Понятия труд и творчество нередко противопоставляются. Так, В. Иноземцев пишет "Наиболее принципиальный мотив творческой деятельности — стремление индивида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности" (выделено авт. —Б. Г.) [Иноземцев. С. 18]. Этот мотив, несомненно, существует, однако он редко может быть реализован и, что более важно, не отражает сути и значения творчества. [c.129]
Глава 1. Предмет и методология курса 1.1. Понятия "труд" и "творчество" [c.2]
Автоматизация проектирования такой же неотвратимый процесс, как и автоматизация производства. В том и другом случае цель одна — повышение производительности труда и качества продукции. Однако, если в производстве автоматизация прочно завоевала свои позиции и не вызывает ни у кого сомнений, то в проектировании ее позиции не так прочны и бесспорны. В чем же причина Несмотря на то, что проектирование входит составной частью в процесс создания новой техники и в этой связи относится к производственной деятельности человека, в нем весьма существенны творческие начала, что придает ему черты искусства, а автоматизм и творчество — понятия противоречивые. Доведенный до автоматизма труд перестает быть творческим. Но как и любые другие противоречивые понятия, автоматизация и творчество существуют в диалектическом единстве. Их объединяет мастерство. Творческий работник, будь он художником, музыкантом или конструктором, считается мастером, если в совершенстве владеет техникой своей профессии, техникой, доведенной до автоматизма. Не в замене человека машиной видится задача САПР, а в совершенстве техники проектирования (конечно, пол техникой проектирования следует понимать не только чертежные инструменты и письменные принадлежности, так как это и средства выполнения тех или иных операций и процедур). Опытный конструктор владеет приемами и методами поиска вариантов технических решений, их сравнения и выбора наилучшего, анализа технических систем, синтеза, определения оптимальных параметров и др. [c.3]
Под новаторством понимались любые инновации в производственном процессе — начиная от организации и форм оплаты труда и заканчивая техническим творчеством, т.е. это понятие более широкое и абстрактное. [c.213]
Термин, характеризующий с качественной, содержательной стороны кадровый состав или весь персонал организации, рабочую силу или трудовые ресурсы отрасли, региона, страны в целом. Наряду с традиционными признаками, присущими элементам определяемой совокупности — кадрам, персоналу, рабочей силе, трудовым ресурсам, термин "ч. р." включает способность к творчеству и потенциальные возможности всестороннего развития работников, общую культуру и морально-психологические качества, определенное влияние кооперации и самоорганизации (корпоративность, "дух команды", коллективные формы организации труда и т. п.). По смыслу понятие "ч. р." тесно связано и соотносится с такими понятиями, как "кадровый потенциал", "трудовой потенциал", превосходя по объему каждое из них, взятое в отдельности. Функции управления развитием ч. р. реализуются, в частности, в программах развития культуры и образования в совершенствовании системы профессиональной подготовки и повышения квалификации изменении содержания труда, форм его организации и мотивации рационализации форм и методов подбора, оценки, продвижения работников и т. д. [c.824]
Понятие "право собственности" отражает, прежде всего, естественное требование человеческой морали человек по праву, или по справедливости присваивает то, что создано его творчеством и трудом. Таким образом, в праве собственности заключен общефилософский аспект проблемы собственности. Что же касается юридических законов, регулирующих процесс присвоения благ, то они соотносятся с правом, как форма и содержание, что является предметом целой науки, которая называется "Философия права". [c.84]
Важным инновационным аспектом предлагаемого учебника являются новые экономические категории, отражающие "диалектику вещей" в сфере динамики хозяйственных отношений. В частности, система собственности, представляющая собой единство личной, частной и общей ее форм, автором определяется как гражданская, или цивилитарная собственность, являющаяся социально-экономической основой гражданского общества и среднего класса. Вводится понятие неоэкономики и ноосферного производства, т. е. создания ценностей на основе использования воспроизводимых ресурсов. Большое внимание в учебнике уделено проблеме человеческого капитала, который рассматривается как важнейший фактор современного производства. Причем в структуре человеческого капитала личности выделяются трудовой и интеллектуальный капитал, лежащие в основе труда и творчества. Специфическим фактором производства является институциональный капитал, выступающий в форме мотиваци-онного "каркаса" личности и системы "клубных" благ-институтов фирм и организаций. Названные и другие новые экономические категории позволяют более адекватно отражать социально-экономические реалии современного масштабного трансформационного процесса. [c.17]
Но и деятельность человека еще слишком широкое понятие. Сюда войдет и творчество Рафаэля, Ньютона, Эдиссона и бесплодное черпание воды решетом сказочного дурачка-Иванушки, политические речи Бебеля и Жореса и горячечный бред больного, танцы Айседоры Дункан и пляска св. Витта, игра в шахматы Морфи и Ласкера и игра в бабки деревенских мальчишек, эквилибристика цирковых артистов и эквилибристика лунатика, труд профессионального дегустатора и смакование за обедом тонких вин я яств гастрономом, труд гравера и работа фальшивомонетчика. С физиологической точки зрения все эти проявления деятельности здорового и больного человека представляют вполне аналогичные, а порой и тождественные нервно-мышечные процессы. Все эти процессы совершаются, конечно, за счет накопленном в организме потенциальной энергии. Но далеко не все из них покрываются понятием труда, ибо трудом мы называем лишь общественно полезную деятельность человека. Таково второе ограничение. [c.14]
По мнению Маслоу, путь к осуществлению потенциальных возможностей индивида, т. е. к самореализации, лежит через последовательное удовлетворение потребностей более низкого уровня. Потребность определяет мотивы поведения. Например, поведение человека, мотивируемого на втором уровне, т. е. на уровне обеспечения безопасности, при выборе места работы будет определяться степенью гарантированности длительной занятости, возможностями личного страхования и формирования индивидуального пенсионного фонда. Субъект, мотивы поведения которого определяются потребностями третьего уровня, будет стремиться завоевать авторитет и уважение окружающих за достижения, которые одобряются в данной группе, коллективе. Хотя типология потребностей в этой модели используется давно и до сих пор применима, модель нельзя считать абсолютной, она не отражает национальные и индивидуальные особенности человека, неповторимость его жизненного пути и динамичный характер диспозиции мотивов (истинный творец игнорирует потребности нижнего уровня, стремясь только и сразу к самореализации). Самореализация (еще можно встретить аналогичные по смыслу понятия самоактуализация , самовыражение ) выступает в форме художественного творчества, общения, труда, любви и т. п. Человек, достигший уровня самореализации, не отягощен мелкими пороками, имеет высокую самооценку без зазнайства, легко и открыто принимает других людей и природу, неконвенци-ален (не зависит от условностей), прост, с чувством юмора, склонен к переживанию вдохновения. Некоторые психологи считают, что на содержание и расположение потребностей человека влияет понимание им смысла своей жизни. Если удалось выяснить актуальные потребности работника, можно разработать систему эффективного стимулирования его поведения, предложив в качестве стимула удовлетворение потребности, например, участие в пенсионном фонде, публичное признание заслуг, право участия в престижном клубе и т. п. [c.72]
Понятие преобразующего или реформаторского лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством, но трактуется совсем иначе (рис. 12.20). Лидер-реформатор мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставления им возможности совместить свонличные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития. Лидер-реформатор — это преобразователь, а не спаситель, он проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведет последователей от результата к результату, а не от обещания к обещанию, он ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развитие. [c.507]
Смотреть страницы где упоминается термин Понятия труд и творчество
: [c.137]Смотреть главы в:
Введение в метаэкономику и основания экономических наук -> Понятия труд и творчество