Этика утилитаризм

В области этики существует ряд теоретических позиций, важнейшими из которых являются утилитаризм справедливость и честность личные права.  [c.226]


Традиционная неоклассическая экономическая теория, с помощью которой мы вели дискуссии, основана на теории полезности, или утилитаризме, которая является примером телеологической теории, так как она полностью концентрирует внимание на последствиях наших действий. Следуя классической теории, утилитаристы предполагают, что необходимо действовать так, чтобы максимизировать только свою выгоду, т.е. необходимо максимизировать свое личное благополучие. В более обобщенной форме личная выгода может не исключать и пользу для других. Однако большинство экономических теорий предполагает личную выгоду, основанную только на личном интересе. В трактовке экономистов это крайне важное ограничение предпочтений потребителей относится к разряду эгоистических предпочтений . Специалисты по этике называют это просто эгоизмом [31]. Предполагается, что наиболее общая выгода — лишь функция личного благополучия. Очевидно, что это налагает некоторые ограничения на экономические модели, которые могут представлять всеобщее благополучие. В этом случае (как и с фактором риска) пользователям предлагается принимать во внимание качественные факторы.  [c.146]


БЕНТАМ ИЕРЕМИЯ (1748—1832) — английский экономист, социолог, философ, родоначальник одного из направлений в английской философии — этики утилитаризма.  [c.60]

Раскройте содержание следующих концепций этика бизнеса, утилитаризм, культурный релятивизм, права человека, справедливость, взятка, консьюмеризм.  [c.468]

Защищая концепцию утилитаризма, Которая основанием нравственности считала полезность или принцип величайшего счастья, последователь И. Бентама, английский экономист и философ Дж. Милль (1806—1873) полагал, что в ней должны присущ ствовать стоический и христианский элементы. Он подчеркивал, что, превознося принцип максимизации наслаждения, не стоит забывать, что наслаждения бывают чувственные, умственные и нравственные. По Миллю, удовольствия, удовлетворяющие нашим высшим потребностям,.более ценны, чем те, которые служат для удовлетворения животной природы. Милль не устает подчеркивать, что утилитаристский принцип ставит целью не личное величайшее счастье человека, а величайшую сумму общего счастья всех. И значит, утилитаристская нравственность признает в человеке способность жертвовать своим личным счастьем для счастья других. Следовательно, высшее счастье достигается самопожертвованием. Неудивительно, что по Миллю неиссякаемый источник высшего наслаждения вытекает из присущего каждому правильно воспитанному человеку чувства личной привязанности и сочувствия к общему благу. Конечно, если всеобщее благо рассматривают в качестве высшего принципа поведения, то возникает этика норм поведения, тяготеющего к альтруизму. Однако, отдавая дань уважения Миллю, который сам, будучи человеком высоконравственным, стремился приписать эту нравственность утилитаристской доктрине, надо, тем не менее, признать, что в экономическую теорию последняя вошла в своем сугубо прагматическом варианте. Здесь принцип выгоды индивидуализируется, и альтруистическая тенденция естественным образом превращается в эгоистическую, которая может быть утилитарно оправдана.  [c.72]


От слова utility и происходит термин утилитаризм , который был придуман Бентамом для обозначения своей теоретической конструкции и вошел в обиход к 1820-м гг. Сегодня утилитаризмом называют систему взглядов, основанную на сенситивистской психологии, этике гедонизма, классической политической экономии и демократической политике.  [c.317]

Слова мораль и этика происходят соответственно от латинского mores и греческого ethos, что означает нормы, правила, которым следуют люди. Этика трактует, как должен и как не должен вести себя человек. Этика может рассматриваться как наука об общественных устоях, которые действительно могут оказывать влияние на поступки людей. Экономическая теория, исходящая из утилитаризма, имеет тенденцию недооценивать в силу исторических причин значение общественных факторов и переносит упор на личностные, индивидуальные моменты. Эти различия имеют глубокие исторические корни и связаны с борьбой консерваторов (Тори) и либералов (Виги). Тори всегда поддерживали существующую власть. Общество и власть при существовании монархии представлялись Тори оплотом морали в обществе. Виги, отвергая монархию, пытались найти источники справедливой власти не в обществе, а в людях. Дебаты, продолжавшиеся в течение трехсот лет, не прекращаются и по сей день. Они оказывают непосредственное влияние и на бухгалтерский учет, ибо его позитивная теория в значительной степени является наследием взглядов партии Вигов, возникшей еще в XVII в. И не удивительно, что либеральная экономическая теория исходит из того, что любое вмешательство правительства в экономическую жизнь страны приводит к негативным последствиям.  [c.149]

УТИЛИТАРИЗМ (от лат. utilitas — польза, выгода ) — 1) концепция оценивания абсолютно всех процессов и явлений исключительно по их полезности, вероятности быть служебными в достижении определенных полезных целей 2) направление в этике, именуемое позитивистским и основанное И. Бентамом, согласно которому польза характеризуется как фундамент нравственности и главный критерий человеческих поступков распространение получил в XX в. в Великобритании.  [c.700]

См. также Баллестрем К.Г. Homo oe onomi us Образы человека в классическом либерализме // Вопросы философии. - 1999. - № 4. - С. 42 - 53 Макашева Н. Этика и экономическая теория // Общественные науки и современность. - 1992. - № 3. - С. 13 - 19. Более того, "утилитаризм, определяемый как тип нравственности, как ценностно-смысловая парадигма деятельности человека", выступает у некоторых авторов в еще более универсальном качестве - "внутреннего импульса" саморазвития, самоорганизации культуры, как "ценностно-смысловой", "нравственно-ментальной" системы. См. Е.Н. Яркова. Утилитаризм как стимул самоорганизации культуры и общества //Общественные науки и современность. - 2002. - № 2. - С. 88. Следует подчеркнуть, что это верно только для определенного типа социума - буржуазного. О полезности как специфически историческом мировоззренческом феномене и экономическом отношении, ее роли в экономической теории и в исследовании проблемы субъекта хозяйственной деятельности речь будет идти далее.  [c.15]

Нельзя сказать, что маркетологам удалось завершить создание эффективной структуры, соблюдать принципы этики при проведении маркетинговых исследований. Несмотря на то, что специалисты, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, в целом придерживаются ряда философских принципов, таких как золотое правило, принцип утилитаризма, категорический императив Иммануила Канта, они неопределенны и их недостаточно, чтобы обеспечить твердую базу для нравственных решений Поэтому для оказания помощи всем представителям деловых кругов том числе и исследователям в области маркетинга) и улучшения процесса принятия решений были разработаны специальные контрольные вопросы, позволяющие оценить нравственную сторону принимаемых Один из списков такого рода контрольных вопросов, приведен ниже.  [c.897]

Смотреть страницы где упоминается термин Этика утилитаризм

: [c.153]    [c.551]   
Маркетинговые исследования Издание 3 (2002) -- [ c.903 ]