Теория этическая

Понятие маркетинговой концепции. Основные концепции маркетинга в историческом аспекте, их эволюция. Концепция потребительской ориентации - основная концепция современного маркетинга. Теория потребительского суверенитета. Концепция социально-этического маркетинга - перспективная модель дальнейшего развития маркетинга. Концепция 4-х "пи". Современные условия существования маркетинга пассивный, организационный и активный маркетинг.  [c.127]


Обобщающие, агрегатные показатели — устойчивость, надежность, стабильность — в теории управления банковской деятельностью пока точного определения не имеют и несут лишь эмоциональный и, в большей. степени, этический корпоративный смысл.  [c.177]

Этический, поведенческий (бихевиористический) и коммуникационный подходы к построению теории бухгалтерского учета в свое время обсуждались различными авторами. Значимость этих  [c.104]

Обсудите прагматический, этический, поведенческий и коммуникационный подходы к построению теории бухгалтерского учета.  [c.141]

Согласно агентской теории единственным ограничителем эгоистического поведения агента являются затраты, но не этические соображения. Кредиторы и инвесторы, принимающие решения о капиталовложениях и предоставлении ссуд, учитывают фактор разрушительного оппортунизма и эгоистического поведения агентов, требуя более высоких ставок процента. Следовательно, без средств мониторинга привлечение ресурсов для менеджера или агента сопряжено с более высокими издержками. Таким образом, агентская теория подчеркивает важность общепринятых методов учета и стандартов, так как соблюдение стандартов и аудит бухгалтерской отчетности, добровольные или обязательные по законодательству, обеспечивают механизм снижения затрат агента по привлечению средств в заемный или собственный капитал. Однако благодаря возможности различного толкования общепринятых на сегодняшний момент методов и стандартов лазейки для преследования эгоистических интересов остаются.  [c.459]


Становление минимума, свободного от обложения, нарушало принцип всеобщности обложения и встретило многочисленные возражения. Одни обосновывали свое отрицательное отношение к изъятию от обложения малых доходов на основе теории обмена услуг. Раз все пользуются услугами государства, то все должны и платить налоги. Другие исходили из этических соображений об обязанности каждого платить налоги, которая является другой  [c.138]

Квалиметрия и аксиология. Аксиология (теория ценностей) намечает общие подходы к оценке всех тех категорий, которые представляют ценность для человека духовных этических, эстетических), материальных (полезных предметов и явлений, их качества, представляемых ими благ и т. д.).  [c.158]

Теория перераспределения возникла на основе двух этических оценок, выражавшим абсолютное осуждение, — несправедливого недопотребления и существования наряду с ним несправедливо высокого уровня потребления. Как хорошо, если для достижения достойной цели не надо жертвовать чем-то ценным, если ваши средства борьбы со злом являются благими Таким образом, эта проблема выглядела в глазах интеллектуала,  [c.20]

Однако всеобъемлющая теория хозяйства не может исходить только из узко понятого собственного интереса человека. Уже представители немецкой исторической школы, критикуя позицию представителей классического направления в вопросе снятия ограничений на свободу экономической деятельности, справедливо отмечали, что не существует чисто экономических процессов, поскольку они всегда регулируются обычаями или правом, которые являются выражением нравственных представлений о должном. И если принять данную позицию, которая, по мнению автора, является обоснованной, то мы будем вынуждены признать, что порядок хозяйства и общества основаны как на своекорыстном интересе, который считается самым сильным побуждением человека, так и на нравственных мотивах, на том, что мы называем лучшими побуждениями человека. Среди них далеко не последнее место занимает стремление к добру, истине, справедливости. И отнюдь не случайно в лозунгах, провозглашенных многими революциями, мы видим желание согласовать формы хозяйства с этическими представлениями о справедливости.  [c.8]


Обратим внимание на то, что рыночная координация и регулирование экономики через систему цен могут работать при наличии таких этических предпосылок, как честность, порядочность, верность слову. Этика и экономика оказываются тесно связанными, и только их объединение может обеспечить создание развернутой теории хозяйственной (экономической) деятельности, тем более, что традиционное разделение этики и экономической науки уже не позволяет решать проблемы разумного хозяйствования.  [c.9]

