Теория всеобщего благосостояния

ТЕОРИЯ ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ  [c.355]

Теория всеобщего благосостояния 355  [c.491]

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОЕ ПО ПАРЕТО — понятие теории всеобщего благосостояния — перераспределение дохода или богатства от одного индивидуума к другому, при котором увеличиваются полезность и удовлетворение донора и реципиента (например в результате морального удовлетворения первого из них от его благотворительной деятельности). Это отражает наилучшее распределение ресурсов, товаров. Теорема о том, что общее рыночное равновесие является Перераспределением оптимальным по Парето, была доказана. Это означает, что, когда на рынке достигается взаимное равновесие интересов всех его участников, общая функция полезности максимальна. Это созвучно тому, что говорил Адам Смит в своем знаменитом утверждении о невидимой руке рынка.  [c.456]


Обычно, согласно экономической теории, владельцы организации преследуют цель получения максимальных прибылей или, точнее, увеличения богатства держателей акций. Выдвижение такой цели аргументируют по-разному. С юридической точки зрения владельцы обыкновенных акций являются владельцами организации, которая для получения ими прибылей должна управляться их доверенными менеджерами. Есть и другой аргумент в пользу выбора этой цели увеличение прибылей ведет к росту всеобщего благосостояния, т.е. повышая свое благосостояние, вы тем самым повышаете благосостояние всего общества. Более того, вполне разумно мнение о том, что значительные прибыли послужат интересам организации больше, чем маленькие.  [c.132]

Согласно экономической теории, цель — это получение максимальной прибыли или, более точно, увеличение богатства держателей акций. Выдвижение этого положения в качестве цели аргументируется по-разному. С юридической точки зрения, владельцы обыкновенных акций являются владельцами организации, которая для получения ими прибыли должна управляться их доверенными менеджерами. Есть и другой аргумент в пользу выбора этой цели увеличение прибыли ведет к росту всеобщего благосостояния, т. е. повышая свое благосостояние, тем самым повышаешь благосостояние всего общества. Более того, вполне разумным представляется мнение о том, что большая прибыль послужит интересам организации больше, чем маленькая.  [c.109]


Одним из идеологических средств маскировки государственно-монополистического капитализма является распространение после второй мировой войны в развитых странах капитализма теории государства всеобщего благосостояния . Капиталистическая действительность опровергла эту буржуазную теорию, суть которой состоит в утверждении, будто государство приняло на себя ответственность за обеспечение всем гражданам здорового и достойного уровня жизни, что через бюджет оно якобы перераспределяет доходы в пользу бедных, в результате чего в обществе доминирующим становится так называемый средний класс. Тем самым буржуазное государство изображается как надклассовое, действующее в интересах всего общества, всех его классов, прослоек и групп. В действительности оно является органом классового господства буржуазии, в первую очередь монополистической. Поэтому и его политика носит классовый характер.  [c.233]

Маркетинг в значительной степени является прагматической дисциплиной, поэтому мы старались избегать громоздких академических теорий. Однако по ряду причин менеджерам полезно иметь общее представление о важнейших концепциях, лежащих в основе маркетинга. Во-первых, теория предоставляет нам общую терминологию и показывает рамки, в которых рассматриваются проблемы маркетинга. Во-вторых, она указывает менеджерам общие направления повышения эффективности маркетинговой деятельности. И наконец, она объясняет экономическое и политическое значение маркетинга, а также его вклад в достижение всеобщего благосостояния.  [c.53]

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ. 1. Концепция, разрабатываемая в рамках институционального направления западной экономической теории. Развитие системы институтов общественного благосостояния рассматривается в ней как универсальный процесс, связанный с долговременными тенденциями в области перераспределения общественного продукта. 2. Уровень развития государства, складывающийся в развитых странах.  [c.141]


ГОСУДАРСТВА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ ТЕОРИЯ — современная буржуазная теория, вуалирующая антинародный характер современного буржуазного государства. Сам термин появился в конце 40-х годов XX в., хотя основы теории были заложены еще до второй мировой войны и связывались с широким вмешательством капиталистического государства в экономику. Сторонники этой теории тщатся доказать, будто государство в развитых капиталистических странах существует, чтобы содействовать общему благополучию всех его членов . Тем самым обосновывается тезис, что в современных условиях буржуазное государство якобы переродилось из диктатуры эксплуататорских классов в некий надклассовый орган, который ставит своей задачей уничтожение эксплуатации труда капиталом, уравнение богатых и бедных и т. д. Помимо материального благосостояния и выравнивания классовых различий апологеты капитализма приписывают государству всеобщего благоденствия широкие права граждан, политические свободы, изобилие духовных благ, проведение политики распространения благоденствия на развивающиеся страны. Концепцию государства всеобщего благоденствия взяли на вооружение реформисты, в том числе правые социал-демократы, которые рассматривают буржуазное государство как средство ликвидации классовых антагонизмов , трансформации капитализма в социализм.  [c.59]

