Нравственная философия

А. Смит был профессором нравственной философии, проникнутой идеями естественного права, и, подобно физиократам, перенес идеи индивидуализма и свободы из области философии и права в область политической экономии. А. Смит был глубоко убежден, что божество стремится создать всеобщую гармонию человеческой жизни в области морали - путем присущего человеку чувства симпатии в области материальных отношений - путем разумного эгоизма. Эгоизм, - говорит он, - колесо, которое ставит часы общества на экономическую гармонию и счастье 1.  [c.31]


Адам Смит (1723-1790) — шотландский экономист и философ. Учился в университетах Глазго и Оксфорда. В 1748—1751 гг. читал в Эдинбурге курс публичных лекций по литературе и естественному праву, в 1751 г. возглавлял кафедру логики, в 1752 г. — кафедру нравственной философии в университете Глазго. А.Смит впервые систематизировал экономические знания. После этого политическую экономию стали преподавать в высших учебных заведениях.  [c.46]

Уместно напомнить, что политическая экономия как наука сформировалась в рамках нравственной философии, а первой работой основателя данной науки и виднейшего представителя классической политической экономии А. Смита была Теория нравственных чувств (1759 г.), и лишь затем была написана принесшая ему мировую известность работа Исследование о природе и причинах богатства народов (1776 г.). Этические аспекты практически всегда присутствовали в работах выдающихся экономистов, и это должно предостеречь нас от ложного умозаключения, согласно которому экономически эффективная система — это уже хорошее, или нравственное общество. Тем более, что абсолютных критериев эффективности не существует, и они напрямую связаны с целями развития данного общества.  [c.9]


Сам А. Смит в университете Глазго изучал нравственную философию политическая экономия еще не выделилась как самостоятельная наука.  [c.58]

Однако следует заметить, что у Смита имеет место не только естественность стремления к богатству, но и естественность некоторой нравственной ориентации. Человек следует собственным своекорыстным устремлениям, но в рамках правил, подсказанных совестью и согласующихся с общепринятыми нормами. Именно посредством совести, внутреннего наблюдателя , по выражению А. Смита, и обеспечивается принятие общественных норм. Здесь Смит выступает не как экономист, но как моралист. И это не удивительно, поскольку он получил университетское образование по классу нравственной философии.  [c.97]

Свидетельством взаимосвязи этических и экономических проблем можно считать и тот факт, что Адам Смит начал свою научную деятельность как профессор нравственной философии, т. е. теории морали. В разделе 2.2 отмечалось, что центральная идея А Смита о "невидимой руке", которая направляет действия предпринимателей в условиях свободной конкуренции, была впервые сформулирована не в "Богатстве народов", а в "Теории нравственных чувств" — первой книге великого экономиста.  [c.83]

Соловьев B. . Оправдание добра. Нравственная философия. Соч. в 2-х томах. — М. Мысль, 1998. — С. 439—440.  [c.247]

Думается, что положительный ответ на этот вопрос вполне допустим. Ведь деятельность по улучшению качества представляет собой создание блага для других, для близких и дальних, для всех и для самих себя. Вдумайтесь в глубокий смысл слов, сказанных Вл. Соловьевым в его книге "Оправдание добра. Нравственная философия" "...Материя имеет право на свое одухотворение человеком ".  [c.314]

Он был единственным ребенком в небогатой семье таможенного чиновника, скончавшегося за несколько месяцев до рождения своего первенца. Воспитанный матерью, посвятившей ему всю жизнь, Адам в 14 лет поступил в университет Глазго, начав свой путь к постижению мира. Упорно набирая знания и одолевая вечно мучившие его болезни, он стал одним из образованнейших людей своего времени. Не случайно именно он возглавил кафедру нравственной философии, а потом и сам университет в Глазго (Шотландия). Подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулированию Адамом Смитом своих представлений о проблемах экономики.  [c.95]


Экологическое образование и воспитание основывается на междисциплинарном подходе (психологии, философии, химии) - отсюда они включают мировоззренческие, нравственные аспекты будущих специалистов. На наш взгляд, в центре внимания всей экологии должны находиться многочисленные аспекты химии, во многом определяющие экологические взаимодействия между объектами живого и неживого мира. Среди факторов, нарушающих природное равновесие, химические вещества различного происхождения имеют первостепенное значение, так как они невидимые невооруженным взглядом самые коварные враги.  [c.115]

