Утилитаризм

Для принятия решений, соответствующих этическим нормам, корпорации создают корпоративные кодексы этических норм, которые устанавливают ценности и принципы поведения, необходимые для руководства процессом принятия решений. Хотя они существенно различаются по корпорациям в деталях, большинство из этих кодексов включают три основных философских подхода утилитаризм, личные права или справедливость.  [c.455]


Утилитаризм. Концепция утилитаризма, или совокупного всеобщего блага, полученного путем совершения действия или принятия решения, часто рассматривается как анализ прибыли и издержек, поскольку она сопоставляет издержки  [c.455]

Один из недостатков метода, используемого концепцией утилитаризма, заключается в трудности точного подсчета взятых в отдельности издержек и прибыли. Многие факторы могут быть измерены в денежном выражении (произведенные товары, продажи, фонд заработной платы, прибыль и т. д.). Однако моральные качества сотрудников, психологическое удовлетворение, ценность человеческой жизни не могут быть измерены таким способом. Людские и социальные издержки остаются наиболее трудными для исчисления с какой-либо степенью точности. Без таких измерений анализ издержек и прибыли остается неполным, а точный ответ на то, является ли данная деятельность этичной или нет, не может быть получен. Другой недостаток концепции утилитаризма состоит в том, что большинство часто может попирать права меньшинства. Поскольку эта концепция применима только после завершения деятельности, менеджеры, использующие ее, терпят поражение при выборе средств. В случае закрытия старой фабрики можно сказать, что закрытие может принести всеобщее благо для наибольшего числа людей. Однако такое решение, несомненно, приведет к тому, что определенное число людей останется без работы. Сомнительно, что люди, оказавшиеся в безвыходном положении, согласятся с тем, что решение принято в соответствии с этическими нормами.  [c.456]


Несмотря на эти недостатки, концепция утилитаризма при определении этичности деятельности широко используется в бизнесе. В связи с эффективностью утилитарного принципа в измерении экономических и финансовых результатов менеджеры компаний часто склоняются к его применению при решении этических дилемм без учета его слабых сторон или возможности применения других вариантов.  [c.456]

Ставка на частную собственность и рынок как средство формирования доброй воли почти оправдалась с точки зрения концепции утилитаризма. Однако не принимаются во внимание другие важные нормы морали, такие, как права человека и справедливость. Критики этой концепции также утверждают, что временами она так же несовершенна и неэффективна, как действия правительства по удовлетворению потребностей и обеспечению прав человека. Больше того, критики доказывают, что у бизнеса есть обязанность удовлетворения потребностей, поскольку действия правительства не оправдывают надежд в этой сфере.  [c.462]

Утилитаризм полагает, что общественное благосостояние представляет собой сумму функций индивидуальных полезностей всех членов. Поэтому справедливым по мнению утилитаристов считается распределение благ, максимизирующее суммарную полезность всех членов общества.  [c.197]

Экономисты продолжают использовать термин утилитаризм , предпочитая его более ординарным синонимам, если имеют в виду цель, которую преследует потребитель при осуществлении своего свободного рационального выбора в экономико-правовом пространстве производства и реализации благ — среди множества товаров и услуг. Указанная цель является главной из перечня в современной концепции социально ориентированного маркетинга.  [c.220]

Их надо упрекать не за утопизм, а за отсутствие утопизма, не за чрезмерное воображение, а за полное его отсутствие, не за то, что они предлагают изменить общество за грань возможного, а за отказ от каких-либо существенных перемен, не за то, что их средства нереальны, а за то, что их цели примитивны. Собственно говоря, образ мысли, преобладающий в этих "передовых кругах", является плохим образцом утилитаризма прошлого столетия.  [c.31]


Западный утилитаризм принимает во внимание только соотношение издержки - прибыль  [c.122]

Индивидуализм Гедонизм Стоицизм Ригоризм Пессимизм Эгоизм Нигилизм Утилитаризм Скептицизм  [c.71]

Повышение общественного благосостояния достигается за счёт перераспределения доходов и имущества. Общество, исходя из необходимости достижения благосостояния, использует принцип социальной справедливости в качестве ограничения при принятии экономических решений. Современные правительства, с целью достижения благосостояния всего общества, используют в своей экономической политике (при распределении и перераспределении) разные концепции справедливости (утилитаризм, либерализм, эгалитаризм и др.). Согласно принципу утилитаризма, благосостояние выступает как сумма индивидуальных достижений членов общества и государство должно заботиться об этой сумме. В этом случае перераспределение доходов и имущества осуществляется в узких пределах — только в пределах сравнимости индивидуальных полезностей. Поскольку определённая денежная сумма представляет для бедняка большую индивидуальную полезность, чем, напр., потеря этой суммы для миллионера, то возможно перераспределение этой суммы в пользу бедняка.  [c.24]

