При поиске вариантов технических решений ФСА в отличие от традиционных подходов требует применения методов активизации творческого мышления с целью получения большего числа оригинальных идей, из которых можно выбрать наилучшую. Среди современных методов поиска и формирования решений (их насчитывается несколько десятков) наибольшее применение при проведении ФСА получили мозговой штурм [12], морфологический анализ [4, 5], теория решения изобретательских задач [1 1]. [c.62]
Системный подход неразрывно связан с развитием таких дисциплин, как кибернетика, системный анализ, исследования операций, теория решений. Их объединяет единая методология, связанная с понятием системы и объекта не как простой суммы составляющих его элементов, а как единого развивающегося целого. [c.313]
Основная трудность использования методов теории решений состоит в определении вероятностей различных исходов, которые являются количественной оценкой риска и неопределенности. Можно предложить различные методы получения вероятностных оценок. [c.153]
Приступая к анализу, вспомним законы диалектики. Затем мы приведём основные понятия системного анализа и изложим основы Теории Решения Изобретательских Задач. [c.31]
Приведенные теории и подходы к моделированию процесса разработки решений отражают опред статистическая теория решений - неопределенность среды, выбор, риск [c.50]
Поскольку 1-е лицо оценивает выше полезность первого варианта, а 2-е лицо - второго, при принятии группового решения прийти к общему мнению невозможно. В этом случае теория решений обычно предлагает основываться на средних величинах средних вероятностях исходов и средних полезностях (табл. Р.5.2). Теперь видно, что группа должна избрать вариант аг [c.305]
Современная теория управления связана с достижениями таких научных дисциплин как кибернетика, теория информации, теория систем, теория решений, исследование операций и моделирование. В этих условиях сама теория управления все больше приобретает характер точной науки. В то же время управление как процесс является прикладной сферой деятельности. Поэтому, с одной стороны, эта деятельность образует особую, специфическую область человеческой деятельности, ас другой, эта специфическая область не может существовать сама по себе как совершенно самостоятельный процесс вне рамок науки управления. Мы всегда должны помнить, что видовые особенности формы управления и его технические средства определяются предметом управления и видом системы более высокого порядка, но при этом не забывать, что существуют общие принципы и закономерности управления, относящиеся ко всем его разновидностям. Эту сторону управления рассматривает кибернетика, которая исходя из об- [c.70]
Методы моделирования, прогнозирования и экономического анализа являются предметом отдельных дисциплин. Отдельные элементы теории решений, используемые при изложении настоящей главы, приводятся ниже. [c.173]
Базовыми элементами теории решений в рамках научного подхода являются [c.173]
Схема использования методов теории решений основана на том, что в ее рамках разработан ряд типовых (стандартных) постановок задач и их строго научного решения, называемого стандартным решением. Практические рекомендации теории состоят в том, чтобы привести реальные задачи к стандартному решению путем определенных (специальных) ограничений, накладываемых на условия решения этих задач. [c.173]
Под задачей в канонической форме в теории решений понимается логическое высказывание вида [c.178]
Проблему (2) можно рассматривать в этом случае (в терминологии теории решения) как неполную постановку задачи (1). Следующим шагом такой постановки должно быть определение V по схеме дано <— W>, требуется
Назовите базовые элементы теории решений и схему их использования в практике решения реальных задач. [c.600]
В теории решений принято различать прямые и обратные 3. у. в прямой требуется по заданному управлению (последовательности решений) описать поведение системы в тех или иных условиях в обратной — найти управление, обеспечивающее заданное поведение системы. [c.102]
В исследовании операций, в частности в теории решений, теории игр, принято различать три типа неопределенности а) "Н. природы" (т.е. внешней среды по отношению к рассматриваемой системе) б) Н. целей в) Н. действий противника (в случае конфликтных ситуаций, конкуренции и т.п.). [c.223]
Теория решений (или статистическая теория принятия решений) 360 [c.491]
На стадии создания эскизного проекта углубленно познается объект проектирования исходя из ТЗ, практического опыта и основных теоретических положений. При этом осуществляется многовариантное моделирование объекта, анализ моделей, выбор и проработка оптимального варианта конструкции на основе современных методов проектного анализа. Наибольшее распространение среди них получили методы мозговой атаки , морфологического и функционально-стоимостного анализа (ФСА) технических решений. Используется теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). [c.61]
Наиболее адекватным инструментом для оценки и сравненщ риска и неопределенности при выборе направления капитале вложений является теория решений. Она дает более ясно представление об ожидаемом эффекте и вероятности enjj достижения, чем традиционные подходы (например, расче срока окупаемости или приведенных затрат без указани степени достоверности таких оценок). 1 [c.152]
Учитывая возросшие масштабы1 поисково-разведочных прог-] рамм и длительные сроки их проведения, рост затрат н бурение в связи с ростом глубин и освоением новых труднодо-j ступных районов, следует более осторожно использовать методы оценки, основанные на опыте, интуиции или pa 46Taxj игнорирующих риск. Теория решений позволяет восполнить] этот пробел и может служить ценным инструментом в-совершенствовании планирования и управления ГРР. [c.152]
Наш кооператив создавал компьютерные программы на основе Теории Решения Изобретательских Задач. ТРИЗ анализировала мировой патентный фонд и выявляла закономерности в развитии техники. Были также разработаны принципы сильного мышления и логические и психологические алгоритмы для изобретателя. Самые интересные инструменты ТРИЗ описаны в первой главе. [c.4]
Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) была разработана в СССР, начиная с конца 1940-х годов, советским инженером Г.С.Альтшуллером и школой его последователей. ТРИЗ не была признана официальной наукой, исследования проводились в основном на общественных началах. В настоящее время несколько компаний и учебных заведений в странах Запада и Азии коммерчески используют ТРИЗ. С материалами и ссылками по ТРИЗ [c.37]
В общем виде можно констатировать, что решения принимаются, исходя из максимума прибыли и/ связи с этим вводится понятие риска, по величине которого судят о ценности решения. В этой теорн возможных критериев оптимальности принимаемых решений. Так, решение, минимизирующее (байесовское решение), описывается как минимаксное решение. Статистическая теория решения пр решений в условиях неопределенности внешней среды. [c.50]
Алыпшуллер Г. С. Найти идею Введение в теорию решения [c.227]
На следующем этапе строится общее организационное дерево целей, утяжеленное ветвями KPI и ответственных, которое анализируется методом функционально стоимостного анализа, усовершенствованного методологией ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач). На этом этапе выявляются все неточности и ошибки, допущенные на предыдущих этапах. Устранив их, составляются новые должностные инструкции, в которых должны быть учтены пожелания сотрудников, выявленные в результате интервью. При составлении должностных инструкций возможно выявится тот факт, что некоторые из сотрудников не обладают всей полнотой знаний и навыков, необходимых для работы в новой стратегии, поэтому составляется карта Ганта повышения квалификации сотрудников. [c.377]
БАЙЕСА (ЛАПЛАСА) КРИТЕРИЙ [Bayes riterion] — в теории решений критерий принятия решений в условиях отсутствия какой-либо информации об относительных вероятностях стратегий "природы". (См. Неопределенные задачи.) По Б.(Л.)к. предлагается придать равные вероятности всем рассматриваемым стратегиям, после чего принять ту из них, при которой ожидаемый выигрыш окажется наибольшим. Имеет тот недостаток, что круг оцениваемых альтернатив в одной и той же задаче может быть различным и соответственно различной может быть также относительная вероятность каждой из них. [c.27]
МАКСИМАКС [maximax] в теории решений, теории игр — наибольший из всех максимальных элементов столбцов матрицы игры. Выбор игроком строки матрицы с максимальным элементом (т.е. выбор соответствующей стратегии) означает, что он настроен оптимистически относительно возможного результата принятого решения в игре с "природой " он рассчитывает, что она является доброжелательным партнером, в антагонистической игре с другим игроком выбор М. соответствует "стратегии азарта". Критерий М. записывается так [c.181]
МАКСИМИН [maximin] в теории решений, теории игр — наибольший из всех минимальных элементов строк платежной матрицы. Выбор игроком строки матрицы с максиминным элементом (т.е. выбор соответствующей стратегии) означает, что он решил довольствоваться гарантированным (хотя и не самым большим) выигрышем. Иначе говоря, правило М. — правило принятия осторожных решений. [c.181]
В управлении хозяйственными и производственными процессами применяются различные математико-статис-тические методы. На них основаны многие методы исследования операций методы теории массового обслуживания, позволяющие наиболее эффективно организовывать ряд процессов производства и обслуживания населения методы теории расписаний, предназначенной для выработки оптимальной последовательности производственных, транспортных и других операций методы теории решений, теории управления запасами, а также теории планирования эксперимента и выборочного контроля качества продукции сетевые методы планирования и управления. [c.185]
МАТРИЦА ИГРЫ [game matrix] в теории игр, теории решений — таблица, в которую заносятся возможные результаты принимаемых решений (напр., исходы игры в случае выбора игроками той или иной стратегии). Другие названия, отражающие разные подходы к определению элементов матрицы, но по существу аналогичные Матрица выигрышей, Платежная матрица. [c.188]
МИНИМАКС [minimax] в теории решений, теории игр (матричных) — наименьший из всех максимальных элементов строк платежной матрицы. Критерий мини-макса в игре двух лиц с нулевой суммой симметричен критериюмаксимина и также означает осторожный подход игрока, выбирающего решение, которое гарантирует ему минимальный уровень [c.197]
РЕЗУЛЬТАТ [result, out ome] в исследовании операций, теории игр, теории решений — то же, что исход, последствие реализации некоторого решения, принятия альтернативы, выбора, воздействия фактора. [c.307]
СМЕШАННАЯ СТРАТЕГИЯ [mixed strategy] в теории игр, теории решений — стратегия, в которой чистые стратегии чередуются случайным образом (с какими-то вероятностями). Другое название С.с. — случайная стратегия. [c.333]
ТЕОРИЯ РЕШЕНИЙ [de ision theory] (или статистическая теория принятия решений) — дисциплина (раздел исследования операций), которая изучает математические (математико-статистические) правила принятия решений, в первую очередь экономических. Иногда это название применяют к более общей теории, которая изучает вообще правила принятия решений (не только основанные на математике), т.е. проблемы психологические, этические и др. [c.360]
ЧИСТАЯ СТРАТЕГИЯ [pure strategy] в теории игр, теории решений—стратегия, однозначно выбираемая игроком (оперирующей стороной) напр., одна из строк (для первого игрока) или столбцов (для второго игрока) в матрице, приведенной в ст. "Матрица игры". Ч.с. можно рассматривать как частный случай смешанной стратегии — когда вероятность ее принятия равна единице. [c.392]
Школа управленческой науки Исследование операций, моделирование, теория игр, теория решений и др. Н.Винер (1949), Г. Саймон (1955), Д. Мак-Грегор(1960), И.Ансоф(1965), Л. Канторович(1976) и др. Рост размеров корпораций, спад производства, развитие военно-промышленного комплекса [c.32]