Психоаналитическая философия, таким образом фиксирует двойственность бытия человека в мире, который связан с естественной и нравственной детерминацией его жизнедеятельности. Если же считать, что психоанализ показал, что человек слаб и что его настоящее исходит из его прошлого, и его решения вызваны к жизни и детерминированы более ранними по времени внешними и внутренними причинами, можно ли утверждать, что человек есть существо сознательное и разумное, и способное на свободу выбора.  [c.186]

Тот же вид болезни, похоже, затронул и все общество в целом. Философы Просвещения, и прежде всего Эммануил Кант, стремились создать универсальные принципы морали, основанные на универсальных же доводах разума. Задача, которую поставил перед собой Кант, заключалась в том, чтобы показать, что разум предлагает лучшую основу для морали, чем традиционный внешний авторитет. Но в нашем современном переходном обществе были подвергнуты сомнению причины необходимости существования какой-либо морали вообще. Потребность в какой-либо форме морали по-прежнему существует, и даже, возможно, она ощущается особенно остро, поскольку остается неудовлетворенной. Но уже нет определенности в отношении принципов и заповедей, которые могли бы составить это моральное руководство. Зачем беспокоиться об истине, если предложение не обязательно должно быть истинным для того, чтобы быть эффективным Зачем быть честным, если не честность и не добродетель завоевывают уважение людей Хотя нет определенности по отношению к нравственным принципам и заповедям, отсутствует и какая-либо неопределенность в отношении ценности денег. Поэтому деньги узурпировали роль подлинных ценностей. Идеи Просвещения пронизывают наши представления о мире, а благородные стремления той эпохи продолжают формировать наши ожидания, но господствующее настроение — разочарование.  [c.65]

Однако было бы ошибкой совсем отказаться от нравственной и политической философии эпохи Просвещения только потому, что она не смогла реализовать свои грандиозные амбиции. В духе ошибочности мы должны скорректировать крайности в нашем мышлении, а не впадать в другую крайность. Общество без общественных ценностей вообще не может выжить, а мировое сообщество нуждается в универсальных ценностях, которые поддерживали бы его единство. Просвещение предложило ряд универсальных ценностей, и память об этой эпохе все еще жива, даже если она и начала несколько притупляться. Но вместо того чтобы отказаться от этих ценностей, мы должны их модернизировать.  [c.66]

Как видим, философия античности проповедовала простоту и воздержанность нравов, проявляя достаточно единодушное отрицательное отношение к экономическим явлениям, в частности, к богатству. Общим является неприятие богатства как причины разрушения созерцательного образа жизни, который, в свою очередь, является условием нравственного совершенствования. Поэтому не удивительно, что в рамках данных воззрений господствовало представление об экономике как сфере деятельности, подчиненной этике. В значительной мере под влиянием этих учений над экономикой господствует чисто этический взгляд.  [c.16]

Все изложенные доктрины сводили проблему достижения благосостояния к нравственному совершенствованию. При этом главным препятствием на пути к совершенству являлась наша материальная оболочка. Ведь именно заботы о приобретении необходимого для ее нужд привязывают нас к материальным благам и земной жизни. Единственное же достойное забот — это дуща и ее назначение. Как видим, христианство первоначально выступало как религия, враждебная экономической жизни. Наряду с философией древнегреческих мыслителей она наложила мощную руку как на развитие экономики, так и на развитие экономических доктрин.  [c.17]

Употребление различных терминов — этика (греч.) и мораль (лат.) — не случайно. В русском языке имеется еще слово нравственность, используемое при рассмотрении перечисленных проблем и происходящее от аналогичного славянского корня (нрав, характер). Различение смыслов этих трех терминов имеет в этике (как в науке о морали) и философии свою историю. В литературе, посвященной проблемам деловой этики, если авторы вообще считают необходимым отличать этику от морали, как правило, предполагается, что этические аспекты представлены в социальных взаимодействиях, а моральные — во внутренних оценках лично-  [c.45]

В обществе, в котором использовался труд рабов, связь добродетели и трудолюбия не представлялась очевидной, и античные мыслители полагали основой нравственного воспитания занятия философией. В диалогах Платона (427—347 г. до н.э.) упоминается несколько десятков различных видов занятий, но для всех трудящихся, земледельцев и ремесленников, поскольку в них преобладает вожделеющая часть души, самой главной является добродетель умеренности любовь к порядку, дисциплина, способность подчиняться высшим классам. Для стражников, в которых преобладает волевая часть души, главная добродетель — мужество, для правителей — мудрость, в них преобладает разумная часть души. Справедливость — это гармония между тремя добродетелями. Ее реализует любой гражданин, исполняя свое дело наилучшим образом по природе и по закону.  [c.50]

Влияние общественной смуты на нравственность анализировали Н. Бердяев, П. Сорокин, С. Франк, другие русские философы и социологи.  [c.88]

