Экономический

Попытаемся мы разобраться и в хитросплетении нитей, образующих сложный узор экономических побуждений к тру-  [c.4]


Не стоит, конечно, забывать и то, что высокая дисциплина-результат отнюдь не только убеждений и внушений. Жесткие требования, предъявляемые сегодня к каждому, кто стремится завоевать или сохранить свое место в рядах занятых.дей-ствуют отнюдь не в меньшей степени. Но чем бы не диктовалось высокое уважение к труду, присущее абсолютному большинству японской нации,- экономическими императивами наших дней или исполненной драматизма и упорства борьбой крестьянина с природой, то и дело отнимавшей у него клочок земли и крышу над головой,- вывод один невозможно ставить никакие задачи по развитию производства, не подчиняя их идее формирования высокой культуры и дисциплины труда.  [c.22]

Несмотря на обнаружившиеся пределы применения "патерналистской" опеки компаний в отношении своих работников, речь надо вести скорее об определенных внутренних трансформациях ее механизма, ибо, как принцип отношений,она далеко не исчерпала себя ни экономически, ни как  [c.34]

Стратегия возымела успех, и 80-е годы прошли тд знаком стабилизирующихся, а вторая их половина - дахе снижающихся цен на продовольствие и промышленные товары. И тем не менее, государство и промышленники вынуждены постоянно оглядываться на японца-потребителя. Стоит только чуть забрезжить тучам на экономическом небосклоне, появиться угрозе роста безработицы, как он, чувствительный в этих вопросах как никто другой, начинает обходить стороне i магазины, спешно меняет свои планы.  [c.44]


Издавна известно, что религия имеет самые разнообразные связи с экономическими отношениями, в том числе - со сферой труда, производства. Религии отчасти обобщали сложившиеся в обществе представления об этике экономического поведения, а отчасти и предлагали их, воспитывали. Кроме того, они практически всегда содержат в себе наблюдения над эмоциональной, психической жизнью человека, используют соответствующие приемы для воздействия на нее. Часто они выступают и как дополнение экономической жизни, область, своего рода, выправления недостатков экономики за ее пределами - филантропия тому известнейший пример. Наконец, откликаясь на нужды общества, они порой предлагают свои проекты общественных преобразований, в том числе и в сфере экономических отношений. И экономическая, и религиозная мысль пытаются решать проблемы справедливости, прав и предназначения человека.  [c.69]

В Японии нередко задаются вопросом, какая из действующих в стране религий больше всего участвовала в формировании этики труда, специфики отношений на производстве, сыграла роль своего рода психологического обеспечения быстрого экономического роста.  [c.73]

То,-что произошло в Японии в 70 - 80-е годы, можно охарактеризовать как своего рода апогей в искусстве администрации фирм умело использовать самые различные психологические, этические, идейные компоненты, почерпнутые у самых разных сфер, течений общественной мысли, включая религии. И столетняя история развития производства в Японии, и практика последних лет говорят о том, что не одна какая-либо религия стала источником этики труда, помогла массам вписаться в новые экономические условия, а именно отбор элементов каждой из них, наиболее отвечающих текущим задачам.  [c.76]

Опыт Японии показал, что религия способна выступать не только в функциях, близким к тем, какие выполняют психология труда или социология предприятия, но и в качестве своего рода философии экономической жизни. Если раньше экономический рост расценивался значительной частью населения Японии как синоним движения к решению социальных проблем, то в 60-е годы, как показали опросы, почти каждый  [c.76]


Следуя этим новым настроениям, и религиозная литература обратилась к критике "примитивного экономизма", опустошения личности, к которому ведет жизнь по формуле "производить, чтобы потреблять". Однако способы действия предлагались различные. Одни религиозные деятели считали, что надо предоставить производству развиваться прежним путем, создавая материальные ценности, но дополнить этот процесс утверждением вне производства моральных ценностей.[39] Другие - прежде всего представители модернизированного буддизма - определили период, начавшийся со второй половины 70-х годов как время размышлений уже не о способах, а о целях развития производства, когда к понятию "экономический рост" все чаще прилагаются вопросы "зачем ", "для чего ". [40]  [c.77]

Все более частые точки пересечения между религиями и производственной деятельностью людей, экономической стороной их бытия в целом, думается, способны служить одним из подтверждений вывода, к которому подводит современная практика управления кадрами, а именно эффективным в.наши дни оно является тогда, когда в роли объекта управления рассматривается человек не только как носитель рабочей силы, но и во веем многообразии качеств, определяемых духовными потребностями и эмоциональным складом, психологическими, религиозными и многими другими особенностями.  [c.82]

