Экономический человек

Вследствие доминирующей роли социально-экономических условий, различные методы мотивации могут оказываться эффективными даже тогда, когда они основываются на некорректных допущениях (например, концепции экономического человека Адама Смита).  [c.384]


Так или иначе, особенности в понимании японцами роли личности сделали невозможным культивирование в Японии принятой в США мотивационной системы социального человека . По той же причине оказалась не у дел и концепция, экономического человека , которая предшествовала ей. Японцы приняли на вооружение свою собственную систему мотивации трудовой активности работников, соответствующую нормам, в которых воплощается их национальный характер.  [c.54]

Последняя группа потребностей имеет для японцев первостепенное значение. Поэтому все существующие в Японии стимулы, и в первую очередь вознаграждение за труд, воспринимаются японскими работниками через призму социальных потребностей. Вместе с тем за время скачек с препятствиями японцы испытали мотива-ционные доктрины Запада (в основном американские), ориентированные на индивида, точнее, на индивидуальную психологию, — экономического человека и социального человека .  [c.61]


Доктрина экономического человека пропагандировалась школой научного управления , родоначальником которой был американский инженер Ф. Тейлор. Он выдвинул идею о том, что оплата труда рабочего должна зависеть только от его выработки. При этом Тейлор исходил из положения, что рабочий эффективно реагирует исключительно на материальные стимулы. Человек в системе Тейлора рассматривался как придаток машины.  [c.61]

Несмотря на то что доктрина Тейлора подверглась резкой критике в США еще в 30-е годы, следы ее до сих пор обнаруживаются в различных странах. С положениями этой доктрины познакомились и японцы. Вначале они не могли найти здесь благодатной почвы, поскольку в императорской Японии в русле националистической пропаганды всячески поднимался на щит традиционный аскетизм. Но вот в послевоенное время, когда Япония поставила перед собой задачу догнать ведущие промышленно развитые страны, ситуация изменилась. Японским теоретикам и практикам менеджмента пришлось искать мотивационные рычаги в доктрине экономического человека .  [c.61]

В отличие от экономического человека , непосредственно реагирующего главным образом на материальные стимулы, социальный человек подвержен межличностному влиянию в рабочей группе. При этом подчеркивается первостепенное значение эмоциональных, нерациональных элементов поведения. Сторонники школы человеческих отношений обнаружили у социального человека свою специфическую систему стимулов и мотивов. В этом отношении представляют несомненный интерес мотивационные теории Д. Мак-грегора [140] и Ф. Герцберга [119].  [c.63]

Первый выдвинул теории х и у , отражающие представления управляющих об отношении работников к труду с позиций двух названных доктрин. Теория х основана на доктрине экономического человека . Вот ее основные посылки 1) люди не любят работать и при возможности стремятся избежать труда 2) вследствие этого большую часть людей необходимо принуждать к труду, контролировать, управлять принуждением и наказанием 3) средний индивид предпочитает, чтобы им руководили. Он избегает ответственности и более всего предпочитает собственную безопасность.  [c.63]


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК - сформировался в начало XX века ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК - в середине XX века ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК - последней трети XX века ЭТИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК - последней четверти XX века.  [c.11]

СТЕРЕОТИП ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК  [c.11]

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ и ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК , насыщен стрессовыми факторами и срывами надежд. В нем оцениваются факторы, помогающие или мешающие работать.  [c.15]

С.Н.Булгаков писал об экономическом человеке Последний представляет  [c.23]

Когда вы поступаете в хозяйственной жизни не как экономический человек  [c.80]

С критикой гипотезы рационального , экономического человека , пекущегося только о максимальной выгоде, стремления свести поведение людей к системе уравнений выступили представители институционального направления. По их мнению, неоклассики рисуют несколько упрощенную и в определенной степени искаженную картину действительности.  [c.131]

В-третьих, надо отказаться от анализа экономических отношений с позиций так называемого экономического человека. Нужны не разрозненные действия отдельных членов общества, а их организация. Против диктата предпринимателей необходимы совместные, скоординированные действия, которые призваны организовать и проводить профсоюзы и государственные органы. Государству надлежит взять под свою опеку экологию, образование, медицину.  [c.132]

