Во-первых, основная концепция о времени большинство считает, что оно ограничено, идет без остановок и в итоге истекает. Во-вторых, концепция о затраченном труде запас человеческих сил имеет предел, они иссякают, человек устает и даже может заболеть, если не отдохнет как следует. В-третьих, концепция о мастерстве - круге приобретенных навыков и уровне владения ими мастерство обычно приходит со временем и дается немалыми усилиями. [c.45]
В России можно ожидать аналогичных решений, так как базы данных, пользующиеся правовой охраной как сборники, законом рассматриваются как результат творческого труда по подбору и организации данных, а не в соответствии с концепцией "затраченных усилий", которая как раз и потерпела поражение в США. [c.53]
Особенно важной для наших целей является марксистская трудовая теория стоимости — концепция, согласно которой экономическая, или обменная, стоимость любого товара определяется исключительно количеством труда, затраченного на его производство. Благодаря капиталистической организации частной собственности капиталисты владеют машинами и оборудованием, необходимыми для производства в индустриальном обществе. Не имеющий собственности рабочий класс, следовательно, зависит от капиталистов в отношении своей занятости и получения средств к существованию. Из-за невыгодного положения рабочего и стремления капиталистов к получению прибыли капиталисты будут эксплуатировать рабочую силу, выплачивая дневное жалованье, которое ниже стоимости произведенной рабочим продукции. Капиталист может и будет платить рабочим низкую заработную плату и экспроприировать оставшиеся плоды их труда в качестве прибыли, или, как ее называл Маркс, - прибавочной стоимости. В советской системе прибавочную стоимость получало государство как представитель рабочего класса и распределяло в основном через общественные фонды потребления, например на образование, транспорт, здравоохранение и жилье. [c.892]
Ценность имеет синоним — стоимость. Оба термина взаимозаменяемы. Но в советской политической экономии термин стоимость имел другое значение, чем термин ценность в классической и современной экономической теории. По мнению советских политэкономов, термин стоимость означал, что потребитель определяет ценность товара (как говорят марксисты, потребительную стоимость товара) в конечном счете на основе затраченного на изготовление этого товара труда. Термин же ценность , по их мнению, не подразумевал привязанность к трудовой теории (концепции) стоимости и означал приверженность к немарксистской экономической теории. В современной России эти термины обычно не противопоставляются. [c.111]
Рикардо последовательно развивал положение Смита о труде, затраченном на произ-во товара, как единственном источнике его стоимости. Преодолевая остатки отраслевой ограниченности концепции Смита, он пришёл к заключению, что стоимость товара определяется трудом независимо от его отраслевой специфики. Важным шагом вперёд в трактовке соотношения стоимости и потребительной стоимости товаров явилось положение Рикардо о том, что ...полезность не является мерой меновой стоимости, хотя она существенно необходима для этой последней (Р и к а р д о Д., Соч., т. 1,М., 1955, с. 33). Фактически Рикардо разграничивал субстанцию стоимости и её величину. ../Груд.— писал Рикардо,—является основой всякой стоимости и. ..относительное количество его определяет [почти исключительно] относительную стоимость товаров... (там же, с. 40). Исключение Рикардо делал лишь для невоспроизводимых антикварных товаров, стоимость к-рых, по его мнению, определяется их редкостью, хотя в действительности такие товары не обладают стоимостью, а присущая им монопольная цена на самом дело зависит от их редкости , т. е. превышения спроса на них над их предложением. [c.195]
В теории стоимости выдвигал тезис о том, что товары, обладающие полезностью, черпают свою меновую стоимость из двух источников своей редкости и количества труда, требующегося для их производства . Подчеркивал, что на стоимость товаров влияет не только труд, применяемый непосредственно к ним, но и труд, затраченный на орудия, инструменты и здания, способствующие этому труду . Рыночной ценой труда считал заработную плату, которая колеблется вокруг своей основы — естественной цены, под которой он понимал стоимость средств существования рабочего и его семьи. Указывал на то, что состав средств существования, т. е. прожиточный минимум, зависит от исторических условий, уровня развития, традиций и сложившихся норм потребления. Показывал, что земельная рента является лишь синонимом богатства, а не его создателем, абсолютное плодородие само по себе не порождает ее. Он подчеркивал, что присвоение ренты происходит через механизм цен, решающее значение при этом имеют относительное плодородие и местонахождение участков, степень их удаленности от рынка сбыта. Первым разработал концепцию международной торговли, согласно которой одна страна может импортировать товары из другой, если импортер может производить их с меньшими затратами, чем экспортер. Является сторонником всемерного ограничения вмешательства государства в экономику, идеолог промышленной буржуазии в ее борьбе с земельной аристократией. Как член британского парламента он требовал от правительства принятия мер по отказу от традиционной политики протекционизма. В итоге Англия стала первой индустриальной страной, одобрившей политику свободной торговли, сделавшей ее на долгие годы наиболее богатым государством в мире. [c.53]
ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ - марксистская концепция, согласно которой стоимость любого товара определяется исключительно количеством труда, затраченного на его производство. [c.168]
