Композиционный прием — единство использованных средств композиции. [c.571]
Основными средствами композиции, придающими печатной рекламе соразмерность и гармонию, являются пропорциональность, масштаб, ритм, метр, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия. [c.118]
Ритм - это средство композиции, обеспечивающее выделение и связь элементов рекламного объявления путем их повторения, чередования, нарастания, убывания. [c.118]
Нюанс- средство композиции, противоположное контрасту. Так называют незначительное различие элементов по форме, размерам, цвету и т.д. Нюанс обогащает композицию множеством эмоциональных оттенков. [c.118]
Симметрия и асимметрия - это одно из самых ярких средств композиции. Если главный смысловой элемент размещен в центре рекламного объявления, образуется симметричная композиция, а при его сдвиге относительно центральной оси - асимметричная. Принято считать, что симметричная композиция подчеркивает статичность рекламы, а асимметричная - динамичность. [c.118]
Любая композиция схематична, то есть обладает, независимо от числа структурных элементов, зрительными осями, связывающими их в единое целое. Таким образом, основные средства композиции можно формально отобразить в виде схем. Заметим, что такие композиционные схемы служат исключительно для иллюстрации общих понятий, носят отвлеченный характер и не являются раз и навсегда заданными, бесспорными рецептами. Важно отметить также и то, что они выступают лишь в качестве вспомогательного средства для пояснения эмоционально-образного строя композиции. Художники-оформители уже давно используют композиционные схемы для отображения своеобразной визуальной драматургии своих произведений, поскольку их содержание определяет в конечном итоге тот или иной психологический и эмоциональный эффект. [c.120]
Композиция — построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимном и гармоничном единстве. Важнейшими формообразующими категориями или средствами композиции являются объемно-пространственная структура и тектоника, масштаб и пропорции, ритм и метр, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия, колорит. [c.72]
С эстетическим осмыслением свойств материального предмета вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составам отражаемого или излучаемого им света связано существование очень важного средства композиции — колорит а. В результате многовековой творческой практики было создано большое число цветовых рядов, в построении которых используется то или иное свойство цвета, например тональность, зависящая от длины световой волны, яркость или светлота, обусловленная энергией луча, насыщенность, предопределяющая оттенок (нюанс). [c.73]
Объёмно-пространственная структура, тектоника, ритм и метр обычно объединяются общим понятием пластика. Именно совокупную характеристику средств композиции имеют в виду, когда говорят, например, о пластических искусствах (скульптура, прикладное искусство, архитектура, балет), в отличие от изобразительных искусств (живопись, графика), музыки и литературы. [c.73]
Помимо перечисленных формообразующих средств композиции [c.73]
Формообразующие средства поднимаются на Качественно новую ступень композиции благодаря гармонизующим средствам композиции. [c.74]
Такое объективное свойство формы, как величина, размер частей и целого, приобретает гармонические соотношения благодаря п р о п о р-ц и я м. С помощью гармоничных пропорций достигается органическая связь всех средств композиции. [c.74]
Закономерности композиции должны во всех случаях выступать не только в органическом единстве друг с другом, но и в не меньшей мере — с содержанием, характером и назначением предметов и их комплексов. Средства композиции, примененные случайно, вне связи с назначением предметов, приводят обычно к эклектике, хаотическому нагромождению форм. Образное звучание они приобретают лишь тогда, когда гармонично взаимодействуют в конкретных предметах и их ансамблях. Поэтому всякий раз следует проверять, правильно ли выражена в форме та или иная закономерность, несет ли она живую идею, инте- [c.74]
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ ОБЪЕКТИВНЫ [c.172]
Однако симметрия и асимметрия превращаются в формалистические средства композиции, когда единство формы и функции изделия нарушается. Именно поэтому так важно знать товароведу объективные основы формообразования симметричных и асимметричных изделий и правильно их оценивать. [c.180]
Симметричные и асимметричные предметы имеют по существу безграничное число вариантов построения. Они слагаются с помощью всего арсенала средств и приемов композиции, которые представляют собой взаимосвязанный комплекс закономерностей строения формы. Вместе с тем каждая из категорий композиции отражает лишь одну сторону общей взаимосвязи частей предмета, одну сторону его формы, обобщает существенные признаки, устойчивые закономерности, присущие строению предметов различного назначения. Специфика каждого средства композиции вытекает из природы отдельных свойств и качеств предмета. [c.180]