Раздвоенность целевой функции советского экономического человека не только снижает общую эффективность функционирования экономики, но и вызывает губительные нравственные издержки.  [c.12]

Большинство из нас считает само собой разумеющимся, что теорию функционирования рыночного хозяйства объясняет такая наука, как экономика. При этом со времен А. Смита экономическая наука исходит в своих построениях из существования экономического человека — рационального эгоиста, для которого самым сильным побуждением является своекорыстный интерес.  [c.8]

Со времен А. Смита моделью, с которой имеет дело экономическая наука, является модель экономического человека — рационального эгоиста, который стремится к максимизации собственной выгоды. При этом предполагается, что через механизм невидимой руки (действия объективных экономических законов) он направляется к цели достижения максимизации общественного благосостояния. Помимо данной цели этот механизм обеспечивает также общественную координацию индивидуальных целей и эффективное распределение ресурсов.  [c.35]

Именно в этих условиях формируется тип делового человека, который доброе имя ставит выше немедленной наживы, а разного рода спекуляциям, сулящим быстрое обогащение, предпочитает умеренную, но регулярную прибыль от повседневной будничной работы. Как уже отмечалось, растущее богатство его сочетается с умеренностью в потреблении, простым образом жизни, скромностью в одежде и привычках, поскольку для протестантов богатство как капитал представляет собой исключительно средство исполнения религиозного долга. Можно с достаточным основанием сказать, что экономический человек А. Смита, существование которого представляет  [c.51]

И это свидетельствует о слабости концепции экономического человека , предполагающей рациональность и независимость индивида.  [c.62]

Впрочем, существует предложение для определения уровней удовлетворенности и неудовлетворенности. Предлагается косвенно измерять неудовлетворенность, связанную с потерей дохода, степенью политического сопротивления мерам по перераспределению. В рамках данных представлений победа или поражение этого сопротивления означает преобладание неудовлетворенности или удовлетворенности этими мерами. Это позволяет сделать вывод, что исход политической борьбы из-за доходов всегда максимизирует благосостояние. Вряд ли этой позиции можно отказать в оригинальности. И, наверно, это действительно было бы так, если бы в эту борьбу включился экономический человек — рациональный, компетентный эгоист, озабоченный лишь удовлетворением своих личных потребностей и безразличный к нравственным ценностям.  [c.122]

Понятие экономического человека появляется в работе А. Смита, но полностью его характеристики появляются у представителей неоклассического направления при маржиналистском анализе. В рамках этих представлений человек эгоистичен, стремится исключительно к собственной выгоде, обладает полнотой информации и характеризуется мгновенной реакцией на изменение условий. Важно то, что действия индивида определяются его собственными предпочтениями, а не предпочтениями его партнеров по сделке и не принятыми в обществе нормами, традициями и т.д.  [c.146]

Как видим, в рамках развернувшейся дискуссии экономический человек , свободно выбирающий наилучший способ реализации своих предпочтений, противостоит социологическому человеку , придерживающемуся установленных норм и правил. Первый выполняет общественные нормы лишь постольку, поскольку их выполнение дает результаты, совместимые с его системой предпочтений.  [c.147]

Как это близко к представлениям о справедливой цене в доиндустриальных обществах Отметим также, что цели социологического человека заданы ему извне, продиктованы обществом. У экономического человека цели свои, а общество определяет законные средства их достижения. Не случайно в рамках данных представлений одной из главных функций государства становится разработка хозяйственного законодательства, тех правил игры, в которой каждый волен реализовать свою стратегию и свои цели.  [c.147]

Зомбарт В. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994.  [c.188]

Анализ тенденций развития цивилизации доказывает, что хозяйственная деятельность, основанная на модели "экономического человека, свободного от оков моральных суждений", способствовала как росту потребления материальных благ, так и моральной деградации значительной части населения, особенно наиболее богатой. Это в свою очередь привело к тому, что, как уже отмечалось, темпы роста преступности и загрязнения природы более чем вдвое превысили темпы экономического роста.  [c.22]