После ознакомления с трудовой теорией стоимости и с концепцией предельной полезности нельзя не заметить, что в теории рыночного ценообразования в целом возникло серьезное противоречие. Английские классики политической экономии решающую роль в установлении цены приписывали предложению производителей, которые исхо-дятиз учета труда, затраченного на создание товара. В противовес этому ранние австрийские теоретики предельной полезности определяющее значение придавали спросу потребителей. Разрешить это противоречие взялся Альфред Маршалл1. [c.155]
БРЕЙ (Bray) Джон Фрэнсис (1809—1895), английский экономист, социалист-утопист. Род. в Вашингтоне в семье англ, эмигранта. В 1822 с отцом переехал в Великобританию, поступил учеником к переплётчику, затем работал наборщиком. С 30-х гг. принимал участие в рабочем движении, одно время был близок чартистам. Б. — автор оригинальной работы Несправедливости в отношении труда и средства к их устранению (1839, рус. пер. 1956), охарактеризованной К. Марксом как замечательное произведение (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4, с. 102). В нём Б. развил новые для его времени экономич. идеи, в т. ч. выдвинул категорию общения . Гл. внимание в работе уделено теории и программе социально-экономич. преобразования бурж. общества. Неудачи чартизма убедили его в том, что для уничтожения ка-питалистич. эксплуатации и создания нового справедливого общества равенства необходимы глубокие социальные перемены, направленные на полное устранение частной собственности. Будучи социалистом-рикардианцом, Б. стремился использовать науч. достижения теории Д. Рикардо, и прежде всего его трудовую теорию стоимости, против буржуазии, в интересах пролетариата. Б. утверждал, что поскольку единств, источником богатства является труд, рабочие имеют право на полный продукт своего труда прибыль, присваиваемая капиталистами, есть грабёж, результат капиталистич. эксплуатации. Путь к устранению капиталистич. эксплуатации Б. видел в организации рабочих акц. об-в. Эти общества должны покупать на выпускаемые ими банкноты (обеспечиваемые будущей продукцией этих об-в) необходимые им средства произ-ва и землю и продавать свою продукцию на базарах справедливого обмена точно в соответствии с количеством труда, затраченным на их произ-во. В результате, как полагал В., для рабочих устраняется необходимость обменивать свой труд на капитал, а вместе с тем исчезает и эксплуатация их, поскольку рабочие через акц. общества начинают получать полный эквивалент своего труда. В конечном итоге труд становится всеобщим, средства произ-ва и земля переходят в общее владение и пользование. Утопичность концепции Б. заключается прежде всего в непонимании необходимости социальной революции пролетариата как решающей предпосылки перехода к обществу, ликвидирующему эксплуатацию человека человеком. К тому же Б. переоценивал значение преобразований в сфере товарно-ден. отношений, по существу оставляя в стороне разработку вопроса о путях преобразования сферы произ-ва. Концепция Б., призывавшая перестроить бурж. общество путём точного соблюдения лежащего в его основе закона стоимости, не могла указать рабочему классу действительный выход из системы капиталистич. эксплуатации. ...Абсолютно невозможно перестроить общество на основе, которая есть не более как собственная приукрашенная тень этого общества (там же, с. 108—09). Утопич. идеи Б. были использованы мелкобурж. экономистом П. Ж. Прудоном. [c.183]
ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ, научная концепция, определяющая субстанцию н величину стоимости товаров трудом, затраченным на их произ-во. Т. т. с. в неразвитой форме возникает на мануфактурной стадии капитализма, когда уменьшение рабочего времени, расходуемого на нроиз-во товаров, становится сознательным принципом , а товарная форма — всеобщей формой продукта труда (см. К. Маркс, в кн. Маркс К. н Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 360). Впервые эта теория складывается во 2-й пол. 17 в. в Англии — стране с наиболее развитыми в то время каниталнстнч. от- [c.192]
Концепции экономистов о стоимости Д. Рикардо считал, что в экономической теории нет такого предмета, который бы породил столь большое количество ошибок и разногласий, как неточность и неопределенность смысла, вкладываемого в слово стоимость . А. Смит включал в стоимость труд, затраченный на производство товара, покупаемый труд (заработную плату), сумму заработной платы, прибыли и земельной ренты. Д. Рикардо и Д. Р. Мак-Куллох определяли ее издержками производства, Ж. Б. Сей — полезностью вещи, Д. Лодердель — предложением и спросом. К. Маркс и Ф. Энгельс за- [c.639]
Теперь следует вернуться к оценке этого подхода Рикардо. Его целью было развитие теории общества через определение нормы прибыли. Или, можно констатировать, что он ведет к такому определению без ссылок на наемный труд или даже просто на труд. Фактически учет наемного труда важен только для выделения специфических товаров, затраты на производство которых управляют нормой прибыли кроме того, даже эта его функция оказывается ненужной, как было показано Сраффой, который концепцию предметов жизненной необходимости, приобретаемых на зарплату, заменил на концепцию "стандартного товара". Это исключение труда в теории Рикардо может удивлять вследствие общепринятых представлений об этом авторе (и вообще о политической экономии). В то же время, оно неотделимо от даваемого Рикардо определения нормы прибыли как нормы излишков, являющегося единственным способом сделать рикардианскую теорию распределения (и вытекающие из нее следствия для накопления капитала и экономического роста) независимой от непреодолимых трудностей теории ценности как затраченного на производство товаров труда. [c.105]