Q Новая классика в контексте актуальных проблем теории и практики Q Гипотеза о рациональных ожиданиях Q Равновесный циклический процесс Р. Лукаса G Макроэкономическая модель новых классиков и влияние денежной политики на экономику [c.587]
О важности для современной экономической теории идей новой классики свидетельствует присуждение в 1995 г. Нобелевской премии по экономике одному из основателей этого направления профессору Чикагского университета Роберту Лукасу. [c.587]
Новая классика в контексте актуальных проблем теории и практики [c.587]
Признать этот факт экономистов побудили проблемы, с которыми экономисты столкнулись как в области теории, так и практики в 70-е годы в связи с так называемой стагфляцией. Именно тогда вопрос об экономической политике из плоскости отдельных мероприятий и их эффективности был переведен в плоскость правил, которыми политика руководствуется. Новые классики первыми занялись теоретическим осмыслением этой проблемы. Полученные ими выводы отвечали неоклассической традиции в ее наиболее последовательной и жесткой форме. [c.588]
В чисто теоретическом плане новая классика представляет собой модифицированный вариант модели Вальраса. Модификация, о [c.588]
В моделях новых классиков предполагается следующее [c.589]
С точки зрения новых классиков , в основе модели Вальраса лежит предпосылка о совершенном знании всех субъектов или об отсутствии неопределенности. Смысл этой предпосылки состоит в предположении, что индивиды обладают всей информацией, необходимой им для принятия правильных — соответствующих равновесию — решений, т.е. что субъективные представления соответствуют объективным фактам. [c.589]
Эта функция отражает представления новых классиков о рынке труда. Они исходят из следующих предпосылок [c.594]
Принимая во внимание уравнение (1), получаем, что отклонение стемы от нормального уровня производства (yt — kt) зависит лишь случайной величины, а-не от регулярной составляющей денежной юсы. Иными словами, регулярная денежная политика не влияет на альное состояние экономики. Таков основной практический вы-д новой классики . [c.599]
Новые классики полагают, что если правительство, пользуются доверием людей, провозглашает курс на стабилизацию цен и [c.599]
В итоге можно сказать, что удар, нанесенный новыми классиками по своим теоретическим противникам, не привел к полному ниспровержению последних или смене парадигмы, вместе с тем во многом благодаря новым классикам заметно возрос интерес к проблемам ожиданий, неопределенности, информации, оригинальными идеями обогатился равновесный подход. [c.602]
Проблема, на которую обратили внимание новые классики , в действительности выходит за рамки не только данной теории, но и экономической науки в целом и затрагивает целый пласт философских проблем социального знания. Дело в том, что новые классики , хотя и в специфической форме, признали, во-первых, что ожидания людей влияют на реальное течение событий, а во-вторых, что наука сама по себе не является нейтральным инструментом наблюдения, а в какой-то мере формирует свой объект. Идея о том, что в отличие от процессов в природе процессы, происходящие в обществе, могут определяться ожиданиями людей относительно этих самых процессов, вовсе не является открытием новых классиков , а достаточно давно была высказана и признана практикой. Например, практическая социология сегодня признает, что публикуемые накануне выборов результаты опросов относительно их исхода могут повлиять на эти результаты. Мысль о том, что симпатии и антипатии творят явления , а ожидания могут способствовать собственной реализации, была высказана много раньше (см., например Оболенский Л.Е. Социальные предвидения // Русская мысль. 1882. № 5). Что касается науки, то сегодня как никогда ясно видна ее роль в формировании нового экономического порядка в странах с переходной экономикой, причем речь идет о формировании новых институтов в широком смысле, включая поведение людей. Так, сейчас и политики, и простые граждане хорошо знают, что очередной всплеск роста цен происходит через два-три месяца после крупных бюджетных выплат, что возможность правительства выполнять свои обязательства зависит от успехов в сборе налогов и т.д. [c.602]
Новая классика восстановление традиции.................................587 [c.782]
Новая классика в контексте [c.782]
Макроэкономическая модель новых классиков и влияние денежной политики на экономику........................................................597 [c.782]
Это понятие впервые представлено в работе "Волновой принцип Эллиота, ключ к прибылям на фондовом рынке" Фроота и Пречтера (Библиотека Новой Классики, Гэйнсвиль, Джорджия). [c.152]