Русские философы начала XX в. — Н. Бердяев, Вл. Соловьев, С. Франк и другие — глубоко анализировали процесс деградации нравственности, обусловленный экономической идеологией. Они подчеркивали, что для выживания человечества необходимо "накопление сил добра", т. е. повышение нравственного потенциала общества [Франк. С. 567].  [c.302]

Почему из всего многообразия мотивов хозяйствующего субъекта экономистами выбирается эгоизм Дело в том, что по бытующему и по сей день мнению, альтруизм по сравнению с эгоизмом — чувство крайне непостоянное. Экономическая же теория отбирает "нормальные" формы хозяйственных действий, которые отождествляются с их устойчивыми формами. В свою очередь, устойчивость и повторяемость нужны для того, чтобы наблюдать и, главное, измерять исследуемые явления. А то, что не поддается измерению (любовь и долг, нравственные и политические ориентации человека) остается за рамками предмета — это сфера догадок, удел философов.  [c.26]

Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующей действия и поведение человека в социальной среде посредством нравственных норм и правил. Вопросы корпоративной морали находят отражение в философии организации.  [c.100]

Однако TQM занял позицию агрегирующей концепции нового менеджмента и, наверное, по праву, ибо философия качества при всей размытости этого понятия отражает растущую сложность мира бизнеса и общественных отношений, требующую некоего общего подхода, позволяющего получить ориентиры, не растеряться и не стать циником в атмосфере сгущающейся сложности, способной разрушить ясные ценности и приоритеты предыдущих поколений. Наверное, поэтому гуманистические, в том числе нравственные, ценности стали заметной частью TQM.  [c.38]

Мораль, нравственность, такие принципы, как преданность интересам трудового коллектива, ответственность перед акционерами, обществом, становятся эфемерными. Цинизм перерастает в философию внутренней жизни. Циничный менеджмент в краткосрочной перспективе становится зачастую довольно эффективным. Он возрождает энергию действия руководителей, но продолжает разрушать персонал, их веру в честность и создает основу для массового расхищения.  [c.279]

Этика — это раздел философии, который занимается изучением оценки человеческого поведения, и, в частности, критериев, которые могут быть применены при вынесении суждений о том, какие человеческие поступки являются достойными и правильными. Ее также называют философской этикой. Часто в одном и том же значении употребляются слова этика и нравственность . В данной статье мы употребляем термин этика для обозначения научной дисциплины и нравственных норм. Существуют три различных подхода к этическим проблемам.  [c.343]

Безусловно, в этом вопросе на Смита оказал влияние его учитель Ф. Хатченсон, который возглавлял кафедру нравственной философии университета в Глазго в 1730— 1746 гг. По мнению последнего, люди наделены инстинктом великодушия, обладают природной благожелательностью и добротой.  [c.29]

А. Смит родился в шотландском городке Киркодди. Обучался в университетах Глазго и Оксфорда. Затем Смит переехал в Эдинбург, где читал лекции по английской литературе и риторике. Успех этих лекций создал ему имя в научных кругах, поэтому уже в 28 лет он был приглашён в Университет Глазго в качестве профессора, а затем возглавил там кафедру нравственной философии (сегодня она называлась бы кафедрой общественных наук).  [c.111]

Смит (Smith) Адам (1723 - 1790), шотландский экономист и философ, виднейший представитель классической школы политической экономии. В 1748- 51 гг. читал в Эдинбурге курс лекций по литературе, естественному праву, в 1751 г. возглавлял кафедру логики, в 1752 г. — кафедру нравственной философии в университете Глазго. В 1767-76 гг. работал над своим главным сочинением "Исследование о природе и причинах богатства народов". В 1778 г. получил должность таможенно-  [c.200]

СМИТ (Smith) Адам (5.6.1723 — 17.7.1790), шотландский экономист и философ, представитель классической буржуазной политической экономии. Родился в Шотландии в семье таможенного чиновника. Учился в ун-тах Глазго (1737—40) и Оксфорда (1740—46). В 1748 — 51 читал в Эдинбурге курс публичных лекций но лит-ре и естеств. праву, в 1751 возглавлял кафедру логики, в 1752 — кафедру нравственной философии в ун-те Глазго. В 1759 опубликовал в Лондоне книгу Теория нравственных чувств (рус. пер., СПБ, 1895), где в известной мере развивал традиции материализма. В нач. 60-х гг. 18 в. С. уже сфор- " мулировал мн. идеи своего эко-номич. учения. В 1764—66 С. находился за границей, гл. обр. во Франции, где сблизился с энциклопедистами и физиократами. В 1767 — 73 жил на родине, в Шотландии, а в 1773 — 76 — в Лондоне, где работал над своим гл. соч. Исследование о природе и причинах богатства народов (1776, рус. пер., М., 1935). В 1778 С. получил должность таможенного комиссара Шотландии и до конца своих дней жил в Эдинбурге.  [c.568]

