Данный результат часто называют первой теоремой экономической теории благосостояния. Вторая теорема экономики благосостояния утверждает, что если индивидуальные предпочтения выпуклые, то каждое эффективное распределение (каждая точка на кривой контрактов) является конкурентным равновесием для какого-либо начального распределения товаров. [c.431]
Экономическая теория благосостояния [c.250]
В человеческой историй и в истории экономической науки на первый план сначала выступали проблемы распределения, рассматриваемые как этические, — проблемы осуществления принципов справедливости. Поэтому первоначально теория благосостояния рассматривалась как теория справедливого распределения, и лишь в дальнейшем, с широким развитием рыночных отношений, в теории благосостояния акцент был сделан на производстве, где факторы экономического роста одновременно становились факторами роста благосостояния и процветания. [c.69]
Кроме того, Гобсон считал, что для максимизации благосостояния необходимо иметь возможность сравнивать степени удовлетворения, получаемого разными людьми. И в этом его принципиальное отличие от В. Парето, который считал межличностные сравнения полезности и ненужными, и невозможными. Соглашаясь, что это крайне трудно, Гобсон в рамках теории благосостояния предлагал сместить акцент в область сравнения полезности товаров с тягостью их изготовления. [c.85]
Для современных концепций благосостояния в общем и целом характерно отбрасывание этически ориентированного взгляда на мотивацию. Причина невосприимчивости к этике со стороны экономической теории, в частности теории благосостояния, объясняется тем, что в рамках господствующих представлений поведение человека, по крайней мере, в экономических вопросах, может быть с высокой степенью точности описано как максимизация собственного интереса. Но достаточно спорно предположение, что любое отклонение от максимизации собственного интереса является свидетельством иррациональности. И, к слову сказать, использование допущения об эгоистическом поведении резко снижает ценность прогностической экономической теории. [c.91]
Несомненно, теория благосостояния, не включающая в себя этические проблемы, выглядит ущербной. Истинная теория благосостояния, скорее, должна вторгаться в предмет прикладной этики, чем избегать его. Поэтому в дальнейшем изложении будет сделан акцент именно на этических аспектах данной теории. [c.91]
Безусловно, достижение благосостояния, рассматриваемое с этических позиций, не может не включать в качестве составляющей осуществление идеалов справедливости. Менялись ли эти идеалы на протяжении веков и какова роль этих вопросов в экономических теориях благосостояния Этой проблеме посвящен данный очерк., [c.92]
Положение о равенстве удовлетворенностей, безусловно, относится к этическим аспектам рассматриваемой проблемы, и связанная с этим процессом этика перераспределения выступает важнейшим элементом теории благосостояния. В идеале, в своем логически законченном варианте, максимизация благосостояния, основанная на положении о равенстве удовлетворенностей, предполагает равенство доходов. Правда, как уже отмечалось, при одном очень важном и совершенно не очевидном допущении при предположении одинаковости индивидуальных функций полезности от дохода. Действительно, если функции полезности разных людей одинаковы, а это означает не что иное, как способность разных людей извлекать одинаковое наслаждение с равной единицы дохода, то величайшая сумма общего счастья всех достигается лишь при равном распределении дохода. Однако многие полагают, и небезосновательно, что функции полезности разных людей отнюдь не одинаковы, и способность извлекать полезность у разных людей существенно различается. И если способность к наслаждению у человека с утонченными вкусами намного выше, чем у простого человека, то в этом случае именно неравенство доходов является необходимым условием для максимизации суммы общего счастья . [c.121]
Кстати сказать, если обратиться к разработанным в рамках неоклассического направления экономической науки господствующим теориям благосостояния, то увидим, что целью экономического развития у них выступает достижение максимума суммы субъективных удовлетворенностей доходы рассматриваются как средство потребительского удовлетворения, а конечным продуктом развития общества, как отмечалось, считается высокий уровень личного потребления. [c.122]
Кроме того, представители неолиберального направления отмечают, что реализация центрального тезиса теории благосостояния наибольшее счастье наибольшему числу людей , который можно трактовать как требование стремиться к наибольшему универсальному [c.152]
Как неоднократно отмечалось, этой проблеме уделил большое внимание А. Лигу в работе Экономическая теория благосостояния , анализируя ситуации, когда деятельность предприятия имеет так называемые внешние эффекты , которые денежной меры не имеют, но на благосостояние реально влияют (см. очерк 5). [c.176]