Занимаясь много лет профессиональной деятельностью в области качества, начинаешь все острее ощущать и понимать, сколь велико духовное начало в создании качественного продукта и в его эффективном использовании. Можно наблюдать, как у людей, "одержимых качеством", созидательное творчество преобладает над утилитаризмом и прагматизмом. Эта тенденция в последнее время находит свое выражение в проникновении этических, нравственных норм в процесс производства продукции, во все большей гуманизации систем управления качеством, все более широком использовании при создании новых изделий идей и достижений технической эстетики, дизайна, эргономики.  [c.313]

Многие авторы подчеркивают, а мы это ощущаем практически ежедневно, что создание, восприятие и переживание прекрасного вызывают у людей любовь, чувство радости, ощущение свободы. Восприятие прекрасного бескорыстно, ему чужд вульгарный утилитаризм, в нем сливается значимость личных и общественных ценностей.  [c.321]

Этот подход получил название утилитаризма (см. лекцию 20)  [c.248]

Сторонники гуманистической позиции видят сущность и сугубую опасность кризиса в дегуманизации образования под давлением индустриального технократизма и рыночного утилитаризма. Образование теряет гуманистический смысл (то есть, ориентацию на развитие личности) и превращается в утилитарное научение узкому спектру профессиональных знаний и умений. И чем действеннее становится обучение, использующее современные научающие технологии, тем меньше оно сохраняет гуманистическую направленность. Но образование в его гуманистическом понимании - это не просто "научение". Задача научения проще, чем проблема образования человека во всей полноте его жизнедеятельности.  [c.41]

Раскройте содержание следующих концепций этика бизнеса, утилитаризм, культурный релятивизм, права человека, справедливость, взятка, консьюмеризм.  [c.468]

Обязательно добавим, что рассмотренный здесь процесс капитализации предпринимательских способностей возможен только в такой экономической системе, где в достаточной степени развиты нормы интерпретативной рациональности, доверия, эмпатии, утилитаризма (институциональные характеристики)8. Это, помимо прочего, предполагает умение потенциальных инвесторов, каковыми являются практически все сознательные граждане, разбираться в основных положениях экономического анализа, а к финансовой отчетности предприятий предъявляются строгие требования прозрачности, достоверности, существенности, непрерывности учета и т. д.  [c.142]

Вопрос максимизации благосостояния — это вопрос в значительной, мере философский. Не случайно в основании современных теорий благосостояния лежат прсыдки утилитаризма — этической теории, признающей полезность поступка критерием его нравственности1. Именно философия утилитаризма стала исходной нравственной, этической предпосылкой современных концепций благосостояния.  [c.70]

Защищая концепцию утилитаризма, Которая основанием нравственности считала полезность или принцип величайшего счастья, последователь И. Бентама, английский экономист и философ Дж. Милль (1806—1873) полагал, что в ней должны присущ ствовать стоический и христианский элементы. Он подчеркивал, что, превознося принцип максимизации наслаждения, не стоит забывать, что наслаждения бывают чувственные, умственные и нравственные. По Миллю, удовольствия, удовлетворяющие нашим высшим потребностям,.более ценны, чем те, которые служат для удовлетворения животной природы. Милль не устает подчеркивать, что утилитаристский принцип ставит целью не личное величайшее счастье человека, а величайшую сумму общего счастья всех. И значит, утилитаристская нравственность признает в человеке способность жертвовать своим личным счастьем для счастья других. Следовательно, высшее счастье достигается самопожертвованием. Неудивительно, что по Миллю неиссякаемый источник высшего наслаждения вытекает из присущего каждому правильно воспитанному человеку чувства личной привязанности и сочувствия к общему благу. Конечно, если всеобщее благо рассматривают в качестве высшего принципа поведения, то возникает этика норм поведения, тяготеющего к альтруизму. Однако, отдавая дань уважения Миллю, который сам, будучи человеком высоконравственным, стремился приписать эту нравственность утилитаристской доктрине, надо, тем не менее, признать, что в экономическую теорию последняя вошла в своем сугубо прагматическом варианте. Здесь принцип выгоды индивидуализируется, и альтруистическая тенденция естественным образом превращается в эгоистическую, которая может быть утилитарно оправдана.  [c.72]