Дальнейшее развитие идеи массового образования в XIX веке актуализировало проблему нравственного формирования личности в процессе образования. Немецкий педагог И.Ф.Гёрбарт поставил вопрос о зависимости ценностных оснований образования от общественных и государственных ценностей, утверждая при этом, что любое реформирование образование будет обречено на неудачу, если оно не будет опираться на новую философию.  [c.80]

Свобода, согласно М.Жумабаеву, вырастает не из осознания необходимости, а из способности преодолевать действия необходимости, следуя идеалу. Свобода, утверждает философ, неразрывно связана с волей, без усилия воли свобода недостижима и вообще невозможна. Воля в учении М.Жумабаева тесно связана с разумом и непременно - с нравственностью, которая направляет волю и разум, находящиеся в равновесии. Свобода в его философии неразрывно связана с ответственностью. Следует отметить, что мотив ответственности не очень развит и в философии Абая, и в философий Бердяева. Литература . . /  [c.88]

Однако при подходе к принципам обмена в рамках складывающегося капиталистического хозяйства уже не Ставится вопрос о критериях справедливости того или другого договора, так же как и о критериях справедливой цены, но каждый фактический договор считается оправданным. По мнению английского философа Т. Гобб-са (1588—1679), согласованная цена какой-нибудь вещи и есть ее стоимость. Она появляется только в соглашении участников договора. Цена (стоимость) Вещей, являющихся объектом договора, измеряется желанием договаривающихся сторон, и справедливой ценой поэтому является та, которую они согласны дать2. Так же не имеет смысла для Гоббса и моральный подход к договорам. Он рассматривает их лишь на предмет соответствия или несоответствия законам. Если договор сбответствует законам, он справедлив. Не случайно в западноевропейской традиций справедливость совпадает с понятием законность справедливость равнозначна слову закон . Как следствие, справедливость участников договора заключается не в чем ином, как в выполнении договора, а вовсе не в учете статуса другой стороны. И в этом случае великодушие и благотворительность исключаются из понятия справедливости, поскольку в данной трактовке выходят за границы нравственной обязанности.  [c.20]

Вопрос максимизации благосостояния — это вопрос в значительной, мере философский. Не случайно в основании современных теорий благосостояния лежат прсыдки утилитаризма — этической теории, признающей полезность поступка критерием его нравственности1. Именно философия утилитаризма стала исходной нравственной, этической предпосылкой современных концепций благосостояния.  [c.70]

Защищая концепцию утилитаризма, Которая основанием нравственности считала полезность или принцип величайшего счастья, последователь И. Бентама, английский экономист и философ Дж. Милль (1806—1873) полагал, что в ней должны присущ ствовать стоический и христианский элементы. Он подчеркивал, что, превознося принцип максимизации наслаждения, не стоит забывать, что наслаждения бывают чувственные, умственные и нравственные. По Миллю, удовольствия, удовлетворяющие нашим высшим потребностям,.более ценны, чем те, которые служат для удовлетворения животной природы. Милль не устает подчеркивать, что утилитаристский принцип ставит целью не личное величайшее счастье человека, а величайшую сумму общего счастья всех. И значит, утилитаристская нравственность признает в человеке способность жертвовать своим личным счастьем для счастья других. Следовательно, высшее счастье достигается самопожертвованием. Неудивительно, что по Миллю неиссякаемый источник высшего наслаждения вытекает из присущего каждому правильно воспитанному человеку чувства личной привязанности и сочувствия к общему благу. Конечно, если всеобщее благо рассматривают в качестве высшего принципа поведения, то возникает этика норм поведения, тяготеющего к альтруизму. Однако, отдавая дань уважения Миллю, который сам, будучи человеком высоконравственным, стремился приписать эту нравственность утилитаристской доктрине, надо, тем не менее, признать, что в экономическую теорию последняя вошла в своем сугубо прагматическом варианте. Здесь принцип выгоды индивидуализируется, и альтруистическая тенденция естественным образом превращается в эгоистическую, которая может быть утилитарно оправдана.  [c.72]