Шведская модель социализма Г. К. Мюрдаля основана на теории социального рыночного хозяйства, социально регулируемой экономики и социального партнерства. Как и Л. Эрхард, Г. К. Мюрдаль считал, что регулирование государством рыночных процессов способствует созданию эффективной экономики, основанной на всеобщем равенстве и равных экономических возможностях для всех. Основополагающим в шведской модели социализма Г. К. Мюрдаль считал возведение крепкой системы социальной защиты населения, которая гарантировала бы равные возможности для повышения благосостояния как для трудоспособного, так и для нетрудоспособного населения. С этой целью модель предусматривала осуществление государством обширного комплекса разнообразных мер, таких как  [c.393]

В начале данного параграфа приведены очень интересные размышления Дж. Кейнса о реальной степени влияния мыслителей-философов, экономистов на поведение человечества. Вместо заключения хотелось бы привести высказывание еще одного выдающегося представителя современной экономической науки Дж. Гэлбрей-та, который говорит о воздействии реального мира на становление идей. На деле экономические идеи всегда являются продуктом своего времени и места возникновения, их нельзя рассматривать независимо от того мира, который они объясняют, а этот мир постоянно меняется, соответственно и экономические теории, если они призваны отвечать своим целям, должны меняться/Появление за последние сто лет акционерных обществ, профсоюзов, прошедшие войньги экономическая депрессия, уничтожившие изобилие, изменение характера денег, новая роль банков, падение значения сельского хозяйства, рост городов и городской нищеты, появление государства всеобщего благосостояния, растущее значение экономической политики, возникновение социалистических стран — все это сильно изменило, даже революционизировало экономическую жизнь. А если изменился предмет исследования, значит, с необходимостью должна измениться его задача . Контрольные вопросы  [c.47]

Эта позиция господствовала до середины XIX в., но уже в это время не только у представителей утопического социализма, но и в рамках господствующих экономических теорий возникают сомнения в справедливости рыночного хозяйства, справедливости, основанной на принципах возмездности. Снова справедливость рассматривается не только в границах юридической свободы и возможности реализовать свои экономические интересы, но требование осуществления справедливости звучит как требование нивелировать чрезмерное различие в процессе распределения созданного продукта1. Следует ли трактовать это требование как требование большего равенства Вряд ли на этот вопрос можно ответить однозначно. Отметим, что сам лозунг достижения большего равенства является чисто негативным и выражает всего лишь неудовлетворенность нынешним положением вещей. Большее равенство так же неопределенно, как всеобщее благосостояние. И потому не существует объективных критериев для его обеспечения.  [c.115]

Названные работы Гэлбрейта свидетельстве Постиндустриальное ВуЮТ 0 кризисе теорий индустриального общество щества , в основе которого лежит дальнейшее углубление противоречия между общественным характером производства и частнокапиталистическим присвоением. Этот кризис обусловил отказ части буржуазных экономистов от теории индустриального общества. Другие же стали рассматривать его как определенную стадию, а не как конечную форму общества. В этой обстановке все большее значение приобретает концепция постиндустриального общества . Она получила распространение в конце 60-х годов. Наиболее видным ее представителем является американский социолог Д. Белл. Постиндустриальное общество , по утверждениям буржуазных экономистов, представляет собой прежде всего общество услуг, где более половины населения занято вне сферы материального производства. Оно характеризуется также тем, что промышленные фирмы и корпорации утрачивают свою главенствующую роль, эффективность труда перестает быть первоочередной задачей, все более снижается значение рынка, экономика приобретает согласованный характер , темпы ее развития повышаются, обеспечивается всеобщее благосостояние, высокий уровень дохода на душу населения, управление обществом переходит к ученым.  [c.527]