В своей доктрине утилитаризма И. Бентам провозгласил в качестве единственной цели любого правительства .обеспечение наибольшего счастья наибольшему числу людей . Но каким образом Различный ответ на этот вопрос дают авторы двух наиболее известных теорий экономического благосостояния — итальянский экономист В. Парето (1848—1923) и английский экономист А. Пигу (1877— 1959). Впервые критерий благосостояния был четко сформулирован В. Парето — представителем неоклассического направления в политической экономии. Именно принцип оптимальности Парето, который получил название оптимум по Парето , лег в основу так называемой новой экономики благосостояния.  [c.73]

Исходной посылкой теоремы Парето стали взгляды Бентама и других ранних представителей утилитаризма из числа экономистов о том, что счастья (рассматриваемые как удовольствие или полезность) разных людей аддитивны, т.е. могут суммироваться в некое общее счастье всех. По Парето критерием оптимальности является не общая максимизация полезности, а ее максимизация для каждого отдельного индивида в пределах обладания определенным исходным запасом благ.  [c.73]

Пигу поставил целью найти удобный практический инструментарий для измерения благосостояния и с его помощью исследовать те важнейшие группы факторов, которые воздействуют на экономические благосостояние современных обществ Пигу хотел узнать не количественную сторону благосостояния, а то, как его величина зависит от тех факторов, приведение которых в действие доступно государственным деятелям. В основу своих рассуждений Пигу положил следующие посылки неоклассической теории закон убывающей предельной полезности, субъективно-психологический подход в оценке благ и принцип утилитаризма. Можно с полным правом сказать, что Пигу завершил создание неоклассической теории благосостояния.  [c.78]

Максимизация благосостояния в рамках рассмотренных представлений предполагает осуществление знаменитого тезиса И. Бентама наибольшее счастье наибольшему числу людей , где под счастьем понимается состояние полной удовлетворенности, или максимального наслаждения. Напомним, что в рамках провозглашенной Бента-мом экономики наслаждений все мотивы человеческого поведения сводятся к достижению удовольствия. Однако, как правильно подмечено критиками утилитаризма, экономика наслаждений оставляет человека в растерянности, если он к началу подсчетов удовольствий и страданий не знал, к каким наслаждениям он, собственно говоря,  [c.81]

По всей видимости, надо смириться с тем, что достижение справедливости в одном аспекте, не дает возможности добиться ее в других аспектах. Яркую иллюстрацию этого дает применение утилитаристского критерия справедливости — максимизации совокупной полезности. Вспомните знаменитый лозунг основателя утилитаризма И. Бентама Наибольшее счастье наибольшему числу людей . При кажущейся логичности критерий максимизации совокупной полезности ведет к двусмысленной ситуации, в которой может существовать совершенно различный подход к проблеме справедливого распределения. Дело в том, что распределение дохода, которое предписывает этот критерий, полностью зависит от того, из каких предпосылок мы исходим относительно способности индивидов извлекать полезность из данных ресурсов. Из критерия максимизации совокупной полезности может вытекать уравнительное или, наоборот, чрезвычайно неравномерное распределение благ — все зависит от того, одинаковы или неодинаковы способности индивида извлекать полезность из благ. Если они одинаковы, то принятие теории утилитаризма ведет к уравнительному распределению1, если нет — то непропорционально большая часть ресурсов должна достаться тем,  [c.112]

На протяжении конца XVIII — XIX вв. представители либерализма отстаивали идеи создания общественной организации, в которой регулирование общественных отношений осуществлялось бы спонтанно, посредством безличного механизма свободного рынка . Одним из выдающихся представителей этой теории был Иеремия Бентам (1748—1832). В своей концепции утилитаризма (от лат. utilitas — польза) он утверждал необходимость демократизации социальных институтов. Основой социально-экономических отношений, по Бентаму, являются польза, прибыль, обогащение, выгода, на базе которых, как он указывал, можно добиться наибольшего счастья наибольшего количества людей .  [c.13]

Еще одна составляющая рыночного соглашения касается норм утилитаризма, понятого как осознание взаимосвязи между деятельностью человека и получаемой им совокупностью удовольствий, т. е. стремление извлекать из всего пользу или выгоду. При этом окружающий мир воспринимается человеком, ин-териоризировавшим нормы утилитаризма как совокупность реальных и потенциальных средств для достижения поставленных целей. Отсюда — требование рационализации поведения экономических агентов в том смысле, в каком понимал его Вебер, ведь в основе целерационального поведения лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве условий - и средств для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели . Иными словами, рыночные механизмы начинают действовать только при соблюдении норм рационального поведения, без чего теряют смысл задачи максимизации прибыли и полезности, на основе решения которых всеми экономическими субъектами и достигается общее равновесие на рынке.  [c.39]