Лейбниц пытался создать такую систему логики, при которой словесные аргументы можно было бы свести к анализу логических формул. "Он всю жизнь лелеял надежду открыть своего рода обобщенную математику, названную им " hara teristi a Universalis", с помощью которой можно было бы заменить мышление исчислением. "Если бы она была у нас, — говорил он, — мы бы имели возможность рассуждать в области метафизики и нравственности точно так же, как мы делаем это в области геометрии и математического анализа. Если бы возникли противоречия, нужды в спорах между двумя философами было бы не больше, чем между двумя бухгалтерами, так как им было бы достаточно взять в руки карандаш, сесть за грифельные доски и сказать друг другу (если они хотят, при наличии доброжелательного свидетеля) давайте подсчитаем" [Рассел. 1998. С. 670—671].  [c.27]

Лорд Бертран Рассел — один из наиболее значительных философов и математиков XX в., лауреат Нобелевской премии по литературе, — характеризует автора "Этики" следующими словами "Спиноза (1632— 1677.) — самый благородный и привлекательный из великих философов. Интеллектуально некоторые превосходили его, но нравственно он выше всех" [Рассел. 1998. С. 645].  [c.27]

Один из самых популярных историков XIX в. Т. Бокль в своей "Истории цивилизации в Англии" писал, что основной темой работ А. Смита является природа человека. Первая книга этого автора — "Теория нравственных чувств" — посвящена анализу добрых чувств, и прежде всего чувству симпатии, сострадания а вторая (наиболее известная) — "Богатство народов" — основана на анализе проявлений эгоизма [Смит. 1868. С. 10]. По мнению Бокля, в первой из этих книг Смит "приписывает наши поступки сочувствию", во второй — "своекорыстию, но одно сочинение дополняет другое..." [Там же. С. 11]. В сущности, Бокль пишет как бы о двух. авторах А. Смите-философе и А. Смите-экономисте, которые не всегда были согласны между собой.  [c.50]

Этика — это практическая философия, изучающая мораль, нравственность, формирующая принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного исходя из представлений большинства людей данной группы. В литературе часто отожде-  [c.117]

Smith, Adam (1723-1790) (Адам Смит) Шотландский философ и экономист, получил образование в университетах Глазго и Оксфорда, а впоследствии стал профессором моральной философии университета в Глазго. Его исследования охватывали широкий круг проблем, лишь часть которых относилась к экономике. Его отношение к экономической организации общества определялось в значительной степени верой в естественное право (natural law), в существование порядка природных явлений, который можно определить путем наблюдений или с помощью нравственного  [c.457]

Ввиду того что качество работы САЦ зависит от близости к Глобальной цели, известной только Провидению, технической становится задача обеспечения близости этой ИСУ Создателю. Поэтому в сферу интересов теории автоматических СУ приходится включать такие извечные, изначально не инженерные и даже не технические, и даже не научные проблемы, как этика, вера, мораль, религия, смысл жизни и Т-п. ( только поверхностное знание удаляет от веры, а более глубокое вновь приближает к ней . ф, Бэкон), т.е. вопросы, определяющие мировоззрение проектировщика ИСУ (в связи Р этим следующая глада посвящается изложению философии управленца), Таким образом, в создании САЦ может принимать участие человек только очень высокого нравственного уровня — частный случай проявления острейщего вопроса современной науки — о моральной ответ-  [c.221]

Этика (от греч. ethos - обычай, нрав) - учение о морали, нравственности. Термин "этика" впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, отвечающей на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.  [c.192]

Начнем с определения личности. Целые научные дисциплины исследуют про- блемы этого сложного системного явления, причем каждая наука видит личность по-своему. В философии понятие личности связано с наиболее существенными индивидуальными особенностями человека, связываемыми с характером общественных отношений, с возможностью личности влиять на собственное социальное развитие. В этике личность — высшая ценность, субъект нравственной деятельности, обладающий чувством долга, совестью, достоинством и убеждениями. Социологи изучают общественнозначимые аспекты деятельности личности, ее социальные функции как элементы общественных отношений. В юриспруденции личность — это прежде всего дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и отвечающий за свои поступки. Медицина интересуется психическим здоровьем личности, наличием патологий, акцентуаций, их влиянием на соматическое здоровье и наоборот. В педагогике личность — предмет проектирования и направленного формирования.  [c.63]

В изданной в 1625 г. книге Опыты или наставления нравственные и политические английский философ Ф. Бэкон (1561—1626), лорд-хранитель большой печати при короле Якове Стюарте, пишет Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество примером тому могут служить пошлины в Нидерландах и до известной степени субсидии в Англии. Заметьте, что речь у нас идет сейчас не о кошельке, а о сердце. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа 3.  [c.15]