Эгалитаризм исходит из посылки, что все члены общества должны иметь не только равные возможности, но и более или менее равные результаты. Поэтому справедливым является равное распределение благ между членами общества. [c.197]
Конфликт между субъективным эгалитаризмом и объективным социализмом [c.2]
Это исследование важно еще по одной причине в нем тщательно проводятся различия между теорией перераспределения и другими, внешне сходными, доктринами. Так, например, автор ясно показывает, чем эта теория отличается от аграрного эгалитаризма, который ставит своей целью уравнивание ресурса — земли, — но не стремится к контролю за распределением ее продукта. Очень важно подчеркнуть, что теория перераспределения не тождественна социализму. Теория перераспределения принесла много вреда современной цивилизации, но она не разрушила ее. Социализм же характеризуется подавлением частной собственности в условиях новой общинной нравственной солидарности и несовместим с современным обществом. Если он и может существовать, то только в монастырях, где все материальное с презрением отвергается, или в небольших, простых или даже примитивных сообществах — этот аспект хорошо понял Руссо, но не смог понять Маркс. [c.4]
Рассматривая перераспределение чисто с этической точки зрения, мы должны, прежде всего, четко различать социальный идеал равенства доходов и другие, эмоционально близкие, но логически с ним не связанные идеалы. Существует распространенное, но мало чем подкрепленное мнение, что различные идеалы общественного переустройства порождают друг друга. Это не так перераспределение не является прямым следствием социализма или аграрного эгалитаризма. Мы существенно проясним вопрос, если остановимся на различиях между этими концепциями. [c.9]
Мы уже говорили о том, что радикальный и последовательный эгалитаризм стремится к равному распределению доходов, нисколько при этом не заботясь о последствиях. Если в [c.39]
Мне не хотелось бы подводить итог тому, что было скорее вращением вокруг концепции перераспределения, чем научной дискуссией. Разрешите только подчеркнуть, что как бы мы ни стремились поднять наименее обеспеченные слои общества, логически это никак не связано с требованием выравнивания доходов. Мы видели, что концепция уравнивания доходов лишена какого бы то ни было надежного основания она неясна по сути, а в своей деструктивной части является скорее преходящим, чем фундаментальным чувством. Метод так называемого перераспределения с помощью перераспределяющего государства, создающий преимущества корпоративным организациям перед индивидами, по нашему мнению, является частью большого эволюционного процесса, который не приведет к равенству и в котором идеал эгалитаризма пущен в ход с самыми честными намерениями, но для целей, отличающихся от первоначальной идеи справедливого распределения. [c.47]
Напомним, что традиционные общества характеризуются не только нулевым экономическим ростом, стремлением к своеобразному эгалитаризму, но и жесткой религиозной (или специфической) так называемой деревенской системой ценностей, моралью, обычаями, которые служат основой чувства национальной общности. Высшими ценностями в рамках традиционной модели являются стабильность и порядок, а также неизменность моральных ценностей, передаваемых из поколения в поколение. К существенным характеристикам относится также замкнутость социальной структуры, стабильность обычаев и традиций. [c.47]
Повышение общественного благосостояния достигается за счёт перераспределения доходов и имущества. Общество, исходя из необходимости достижения благосостояния, использует принцип социальной справедливости в качестве ограничения при принятии экономических решений. Современные правительства, с целью достижения благосостояния всего общества, используют в своей экономической политике (при распределении и перераспределении) разные концепции справедливости (утилитаризм, либерализм, эгалитаризм и др.). Согласно принципу утилитаризма, благосостояние выступает как сумма индивидуальных достижений членов общества и государство должно заботиться об этой сумме. В этом случае перераспределение доходов и имущества осуществляется в узких пределах — только в пределах сравнимости индивидуальных полезностей. Поскольку определённая денежная сумма представляет для бедняка большую индивидуальную полезность, чем, напр., потеря этой суммы для миллионера, то возможно перераспределение этой суммы в пользу бедняка. [c.24]
Согласно позиции эгалитаризма, отстаивающего приоритет равенства в обществе, сплочённость и солидарность, есть более высокие ценности, чем индивидуальные достижения и независимость членов общества от государства. Поэтому государство может и должно осуществлять активную политику выравнивания доходов и нейтрализации их чрезмерной дифференциации. [c.24]
При этом эгалитаризм не требует абсолютного равенства доходов, ибо такое равенство уничтожает экономические [c.24]