Среди наиболее масштабных причин стоит указать на благоприятную в целом экономическую обстановку в стране в последние 10 лет и на уроки и выводы, которые сделала каждая из сторон - предприниматели и рабочие, из-опыта тех времен, когда забастовки мощными волнами прокатывались по стране. Первое обстоятельство позволило крупным фирмам осуществлять повышение заработной платы, другие социальные меры, а второе - побудило это делать, не доводя отношения с рабочими до конфликта, а конфликт - до забастовки. Статистика 80-х годов показывает, что лишь в одном, случае из пяти конфликт с администрацией, даже если в него были вовлечены большие группы рабочих, профсоюзы, выливался в забастовку продолжительностью солее 1/2 рабочего дня. [46 В остальных случаях-дело ограничивалось либо крат-  [c.85]

Могут возразить забастовки чаще случаются не во времена кризисов, а на других фазах экономического цикла. Да, рабочие знают, что при неблагополучном положении предприятия забастовки бывают не только не эффективными, но и опасными для самих бастующих - склады, если имеет место кризис перепроизводства, переполнение продукцией, администрация не только не идет на уступки, но и склонна реагировать на стачку массовыми увольнениями. Однако, учет не только забастовочных, но всех конфликтов - японская статистика одна из немногих в мире, которые предоставляют подобную возможность - свидетельствует о логичной связи между непорядком в экономике, на предприятии и частотой конфликтов.  [c.88]

Рассмотрение вопроса о конфликтах и более широко - о человеческих коммуникациях на современном предприятии убеждает в том, что недалеко время, когда эта ответственная область, требующая знания экономической теории, экономики труда, социальной психологии, приведет к появлению, невидимому, своей, самостоятельной дисциплины. А пока в мире идет накопление информации, поиски закономерностей и связей. Изучение Японии дает к тому ценный материал - и обширный, и оригинальный.  [c.97]

В бурной дискуссии 1989-90-х годов выделяется ряд повторяющихся аргументов. Условно их можно разделить на две группы одна - аргументы исторического, социального, эмоционального плана, другая - экономические.  [c.105]

Главным среди экономических аргументов стала неуверенность в продолжении экономического роста ,Еще в середине 80-х годов некоторые видные японские экономисты предрекали кризис в начале 90-х годов с существенным ростом безработицы. [57] Предсказания сбылись, и, хотя, как считают американские исследователи, он продлится несколько месяцев и уровень безработицы не достигнет драматических отметок - это, очевидно, не может означать, что каждая страна позаботится об охране собственного рынка от иностранной конкуренции. [58]  [c.107]

Одни компоненты японского стиля управления кадрами легко могут быть применимы в одних странах, в других - стоит увидеть принципы, общую идею, чтобы воплотить ее творчески, с учетом отличной от японской экономической ситуации или практики трудовых отношений. Но, пожалуй, главное, что необходимо усвоить, обращаясь к японскому опыту, - эффективное управление ни в коем случае не может быть суммой раз и навсегда найденных приемов, незыблемых идей. Меняются труд, человек, экономика, и именно сменяемость, многообразие приемов и подходов, позволяют привести в движение громадную и многоликую массу работников современного производства, действующих в различных сферах  [c.112]

Авария — происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.  [c.14]

Согласно ГОСТ 17.0.0.04—90, экологический паспорт состоит из разделов, расположенных в такой последовательности титульный лист общие сведения о предприятии и его реквизиты краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия краткое описание технологии производства и сведения о продукции, балансовая схема материальных потоков сведения о использовании земельных ресурсов характеристика сырья, используемых материальных и энергетических ресурсов характеристика выбросов в атмосферу характеристика водопотребления и водоотведения характеристика отходов, сведения о рекультивации нарушенных земель, сведения о транспорте предприятий, сведения об эколого-экономической деятельности предприятия.  [c.156]

Отходы, не подлежащие переработке и дальнейшему использованию в качестве вторичных ресурсов (переработка которых сложна и экономически не выгодна или которые имеются в избытке), подвергаются захоронению на полигонах. Перед захоронением на полигоне отходы с высокой степенью влажности обезвоживаются. Прессуемые отходы целесообразно спрессовывать, а горючие — сжечь с целью снижения их объема и массы. При прессовании объем отходов уменьшается в 2... 10 раз, а при сжигании—до 50 раз.  [c.213]

Данные о населении и другая социально- экономическая информация  [c.255]