Система ценностных представлений, выраженных в том числе и в хозяйственной культуре, обеспечивает и определенное согласие относительно целей общества, которое должно существовать при любом общественном строе. Заметим, что теория благосостояния также должна оказывать влияние на формирование общественного согласия, придавая ясность целям экономической политики. Как неоднократно отмечалось, достижение благосостояния предполагает четкое осознание того, к какой цели или благу мы стремимся. Экономика не может дать ответа на этот вопрос, поскольку имеет дело не с основными (в терминологии Туган-Барановского), а с производными ценностями. [c.185]
Преемником Л. Вальраса, продолжателем и пропагандистом его взглядов был В. Парето. Его экономическая теория благосостояния показывает, что свободное функционирование рыночного механизма не просто устанавливает равновесие между спросом и предложением на всех рынках и стоимости всех товаров, услуг и факторов производства, включая труд, но и обеспечивает оптимальное функционирование экономической системы в целом. Именно в этом заключается продолжение теории общего равновесия Вальраса его преемником Парето, в работах которого уделено также внимание проблемам экономических кризисов, ренты, денег, процента. [c.36]
Вторая теорема экономической теории благосостояния [c.66]
Между двумя взглядами на капиталистическую систему существует очевидное интеллектуальное противостояние. Взгляд А. Смита преобладал в микроэкономике, одной из основ которой была фундаментальная теорема экономической теории благосостояния об эффективности конкурентных рынков, формализующая гипотезу Смита о "невидимой руке", в то время как проблемы безработицы находились в центре внимания отдельной дисциплины — макроэкономики. Напряженность между подходами пытались разрешить тремя способами. [c.300]
Принцип Парето (по имени итальянского экономиста В. Парето, развившего теорию благосостояния) — изменение в ходе экономических процессов, которое повышает уровень благосостояния хотя бы для одного из их участников, если при этом не допускается снижения уровня благосостояния ни одного из других участников. В реальной [c.23]
Пигу А. Экономическая теория благосостояния. В 2-х т./Пер. с англ. — М. Прогресс, 1985. — Т. 1. 512 с. Т. 2. 454 с. [c.424]
Пигу А. Экономическая теория благосостояния. В 2 т / Пер с англ — М. Прогресс, [c.117]
Дебрэ, считающиеся основателями экономической теории благосостояния [c.18]
Основная теорема экономической теории благосостояния гласит, что рыночная экономика с совершенной конкуренцией автоматически достигает эффективного использования ресурсов, называемого оптимальным по Парето. При оптимальном по Па-рето использовании ресурсов никакое перераспределение производства или потребления не может увеличить полезность одного члена общества или фирмы, не снизив полезность по крайне мере одного другого члена общества (фирмы). [c.240]
ПшуА. Экономическая теория благосостояния. М., 1985. [c.340]
В целом тематика институциональных исследований достаточно обширна. Она включает теорию потребительского спроса, со-циально-экономическ ю теорию благосостояния, анализ крупных корпораций как социально-экономического института и ряд других. Экономическая социология разрабатывалась одним из предшественников современного институционализма — Максом Вебе-ром (1864—1920). Он обосновал методологические принципы социологии, подготовил фундаментальный труд Хозяйство и общество , в котором подведены итоги его социологических исследований1. В дальнейшем экономическая социология получила наибольшее развитие в трудах американских институционалистов, в частности, исследовались социальные аспекты международных [c.132]
Использованы и работы западных экономистов классиков, неоклассиков, кейнсианцев, монетаристов, экономистов институционального направления, переведенные на русский язык. Отметим важнейшие из них, а именно А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962 А. Маршалл. Принципы политической экономии. М., 1983 Дж. Б. Кларк. Распределение богатства. М., Л., - 1934 А, Пигу. Экономическая теория благосостояния. М., 1985 Е. Бем-Баверк. Основы теории ценности хозяйственных благ. Л., 1929 Дж. Робинсон. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1986 Дж. Хикс. Стоимость и капитал. М., 1988 Э. Чемберлин. Теория монополистической конкуренции. М., 1959 Дж. М. Кейнс. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978 И. Шумпетер. Теория экономического развития. М., 1982 Л. Харрис. Денежная теория. М., 1990 Дж. Гэлбрейт. Экономические теории и цели общества. М., 1976 Б. Селигмен. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968 Ф. Хайек. Пагубная самонадеянность. М., 1992 Я. Корнай. Дефицит. М., 1989 Я, Корнай. Путь к свободной экономике. М., 1991. [c.4]