Уместно напомнить, что политическая экономия как наука сформировалась в рамках нравственной философии, а первой работой основателя данной науки и виднейшего представителя классической политической экономии А. Смита была Теория нравственных чувств (1759 г.), и лишь затем была написана принесшая ему мировую известность работа Исследование о природе и причинах богатства народов (1776 г.). Этические аспекты практически всегда присутствовали в работах выдающихся экономистов, и это должно предостеречь нас от ложного умозаключения, согласно которому экономически эффективная система — это уже хорошее, или нравственное общество. Тем более, что абсолютных критериев эффективности не существует, и они напрямую связаны с целями развития данного общества.  [c.9]

Оба вопроса имеют этическое измерение. Так, теория общественной координации, и в первую очередь в экономическом аспекте, должна ответить на вопрос, как наилучшим образом претворить в жизнь цели общества и индивидов, т.е. наиболее эффективно удовлетворить потребности членов общества. Однако здесь возникает интересный вопрос как формируются эти цели, ведь целеполагание — не область науки, в том числе и экономической.  [c.10]

Без сомнения, существует тесная связь между экономической, этической и религиозной ориентацией деятельности, когда этика корректирует несостоятельность экономики, а религия — несостоятельность этики. Не случайно в современных теориях этику и религию рассматривают преимущественно как своеобразное подспорье, которое способствует более эффективному функционированию рыночного хозяйства, призванное устранить недостатки рынка. В этом плане показательна точка зрения американского экономиста К. Эрроу (род. 1921), который считает, что нормы общественного поведения, включая этические нормы, представляют собой реакции общества, компенсирующие недостатки рынка, поскольку действие этических норм снижает трансакционные затраты деловых соглашений и тем самым идет всем на пользу. Действительно, недостаток доверия и социальной интеграции, господство непосредственного эгоистического интереса представляют собой тормоз для экономического развития.  [c.38]

Именно этическая теория дает ответ на вопрос, какие индивидуальные и социальные цели считать оправданными. С этической точки зрения вопрос о том, какие цели ставят перед собой индивиды, важнее, чем вопрос о том, как эти цели экономически достигаются. И значит, этическая теория формирования предпочтений должна предшествовать экономической теории эффективного распределения ресурсов для реализации этих предпочтений. Вопрос о разумности цели не менее важен, чем вопрос об оптимальном распределении ре-  [c.59]

В человеческой историй и в истории экономической науки на первый план сначала выступали проблемы распределения, рассматриваемые как этические, — проблемы осуществления принципов справедливости. Поэтому первоначально теория благосостояния рассматривалась как теория справедливого распределения, и лишь в дальнейшем, с широким развитием рыночных отношений, в теории благосостояния акцент был сделан на производстве, где факторы экономического роста одновременно становились факторами роста благосостояния и процветания.  [c.69]

Для современных концепций благосостояния в общем и целом характерно отбрасывание этически ориентированного взгляда на мотивацию. Причина невосприимчивости к этике со стороны экономической теории, в частности теории благосостояния, объясняется тем, что в рамках господствующих представлений поведение человека, по крайней мере, в экономических вопросах, может быть с высокой степенью точности описано как максимизация собственного интереса. Но достаточно спорно предположение, что любое отклонение от максимизации собственного интереса является свидетельством иррациональности. И, к слову сказать, использование допущения об эгоистическом поведении резко снижает ценность прогностической экономической теории.  [c.91]

Несомненно, теория благосостояния, не включающая в себя этические проблемы, выглядит ущербной. Истинная теория благосостояния, скорее, должна вторгаться в предмет прикладной этики, чем избегать его. Поэтому в дальнейшем изложении будет сделан акцент именно на этических аспектах данной теории.  [c.91]

Безусловно, достижение благосостояния, рассматриваемое с этических позиций, не может не включать в качестве составляющей осуществление идеалов справедливости. Менялись ли эти идеалы на протяжении веков и какова роль этих вопросов в экономических теориях благосостояния Этой проблеме посвящен данный очерк.,  [c.92]