Исследование устойчивости функционирования объекта начинается задолго до ввода его в эксплуатацию. На стадии проектирования это делает проектант. Такое же исследование объекта проводится соответствующими службами на стадии технических, экономических, экологических и иных видов экспертиз. Каждая реконструкция или расширение объекта также требует нового проведения исследования устойчивости. Таким образом, исследование устойчивости—это не одноразовое действие, а длительный, динамичный процесс, требующий  [c.255]

Гражданские организации ГО создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты, важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. В гражданские организации ГО могут быть зачислены граждане РФ мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационное предписание, инвалидов, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до трех лет.  [c.261]

Никуда не уйти от глубокой внутренней логики связ между лидерством Японии по уровню и динамике производи тельности труда среди ведущих стран и наиболее высоки среди этих стран объемом предлагаемых потребителю тс варовиуслуг. В 1980-1986 годах среднегодовые темпы рост производительности труда были равны в Японии2,8%, вФР -2,0%, в США-0,7%, в 1987-1990г., по прогнозам Организм ции экономического сотрудничества и развития, соответств ющие показатели выразятся в 3,5%,2,3% и 1,3%. [22] Эт при том, что к началу 80-х годов Япония вышла на америка  [c.53]

Хомо сапиенс" - в биологии, рабочая сила - в экономической теории... Научной абстракции, теории присуще оперировать абстрактным понятием человека. Но коль скоро экономическая теория питаема практическими наблюдениями, то уже и в ней проявляется понимание неотделимости организации производства, управления им от выявления, если не индивидуальных, то групповых, типовых черт, различающих людей, в том числе - и в качестве носителей способности к. труду.Возраст, пол, национальная и расовая принадлежность - не зависящие от человека демографические характеристики, но в силу воздействия остальных,производственных условий они оборачиваются разницей в трудовых,деловых возможностях людей, их запросах в отношении условий и оплаты труда, разницей в производственном поведении и многом другом, что необходимо знать, управляя реальным коллективом. Ибо он, этот реальный коллектив, сегодня наверняка будет состоять из самых разных людей, и, как дирижер в оркестре, специалист по управлению должен знать, как все это организовать, направить, чтобы вышла не какофония, а ладное звучание.  [c.55]

Доля лиц, работающих неполное рабочее время в Японии колеблется от 6,7% на крупных предприятиях до 12,8% на мелких, особенно велика она на предприятиях торговли -16,1 %. [25] Это-достаточно высокие показатели всравнен ии с другими ведущими странами, хотя среди них есть и немало превосходящих Японию по распространенности подобных режимов работы. Интенсивное распространение их в последние 20 лет было предопределено действием ряда причин. Одна - их экономическая рациональность в сложившихся производственных условиях. Скажем, в торговле их организация позволяет облегчить "пиковые" нагрузки основной мас-сы работающих. Неполный рабочий день хорошо монтируется со скользящими шкалами рабочего времени, получившими также в последние 20 лет значительное распространение. Несомненно, что работа неполный день дает администрации значительные возможности кадрового маневра. Во всех странах заработки работающих неполное время в расчете на отработанный час ниже аналогичного показателя у работающих полное время, в связи с тем, что в большинстве случаев они исключены из систем дополнительных ассигнований на рабочую силу по линии социальных услуг компании, причем здесь нет секрета, при меньшей продолжительности рабочего времени выше часовая выработка. В Японии подобная практика тем более выглядит несправедливостью, поскольку неполное рабочее время может здесь лишь минимальным образом отличаться от полного. Работницы, избирающие неполный режим, с точки зрения условий увольнения приравнены к временным работникам, что резко снижает гарантированность их занятости и облегчает процедуру - сокращает сроки,в течение которых компа-  [c.59]

С точки зрения интенсивности связи между экономикой и религиозным сознанием Японию нельзя сравнивать со странами католизицма или ислама.Однако, Япония примечательна, пожалуй, именно тем, что в этой стране в осмыслении экономических отношений, в воздействии на них участвуют целый букет религий и школ, включая, идущие из глубины веков и вновь создаваемые вероучения. Причем, именно в последние годы это участие становится едва ли не непременной чертой трудовых будней.  [c.69]

По мнению одного из видных теоретиков современного буддизма И.Тамуры, секты этой религии, действующие на базе учения Нитирэна - а это главные по численности приверженцев направления данной религии в Японии - "развились как реакция на прогресс современной Японии". [33] Что же под сказанным имеется в виду Экономический прогресс, с  [c.71]