Экономисты имеют дело с человеком как таковым, не с неким абстрактным или "экономическим" человеком, а с человеком из плоти и крови.  [c.38]

Понятие "экономический человек" применяется в двух аспектах для определения мотивов поведения человека в экономической науке и для характеристики человекоподобного существа, характеризующегося беспредельным эгоизмом и расчетливостью в стремлении к материальным благам, в том числе к накоплению богатства. В этом втором аспекте "экономичес-  [c.38]

Наряду с моделями "экономического человека" предложены модели "социологического человека", "психологического человека", "политологического человека". Эти понятия употребляются в социологии, психологии и политологии (как и в экономической теории) в двух аспектах в качестве объекта исследований соответствующей науки и для выражения определенных характеристик человека. В частности, "социологический человек ориентируется на ценности и нормы, ведет себя в соответствии с теми ролевыми ожиданиями, которые на него возлагает общество, зная, что за выполнение своих ролей он будет награжден, а за невыполнение — наказан" [Там же. С. 35].  [c.39]

Рыночно-капиталистическая (праволибералъная) модель. Ее важнейшие черты — частная собственность, рынок, индивидуализм и рационализм экономического человека .  [c.19]

Сторонники неоклассического подхода предметом своих исследований считали чистую экономику вне зависимости от общественной формы ее организации, а единичным объектом исследования — поведение и субъективные мотивы экономического человека (homo e onomi us), который в своей деятельности руководствуется только личным интересом максимизировать доход и минимизировать затраты.  [c.8]

В свое время еще Т. Веблен с известной долей иронии замечал, что не следует представлять экономического человека в виде механического шарика, своего рода генерального, калькулятора удовольствий и тягот , который руководствуется исключительно денежными мотивами. Экономический человек — одно из наиболее общих понятий, своего рода модель человека с точки зрения его целей, средств достижения и знаний (информации), которыми он руководствуется. Поведение человека как потребителя и как участника производства весьма неоднозначно. Экономические интересы — одна из составляющих его интересов, представляющих достаточно сложную и противоречивую систему. Следует иметь в виду, что помимо чисто личных интересов люди руководствуются интересами коллектива, села или города, региона, в котором они живут. В решениях и поступках людей присутствуют и более широкие интересы — национальные, общества в целом.  [c.70]

Первое направление представлено английской классической школой, маржинализмом и неоклассиками (см. гл. 3). Во главу угла моделей, выработанных в рамках этого направления, ставится эгоистический материальный, прежде всего денежный интерес, являющийся главным мотивационным стимулом деятельности экономического человека (homo e onomi us). При этом предполагается такой уровень их интеллекта, информированности и компетентности, который в состоянии обеспечить реализацию целей экономических агентов в условиях свободной конкуренции. Экономическая система выступает  [c.9]

Проведенный А. Смитом анализ природы человека, взаимодействия и взаимосвязи человека и общества был положен в основу формулировки понятия homo e onomi us — экономический человек , хотя само это понятие возникло позднее. А. Смит считал, что основным стимулом экономической активности человека является частный интерес. Реализовать свой интерес человек может только путем взаимообмена с другими людьми, результатами частной экономической активности, иначе говоря, в процессе разделения, труда. Преследуя частные интересы, люди объективно удовлетворяют потребности друг друга. Процветание общества, таким образом, возможно только на путях индивидуального благополучия, а частный интерес, ведущий к достижению этого благополучия, это настолько мощный стимул, который готов преодолеть сотни досадных препятствий, которыми безумие человеческих законов так часто затрудняет его деятельность... (Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 393). Индивидуум, стремясь к приумножению личного капитала, не думает об общественных интересах, стремясь к удовлетворению частного интереса, и в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это (Смит А. Указ. соч. С. 332).  [c.21]