Идея компенсированного доллара представляет собой прав которому политики должны всегда следовать, не поддаваясь иск> нию отказаться от него ради исправления текущей ситуации. И таковая, эта идея в определенной мере созвучна рекомендациям нетаристов и представителей новой классики, отстаивающих HI ходимость следовать денежному правилу , а не политике точ настройки. [c.288]
Консерватизм 80-х годов представлен тремя концепциями эконо-щка предложения, монетаризм, новая классика. Представители этих опцепций, безусловно, разделяют перечисленные выше положения, ю делают упор на различные проблемы, анализируют разные аспекты кономики, используют различный инструментарий. Так, в центре эко- [c.555]
В 70-е — начале 80-х годов была сформулирована и получила известность так называемая новая классика , или новая классическая макроэкономика . Как следует из названия, речь идет о макроэкономической концепции, построенной на основе и в соответствии с неоклассической микроэкономической моделью. В области практики новая классика выступила с позиций, близких монетаризму, довела до логического конца идею об ограниченности воздействия денежной политики на экономику, заявив, что подобная полигика практически не имеет шансов на успех. [c.587]
Суть этих выводов состоит в том, что, когда экономика достигает состояния естественной нормы безработицы, усилия, направленные на уменьшение безработицы, нейтрализуются экономическими агентами, которые предвидят проводимые мероприятия. Любые попытки методами фискальной или денежной политики стабилизировать выпуск или занятость на уровне выше или ниже естественной нормы являются неэффективными и не могут привести к изменению реальных величин ни в долгосрочном, ни в краткосрочном плане. Иными словами, не существует выбора между инфляцией и безработицей даже в краткосрочном плане (как краткосрочная кривая предл ожения, так и криваяФилл и пса вертикальна). Хотя подобный подход справедливо связывается с монетаризмом, новая классика -отходит от основного направлений монетаризма,. прежде всего фридменовского, допускавшего для короткого периода отклонение выпуска и безработицы от естественной нормы под воздействием политики регулирования спроса. Новая классическая макроэкономика имеет целью показать бесплодность кейнсианской политики регулирования спроса и предлагает перенести акцент на анализ предложения 3. [c.588]
Эти предпосылки позволили новым классикам обобщить равновесный подход Вальраса — придать равновесной модели динамический характер и на основе новых представлений о поведении субъектов создать микротеорию, объясняющую важнейшие макроэкономические явления — цикл и инфляцию. [c.589]
Очевидно, что модель Вальраса не может быть использована дли объяснения тех механизмов, которые воспринимаются как наруше-, ние макроэкономических пропорций. Как утверждают новые классики , из микроэкономического равновесия невозможно вывести макроэкономического неравновесия. [c.590]
В противоречии между целью — объяснить причины инфляции и безработицы, которые понимаются какявления неравновесия, и инструментарием — равновесными моделями оптимального поведения — новые классики видят главный методологический порок современной теории. Возможность избавиться от него они связывают с рассмотрением макроэкономических явлений как равновесных процессов и с распространением принципа рациональности поведения субъектов на область формирования ожиданий и использования информации. Последнее нашло свое выражение в гипотезе о рациональных ожиданиях, которая стала центральным моментом концепции новых классиков . [c.590]
Важными для формирования новой классики были также статья Р. Лукаса и Л. Рэппинга, предложившая равновесную модель рынка труда, статьи Р. Лукаса и Э. Прескотта, в которой впервые использовалась гипотеза рациональных ожиданий при исследовании поведения инвесторов, и статья Р. Лукаса и Л. Рэппинга, в которой эта гипотеза применялась при моделировании последствий денежной политики. [c.590]
Степень изменения совокупного предложения в ответ на изм нения цен зависит, как считают новые классики , от того, наскол ко устойчивой считают субъекты наметившуюся тенденцию роста це Если, например, работники рассматривают увеличение заработнс платы как временное явление, они могут увеличить предложение тр да с тем, чтобы потом, когда она вновь понизится, больше времен отвести досугу. Если повышение заработной платы рассматривает как постоянное, изменения в поведении вряд ли произойдут. Напр( тип, предприниматели скорее будут реагировать на те изменепи которые они считают постоянными. [c.596]
Сначала новые классики не затрагивали вопросов экономиче-ой политики и ее эффективности. Однако в 70-е годы стали появ-ться статьи, посвященные этим вопросам, и новые классики ока-гтись в центре дискуссии по проблемам экономической политики. [c.599]
