экраном. — Таллинн, 1994 Лотман Ю1М. и тартуско-московская семиотическая школа. — М., 1994 [c.509]
Прагматика исходно определялась Чарльзом Моррисом как составная часть семиотики, занимающаяся отношением знака к человеку. Синтаксис определялся им как отношение знака к знаку, а семантика — отношение знака к объекту29. Английский философ Джон Остин занимался "философией обыденного языка", ранее создателей теории аргументации. В рамках своего подхода он предложил разграничивать два [c.542]
По крайней мере, две причины заставляют нас внимательнее рассмотреть именно это направление. Во-первых, не только просто долголетие этой школы столь важно, а то, что она дала основы совершенно иному направлению — семиотике. И работы, к примеру, Р. Барта или К. Леви-Строса выполнены именно по методологии, заложенной тогда, с сильной опорой на механизмы, изученные, в первую очередь, в рамках лингвистики и затем перенесенные на художественный текст. Во-вторых, особо интересна для ПР определенная "всеядность" этой методологии и В. Шкловский, и Ю. Тынянов, к примеру, столь же активно описывали кино, пользуясь инструментарием, выработанным формальным ли- [c.551]
Лееи-Строс К. Структура и форма. Размышления над одной работой Владимира Проппа // Зарубежные исследования по семиотике фольклора. - М., 1985. - С. 9. [c.568]
Смотреть страницы где упоминается термин Семиотика
: [c.41] [c.157] [c.323] [c.411] [c.496] [c.8] [c.89] [c.497] [c.509] [c.510] [c.529] [c.556] [c.556]Смотреть главы в:
Маркетинг (2002) -- [ c.656 ]