Не случайно уже в работах А. Смита поведение экономического человека предполагает не только стремление к собственной выгоде, но и симпатию к партнеру2. Симпатия, как понимает ее. А. Смит, по-  [c.29]

Еще раз подчеркнем, что главной характеристикой экономического человека является специфическая мотивация собственный интерес или стремление к богатству как главный мотив поведения. И именно это стремление к собственной выгоде, или своекорыстный интерес, является фактором экономического развития, обеспечивает рост богатства и благосостояния. Как отмечал уже А. Смит, рынок соединяет эти своекорыстные цели и невидимой рукой (рукой Провидения) направляет их к общему благу2. В рамках данных представлений экономическая проблематика сводится к проблеме координации уже имеющихся целей, где под целью понимается стремление к собственной выгоде. Это как раз и является областью экономической теории — выбор средств при заданных целях и предпочтениях, другими словами — распределение ограниченных ресурсов для достижения определенных целей.  [c.58]

Этот человек (универсальный потребитель Бентама) хорошо узнаваем, как раз он и становится центральной фигурой маржиналистского анализа. Модель экономического человека, для которого социальные и культурные факторы являются не более чем внешними рамками, держащими его в некоторой узде, не позволяющими реализовы-вать свой эгоизм слишком откровенными и грубыми способами, в собственном смысле слова появляется именно здесь. И именно маржиналисты смещают фокус экономической теории в плоскость потребительского выбора, где человек предстает как максими-затор полезности. Целью обмена и производства они провозглашают получение максимального наслаждения и наибольшее удовлетворение потребностей.  [c.72]

Либерализм. Вероятно, начать следует с характеристики такой хозяйственной идеологии, как либерализм, поскольку именно она лежит в основе современного рыночного хозяйства. О ней достаточно подробно говорилось в предыдущих очерках. Суть либерализма состоит в утверждении приоритета свободы над другими этическими ценностями, в утверждении свободы человека, в том числе и в экономической деятельности. Либерализм непосредственно связан с концепцией естественного права, которое заключается в признании естественных, неотчуждаемых прав человека. Последние же сводятся к свободе располагать собой, своими действиями и имуществом. Иными словами, свобода экономического человека рассматривается как результат принадлежащих ему прав собственности, трактуемых как естественные права. Эти естественные права собственности в рамках представлений либерализма являются не только основой экономического благополучия и социальной независимости индивида, но и условием эффективного функционирования общественной системы в целом2.  [c.161]

Отметим, что идеология консерватизма не предполагает и равноправия. Напротив, она утверждает принцип строгой иерархии, признавая справедливость фактического экономического неравенства которое освящено правом и традицией, и проникнута моральным духом, чувством служения1. Отметим, что в сфере хозяйственной мотивации консерватизм опирается не на материальные стимулы, а на выработанную привычку исполнения долга, которая может принять форму преданности фирме. И именно в консервативной идеологии субъект максимально отделяется От образа экономического человека .  [c.165]

Обратимся к методам и средствам, которые реклама с успехом использует для вторжения во внутренний мир потребителей. Нажимая на клавиши ценностей она разыгрывает в человеческой душе пьесы желаний, взывает к потребительской активности, и проводит потенциального покупателя широкими товарными тропами через весь потребностный цикл. Сразу оговоримся, что здесь есть место всему обращениям к чисто экономическому человеку А. Смита и третируемому вездесущим либидо пациенту 3. Фрейда , достижениям психофизиологии и семиотики, виртуозным мистификациям с использованием потенциала скрытых увещевателей и глобальных коммуникационных возможностей современных СМИ. И это столь же оправданно, сколь и небесспорно с этической точки зрения. Как нам представляется, авторы, которые пытаются рафинировать рекламу, отделить ее от стихии базара 1  [c.296]

Особенно много работ посвящено так называемой "дилемме заключенного", известной, как отмечает А. Рапопорт, с начала 50-х годов [Рапопорт. С. 155J. Поведение А1Е0 типично для "экономического человека", который по определению готов к нарушению этических норм в ситуациях безнаказанности [Козловски. 1996. С. 61].  [c.311]