Дизайнер и товаровед особенно глубоко должны знать закономерности важнейшего формообразующего средства композиции -тектоники, непосредственно связанного с научно-техническим прогрессом и проблемой экономии средств. Борьба за более легкие, конструктивно [c.182]
Особую группу средств композиции составляет совокупность закономерностей, являющихся следствием эстетического выражения таких качеств предметов, как цвет, освещенность, фактура, пластика, оптические коррективы формы. [c.190]
Вместе с тем применение пропорций имеет объективный смысл, обусловлено математическими закономерностями и поддается конкретному анализу. Это единственное средство композиции, с помощью которого можно "измерить" красоту. Пропорции выступают в виде различных математических отношений, которые выражают правильность геометрического строения формы, в строгом соблюдении единой пропорциональной меры (зависимости) строения целого и отдельных его частей. Правильно установленные пропорции образуют в своем единстве пропорциональный строй, который, формируясь в тесной связи с конструктивной и функциональной основой предмета, способствует художественно осмысленному выражению общей структуры и объективно существующей взаимосвязи всех частей и элементов формы. [c.191]
Масштабность — наиболее сложное средство композиции, синтезирующее все богатство ее основных категорий. [c.203]
Динамика ритма обусловливается закономерным чередованием элементов формы, их акцентированием, повторением, нарастанием, убыванием. Ритм как средство композиции, означая закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов, является одним из важнейших формообразующих средств. Существенны различия ритма в так называемых временных и пространственных искусствах. Ритм в музыке и поэзии называют активно-динамическим, так как непременным признаком его является гармонично связанное изменение звука во времени. В пластических искусствах понятие времени играет скрытую, почти незаметную роль и заменяется понятием пространственной протяженности, поэтому ритм в этом случае называют пассивно-динамическим или статическим. Элементом статического ритма является пространство с материальными границами, действующими на наше зрительное восприятие. В пластической форме вещей ощущение ритма создается соотношением между одновременно существующими элементами. [c.203]
Ритмический строй проявляется и в пластике формы, и в динамической линии, и в выразительном силуэте. В сочетании с другими средствами композиции ритм выявляет логику строения формы. [c.206]
Рассмотренные важнейшие средства гармонизации формы ни порознь, ни вместе не могут создать целостного гармоничного предмета или ансамбля без привлечения еще ряда средств композиции, развивающих и совершенствующих форму. Прежде всего необходимы такие тесно связанные между собой средства, как свет и цвет, нюанс и контраст, фактура и пластика материала. Дизайнер никогда не добьется подлинной красоты предмета, не использовав в необходимой мере те тонкие качества, которые эти средства сообщают форме, моделируя ее, придавая ей звучность, полнокровность, пластичность. [c.206]
Исключительный интерес к цвету - свидетельство огромного значения его во многих сферах жизни и деятельности человека. Одни исследователи считают цвет характернейшим признаком материального мира другие — свойством тела вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого им цвета третьи — средством композиции. [c.210]
Цвет является важным средством композиции, способным усилить пластическую выразительность и тектоническую ясность предметов. С помощью "отступающих" (темных и холодных) и "выступающих" (светлых и теплых) цветов можно зрительно изменить размеры помещения, предмета. Если из двух одинаковых по величине и форме предметов один окрасить в холодный цвет, а другой — в теплый, то первый будет казаться дальше, а следовательно, меньше второго. Голубая стена, например, отдаляется, черная стена приближается, а желтая — зрительно исчезает. [c.211]
Основные законы цветовой гармонии должны изучаться лишь в совокупности со всеми формообразующими и гармонизующими средствами композиции. Интеграция этих средств очень помогает мастерам дизайна создавать целостные и в то же время способные к изменениям ансамбли архитектурной и вещественной среды различного назначения. [c.214]
Средства композиционного мастерства обычно, а тем более в ансамбле, взаимодействуют в таком единстве, что часто бывает трудно очертить границы "действия" того или иного средства композиции. Масштабность сливается с пропорциями, пропорции с ритмом или метром, тектоническую основу вещи выявляют всей совокупностью средств композиции и т.д. [c.216]