УТИЛИТАРИЗМ (от лат. utilitas — польза, выгода) — принцип оценки предметов, явлений с точки зрения их полезности, возможности использования для достижения целей и удовлетворения потребностей.  [c.496]

Утилитаристский подход. Утилитаризм берет начало в работах ряда философов XVIII-XIX вв. Основателем этого направления был английский философ И. Бентам. По его мнению, единственным возможным моральным принципом может быть предоставление наибольшего счастья для наибольшего числа людей.  [c.310]

Критерий Роулза. Одна из попыток учесть справедливость в распределении принадлежит современному американскому философу Дж. Роулзу.2 Его аргументация основывается на принятии двух принципов все члены общества должны иметь равные права на основные свободы общество должно принимать решения исходя из интересов наименее обеспеченных своих членов. Одна из причин — вуаль неведения , рассмотренная нами выше в связи с утилитаризмом. В  [c.311]

Иеремия (Джерами) Бентам (1748-1832) — английский правовед и философ-моралист конца XVIII—начала XIX в., основатель утилитаризма.  [c.315]

От слова utility и происходит термин утилитаризм , который был придуман Бентамом для обозначения своей теоретической конструкции и вошел в обиход к 1820-м гг. Сегодня утилитаризмом называют систему взглядов, основанную на сенситивистской психологии, этике гедонизма, классической политической экономии и демократической политике.  [c.317]

Наиболее уязвимые стороны бентамовского утилитаризма связаны с упрощенностью принимаемой им модели человеческого поведения, с так и нерешенной проблемой сделать операциональным исчисление  [c.319]

Однако все несовершенства утилитаризма являются в то же время... и его заслугами. Ведь все они были осознаны на основе утилитаристского анализа. Поэтому заслуги Бентама перед экономической наукой вряд ли можно переоценить. Бентам оказал значительное влияние на развитие экономической науки. Среди его ближайших последователей были известные экономисты-рикардианцы Дж. Милль и его сын Дж. С. Милль. Позднее идеи утилитаризма сыграли важную роль в распространении идей маржиналистской революции на них опирались такие ее первопроходцы, как Г. Госсен, У. С. Джевонс, Ф. Эджу-орт, А. Пигу и в немалой степени А. Маршалл.  [c.320]

Какие же принципы справедливости будут выбраны в исходной позиции Люди, придерживающиеся утилитаристских взглядов (а именно против утилитаризма были направлены основные аргументы Роулза), выбрали бы такие принципы распределения первичных социальных благ, при которых бы максимизировалась общая полезность в обществе. Однако Роулз не считает такой выбор рациональным. Действительно, в этом случае существует определенный риск, что вы окажетесь в числе наименее обеспеченных граждан либо граждан, ущемленных в каких-либо правах из-за своего происхождения или социального положения. Некоторые склонные к риску личности пошли бы на это, сравнив вероятности оказаться наверху и внизу социальной лестницы. Но в том-то и дело, что вуаль неведения не позволяет нам сделать такого сравнения и даже не дает нам возможности узнать собственную склонность к риску. Кроме того, Роулз в своей критике утилитаризма заимствует у Руссо пример обычной семьи, члены которой вряд ли будут придерживаться принципа максимизации совокупного удовольствия, безотносительно дифференциации удовольствия между ними и средств достижения такой максимизации.  [c.325]

Иеремия Вентам (1748-1832) — английский социолог, юрист, основатель одного из направлений в социальной философии — утилитаризма (от англ, utility — полезность).  [c.101]

Утилитаризм Бентама был воспринят многими экономистами, прежде всего участниками кружка философских радикалов Дж. Мил-лем и —с определенными оговорками —Дж.Ст. Миллем. Позднее идеи утилитаризма сыграли важную роль в распространении идей маржи-налистскойреволюции (см. гл. 10).  [c.100]

Цены и ценообразование (1999) -- [ c.197 ]

50 лекций по микроэкономике Том 2 (2000) -- [ c.2 , c.310 , c.311 , c.317 , c.383 , c.386 ]

Большая экономическая энциклопедия (2007) -- [ c.37 , c.700 ]

Маркетинговые исследования Издание 3 (2002) -- [ c.901 ]