Но нашлось ли место в этой теории понятию справедливости Безусловно, поскольку в рамках любой экономической теории, явно или неявно, присутствуют этические аспекты. В работах ряда представителей классической политической экономии проблемам справедливости уделяется большое внимание. В частности, для А. Смита конкретным побудительным мотивом написания работы Исследование о природе и причинах богатства народов явилась критика меркантилизма как системы взглядов, противоречащих представлениям о справедливости. И потому справедливое хозяйственное устройство — главная тема этой работы. У Смита само существование общества всецело зависит от выполнения законов справедливости. Ведь именно закон справедливости стоит на страже взаимного охранения людей.  [c.95]

Определенные ценностные установки лежат в основе практически любых социально-экономических теорий. Это означает, что все экономические теории имеют этическую обусловленность, и вопрос заключается в том, чтобы найти исходную нравственную позицию, лежащую в основе той или иной теории. Как уже неоднократно отмечалось, в теории классической школы, провозгласившей идеологию экономического либерализма, этой исходной нравственной по-  [c.114]

Положение о равенстве удовлетворенностей, безусловно, относится к этическим аспектам рассматриваемой проблемы, и связанная с этим процессом этика перераспределения выступает важнейшим элементом теории благосостояния. В идеале, в своем логически законченном варианте, максимизация благосостояния, основанная на положении о равенстве удовлетворенностей, предполагает равенство доходов. Правда, как уже отмечалось, при одном очень важном и совершенно не очевидном допущении при предположении одинаковости индивидуальных функций полезности от дохода. Действительно, если функции полезности разных людей одинаковы, а это означает не что иное, как способность разных людей извлекать одинаковое наслаждение с равной единицы дохода, то величайшая сумма общего счастья всех достигается лишь при равном распределении дохода. Однако многие полагают, и небезосновательно, что функции полезности разных людей отнюдь не одинаковы, и способность извлекать полезность у разных людей существенно различается. И если способность к наслаждению у человека с утонченными вкусами намного выше, чем у простого человека, то в этом случае именно неравенство доходов является необходимым условием для максимизации суммы общего счастья .  [c.121]

Что представляет собой хозяйственная идеология В общем виде — это система взглядов, представлений, означающая внесение в экономические рассуждения определенной системы ценностей, определенное представление о социально-экономическом идеале, достижение которого выступает как цель экономического развития. Это еще раз доказывает, что экономическая система и сопровождающие ее экономические теории вырастают на определенной этической почве и предполагают определенные этические основания.  [c.160]

Как видим, вся хозяйственная или экономическая деятельность человека пронизана ценностными установками, которые привносятся и в экономику, рассматриваемую как совокупность процессов производства, распределения, обмена и потребления, и в экономическую науку, представленную как совокупность различных экономических теорий, из сферы нравственности, из сферы этических представлений. И сама хозяйственная этика есть не что иное, как применение социально-этических воззрений и принципов в области экономики.  [c.184]

Для выживания человечества необходимы новые концепции экономического поведения, основанные на повышении значимости духовного начала во всех сферах деятельности, в том числе в труде. Такой подход был характерен для С. Н. Булгакова, который отмечал "Политическая экономия... есть прикладная этика, именно этика экономической жизни" [Булгаков. 1997. С. 231]. Нельзя считать случайным, что люди, которые внесли наибольший вклад в экономическую теорию — Аристотель, Смит и Маршалл, — перешли к ней от проблем этики. Необходимость повышения значимости этических аспектов экономики неоднократно отмечалась ведущими экономистами современности [Сен], [Sen].  [c.22]

Тот факт, что за последние 20 лет в экономической теории существенно повысилось значение этических концепций, можно трактовать как возврат экономической науки к своему истоку — этике, в рамках которой Аристотель сформулировал первые понятия науки о хозяйстве.  [c.23]

Свидетельством взаимосвязи этических и экономических проблем можно считать и тот факт, что Адам Смит начал свою научную деятельность как профессор нравственной философии, т. е. теории морали. В разделе 2.2 отмечалось, что центральная идея А Смита о "невидимой руке", которая направляет действия предпринимателей в условиях свободной конкуренции, была впервые сформулирована не в "Богатстве народов", а в "Теории нравственных чувств" — первой книге великого экономиста.  [c.83]