В своей работе Политический элемент в развитии экономической теории (1929) он критиковал ортодоксальную теорию своего времени, которая, какой утверждал, отвернулась от эгалитаризма как логического вывода из доктрины полезности и использовала ее для защиты статус кво. Такое стремление к защите существующего положения проистекает из врожденного консерватизма экономической науки. Мюрдаль критиковал разработку сложных математических экономических теорий, которые он считал поверхностными и в большинстве случаев бесполезными, свидетельствующими о стремлении экономистов уйти от анализа реальных проблем. [c.343]
ЭГАЛИТАРИЗМ — стремление к уравнительному распределению ресурсов и благ как основному способу устранения противоречий в экономике и в обществе, в семье. [c.535]
Эгалитарная функция общественного благосостояния уже не будет индивидуалистической и не основывается на предположении о доброжелательном отношении к индивидам. В рамках индивидуалистического подхода рост дохода богатого не воспринимается как зло само по себе, просто рост доходов бедного имеет большую общественную ценность. Но сторонники эгалитаризма, к которым от- [c.312]
Общей для либерализма, социализма и коммунизма была воспринятая от философии Просвещения предпосылка об универсальной тенденции общественного прогресса. Эту предпосылку отвергли идеологии консерватизма и романтизма, оформившиеся на волне разочарования в последствиях французской революции — якобинской диктатуре и бонапартизме. Эпоха революционного террора и наполеоновской империи предстала как воплощение рационалистической философии и подавление свободы и духовных устоев. Консерватизм выразил феодально-клерикальную реакцию на просветительский материализм и революционный эгалитаризм романтизм —рост национального гражданского самосознания и трагическое восприятие теневой разрушительной стороны исторического прогресса . [c.139]
Представляя себе плановое хозяйство как единую фабрику , Ленин представлял экономическую политику диктатуры пролетариата как прямое властное регулирование с решением конкретных кадровых и научно-технических задач, главнейшие из которых 1) освоение естественных производительных сил 2) электрификация 3) научная организация труда и управления (НОТ). Важнейшими коррективами, внесенными в первоначальный ленинский эгалитаризм, были признание несостоятельности рабочего контроля и особо оговоренное в партийной программе отступление на известное время от принципов равенства — более высокое вознаграждение специалистов, чтобы они могли работать лучше, чем прежде . [c.423]
Другой вариант компенсации связан с использованием централизованных фондов, системой социального страхования и т. п., т. е., по существу, перераспределения национального дохода в пользу западных фирм. Оба варианта способны спровоцировать напряженность социального фона в регионах, прилегающих к СЭЗ, особенно учитывая многолетнюю традицию всеобъемлющего эгалитаризма. Уже сейчас в районах предполагаемого размещения свободных зон они сталкиваются с оппозицией. В Выборге 25% опрошенных в ходе обследования общественного мнения высказались против создания зоны общественное движение против свободной зоны существует и в Новгороде. Социальный аспект проблемы еще мало изучен, хотя им пренебрегать никак нельзя. [c.151]
Независимость, индивидуализм, эгалитаризм, решительность, самоуверенность, прямолинейность, надежность, обязательность, точность, пунктуальность, инициативность, целеустремленность, мобильность, энергичность, оптимизм — так могут оцениваться специфические отличительные черты Западной деловой культуры с позиции россиян. [c.459]
Эгалитаризм — как стиль отношений равных, свойствен Западной культуре и американской в особенности. США — страна высокой социальной мобильности, общество меритократии. Обществом руководят люди, чье высокое положение обусловлено личными достижениями, а не наследованным статусом или протекцией. [c.461]
Эгалитаризм 5 140, 154, 155, 157 Экономика (как наука) 1 9, 44 217, 20, 21, 23 5 232 [c.456]
Но те, кто отстаивает призыв и возражает против наемной армии, выдвигают несколько аргументов. Во-первых, они подчеркивают несправедливость, связанную с наемной армией. Так как бедные (с ограниченными альтернативными возможностями) будут привлекаться в армию, тяжесть войны ляжет в основном на них. Носители этих взглядов утверждают, что определенные права и обязанности не могут распределяться по законам рынка. Мы ссылались на этот взгляд в предшествующей главе как на особенный эгалитаризм. Обязанность сражаться и рисковать жизнью за свою страну является одной из этих обязанностей. [c.300]
Ранее мы столкнулись со взглядом, названным особым эгалитаризмом, согласно которому общество может иметь разные представления не только о распределении покупательской способности в целом, но и о доступе к определенным товарам, услугам и правам. Право на минимальный уровень медицинского обслуживания, пищу и кров следовало бы рассматривать как неотъемлемое право. [c.338]
Особой разновидностью эгалитаризма является роулсианский подход, согласно которому справедливым считается распределение, максимизирующее полезность наименее обеспеченных членов общества. От этого выиграет общество в целом. [c.197]