Помимо всего прочего, продавцы создают для своих товаров этикетки и ярлыки, т.е. средства маркировки, которые могут предстать в виде незамысловатой бирки, прикрепленной к товару, или тщательно продуманной сложной графической композиции, являющейся неотъемлемой частью упаковки. На этикетке может быть либо одно марочное название товара, либо большой объем информации о нем. Даже если сам продавец предпочитает скромную, простую этикетку, закон может потребовать размещения на ней дополнительной информации. [c.305]
Предприятия создают для своих товаров этикетки и ярлыки — средства маркировки, которые могут иметь вид бирки, прикрепленной к товару, или представлять собой тщательно продуманную сложную графическую композицию, являющуюся неотъемлемой частью упаковки. [c.187]
Можно выделить три уровня продукта продукт по замыслу, продукт в реальном исполнении и продукт с подкреплением. Продукт по замыслу представляет собой выгоду или услугу, которую он несет и которая востребована целевыми покупателями. Продукт в реальном Исполнении — это композиция реальных характеристик, включая функции, качество, возможности, дизайн и стиль, упаковку и марку продукта. Продукт с подкреплением является всем вышеперечисленным плюс более мягкие сервисные аспекты, которые упрощают покупку и успокаивают покупателей. Это может быть гарантийное обязательство, обслуживание, доставка, кредит, установка, послепродажная поддержка и вовлеченность персонала. Например, когда семья покупает видеоприставку, она получает выгоду — средство развлечения. Реальный товар состоит из торговой марки, стиля, упаковки и технических характеристик. Вдобавок к этому семья будет рассчитывать на [c.151]
Основные принципы композиции, добытые многолетней практикой, позволяют дать объективную оценку форме технического изделия. Техническая эстетика определила и ряд приемов или средств к достижению целостной, гармоничной формы. [c.228]
Таким образом, смысловая композиция рекламного модуля, выраженная всеми средствами языка, состоит из Идеи, Цели, Заголовка (лозунга), Подзаголовка (тезиса), Изобразительного ряда (аргумент №1), Текста (аргумент №2). Очень часто, при построении доказательства встречается ошибка, которая называется подменой тезиса. Она возникает, когда нарушено правило, требующее, чтобы на всем протяжении доказательства тезис оставался тождественным самому себе. Поэтому лучше с самого начала установить связь между темой и ремой (ее воплощением). И только после этого упражняться в стилистике текста и в художественных изяществах. [c.115]
Композиционный прием представляет собой синтез различных средств композиции. Как отмечает А. А. Барташевич Композиционный прием воплощает в себе единство использованных средств композиции. В силу этого он является важнейшим средством, которое выступает организующим началом в работе над формой и определяет стратегию творческого поиска [1, с. 91]. Проектирование дизайн-графики зависит от ее функциональной схемы, которая будет определять диапазон и степень используемых композиционных средств, но роль композиционного приема от этого менее значительной не становится. [c.243]
Переход на индустриальные способы изготовления промышленной продукции отделил проектировщика вещи —дизайнера или архитектора — от ее непосредственных создателей — технолога и рабочих. Поэтому формирование эстетически совершенных изделий промышленного производства оказалось по плечу лишь тем, кто превосходно владел профессиональными приемами и средствами художественной выразительности. Теперь, когда этапы проектирования и производства изделия были разобщены, когда в процессе производства вещи нельзя было изменить ее форму, как это делал ремесленник, дизайнер должен был не интуитивно, а сознательно творить по законам красоты, мастерски оперировать всей совокупностью формообразующих и гармонизующих средств композиции, хорошо представлять вещь в завершенном виде. [c.164]
Ответ на вопрос, верно или неверно материально-конструктивная природа вещи выявляется в художественной форме, дает тектоника. Это средство композиции как бы проявляет соотношения подвижных и неподвижных, несущих и несомых, работающих и неработающих частей предметов. [c.183]
Теоретики архитектуры, а затем и дизайна во все исторические эпохи, признавая важную роль прочности и ее художественного выражения в формах предметов, неизменно стремились при этом к разумному, экономному расходованию материалов. Чем выше реалистическое мастерство дизайнера, тем экономнее он пользуется выразительными средствами, и тем прочнее видимая связь конструкции и материала. Использование же тектонических средств, заимствованных из практики применения иных конструкций и материалов, приводит к пластическим излишествам, перерасходу материальных средств и, следовательно, к украшательству, характерному для мещанского вкуса. Вот почему так важно глубокое понимание и дизайнером и товароведом приемов и методов различных тектонических систем. Чтобы форма вещи стала тектоничной, необходимо достигнуть соразмерности всех частей, слияния различных компонентов объекта в единое органическое целое, а это достигается только с помощью гармонизирующих средств композиции. [c.188]