Это Особенно характерно для классической политической экономии. А. Смит, как1 и другие представители данного направления с его философией эгоизма И индивидуализма, в теории благосостояния делали акцент на производстве, считая благосостояние синонимом богатства. При этом богатство рассматривается с макроэкономических позиций, под углом зрения возрастания богатства нации. В свою очередь, последнее сводится к продуктам материального производства. В рамках данных представлений основа и источник благосостояния — это накопление национального капитала, а показатель уровня благосостояния — рост количества благ на душу населения или чистый доход нации, который функционально зависит от ресурсов капитала, земли и труда. Следовательно, факторы экономического роста, важнейшими из которых являлись накопление капитала и разделение труда, автоматически становились факторами роста благосостояния. Предпосылкой роста национального богатства классики единодушно считали систему естественной свободы . Это не удивительно, поскольку политика невмешательства государства (естественной свободы) вытекала из концепции своекорыстного интереса. Ведь если своекорыстный интерес каждого ведет, в конечном счете, к благу общества, его нельзя стеснять1. И именно признание благотворности [c.69]
Вопрос максимизации благосостояния — это вопрос в значительной, мере философский. Не случайно в основании современных теорий благосостояния лежат прсыдки утилитаризма — этической теории, признающей полезность поступка критерием его нравственности1. Именно философия утилитаризма стала исходной нравственной, этической предпосылкой современных концепций благосостояния. [c.70]
В заключение отметим, что Парето в своей теории благосостояния исключает из рассмотрения такие вопросы, как межличностное сравнение полезности. Это означает признание невозможности отвег тить на вопрос, кто более счастлив — лицо А или лицо Б, — и тем более определить, насколько, одно из них счастливее другого. И, таким образом, как кажется на- первый взгляд, данный подход исключает ценностные суждения при решении данной проблемы. Тем не менее ценностные суждения в теории благосостояния Парето все-таки присутствуют. Они сводятся к следующему [c.75]
Но каким бы логичным и убедительным не представлялся ход рассуждений Парето, трудно оспаривать положение, что оптимальное, по Парето, очень часто является социально неприемлемым1. Поэтому даже в русле неоклассического направления политической экономии формируются иные теории благосостояния. Этим проблемам посвящена работа известного английского экономиста, представителя кембриджской школы А. Пигу, которая называется Экономическая теория благосостояния . [c.76]
Пигу поставил целью найти удобный практический инструментарий для измерения благосостояния и с его помощью исследовать те важнейшие группы факторов, которые воздействуют на экономические благосостояние современных обществ Пигу хотел узнать не количественную сторону благосостояния, а то, как его величина зависит от тех факторов, приведение которых в действие доступно государственным деятелям. В основу своих рассуждений Пигу положил следующие посылки неоклассической теории закон убывающей предельной полезности, субъективно-психологический подход в оценке благ и принцип утилитаризма. Можно с полным правом сказать, что Пигу завершил создание неоклассической теории благосостояния. [c.78]
Этот же тип справедливости имеет место и в теории благосостояния, разработанной В. Парето, где человек в качестве дохода получает предельный продукт имеющегося в его распоряжении фактора производства и максимизирует свое благосостояние в рамках имеющихся у него средств. Система справедлива на основании теории предельной производительности, в соответствии с которой каждый фактор производства получает вознаграждение, равное предельному продукту данного фактора3 или равное его вкладу в рост созданного общественного продукта, и теории предельной полезности. [c.99]
См. теорию благосостояния А. Пигу (очерк 5). [c.121]
Далеко не все разделяют эту точку зрения. Точка зрения, что государство должно осуществлять идеалы распределительной справедливости получает все большее распространение. Реализуется на практике представление о государстве как государстве-производителе 1, а также укрепляется взгляд на государство как максимизатора благосостояния. Как отмечалось ранее, этому способствовал ряд причин и введение всеобщего избирательного права, и экономические трудности (крупнейшие экономические кризисы), и работы ряда экономистов, в частности упоминавшегося выше А. Пигу. В теории Пигу аргумент недостаточности рынка согласно теории благосостояния является основным для обоснования регулирующей роли государства. [c.159]
Хикс (Hi ks) Джон Ричард (1904—1989), английский экономист, лауреат Нобелевской премии (1972). Получил образование в Оксфорде, преподавал и занимался исследованиями в Лондонской школе экономики, в Манчестерском и Оксфордском университетах. Работы в области теории общего равновесия, теории экономики благосостояния, теории экономических циклов, потребления и роста. Хиксу принадлежит идея анализа кривых IS—LM, ставшего одним из важных инструментов кейнсианской теории (иначе кривая Хикса—Хансена). Нобелевской премии он удостоен "за пионерный вклад в теорию общего экономического равновесия и теорию благосостояния". [c.453]
Смотреть страницы где упоминается термин Теория благосостояния
: [c.250] [c.31] [c.76] [c.105] [c.140] [c.66] [c.379] [c.437] [c.326] [c.9] [c.22] [c.23] [c.28] [c.29] [c.97] [c.135] [c.147]Большая экономическая энциклопедия (2007) -- [ c.459 , c.657 ]