Из приведенных цитат следует, что авторы теории общественного выбора и других современных теорий государства многое заимствовали у Б. Спинозы. В частности, это относится к взаимоотношениям церкви и государства в обеспечении нравственности населения. В настоящее время проблемами нравственности пытаются заниматься также политические партии, молодежные и другие организации. Их этические принципы существенно различаются. Поэтому, несмотря на указанные выше печальные уроки истории, государство (которое в большинстве стран отделено от церкви) не может оставаться в стороне от решения этических проблем.  [c.261]

Щетинин В. Подготовка менеджеров морально этические аспекты// Проблемы теории и практики управления. — 1997. — № 2. — С. 123.  [c.376]

Этический подход делает упор на концепциях правдивости, справедливости и честности (truth, justi e and fairness). Этические аспекты приобретают сегодня все большее значение. Поднимаемые в связи с этим вопросы, в частности, включают и такие справедливо для кого, для какой цели и при каких обстоятельствах Подобные вопросы обусловливают ограниченность данного подхода в приложении к теории бухгалтерского учета [63, с.23].  [c.105]

Померк социалистический идеал — благородное этическое стремление к обществу, лишенному противоречий и превращенному в город братской любви. Меры, которые, как казалось, должны были привести к достижению этой цели, все еще провозглашаются, но осуществить их не удается. Теперь сами эти меры все усиленнее выдают за цели, или за средства построения, но уже не того "хорошего общества", которое виделось раньше, а общества, в котором целью постепенно становятся прежние средства ее достижения. Социализм как доктрина дезинтегрируется, и теперь составные части этого прежде стройного учения развиваются практически автономно и в целях, отличных от первоначального социалистического идеала. Сорель и Парето порадовались бы этому как наглядной иллюстрации к их теориям мифов.  [c.14]

Если исходить из объективно существующих экономических, а не этических посылок, следует признать, что норма прибавочной стоимости далеко не адекватно выражает эксплуатацию наемного работника капиталистом. Прибавочная стоимость распадается на несколько частей. Во-первых, часть прибавочной стоимости используется на накопление во-вторых, через налоговую систему часть прибавочной стоимости изымается в государственный бюджет, и, в-третьих, оставшаяся часть идет на личное потребление. Лишь только последняя часть прибавочной стоимости может использоваться для определения масштабов и степени эксплуатации. Однако и здесь следует иметь в виду, что не вся прибавочная. стоимость, идущая на личное потребление капиталиста, является незаслуженно присвоенной. Во-первых, даже если придерживаться трудовой теории стоимости, капиталист-предприниматель должен получать вознаграждение за свой труд по организации производства. Во-вторых, предоставление капитала в пользование выступает как специфическая услуга, которая также должна оплачиваться. Платой за эту услугу является процент на вложенный капитал. Ксати, и наемный работник, предоставляя свои сбережения в распоряжение банка, получает доход в виде процента.  [c.165]

Следовательно, цель развития не может возникать непосредственно в сфере экономических отношений, она привносится туда извне, из сферы этических представлений, нравственных истин. Существенно, что последние не могут быть продуктом логического мышления. Истины нравственные лежат в области чувств, наукой они просто рационализируются, под них подводится логическая база. Теория, как правило, служит оправданием или подтверждением положений, которые на интуитивном уровне были уже сформулированы.  [c.10]

Все это свидетельствует о необходимости интеграции этических аспектов в модель хозяйственной деятельности, которая исследуется экономической наукой. Понимание глубинной связи этики и экономики необходимо экономисту, поскольку знание только чистой экономики , изучаемой в курсах Экономической теории , обусловлива-  [c.11]

Избегая однобокой трактовки взглядов Смита, следует отметить, что у него имеет место не только естественность стремления к богатству, но и естественность некоторой нравственной ориентации. В работе Теория нравственных чувств Смит в качестве естественных характеристик человека вводит два основных понятия чувство симпатии и внутренний наблюдатель (совесть). При этом основой симпатии Смит считал способность человека силой воображения ставить себя на место других людей и чувствовать за них. Смитовская симпатия — это ощущение солидарности с ближним. И значит, собственные интересы личности связаны с социальным долгом уважения общих интересов, иными словами, общим благом. Таким образом, у А. Смита в отличие от его более поздних последователей механизм действия рыночного хозяйства не может быть обоснован лишь с позиций чистого экономизма и включает этические мотивы. Смит также считает, и это важно подчеркнуть, что люди могут заниматься преследованием своих собственных интересов без опасения, что это нанесет ущерб обществу, не только из-за ограничений, предписанных законом, но также потому, что сами они являются продуктами ограничений, вытекающих из морали, религии, обычаев и воспитания.  [c.52]