Пропорции теряют всякий смысл, если они не увязаны с человеком. Ведь в своей созидательной деятельности человек выступает как мера всех вещей, поэтому с ним соразмеряется все, что создается на земле. Достаточно вспомнить, например, "Модулор" Ле Корбюзье. Отсюда необходимость единения пропорций с другим не менее значимым средством композиции — масштабностью. [c.199]
Ансамбль — это высочайшая степень единства и согласованности образующих ансамбль компонентов, это комплексное, в высшей степени гармонически согласованное владение всем арсеналом средств композиции. [c.216]
Каждое средство композиции не может существовать без всех других, точно так же как предмет не может утратить ни свою материальность, ни цвет, ни размер, ни фактуру. И именно из этих свойств вещей, как уже отмечалось, "вырастают" закономерности композиции, которые являются эстетически совершенным выражением объективных свойств предметов. Недостаточное внимание к этим свойствам в процессе создания вещного мира приводит, как правило, к перерасходу материала, труда, времени, созданию эстетически ложных образцов. [c.216]
Это своеобразный "язык", с помощью которого фирма (предприятие) обозначает свои товары, а также все, что так или иначе имеет отношение к ним. Задача С.ф. заключается в том, чтобы самые широкие массы людей (а не только потенциальные покупатели) издали, на большом расстоянии узнавали машины, оборудование, приборы, транспортные средства предприятия, а также принадлежащие фирме здания, заводы и т.д., четко отличая их от аналогичных объектов фирм-конкурентов. В систему С. ф. входят следующие элементы 1. Товарный знак (см. "Знак, товарный" [3 53]). 2. Фирменный блок - объединенные в жесткую композицию знак и логотип (оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы) плюс поясняющие надписи (страна происхождения товара, почтовый адрес, телефон и телекс фирмы) и нередко "фирменный лозунг" — техническое и коммерческое кредо фирмы, например, "Moulinex—нужно жить играючи". 3. Фирменный цвет (цвета), используемый(ые) по определенным правилам. 4. Фирменный комплект шрифтов, применяемый в объявлениях, печатной рекламе и всевозможных надписях на упаковке, ярлыках и т.д. 5. Фирменные полиграфические константы - постоянный формат, способ верстки текста и иллюстраций, стиль иллюстраций. [c.369]
Наряду с улучшением физико-механических показателей новая технология изготовления резиновых смесей на основе жестких нитрильных каучуков является экономически выгодной. Согласно расчету, проведенному в НИИРП, сумма экономии денежных средств за счет перевода изготовления резиновых смесей на основе жестких измельченных нитрильных каучуков ориентировочно составит 410 тыс. руб. в год. Трудоемкость чел/ч по старой технологии составляет 62,3, по новой технологии 8,15 на тонну смесей. В настоящее время отраслевая лаборатория совместно с НИИРП и заводом Каучук разрабатывает поточно-автоматическую линию по изготовлению резиновых смесей на основе жестких нитрильных каучуков с применением порошкообразных композиций. Монтируется опытная установка на Ярославском заводе РТИ. Этот опыт показывает, что возможно применение жестких каучуков и для других видов изделий. [c.141]
Но компетентного пианиста никогда не попросят сыграть в Карнеги Холл. Может быть, в гостинице, но никак не в Карнеги Холл. На этом уровне можно зарабатывать на жизнь, играя на пианино, но это еще не мировой класс. Разница между Третьем и Четвертым в том, что на Четвертом Уровне не только читают музыку, но и добавляют или вносят что-то такое изнутри. Пианист на компетентном уровне есть только человеческое "играющее пианино", а "играющие пианино" не получает денег за сольные концерты. Большинство пьес, переведенных на язык программ для в механических пианино, являются быстрыми, танцевальными мелодиями или строевыми маршами - каждая выборка имеет свой ритм. Композиции Брамса, Бетховена, Дебюсси, или Пахабеля редко попадают в играющее пианино, потому что инструмент не в состоянии передать внутренние "чувства" музыки. Та же самая аналогия может быть применена и для торговли. На Втором Уровне трейдер делает деньги постоянно на од неконтрактной основе. Торгуя на Третьем Уровне несколькими контрактами, трейдер должен быть способен удвоить прибыль на инвестированный капитал (ROI), достигнутого на Втором Уровне, варьируя объемом торговли. Третий Уровень позволяет трейдеру максимально вкладывать средства, когда существует наименьший риск и минимально вкладывать при наибольшем риске. Трейдеры Третьего Уровня компетентны, но еще не знают, как направлять самого себя внутри рынка. Они понимают "основную и обычно невидимую структуру рынка", но не могут еще видеть взаимодействия между этой структурой и основной, обычно невидимой, структурой их собственной индивидуальности. Мы заберемся глубоко в эту область на Четвертом Уровне. [c.122]