Новые классики отрицательно отвечают на этот вопрос деньги азывают воздействие на производство только в той мере, в какой ст общего уровня цен воспринимается как повышение относитель-ix цен. Именно потому, что речь идет о правиле, т.е. о систематиче-ой реакции правительства на изменение экономических показате-й, делается вывод о невозможности подобной ситуации. Денежная >литика может оказывать воздействие лишь на общий уровень цен. [c.599]
Отрицая эффективность политики точной настройки в д> кейнсианства, а также любой политики, реагирующей на текут ситуацию и воздействующей на спрос, новые классики допуски целесообразность политики, влияющей на институциональную стр i туру, главным образом направленной на уменьшение трения . И этом отношении их позиция весьма близка к позиции неортодокса ного монетариста Д. Лейдлера. [c.600]
Пика своего влияния новая классика достигла в начале 80-х i дов. Но уже к середине 80-х годов появились работы, поставивш, под сомнение универсальность предложенного подхода. [c.600]
Кейнсианцы справедливо отметили, что новые классики р к суждали в рамках модели Вальраса, которая исключает какие-лжк неценовые сигналы, что плохо согласуется с реальным поведение людей. Если же признать, что даже в условиях гибкости цен люди ри агируют не только на ценовые сигналы, то общая картина экономм ки существенно отличается как от вальрасианской, так и от той, которая нарисована новыми классиками . [c.600]
Однако при ближайшем рассмотрении выяснилось, что теоретическ] и методологических разногласий с монетаристами у новых классиков i многим меньше, чем с кейнсианцами. Монетаристы, как известно, вс мерно подчеркивают роль денежного фактора в экономике. Бесспорнь тезис деньги имеют значение нередко гипертрофируется ими до лозун только деньги имеют значение . В моделях же новых классиков день нейтральны и даже сверхнейтральны. Если основоположник количестве] ной теории денег Д. Юм признавал влияние денег на реальный сектор хо бы на коротком отрезке времени, то школа рациональных ожиданий и т кой возможности не допускает. [c.156]
Но если кейнсианское регулирование неэффективно, а деньги абсолю но нейтральны, то получается, что у государства вообще нет никак рычагов воздействия на экономику. Приблизительно такое заключение делает школа рациональных ожиданий. Правительство, говорят новь классики, при определенном стечении обстоятельств может оказать раз> вое краткосрочное воздействие на некоторые экономические показател но независимо от того, какой ориентации оно придерживается — кейнс анской или монетаристской — изменить естественный ход цикла ему и равно не под силу. Самое большее, на что способна активная макроэкон мическая политика, — это имитация целенаправленных действий иен< внесения дополнительной сумятицы в экономическую жизнь. [c.156]
Как могло случиться, что теория со столь шокирующими выводами не iD ii.Ko не была отметена с порога научным сообществом экономистов, ц ц,1пая часть которых посвятила свою академическую карьеру обоснованию или критике различных форм государственного регулирования, но Ы,П1 1 воспринята ими вполне серьезно и уважительно Чтобы ответить на мог вопрос, необходимо последовательно остановиться на основных эле-мпиах концепции и рассмотреть, как новые классики представляют себе процесс формирования ожиданий экономических субъектов, в чем состо- ц их теоретические претензии к кейнсианству и монетаризму и что собой представляет их собственная позитивная программа. [c.157]
У новых классиков есть два варианта ответа на вопрос об источнике иклических колебаний, оба не нуждаются и кейнсианских допущениях 1>отсутствиисвободной конкуренции и негибкости цен. Первый получил шнание теории несовершенной информации, а второй известен как тео-пп реального бизнес-цикла1. [c.167]
Здесь, разумеется, мало нового важность подобного рода факторов щ знается всеми, втом числе и кейнсианцами. Однако новые классики при ципиально иначе представляют себе передаточный механизм, посредств которого первоначальный импульс распространяется в экономике. Еслид кейнсианцев таковым является совокупный спрос, то в новой классическ теории его роль выполняет межвременное замещение досуга и труда. [c.168]
Предположим теперь, что с началом войны резко возрос объем гос дарственных закупок. В соответствии с кейнсианской логикой госзакуп расширят совокупный спрос в ответ возрастут объем производства и, с/ довательно, уровень занятости. Но, по логике новых классиков, увели1 ние государственных закупок так повысит процент, что сделает работ настоящем более привлекательной возрастет уровень занятости, а знач и объем производства. [c.168]
Смотреть страницы где упоминается термин Новые классики
: [c.214] [c.556] [c.583] [c.587] [c.597] [c.599] [c.600] [c.601] [c.155] [c.157] [c.161] [c.164] [c.165] [c.166]Смотреть главы в:
История экономических учений Т.3 -> Новые классики
История экономических учений современный этап -> Новые классики