В крупном издании по социологии религии в Японии обращается внимание на совпадение первого периода бурного экономического роста в конце прошлого - начале текущего столетия с распространением христианства. "Принятие христианства городской буржуазией и средними слоями, -отмечается в нем, - позволило сформировать определенные взгляды на этику труда. Христианство воспринималось в ту порудак религия, связанная с Европой и Америкой, другими словами - с модернизацией жизни. Такое отождествление и поддержка новых форм побудили христиан стать инициаторами многих проектов совершенствования общества". [35]  [c.73]

Филантропия представляет собой традиционную для любых вероисповеданий форму социально-экономической деятельности. Но и здесь в наши дни возникло много перемен. Благотворительность в рамках соседской или церковной общины осложняется тем, что население уже не держится не то, что мест поселения предков, но и со все большей частотой меняет их и в связи с переменами работы, и обретая новое жилье. И потому все менее действенны призывы к имущим осуществлять благотворительность по соседски-общинному принципу. Аналогичные проблемы возникли и в Западной Европе. Один из видных деятелей протестантизма Э.Сэмпсон определил их так "В наш век всеобщей мобильности, когда люди, деньги и товары способны перемещаться со стопроцентной легкостью, старую идею общинности стали отрицать куда энергичнее, чем это было в XIX веке, когда владельцы предприятий и управляющие жили рядом со своими фабриками. Многим из нынешних менеджеров международного масштаба трудно определить, какая страна, город, а тем более соседская община есть место их проживания". [42  [c.79]

Если спросить любого человека, знает ли он, что такое конфликт на производстве, кажды почти наверняка припомнит рассерженные лица и разговоров повышенном тоне, хлопающие двери и в гневе сдернутые спецовки и халаты. Другими словами, вспомнит типичные формы конфликтного поведения. А вот определить, что такое конфликт по существу, содержанию, оказывается непросто, коль скоро нет единства точек зрения у специалистов. В нашей литературе преобладало мнение, что конфликт в трудовых отношениях -это столкновение экономических интересов, стороны же его - наемные работники и администрация предприятия, илугге кто представляет управление.общества в целом. У западных исследователей чаще всего можно было встретить трактовки, где конфликтом предлагалось считать всякое столкновение интересов, в трм числе и между люДьми, занимающими одинаковые позиции на предприятиях, столкновения, имеющие не только экономическую подоплеку, но и вызванные чисто психологическими, личными и прочими коллизиями.  [c.83]

Но как ни покажется странным, чем более пристально изучаются конфликты, тем больше появляется оснований говорить о том, что в двух названных точках зрения e tb не только очевидные различия, но и определенная общность. В западном истолковании отсутствует все-таки главный источник конфликтов, разные по своей природе столкновения как бы смешиваются в общем котле. В том же определении, которое использовалось у нас, отмечается главное, но выпадает множество конфликтов, где происходит подмена сторон, содержания конфликта и уж, конечно, нельзя - так устроен человек - разгородить каменной стеной экономические и психологические стороны взаимоотношений людей на производ-  [c.83]

Выше речь шла главным образом об экономических конфликтах - индивидуальных или коллективных. Но закономерно поинтересоваться, как часто случаются эмоциональные, межличностные конфликты. Почти наверняка бывает и такое, но смело можно поручиться, что реже, чем в других странах. Стоит припомнить, что в конце прошлого века указом императора Мэйдзи в Японии было-введено всеобщее образоване и, причем предусмотрено было, чтобы в школах для простого народа преподавали три предмета - арифметику, родной язык  [c.94]

Инициаторами разработки выступили различные экономические ассоциации. По проекту, предложенному одной из них -"Кэйдзай доюкай", предполагается в качестве первого шага развернуть специальные центры по отбору и предварительной подготовке кадров в крупных городах тех стран, которые с наибольшей вероятностью станут поставлять их японским предприятиям. По окончании специальных курсов при этих центрах, где должны изучаться, в частности, и основы японского языка, претендентам предоставляется возможность войти с заинтересованной японской компанией в контакт. В целях гармонизации рынка рабочей силы, а также ограничения возможных отрицательных социальных последствий притока иностранных рабочих, было выдвинуто предложение создать японский национальный "Центр по командированию", призванный заниматься вопросами рационального использования и распределения иностранных рабочих между фирмами.  [c.109]

Управление финансами в международной нефтяной компании (2003) -- [ c.0 ]

Основы инвестирования (0) -- [ c.0 , c.159 , c.160 ]

Бухгалтерский словарь (1994) -- [ c.195 ]

Экономика (1995) -- [ c.0 ]