Итак, можно сказать, что аграрный эгалитаризм воплощает два принципа 1) природные ресурсы не должны монополизироваться и 2) вознаграждение является справедливым только в том случае, если капитал изначально распределен поровну. В современном мире эти принципы не утратили своего значения. Первый совсем недавно был извлечен на свет Муссолини, когда он заявил о праве более бедных наций на равную долю мирового запаса природных ресурсов. Эта идея была подхвачена пропагандой и получила широкую поддержку, что говорит о том, что она глубоко укоренена в сознании масс. Более того, представление, что путь к социальной справедливости лежит через перераспределение капитала, является главной составляющей всех реформаторских схем, основанных на коллективистской программе. Они стремятся применить к современным обществам принципы аграрных реформаторов — это то, за что выступает Честертон. Секрет практического достижения такого равенства пока не найден, но многочисленные попытки ["Демократия, владеющая собственностью"] свидетельствуют о том, что старая идея жива. Ее привлекательность, видимо, никогда не померкнет. [c.11]
И не только люмпенских. Вообще значительной части населения нашей страны присущи патернализм ( государство должно все обеспечить ) и эгалитаризм (уравнительность) в его экономическом мышлении. [c.449]
Процессы распределения и перераспределения были связаны с убеждением, что все члены общества имеют право претендовать на соответствующую их статусу долю общественного продукта — долю, которая была строго определена и фиксирована. В этом и состоял традиционный эгалитаризм — определенное равенство, но внутри жестких иерархических групп, своеобразное сочетание эгалитаризма и иерархизма. В этих условиях попытки кого-либо увеличить свое благосостояние представляются человеку традиционного общества как ограбление других1. Но главное, нарушение иерархического порядка распределения рассматривалось как подрыв общественных устоев. Именно поэтому предприимчивость и новаторство не являются ценностями традиционных обществ. Они разрушают установленную систему межличностных отношений, социальную иерархию и противоречат представлению о справедливости как соответствии традиционной норме. [c.41]
Гуманизм Эвдемонизм Трудолюбие Персонализм (самореализация) Оптимизм Элитизм Эгалитаризм Перфекцио-низм (самосовер- Благоговение перед жизнью [c.71]
ЭГАЛИТАРИЗМ (фр. egalitarisme, от egalite - равенство) - стремление к уравнительному распределению ресурсов и благ как основному способу устранения противоречий в экономике и в обществе, в семье. [c.391]
В рамках эгалитаризма существует так называемый ролзианский подход (по имени философа Дж. Ролзи, предложившего этот подход), который исходит из того, что каждый индивид не знает, поднимется ли он по социальной лестнице или не удержится на ней и упадёт на социальное дно. Поскольку индивид ничего не знает о своём будущем, то он предпочтёт такую политику правительства, которая направлена на улучшение положения самых бедных членов общества. [c.24]
Трансформация капиталистической экономики в социалистическую вскрыла ряд серьезных проблем. Во-первых, поспешность преобразований породила хаос и нарушила принцип добровольности. Во-вторых, трансформация осуществлялась без учета местных условий и интересов и настроений крестьян. В-третьих, кооперативы, как правило, создавались крупными, а потому малоуправляемыми (гигантомания). В -четвертых, система материальных стимулов и ответственности оказалась серьезно нарушенной. В распределении царил эгалитаризм, что существенно подрывало заинтересованность в труде. В-пятых, подрывалась свобода производственного выбора кооперативам навязывалось производство одних культур и запрещалось выращивать другие. [c.79]
Россия находится географически — между Западом и Востоком. Деловая культура России занимает по ряду параметров (индивидуализм/коллективизм, иерархичность/эгалитаризм и др.) промежуточное положение между Западной и Восточной культурами. Рост вовлеченности россиян в международные проекты актуализирует вопросы взаимодействия различных культур на всех уровнях ведения бизнеса — от рабочих мест до топ-менеджмента. Знание полярных особенностей культур позволяет ориентироваться в ситуациях кросс-культурных коммуникаций, оптимизировать отношения с инокультурной общественностью. Обратившись к [c.458]
Главным мотиватором поведения работников выступает построенная по клановому принципу корпорация. Признаками такого рода корпорации являются пожизненный наем, создающий твердые гарантии занятости и сопричастности к общей судьбе организации медленное продвижение по службе универсальный характер квалификации, широкие коммуникации коллективный, основывающийся на согласованиях, метод принятия решений и групповая ответственность широкая свобода действий и нечетко выраженный механизм контроля постоянная забота о социальных и экономических потребностях работников регулярное присутствие руководства на производстве доверительное, товарищеское общение руководителей с подчиненными гласность эгалитаризм, сглаженность ранговых различий систематическое культивирование здоровой социальной обстановки, корпоративных ценностей и преданности организации. [c.186]
Смотреть страницы где упоминается термин Эгалитаризм
: [c.223] [c.45] [c.585] [c.463] [c.236] [c.193] [c.27] [c.284] [c.763] [c.54] [c.9] [c.460] [c.42] [c.292]Цены и ценообразование (1999) -- [ c.197 ]
50 лекций по микроэкономике Том 2 (2000) -- [ c.2 ]