В совр. бурж. экономич. лит-ре существуют разнообразные варианты Р. к. т. Однако при всём различии тех пли иных конкретных оценок и рецептов правительств, деятельности в области экономики их объединяет одна и та же апологетич. идея о том, что империалистич. гос-во может обеспечить планомерное развитие экономики по пути всеобщего благосостояния (см. Государства всеобщего благоденствия теория ). Аргументация Р. к. т. широко используется империалистич. пропагандой для обоснования демагогич. лозунгов трансформации капитализма, превращения его в великое общество , сформированное общество и т. п. Усиление влияния Р. к. т. нашло отражение во многих гос. законах и официальных правительств, документах капиталистич. стран (закон о занятости, принятый в США в 1946, закон об учреждении Бюро экономич. планирования, принятый в Японии в 1952, и  [c.481]

Наибольший спад Т.-ю. имеет место в период общего кризиса капитализма, когда выявляется несоответствие усложнённых задач профсоюзной борьбы его гл. принципам. Это не означает, что Т.-ю. полностью сходит со сцены. В связи с сохранением влияния реформистской идеологии в профсоюзном движении капиталистич. стран не прекращаются попытки увековечить ряд старых особенностей Т.-ю. выхолащивание поли-тич. устремлений профсоюзов или ограничение их рамками бурж. парламентаризма идеализация соглашательских методов деятельности профсоюзов ( .мир и партнёрство в пром-сти, совместные консультации и т. п.) элементы организационной раздробленности. Вместе с тем идеология Т.-ю. питает реформистские теории гос.-монополистич. капитализма о совр. бурж. гос-ве как гаранте всеобщего благосостоянии . В практике же тред-юнионистского движения эти тео-ретич. установки воплощаются в тесном сотрудничестве профсоюзной бюрократии с представителями гос. аппарата и монополий на уровне разнообразных правительственных к-тов. В противовес принципам пролетарского интернационализма устои Т.-ю. защищает бурж. система массовых коммуникаций, националистам, партии и группы, предприниматели, к-рые извлекают экономич. выгоды из раскола рабочего класса.  [c.173]

Что касается этих проблем, то они переведены современной неоклассикой - "новаыми классиками", а также неоавстрийской школой в разряд социалистических идеологем. Современные либералы выступают не только против государственного регулирования бизнеса, но и против социальных программ, способствующих, по их мнению, иждивенческим настроениям у членов общества и снижению их экономической активности. Один из представителей теории общественного выбора П. Бернхольц отмечает "Рыночные экономики с демократическими политическими режимами показывают тенденцию к перерождению в интервенционистские "государства всеобщего благосостояния" См. Полис. - 1995. - №4. - С. 184.  [c.21]

ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА (human dignity) — тема, к которой обращались еще представители раннего менеджмента и которая приобрела особое значение в настоящее время в свете широкого признания положений теории Y. Исторически трудовые ценности, основанные на семейном фермерском хозяйстве, — близость к природе, справедливость, ненормированный труд, свойственные только ему достоинство и бережливость — создавались и закреплялись поколениями. Фабричная система породила отчуждение, потогонный труд, в лучшем случае патерналистский капитализм и лишила рабочего прежнего достоинства. С учетом провала капитализма всеобщего благосостояния и возникновения полной зависимости работника теперь речь идет не только об обогащении труда и положительном подкреплении, но и о возрождении человеческого достоинства работника, добросовестно выполняющего договорные обязанности на своем рабочем месте, в условиях развитого высокопроизводительного общества.  [c.229]

Далеко не все разделяют эту точку зрения. Точка зрения, что государство должно осуществлять идеалы распределительной справедливости получает все большее распространение. Реализуется на практике представление о государстве как государстве-производителе 1, а также укрепляется взгляд на государство как максимизатора благосостояния. Как отмечалось ранее, этому способствовал ряд причин и введение всеобщего избирательного права, и экономические трудности (крупнейшие экономические кризисы), и работы ряда экономистов, в частности упоминавшегося выше А. Пигу. В теории Пигу аргумент недостаточности рынка согласно теории благосостояния является основным для обоснования регулирующей роли государства.  [c.159]

Смотреть страницы где упоминается термин Теория всеобщего благосостояния

: [c.227]    [c.259]    [c.34]    [c.54]    [c.218]    [c.284]    [c.366]    [c.522]    [c.544]    [c.171]    [c.316]    [c.141]    [c.172]    [c.298]    [c.528]    [c.177]    [c.112]    [c.254]    [c.65]    [c.139]    [c.560]    [c.237]    [c.597]    [c.87]    [c.473]   
Экономико-математический словарь Изд.5 (2003) -- [ c.355 ]