Вопрос максимизации благосостояния — это вопрос в значительной, мере философский. Не случайно в основании современных теорий благосостояния лежат прсыдки утилитаризма — этической теории, признающей полезность поступка критерием его нравственности1. Именно философия утилитаризма стала исходной нравственной, этической предпосылкой современных концепций благосостояния.  [c.70]

Естественно, что этические соображения, которые могут предположить максимизацию каких-либо иных целей, кроме личного благосостояния, не рассматриваются, как не рассматриваются мотивы симпатии и антипатии по отношению к окружающим. Другими словами, в экономическую теорию не допускаются мотивы, которые могли бы сделать личное благосостояние покоящимся на более широкой базе, чем только личное потребление. В данной концепции благосостояние рассматривается исключительно как эгоцентрическое благосостояние, где каждый акт личного выбора определяется непосредственным преследованием личной цели1. В неявном виде здесь  [c.72]

Рассмотрение этических аспектов благосостояния становится уделом представителей теории утопического социализма, в частности таких видных ее представителей, как англичанин Т. Мор (1478— 1535), и итальянец Т. Кампанелла (1568—1639). Вслед за Платоном они настаивают, что справедливость есть условие силы и счастья для государства и его подданных2.  [c.94]

И каковы бы ни были объективные основания необходимости процессов перераспределения созданного продукта1, они начались с осознания того, что одни имеют слишком мало, другие — слишком много. Таким образом, теория перераспределения возникает на основе двух этических оценок абсолютного осуждения несправедливости недопотребления и несправедливости высокого потребления. Чрезмерно высокие доходы вызывают у большинства населения осужде-  [c.120]

Макашева НА. Этические основы экономической теории. М., 1993.  [c.188]

Основные экономические понятия были сформулированы Аристотелем в рамках теории этики. Взаимосвязи этики и экономики исследовались А. Смитом, А. Маршаллом, М. Вебе-ром, С. Булгаковым, другими выдающимися экономистами, философами, теологами. В частности, Булгаков исходил из того, что "Политическая экономия... есть прикладная этика" [Булгаков. Т. 1. С. 231]. В последние годы этические аспекты хозяйственной деятельности анализировались в рамках "этической экономии" [Козловски. 1999.].  [c.298]

ТЕОРИЯ РЕШЕНИЙ [de ision theory] (или статистическая теория принятия решений) — дисциплина (раздел исследования операций), которая изучает математические (математико-статистические) правила принятия решений, в первую очередь экономических. Иногда это название применяют к более общей теории, которая изучает вообще правила принятия решений (не только основанные на математике), т.е. проблемы психологические, этические и др.  [c.360]

Рассказ о великих гуру качества важен и с другой точки зрения. Всеобщее качество строится на гуманистических ценностях, в том числе и этических. Системы ценностей неразрывно связаны с системами авторитетов. Часть такой системы авторитетов — великие гуру — творцы знаний, теорий, концепций в области качества. Другой частью системы являются знаменитые успешные менеджеры, одержимые щнпепцией TQM. Многие гуру качества были и весьма успешными менеджерами, в частности Дж. Джуран, Ф. Кросби, Т. Сейфи.  [c.113]

ПупковК.А., КоньковВ.Г. Этические вопросы в курсе Теория систем управления // Российско-американский симпозиум Инженерная этика в системе образования . Тезисы выступлений. — М. Академия менеджмента инноваций, 1998. — С.75, 76.  [c.343]

ПупковК.А., КоньковВ.Г. Этические аспекты теории интеллектуальных систем // Интеллектуальные системы. Третий международный симпозиум. Труды симпозиума. — М. ООО ТВК, 1998. — С.36-42.  [c.343]

Теория маркетинга (2002) -- [ c.364 ]